Relationship between teacher and students as a problem of academic ethics

Cover Page

Abstract


The article is devoted to the examining the principles of the relationship between a lecturer and students which refer to the understanding of the mission of the higher school both in classical and non-classical university. The paper proposes a possible system of ethical issues in the relationship “teacher - student”, based on comprehension of the ethos and the mission of the profession, as well as a modern moral issue relating to the scope of application of information technologies in the educational process.

Академическая этика в современном университете как пространство регулятивных идей для академической жизни привлекает сегодня все больше и больше интереса. В условиях технологических, методологических, этно-конфессиональных и других вызовов, которые возникают перед университетом сегодня, академическая этика реализует свою становящуюся все более актуальными функцию: обосновывать цели и задачи, миссию университета; анализировать ценностные основания педагогических традиций; формулировать подходы к принципам взаимодействия субъектов академической коммуникации и др. Взаимодействие преподавателя и студентов является важнейшим предметом рассмотрения академической этики, в котором отражаются принципы и ценности, определяющие собой миссию такой особой профессиональной деятельности, как преподавание в университете. В профессии преподавателя находят отражение идеи сочетания обучения и воспитания [1. С. 49], которые объединяются в процессе взращивания личности будущего специалиста. Психолого-педагогические задачи формирования студента как субъекта учебной деятельности предполагают обучение «умению планировать, организовывать свою деятельность, умению полноценно учиться, общаться» [2. С. 107]. Воспитание, неразрывно связанное с процессом обучения специально-предметной сфере знаний будущего специалиста, задает дополнительные задачи для методиста и теоретика в области педагогики. Академическая этика, опираясь на фактологический базис психолого-педагогических исследований, осмысляет процесс образования с точки зрения этико-аксиологических теорий, предлагая обоснование этически значимых вопросов академической жизни. Миссия университета понимается в этической традиции как добровольно возлагаемая на себя «выходящая за пределы функциональных обязательств сверхзадача служения Идее университета» [3. С. 8]. Миссию университета в Новое время сформулировали такие философы, как В. Гумбольдт (единство преподавания и исследования, единство свободы преподавания и свободы обучения), А. Шопенгауэр (необходимость высоких идеалов ученого и преподавателя), Ф. Ницше (развитие выдающихся способностей), Х. Ортегга-и-Гассет (гуманизация, приобщение к культуре) [4] и др. Академическая этика, делая предметом своего внимания служение идее университета, обращается к понятию профессионализма и профессиональной этики ученого. Так, «к числу наиболее остро дискутируемых вопросов этики науки относятся проблемы моральной оценки собственно познавательной деятельности в том виде, как она организована и мотивирована в науке» [5. С. 146]. Профессионализм как «атрибутивный ценностный ориентир и регулятив научно-образовательной деятельности университета» [3. С. 215] оказывается закономерным воплощением идеи служения, предполагаемой миссией университета. Идея миссии университета своими концептуальными корнями переплетена с общими мировоззренческими основаниями принципов познания и, соответственно, научения. Так, существующее «архетипическое преобладание в западном мировоззрении рационального над иррациональным, понятийного над образным, дискурсивного над поэтическим» [6. С. 429] во многом определяет сущность классического университета. В постклассической философии в связи с пересмотром критериев и форм рациональности расширяется и угол зрения на феномен личности как сложносоставного феномена: так, постклассическая философия «задает идею педагогики как воспитания... целостной (неоднобокой) личности» [7. С. 480]. Исследователи этико-философских проблем воспитания всегда подчеркивали важность гармоничности воспитания, включающего наравне с взращиванием интеллекта и развитие эмоционально-ценностной компоненты. Так, вариантом постклассического педагогического кредо может служить идея русской религиозной философии И.А. Ильина: чтобы «оценить доброту и постигнуть ее культурное значение, надо непременно самому испытать ее, воспринять луч чужой доброты. Когда мы смотрим в глаза истинно доброму человеку, мы видим струящийся из них ... согревающий свет» [8. С. 493]. Таким образом, принципы взаимоотношений преподавателя и студентов могут следовать логике ценностей как классической, так и неклассической рациональности, предлагая богатство выбора и размышления для субъектов многоуровнего и поэтому многозначного (и многозадачного) процесса. *** Вышесказанное будет конкретизировано нами в размышлении о совокупности вопросов, которые можно сформулировать в связи с профессиональной деятельностью преподавателя высшей школы в аспекте их соотнесения с этическим вопросом о миссии профессии. А. Приобщение к этосу профессии как экзистенциальной основе понимания ценностей профессиональных действий. 1. Понимание миссии университета и характера взаимодействия со студентами. Данный пункт включает акцентирование идеи самоценности процесса образования, его целей, независимых от возможных коммерческих условий пребывания студента. Так, важно помнить и об истоках социальных функций университетов: «Средневековые университеты великолепно служили широким слоям общества, но они делали это, выпуская священников, юристов, теологов и чиновников, помогавших укрепить церковь и государство, а не хмурясь при виде любой интеллектуальной деятельности, не сулящей быстрой прибыли» [9]. Говоря о характере взаимоотношений «преподаватель-студент», исследователи отмечают их избирательно-личностный характер: здесь необходимо «найти индивидуальный подход к каждому, в зависимости от его психологических особенностей и условий жизни» [10. С. 152]. 2. Привитие права писать, выдвигать гипотезы, обосновывать их, выстраивать цепочку экспериментов; понимание данного права как выражения подлинной личностной реализации учащегося, его активной жизненной позиции. В современных исследованиях остается актуальной тема преобладания пассивного мировоззрения над активным: «Результаты проявления активности у студентов РУДН также показывают, что часто испытуемые, оставаясь в целом достаточно пассивными, ожидают от окружения позитивного взаимодействия что приводит скорее к пассивно-созерцательному мировоззрению, чем к активному совладанию с изменениями среды» [11. С. 56]. 3. Влияние моральным обликом. а) В первую очередь профессиональная сфера предполагает профессионализм тем качеством, которое выходит на первый план не только в служебно-нормативной, но и в моральной оценке специалиста. Так, «профессия как социальное явление реализуется через конкретную деятельность людей, владеющих соответствующим набором действий и способных выполнять свои профессиональные функции за счет профессиональных и личностных компетенций, т.е. достигать тех объективных целей, которые стоят перед ними как специалистами определенного профиля» [12. С. 14]. Профессионализм как «любовь к профессии в себе, а не себя в профессии» является не только гласным (вербально позиционированным), но и негласным примером для нового поколения. Профессионализм имеет своим продолжением бескорыстное вложение в будущее профессии: «профессор обязан планировать научную карьеру для своего студента и всячески помогать ему обрести достойное место работы и более широкую нишу для научной деятельности» [10. С. 154]. б) Моральный облик профессионала в образовательной сфере не ограничивается только узко понимаемой компетентностью в своей области, но вольно или невольно включает в себя сферу общего личностного портрета преподавателя. Строго говоря, обязательность опциональных по отношению к профессиональным знаниям качеств не может быть прописана как должное (в силу ее безграничной широты). При этом данные качества - многогранности, глубокого интереса к многообразным сферам культуры - часто реализуют важнейшие мировоззренческие потребности образования: «студент идет к профессору не только ради его знаний, поэтому студенту будет важным узнать, каковы взгляды этого человека на жизнь» [10. С. 153]. Важным оказываются и пример постоянного повышения квалификации преподавателем, и нюансы индивидуального стиля внешности. в) Моральный облик включает и определенное отношение к коллегам: уважительные формы взаимодействия, принципы научного коллективизма и организованного скептицизма (по Р. Мертону), отсутствие нечестной конкуренции: настоящий ученый «далек от того, чтобы с кем-то бороться и конкурировать. Соперник настоящего ученого - только неразрешимые научные проблемы» [10. С. 150]. Б. Взаимоотношения преподавателя и студентов в среде информационных технологий как дополнительная этическая проблематика. Одним из глобальных направлений развития современных методологических проблем преподавания в университете являются процессы информатизации. Информационные технологии в образовании как предоставляют необыкновенные возможности, так и порождают определенные неоднозначные моральные следствия, а порой и проблемы, с которыми университетский преподаватель должен уметь справляться. Так, в ситуации массовизации процессов обучения как никогда важными становятся интерактивные методы обучения [13]. Интерактивные методы обучения в современном мире, будучи реализуемыми посредством новейших информационных технологий, порождают определенные моральные проблемы, в том числе касающиеся взаимоотношений преподавателя и студентов. 1. Конструирование идентичности в виртуальной реальности во благо научному и педагогическому процессу. Перед современным профессором уже как минимум два десятилетия стоит задача допускать существование электронных форм организации учебного процесса как аналогов процессов коммуникации вживую, предполагающей личностность, внимание, отсутствие анонимности, высокую степень ответственности. Некоторые факторы, которые изначально могут казаться препятствием для полноценного общения и самоидентификации с ответственным субъектом, должны рассматриваться и в возможных продуктивных для ответственности аспектах. Так, при утрате одной идентичности может сформироваться другая, возможно, обладающая новыми возможностями для ответственности [14. С. 142]. Конструирование идентичности как задача и сфера морального долга присутствует не только в аспекте коммуникации между преподавателем и студентом, но также и в аспекте репрезентации университетским профессором себя в интернет-пространстве как публичного лица и авторитета во внеучебной среде студентов. Поскольку «в информационном обществе заявить о себе может лишь тот, кто будет в состоянии наиболее остро и даже пронзительно выразить свое научное кредо» [10. С. 149], постольку от преподавателя требуется вовлеченность в общение в сети Интернет, презентация себя на страничке или сайте и т.п. Многообразие форм применения новейших информационных технологий к коммуникации (в том числе и академической) отражено понятием «новые медиа», которое включает в себя Интернет, компьютерные игры, цифровые фильмы и фотографии, мобильная телефония и виртуальный мир. Новые медиа как более быстрые, открытые, мобильные, интерактивные по сравнению с традиционными СМИ [15. С. 318], ставят перед университетским профессором и задачу присутствия как опытного пользователя. 2. Акцентирование понимания студентов, что информационные технологии требуют особой ответственности и организации внеаудиторной самостоятельной работы. Информационные технологии поставили перед современным университетом задачу интегрирования новых методов в устоявшиеся экзистенциальные традиции академической коммуникации. Отдельными методическими задачами, а также этическим ориентирами для преподавателя являются: - создать личность, умеющую ориентироваться в ситуации неопределенности (в том числе информационном шуме); - создать ответственное отношение к собственному непониманию и умение задавать вопросы (творческий подход к технологиям); - предполагать, что начало и завершение дистанционной работы над проектом (особенно - если предполагается взаимодействие по нестандартным схемам, в режиме поиска новых возможностей) должно быть очным, личностным (при этом личностность остается в границах профессиональной нейтральности и беспристрастности, означая, что личностный подход «оказывает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения» [16. С. 134]); - и наоборот: осознавать, что определенные задачи необходимо выносить на полностью электронный формат (решение незначительных уточнений, формальные организационные вопросы и т.п.). Таким образом, некоторые факторы, которые с точки зрения классической академической коммуникации могут казаться препятствием для полноценного общения и самоидентификации с ответственным субъектом, должны рассматриваться и с возможных продуктивных для ответственности сторон. Подводя итог, следует отметить, что при том, что преподаватель университета «обучает студентов, а не воспитывает их, говоря точнее, его воспитательное воздействие опосредовано обучением, интегрировано в него» [17. С. 137], тем не менее, своим примером и образом жизни (насколько он негласно проявляется в личности) преподаватель задает определенные ориентиры и ценности и в общем мировоззрении. Проблема отношений преподавателя и студентов является одной из наиболее сложных для осмысления и кодификации сфер [18], оставаясь при этом принципиальной для этоса профессии преподавателя темой, которая так или иначе должна быть постоянно заново переосмысляемой каждым педагогом. REFERENCES [1] Sharipov F.V. Pedagogika i psihologija vysshej shkoly. M., 2012. [2] Andrienko A.V. Vzaimodejstvie prepodavatelej i studentov v kontekste professional'noj pedagogiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. 2008. No. 2(9). [3] Samoopredelenie universiteta: put' real'no-dolzhnogo. Kollektivnaja monografija. Ed. V.I. Bakshtanovskogo, N.N. Karnauhova. Tjumen', 2008. [4] Savvina O.V. Missija universiteta. NB: Pedagogika i prosveshhenie. 2012. No. 2. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_480.html. [5] Tsvyk V.A. Professional'naja jetika: osnovy obshhej teorii. M., 2012. [6] Kortunov V.V., Krasnova O.N., Kireenkova Z.A., Prokhorov M.F., Lapshin I.Y. The role of Plato and Aristotle in the formation of Orthodoxy and Catholicism. Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. No. 5 S1. P. 428-437. [7] Kosorukova A.A. Jetiko-pedagogicheskie idei F. Nicshe. Otkryvaja sovremennost' zanovo: Sbornik nauchnyh statej prepodavatelej i aspirantov fakul'teta gumanitarnyh i social'nyh nauk RUDN, posvjashhennyj 15-letiju fakul'teta. M., 2011. [8] Moiseenko M.V. Jetiko-psihologicheskie jetjudy I.A. Il'ina. Otkryvaja sovremennost' zanovo. Sbornik nauchnyh statej prepodavatelej i aspirantov fakul'teta gumanitarnyh i social'nyh nauk RUDN, posvjashhennyj 15-letiju fakul'teta. M., 2011. [9] Eagleton T. Medlennaja smert' universiteta. Skepsis. Aprel' 2015. URL: http://scepsis.net/ library/id_3672.html. [10] Skvorcov A.A. Jetika professora: cennosti i orientiry. Jetika professora: «vne-alibi-bytie». Vedomosti. Vyp. 39. Ed. V.I. Bakshtanovskogo, V.V. Novoselova. Tjumen', 2011. [11] Pilishvili T.S. Osobennosti realizacii aktivnosti v virtual'noj i povsednevnoj real'nosti. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Serija Gumanitarnye nauki: Pedagogika. Psihologija. Social'naja rabota. Akmeologija. Juvenologija. Sociokinetika. 2015. Vypusk 1. Vol. 21. [12] Muhametzhanova V.S. Professional'naja jetika kak faktor jeffektivnosti dejatel'nosti municipal'nyh sluzhashhih: sociologicheskij aspekt ocenki. Avtoreferat dissertacii po sociologii. M., 2011. [13] Alieva O.G., Savvina O.V., Matukhin P.G., Maximova O.B., Kosorukova A.A. Case technologies in the Excel environment as means to develop automated informational and methodological support tools for the course of “Bioethics”. Problemy nepreryvnogo obrazovanija: proektirovanie, upravlenie, funkcionirovanie. Materialy XII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. FGBOU VPO “Lipeckij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet”. 2014. P. 131-134. [14] Maksimova O.B. Samoidentifikacija i konstruirovanie gendernoj identichnosti v internet-kommunikacii. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Filosofija. 2014. No. 2. [15] Kosorukova A.A. Novye media kak instrument politicheskoj transformacii v sovremennom mire. Mezhdunarodnye otnoshenija. 2013. No. 3. [16] Bim-Bad B.M. Pedagogicheskij jenciklopedicheskij slovar'. M., 2002. [17] Gusejnov A.A. Jetika professora, ili ispoved' na zadannuju temu. Novoe samoopredelenie universiteta. Vedomosti. Vyp. 33. Ed. by V.I. Bakshtanovskogo, N.N. Karnauhova. Tjumen', 2008. [18] Prokof'ev A.V. Akademicheskaja jetika kak jetika «vysokoj» professii: utochnennaja lokalizacija problem. Prikladnaja jetika kak fronestika moral'nogo vybora. Vedomosti prikladnoj jetiki. Vyp. 40. Tjumen', 2012. P. 126-146.

A A Kosorukova

Peoples’ Friendship University of Russia

Email: a.kosorukova@yandex.ru
Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198

Views

Abstract - 45

PDF (Russian) - 204


Copyright (c) 2016 Косорукова А.А.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.