Ethics of international communication and specifics of work in international collective

Cover Page

Abstract


In the article the problems connected with ethics of international communication and specifics of work and study in international collective on the example of RUDN are investigated. The questions of professional, moral and patriotic education in international collective have the main part in the article.

Этика межнационального общения - это органическая составляющая духовной жизни общества, его культуры, в частности культуры человеческих отношений. ООН и другие международные организации в своих основополагающих документах рассматривают воспитание людей в духе мира и дружбы между народами как важнейшую цель системы воспитания и образования. В статье 26 Всеобщей декларации прав человека подчеркивается, что образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами. Межнациональное общение - это определенные взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди различных национальностей обмениваются опытом, ценностями, мыслями, чувствами, переживаниями. Культура межнационального общения - это качество человека, характеризующее общий уровень его воспитанности, готовность и умение общаться с представителями разных культур, способность учитывать их национальную специфику, деликатность и терпимость в любых ситуациях; уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к их культуре, традициям, языкам, истории, национальному достоинству; совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. № 718 утверждена Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)». В документе, в частности, подчеркивается, что этнокультурное многообразие России является важным элементом ее международного имиджа, неотъемлемой частью мирового духовного наследия. Российская Федерация является одним из крупнейших государств мира с полиэтническим составом населения, обладая при этом этнической (русской) и религиозной (православной) доминантами. В России проживают представители 193 народов (по данным Всероссийской переписи населения 2010 г.), обладающие отличительными особенностями материальной и духовной культуры. Культурное и языковое многообразие российских народов защищено государством. В России используется 277 языков и диалектов, в системе государственного образования используется 89 языков, из них 30 - в качестве языка обучения, 59 - в качестве предмета изучения (2010 год). В этих условиях серьезным вызовом и системной задачей является управление этнокультурным многообразием [1. С. 7]. Традиционные формы духовности и этнической культуры народов России являются основой общероссийской идентичности, поэтому укрепление единства российской нации, формирование общегражданской идентичности россиян, обеспечение динамичного этнокультурного и духовного развития народов России, противодействие этнополитическому и религиозно-политическому экстремизму являются важными факторами дальнейшего устойчивого развития страны [1. С. 5]. Специфика работы и учебы в интернациональном коллективе имеет свои особенности. Российский университет дружбы народов может послужить примером организации работы и учебы в интернациональном коллективе. Университет дружбы народов - это земной шар в миниатюре, с многоголосьем различных культур, языков и наречий, международно-ориентированный университет, формирующий мировую элиту, где обучаются студенты более чем из 150 стран мира. И принцип дружбы, дружбы народов - выступает в качестве главного нравственного и культурного приоритета в РУДН. Российский университет дружбы народов - международный классический университет, миссия которого заключается: - в объединении знанием людей разных национальностей, рас и вероисповеданий; - в подготовке приоритетно востребованных специалистов в различных сферах человеческой деятельности; - в формировании личностей, являющихся патриотами своих стран и друзьями России, приобщенных к достижениям мировой культуры, несущих идеалы гуманизма, демократии и дружбы народов; - в воспитании молодежи, способной успешно работать в любой стране мира и проявлять свои творческие возможности в условиях взаимосвязи цивилизаций и многообразия современного общества [2]. В Российском университете дружбы народов разработаны кодексы чести преподавателя и студента РУДН. Основные положения Кодекса чести преподавателя РУДН включают: воспитание студентов в духе неуклонного стремления к приобретению знаний и активному участию в научной деятельности; в духе взаимопонимания и общения на основе принципов интернационализма, дружбы и уважения культурных и религиозных особенностей различных этнических и социальных групп и конфессий; толерантности к национальным обычаям обучающихся, представляющих различные нации мира и народности России; исключение любых проявлений дискриминации по какому-либо признаку [3. С. 1]. Основные положения Кодекса чести студента РУДН Кодекс чести обучающегося обязывает студента жить в дружбе и взаимопонимании со своими товарищами по учебе из разных стран мира; способствовать созданию здоровой обстановки в коллективе, не допускать проявлений дискриминации по какому-либо признаку; уважать культурные и религиозные особенности различных этнических и социальных групп и конфессий, толерантно относиться к национальным обычаям обучающихся, представляющих различные нации мира и народности России [4]. Кодексы чести преподавателя и студента РУДН - это не обычная формальность, они отражают реальное положение дел в РУДН. На праздновании 55-летия Российского университета дружбы народов Ректор РУДН академик В.М. Филиппов подчеркнул: «Нынче в моде слово „толерантность“, то есть терпимость. Но для нас с Вами в университете это какой-то совсем минимальный предел. Какая тут терпимость, когда мы обогащаемся культурами друг друга? Многие проблемы на национальной почве возникают от незнания, непонимания или неуважения культур, традиций и обычаев других народов. И вот этого совсем нет в нашем Университете» [5. С. 4]. В деле воспитания современной молодежи, включая студентов РУДН, огромное значение придается нравственному воспитанию. По-прежнему актуально и востребовано осмысление и четкая дефиниция нравственных ценностей человека, выраженных в основных категориях этики: добра и зла, справедливости, совести, ответственности, долга, чести и достоинства, милосердия, любви, смысла жизни, в связи с размытостью нравственных ценностей в современном мире. «Истинный профессионализм предполагает глубокое усвоение и осознание требований профессиональной морали. Одним из важнейших регуляторов профессиональной деятельности и критерием оценки степени развитости профессионального сознания личности становится профессиональная совесть и профессиональный долг» [6. С. 112]. В этом смысле «...профессиональная этика являет собой образец нового типа этического мышления, характеризующего наше время» [7. C. 44]. Социальные вызовы современности требуют увеличения степени ответственности и профессионализма, высокий уровень технического прогресса создает беспрецедентную ситуацию, когда от нравственного выбора одного человека может зависеть судьба многих. В этой связи актуализируется проблема соотношения цели и средств. Одним из ключевых понятий этики межнационального общения является патриотизм. В современной России воспитание патриотизма является приоритетной задачей. Правительство России утвердило государственную программу «Патриотическое воспитание граждан РФ», координатором развития программы назначена Росмолодежь. Госпрограмма направлена на создание условий для повышения уровня консолидации общества при решении задач устойчивого развития России и обеспечения национальной безопасности. Госпрограмма ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан России при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи. Программа состоит из пяти разделов: совершенствование форм работы по патриотическому воспитанию, развитие волонтерского движения, также научно-исследовательское, методическое и информационное направления. Президент России В.В. Путин объявил патриотизм национальной идеей России, подчеркнув на встрече с активом «Клуба лидеров по продвижению инициатив бизнеса», что «у нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма... Это и есть национальная идея» [8]. По мнению Президента, для внедрения национальной идеи недостаточно, чтобы президент или еще кто-либо об этом один раз сказал - «для этого нужно сознание и постоянно об этом нужно говорить, на всех уровнях» [9]. В деле формирования патриотизма и духовности у современной российской молодежи трудно переоценить роль истории, пропаганды отечественных духовных ценностей. М.В. Ломоносов в своем Завещании потомкам подчеркивал необходимость сохранения связи времен и поколений, говорил о недопустимости фальсификации русской истории; важности воспитания молодого поколения на высоких духовных примерах [10. C. 96]. Важно доносить до молодежи славные имена, дела и открытия, воззрения великих сограждан России, которые представляют национальную гордость Отечества. Пропаганда отечественных духовных ценностей должна осуществляться в красочной эмоциональной форме (презентации, историческая хроника, отечественные исторические художественные фильмы) на уроках истории, факультативах в школах, коллоквиумах и круглых столах в вузах. Подобная практика является важным шагом в деле формирования патриотизма и духовности у современной российской молодежи. В обществе существует спрос на исторические художественные шедевры: художественные фильмы, созданные в традициях высокодуховной отечественной национальной традиции; востребованность экранизации русского классического наследия. «Необходимо также усиление идеологического воспитания молодежи. В кинематографе, СМИ, художественной литературе важен положительный герой, нравственный духовный идеал, пример, которому хотелось бы подражать» [10. С. 98]. Одна из задач миссии РУДН - формирование личностей, являющихся патриотами своих стран и друзьями России. В университете проводится большая работа по патриотическому воспитанию студентов на всех уровнях. В рамках Лектория кафедры этики «Проблемы нравственности в современном обществе» помимо других тем этической направленности проведены уже три общеуниверситетских коллоквиума, посвященных проблеме патриотизма: - «Формирование патриотизма и толерантности у современной российской молодежи» (18.04.2012); - «Понятие патриотизма в представлении современной молодежи» (11.04.2014); - «С чего начинается Родина?» (25.11.2015). К каждому общеуниверситетскому коллоквиуму кафедра этики: - готовит красочные презентации, тематические видеоколлажи; - вручает Сертификаты участника активным участникам коллоквиумов; - публикует отчеты о коллоквиумах в газете «Дружба». В Коллоквиуме принимают участие студенты разных факультетов, институтов, направлений и стран. Студенты делятся своим опытом причастности к Родине. Выступления сопровождаются красочными презентациями, национальной музыкой и традиционно вызывают живой интерес студентов, сопровождаются обсуждениями и жаркими дискуссиями. В итоге появляется уникальная возможность сравнить системы патриотического воспитания в различных странах, творчески переосмыслить бесценный опыт, который может быть полезен и в деле патриотического воспитания современной российской молодежи. На коллоквиуме кафедры этики «С чего начинается Родина?» кафедра этики представила презентацию, отражающую великие вехи истории России. Под аккомпанемент «Мгновений» из кинофильма «Семнадцать мгновений весны» прошли знаменательные события российской истории, включающие культурные ценности, научные достижения и произведения искусства, представляющие национальную гордость. Сложные, важные темы сплачивают студентов. В традициях воспитательной работы в РУДН коллоквиумы способствуют выявлению и изучению национальной культурной специфики народов мира, что, в свою очередь, способствует формированию духа толерантности, интересу и уважению к культурной специфике народов, населяющих нашу планету. Проблема поиска путей сближения между народами и культурами достаточно актуальна. «...Человек должен выстроить для себя прочную основу для межкультурной коммуникации, которая бы основывалась на этических принципах межкультурной компетенции» [11. С. 5]. Для решения проблемы поиска путей сближения между народами и культурами важно изучение специфических особенностей менталитета, культур народов мира: русской, индо-буддийской, китайско-конфуцианской, арабо-мусульманской, латиноамериканской, африканской и других культурных традиций. В их рамках важно: - ознакомление с народным фольклором различных стран и культур, ценностной картиной мира посредством сравнительного анализа - нахождения общего, выделения национальной специфики; - знание основ мировых религий: буддизма, христианства и ислама, представление о ценностной картине мира, особенностях трактовки сущности и места человека в мировых религиях; - знание основ национальных религий: индуизма, конфуцианства, даосизма, иудаизма, синтоизма, представление об их ценностной картине мира. Для понимания специфики национальных культур в многополярном мире важно обращение к цивилизационным теориям Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А.Дж. Тойнби, П.А. Сорокина. Проблема сохранения национальной самобытности, культурного своеобразия в современном мультикультурном мире стоит по-прежнему остро. REFERENCES [1] Federal'naia tselevaia programma “Ukreplenie edinstva rossiiskoi natsii i etnokul'turnoe razvitie narodov Rossii (2014-2020 gody)” Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii 20/08/2013 g. No. 718. URL: http://government.ru/media/files/41d4862001ad2a4e5359.pdf (06.03.16). [2] Missiia RUDN. URL: http://www.rudn.ru/?pagec=811 (06.03.16). [3] Kodeks chesti prepodavatelia RUDN. URL: http://www.rudn.ru/file.php?id=1521 (06.03.16). [4] Kodeks chesti obuchaiushchegosia v RUDN. URL: http://www.rudn.ru/file.php?id=1244 (06.03.16). [5] Gazeta «Druzhba» No. 3(1482), 17.02.15. P. 4. [6] Tsvyk V.A. Professional'naia etika: osnovy obshchei teorii. M.: RUDN, 2014. [7] Kosorukova A.A. Professional'naia etika zhurnalista: problemy i printsipy. Professional'naia etika v sovremennom obshchestve: Sbornik statei. Ed. V.A. Tsvyka. M., 2011. P. 44. [8] Putin nazval patriotizm nacional'noj ideej. Russkaja sluzhba BBC. URL: http://www.bbc.com/ russian/news/2016/02/160203_putin_patriotism_idea (06.03.16). [9] Putin nazval edinstvenno vozmozhnuju dlja Rossii nacional'nuju ideju. Oficial'nyj sajt RBK. URL: http://www.rbc.ru/politics/03/02/2016/56b1f8a79a7947060162a5a7. [E-source]. http://www.bbc.com/russian/news/2016/02/160203_putin_patriotism_idea (06.03.16). [10] Moiseenko M.V. K voprosu o formirovanii patriotizma i dukhovnosti u sovremennoi rossiiskoi molodezhi. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriia: Filosofiia. 2013. No. 3. P. 96-102. [11] Mukhametzhanova V.S., Mel'nitsyna D.A. Problemy formirovaniia eticheskikh printsipov v mezhkul'turnoi kommunikatsii. Mezhdunarodno-prakticheskii zhurnal. Teoriia i praktika sovremennoi nauki. [E-source: http://modern-j.ru/domains_data/files/6/Muhametzhanova% 20V.S.%20(osnovnoy%20razdel).pdf]/ № 6 (6). Svidetel'stvo o registratsii No. 61970 02.06.2015.

M V Moiseenko

Peoples’ Friendship University of Russia

Email: mmv555@mail.ru
Mikluho-Maklaya Str., 10a, Moscow, Russia, 117198

Views

Abstract - 770

PDF (Russian) - 827


Copyright (c) 2016 Моисеенко М.В.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.