Текстология конфуцианского канона «Да-сюэ» как историко-философская проблема

Обложка

Аннотация


«Да-сюэ» («Великое учение») — приписываемая Конфуцию одна из главных священных книг Китая, первая в «Четверокнижии», входящая в состав «Пятиканония» и «Тринадцатиканония» и лежащая в основе традиционной философии, науки и педагогики. В статье представлено подробное исследование истории трактата и комментариев к нему, в частности таких крупнейших философов-неоконфуцианцев, как Чжу Си (1130—1200) и Ван Ян-мин (1472—1529), истории изучения трактата и его переводов на Западе, а также драматической судьбы в России, где он с XVIII в. неоднократно становился инструментом в духовной и общественно-политической борьбе. В статье аргументируется тезис о нумерологичности трактата.

Артем Игоревич Кобзев

akobzev@nm.ru
Институт востоковедения РАН

Отдел Китая

  • Беседы и суждения Конфуция / Сост. Р.В. Грищенкова. — СПб., 1999.
  • Бичурин Н.Я. [Иакинф] (пер.). Да-сио, или Высшее учение, служащее ключом к добродетели (1834 г., 71 л.) // Отдел рукописей Гос. публ. б-ки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина (СПб.). — Б-ка АНЛ, № А–23.
  • Васильев В.П. Примечания на третий выпуск китайской хрестоматии / Пер. и толкование Ши цзина. — СПб., 1882.
  • Васильев В.П. Материалы по истории китайской литературы. — СПб., 1887.
  • Вираг К. Комментарии к «Великому учению» и развитие китайской философской традиции // Проблемы Дальнего Востока. — М., 2002. — № 2. — С. 127—141.
  • Волков Я. (Пер. под рук. И.К. Россохина). Книга Сышу, или Шан лун пюу, китайского кунфудзыского закону филозофическия разныя разсуждения (рукопись, 135 л.). — Отдел рукописей Б-ки АН СССР (СПб.), 16.9.21.
  • Го Мо-жо. Философы древнего Китая. — М., 1961.
  • Го юй (Речи царств) / Пер. В.С. Таскина. — М., 1987.
  • Гусаров В.Ф. Некоторые положения теории пути Хань Юя // Письменные памятники Востока. Историко-филологические исследования. — Ежегодник. 1972. — М., 1977. — С. 205—206.
  • Да сюэ, или Великая наука Конфуция // Буланже П.А. Будда. Конфуций: жизнь и учение. — М., 1995.
  • Древнекитайская философия. — Т. 1, 2. — М., 1972, 1973.
  • Карапетьянц А.М. Формирование системы канонов в Китае // Карапетьянц А.М. У истоков китайской словесности: собрание трудов. — М., 2010. — С. 225—272.
  • Карапетьянц А.М. Формирование системы канонов в Китае // Этническая история народов Восточной и Юго-Восточной Азии в древности и средние века. — М., 1981. — С. 224—278.
  • Кобзев А.И. «Да сюэ» — конфуцианский катехизис // Историко-философский ежегодник. 1986. — М., 1986. — С. 234—251.
  • Кобзев А.И. Теоретическая новация в неоконфуцианстве как текстологическая проблема (Ван Янмин и идейная борьба вокруг «Да сюэ») // Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. — М., 1982. — С. 151—152.
  • Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. — М., 1983.
  • Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. — М., 1994.
  • Кобзев А.И. Цзин вэй; «Ши сань цзин» // Китайская философия. Энциклопедический словарь. — М., 1994. — С. 409, 497—498.
  • Кобзев А.И. Цзин — вэй; Сюань-сюэ // Духовная культура Китая: энциклопедия. — Т. 1. — М., 2006. — С. 527—528, 406.
  • Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. — М., 2002.
  • Кобзев А.И. Гэ у; Цзин-вэй; «Ши сань цзин» // Духовная культура Китая: энциклопедия. — Т. 1: Философия. — М., 2006. — С. 216—217, 527—528, 620—621.
  • Кобзев А.И. Нумерология; Сань у // Духовная культура Китая: энциклопедия. — Т. 5: Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование. — М., 2009. — С. 28—52, 803—825.
  • Кобзев А.И. «Великое учение» и учения великих конфуцианцев. — М., 2011.
  • Колоколов В.С. О Джемсе Легге и его воззрениях на книгу «Да сюэ» // Народы Азии и Африки. — 1969. — № 6. — С. 152—164.
  • Конрад Н.И. Запад и Восток. — М., 1972.
  • Конфуцианское «Четверокнижие» («Сы-шу») / Пер. и коммент. А.И. Кобзева, А.Е. Лукьянова, Л.С. Переломова, П.С. Попова при участии В.М. Майорова. — М., 2004.
  • Леонтьев A.Л. Сы-шу геы, т.е. Четыре книги с толкованиями. Книга первая филозофа Конфуциуса / Пер. с кит. и маньчжур. на российский язык надвор. советника Алексея Леонтьева. — СПб., 1780.
  • Малявин В.В. Даосизм как философия и поэзия в раннесредневековом Китае // Государство и общество в Китае. — М., 1978. — С. 44—45.
  • Малявин В.В., Ткаченко Г.А. Го Сян // Духовная культура Китая: энциклопедия. — Т. 1. — С. 195—197.
  • Мэн-цзы / Пер. В.С. Колоколова. — СПб., 1999.
  • Мэн-цзы / Пер. П.С. Попова // Конфуцианское «Четверокнижие». — М., 2004.
  • Пань Фу-энь, Кобзев А.И. «Ши цзин // Духовная культура Китая: энциклопедия. — Т. 1. — С. 623—628.
  • Переломов Л.С. Конфуций. «Лунь юй». — М., 1998.
  • Попов П.С. Китайский философ Мэн-цзы. — М., 1998.
  • Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. — М.; Л., 1947.
  • Сивиллов Д.П. (пер.). Четырехкнижие, или Любомудрие китайцев, разделенное на 4 книги (1840—1842, 4 т.) // Отдел рукописей Рос. гос. б-ки (Москва). — Ф. 273. — № 2893.
  • Спирин В.С. Построение древнекитайских текстов. — М., 1976 (2-е изд. СПб., 2006).
  • Степанянц М.Т. Восточная философия. — М., 1997.
  • Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты. — 2-е изд. — М., 2001.
  • Степанянц М.Т. Восточные философии: Учебник для вузов. — М., 2011.
  • Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). — Т. 6. — М., 1992.
  • Та-гио, или Великая наука, Примечания на Та-гио / Пер. с франц. Д.И. Фонвизина // «Академические известия». — 1779. — Май. — Ч. II (репринт — М., 2011). — С. 59—101.
  • Та-гио, или Великая наука, Примечания на Та-гио / Пер. с франц. Д.И. Фонвизина // Правдолюбец. — 1801. — С. 27—64.
  • Та-Ио, или Великая Наука Конфуция (Кунг-фу-тсеу). Первая священная книга китайцев / Пер. с франц. П.А. Буланже // Жизнь и учение Конфуция / Сост. П.А. Буланже. — М., 1903 (2-е изд. — М., 1910).
  • Фонвизин Д.И. Собр. соч. в 2 т. — Т. 2. — М.; Л., 1959.
  • Фрагменты ранних греческих философов. — Ч. I. — М., 1989.
  • Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. — СПб., 1998.
  • Шан-шу (Досточтимые писания). — Т. 1—2 // Ши-сань-цзин. — Т. 3—4. — Пекин, 1957.
  • Шицзин / Пер. А.А. Штукина. — М., 1957 (2-е изд. — М., 1987).
  • Юркевич А.Г. «Шу цзин» // Духовная культура Китая: энциклопедия. — Т. 1. — С. 623—628.
  • Ван Вэнь-чэн-гун цюань-шу (Полное собрание произведений Вана, князя Культурного совершенства) / Сост. Се Тин-цзе (ок. 1572) // Сер. «Сы-бу цун-кань» («Свод изданий по четырем разделам»), 1972.
  • Ван Шоу-жэнь. Ван Ян-мин цюань цзи (Полное собрание [произведений] Ван Ян-мина) / Ред. У Гуан, Цянь Мин, Дун Пин, Яо Янь-фу. — Шанхай, 1992 (3-е изд. — 1997).
  • Ван Ян-мин цюань-цзи (Полное собрание [произведений] Ван Ян-мина). — Шанхай, 1936.
  • Ван Ян-мин цюань-шу (Полное [собрание] написанного Ван Ян-мином). — Т. 1—4. — Тайбэй, 1953 (3-е изд. — 1955).
  • Го-юй (Государственные речи). — Шанхай, 1958.
  • Гуань-цзы ([Трактат] Учителя Гуаня) // Чжу-цзы цзи-чэн (Корпус философской классики). — Шанхай, Пекин, 1935 (2-е изд. — Пекин, 1956). — Т. 5.
  • Да-сюэ ми-цзе 大學祕解 («Великое учение» с тайными разъяснениями). — Шанхай, 1875.
  • И-чуань сянь-шэн вэнь-цзи 伊川先生文集 (Собрание произведений господина И-чуаня) // Хэнань эр-Чэн цюань-шу (Полное [собрание] произведений двух Чэнов из Хэнани) / Сер. «Сы-бу бэй-яо» («Собрание важнейших [произведений] по четырем разделам»). — Шанхай, 1936.
  • Ли-цзи (Записки о благопристойности) / Пер. и коммент. Цянь Син-ци 錢 興 奇 и др., ред. Цянь Сюань 錢玄. — Т. 1, 2. — Чанша, 2001.
  • Ли-цзи чжэн-и (Правильный смысл «Записок о благопристойности»). — Т. 1—8 // Ши-сань-цзин (Тринадцатиканоние). — Пекин, 1957. — Т. 19—26.
  • Линь Цин-чжан. Мин-дай цзин-сюэ янь-цзю лунь-цзи (Собрание исследовательских статей по каноноведению эпохи Мин). — Тайбэй, 1994.
  • Ло Цинь-шунь. Кунь-чжи цзи (Записки о трудном научении) / Ред. Янь Тао. — Пекин, 1990.
  • Ло Чжун-фаня 羅仲藩. Гу-бэнь Да-сюэ чжу-бянь 古本大學註辨 (Древний оригинал «Великого учения» с комментариями и полемикой). — Гуанчжоу, ок. 1850.
  • Синь-и Чуань-си лу («Записи преподанного и воспринятого» с новым переводом) / Пер. и коммент. Ли Шэн-лун. — Тайбэй, 2009.
  • Сун хуй-яо цзи-гао (Сводная рукопись «Собрания важнейших [материалов эпохи] Сун») / Сост. Сюй Сун. — Пекин, 1957.
  • Сы-шу бянь-мэн 四書便蒙 («Четверокнижие», удобное для незрелых). — Пекин, 1890.
  • Сюнь-цзы // Чжу-цзы цзи-чэн [Корпус философской классики]. — Пекин, 1956. — Т. 2.
  • Ся Янь-чжан 夏延章. Да-сюэ Чжун-юн цзинь-и («Великое учение» и «Срединное и неизменное» с современным переводом) // Он же и др. Сы-шу цзинь-и («Четверокнижие» с современным переводом). — Наньчан, 1990.
  • Хуан Кань шоу-пи бай-вэнь Ши-сань-цзин 黃侃手批白文十三經 (Некомментированный текст «Тринадцатиканония» с рукописными замечаниями Хуан Куаня). — Шанхай, 1983.
  • Хэнань Чэн-ши и-шу (Книга, оставленная в наследие господами Чэн из Хэнани) // Хэнань эр-Чэн цюань-шу (Полное [собрание] произведений двух Чэнов из Хэнани) / Сер. «Сы-бу бэй-яо» («Собрание важнейших [произведений] по четырем разделам»). — Шанхай, 1936.
  • Хэнань Чэн-ши цзин-шо (Изъяснение канонов господами Чэн из Хэнани) // Хэнань эр-Чэн цюань-шу (Полное [собрание] произведений двух Чэнов из Хэнани) / Сер. «Сы-бу бэй-яо» («Собрание важнейших [произведений] по четырем разделам»). — Шанхай, 1936. — С. 457—459.
  • Цай Сюй-чжай 蔡虛齋. Сы-шу мэн-инь (四書蒙引 (Незрелое введение в «Четверокнижие») // 四庫珍本 Сы-ку цюань-шу чжэнь-бэнь (Драгоценные тома из «Полного [собрания] книг четырех хранилищ»). — 3-я серия. — Тайбэй, 1972. — Т. 110.
  • Цзян Бо-цянь. Да-сюэ синь-цзе («Великое учение» с новыми разъяснениями) // Юй-и гуан-цзе Сы-шу ду-бэнь («“Четверокнижие” в учебном прочтении с доступными толкованиями и подробными разъяснениями»). — Т. 1. — Шанхай, 1941 (2-е изд. — Пекин, 2010).
  • Цянь Мин. Ян-мин-сюэ-ды син-чэн юй фа-чжань (Формирование и развитие учения [Ван] Ян-мина). — Нанкин, 2002.
  • Чи Чжэн-минь 郗政民. Бай-хуа чжу-цзе Сы-шу 白話注解四書 («Четверокнижие» с комментариями и разъяснениями на современном языке). — Сиань, 1989.
  • Чжу Си. Да-сюэ чжан-цзюй цзи-чжу («Великое учение» [с разбивкой на] статьи и фразы и собранием комментариев) // Тун-бунь Сы-шу У-цзин («Четверокнижие» и «Пятиканоние», [отпечатанные с] медных досок). — Шанхай, 1936. — Т. 1.
  • Чжу Си. Да-сюэ чжан-цзюй цзи-чжу («Великое учение» [с разбивкой на] статьи и фразы и собранием комментариев) // «Синь-бянь Чжу-цзы цзи-чэн» («Корпус философской классики» в новой редакции). — Кн. 1. — Пекин, 1983.
  • Чжу-цзы юй-лэй 朱子語類 (Классифицированные высказывания Учителя Чжу) / Ред. Чжан Бо-син 張伯行. — Тайбэй, 1969.
  • Чжун-го чжэ-сюэ ши цзы-ляо сюань-цзи 中國哲學史資料選輯. Вэй Цзинь Суй Тан чжи бу (Избранные материалы по истории китайской философии. Раздел [эпох] Вэй, Цзинь, Суй, Тан). — Пекин, 1990. — Т. 3.
  • Чжун-го чжэ-сюэ ши цзы-ляо сюань-цзи (Избранные материалы по истории китайской философии). Раздел эпохи Цин. — Пекин, 1962.
  • Чжун-го чжэ-сюэ ши цзы-ляо сюань-цзи (Избранные материалы по истории китайской философии). Раздел эпох Сун, Юань, Мин. — Пекин, 1962. — Т. 1.
  • Чжу-цзы юй-лэй (Классифицированные высказывания Учителя Чжу) / Сост. Ли Цзин-дэ. — Чанша, 1997. — Т. 1. — С. 222, 225.
  • Чуань-си лу («Записи преподанного и воспринятого») / Пер. и коммент. Шэнь Шунь-куй // Сер. «Чжун-го гу-дянь мин-чжу и-чжу цун-шу» («Библиотека знаменитой китайской классики с переводами и комментариями»). — Гуанчжоу, 2001.
  • Чуань-си лу (Записи преподанного и воспринятого) / Пунктуация и комментарии Е [Шао] цзюнь. — Тайбэй, 1971 (1-е изд. — Шанхай, 1927).
  • Чэ Цзай. Лунь Да-сюэ ды да-сюэ чжи дао (О пути великого учения «Великого учения») // Чжун-го чжэ-сюэ ши лунь-вэнь цзи (Сборник статей по истории китайской философии). — Т. 2. — Пекин, 1965. — С. 130.
  • Чэнь Пань. Да-сюэ Чжун-юн цзинь-ши («Великое учение» и «Срединное и неизменное» с современными толкованиями). — Тайбэй, 1964.
  • Ши-сань-цзин чжу-шу («Тринадцатиканоние» с комментариями и толкованиями). — Т. 1—40. — Пекин, 1957.
  • Юань Мэй 袁梅. Ши-цзин и-чжу 詩經譯注 («[Канон] стихов» с переводом [на современный язык] и комментариями). — Цзинань, 1985.
  • Юй-и гуан-цзе Сы-шу ду-бэнь 語譯廣解四書讀本 («Четверокнижие» в учебном прочтении с разговорными толкованиями и подробными разъяснениями). — Шанхай, 1941; Пекин, 2010.
  • An Yanming. Daxue (Ta Hsüeh): The Great Learning // Encyclopedia of Chinese Philosophy / Ed. by A.S. Cua. — L., 2003. — P. 232—233.
  • Chan Wing-tsit. A Source Book in Chinese Philosophy. — Princeton, 1963 (reprint: L., 1969).
  • Chan Wing-tsit. Instructions for Practical Living and Other Neo-Confucian Writings by Wang Yang-ming. — N.Y., 1963.
  • Ching J. To Acquire Wisdom. The Way of Wang Yang-ming. — N.Y.; L., 1976.
  • Couvreur S. (tr.). Sseu chou. Les Quatre Livres. — Ho Kien fou, 1910. — P. 1—25.
  • Entretiens de Confucius / Tr. par A. Cheng. — P., 1981.
  • Cua A.S. A Confucian Perspective on Self-Deception // Self and Deception / Ed. R.A. Ames, W. Dissanayake. — Albany, 1996. — P. 177—199 (ibidem // Moral Vision and Tradition: Essays in Chinese Ethics. — Washington, 1998).
  • Fang Chaoying, Tu Lianche. Wang Wen-lu // Dictionary of Ming Biography / Ed. by L.C. Goodrich. — Vol. 2. — N.Y., L., 1976.
  • Fung Yu-lan. A History of Chinese Philosophy. — Vol. l. — Princeton, 1953.
  • Gardner D.K. Principle ang Pedagogy: Chu Hsiand the Four Books // Harvard Journal of Asiatic Studies. — 1984. — Vol. 44. — № 1. — P. 57—81.
  • Gardner D.K. Chu Hsi’s Reading of the Ta-hsueh: a Neo-Confusian’s Quest for Truth // Journal of Chinese Philosophy. — 1983. — Vol. 10. — № 3. — P. 183—204.
  • Gardner D.K. Chu Hsi and the Ta-hsueh: Neo-Confusian’s Reflection on the Confucian Canon. — Camb. (Mass); L., 1986.
  • Graham A.C. Two Chinese Philosophers: Ch’eng Ming-tao and Ch’eng Yich’uan. — L., 1958.
  • [Gützlaff K.F.A.] The Chinese Classics: Estimations in which They are held by the Chinese; Divided into Two Parts, the Sze Shoo and Woo King; Nine Subdivisions with Remarks Concerning each // Chinese Repository. — Vol. 3. — 1835. — P. 98.
  • Henke F.G. The Philosophy of Wang Yang-ming. — L.; Chicago, 1916 (reprint — N.Y., 1964).
  • Hughes E.R. The Great Learning and the Mean-in-Action. — N.Y., 1943.
  • Ivanhoe P.J. A Concordance to Wang Yang-ming, “Ta Hsüeh Wen”. — San Francisco, 1979.
  • Ivanhoe P.J., Nivison D.S., Meic P.K. A Concordance to Wang Yang-ming, “Ch’uan His Lu”. — San Francisco, 1979.
  • Kazuyasu Shimasue. Ta-hsüe yen-i // A Sung Bibliography (Bibliographie des Sung) / Ed. by Y. Hervouet. — Hong Kong, 1978. — P. 215—216.
  • Lau D.C. A Note on Ke Wu // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. — 1967. — Vol. 30.
  • Legge J. (tr.). Sacred Books of China. Vol. 1—6. — Oxford, 1879—1882 (repr.1936). — Vol. 28. — P. 411—424.
  • Legge J. (tr.). The Chinese Classics, vol. 1—5. — Hong Kong, 1960. — Vol. 1. — P. 355—381.
  • Lin Yutang (tr. and ed.). The Wisdom of Confucius. — L.; N. Y., 1938. — P. 122—137.
  • Morgan E.A. A Guide to Wenli Styles and Chinese Ideals. — Shanghai; London, 1912. — P. 142—148.
  • Tu Wei-ming. Neo-Confucian Thought in Action: Wang Yang-ming's Youth (1472—1509). — Berkeley; L. Ang.; L., 1976.
  • Wu Shih-ch’ang. The Original Meaning of “Ke-wu” in the “Great Learning” // Труды XXV Международного конгресса востоковедов. — Т. V. — М., 1960. — С. 219—224.

Просмотры

Аннотация - 44

PDF (Russian) - 80


© Философия, 2016