Methods of Forming Humanistic Values in Students of Medical Universities in the Process of Learning a Discipline “Internal Diseases”

Cover Page

Abstract


Аctuality: the article deals with the actual problem of spiritual and moral education of students in medical schools. Aim: design of practical classes and original tasks for medical students aimed at the formation of general cultural and professional competencies. Materials and methods: the innovative method of organization and practical training on the discipline “Internal diseases” is offered. The study included 123 students (64 and 59 in the experimental and control groups, respectively). Results: in the experimental group, the average score for the lesson according to the results of the final test control was 89%, in the control group - only 78%, and the overall level of knowledge increased by 9% compared to the control. Conclusion: the effectiveness of the proposed method of training is confirmed by the results of the pedagogical experiment and contributes to the formation of General cultural and professional competencies.


Full Text

В настоящее время в современном российском здравоохранении сложилась непростая ситуация. Из оказания медицинской помощи она превратилась в сферу рыночного предоставления услуг, перестала опираться на гуманистические ценности [1, 2]. Духовно-нравственное воспитание студентов - одна из важнейших задач Российского государства [3, 4]. В Концепции модернизации образования на период до 2020 г. указано, что «воспитание должно стать не отдельным элементом внеурочного педагогического действия, а необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности» [3, 4]. Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал, что воспитание должно опираться на национальные особенности, народные традиции, именно этот путь верный, продуктивный. По мнению российского ученого-педагога А.М. Новикова, суть национальной идеи России в нынешних условиях могут составить 3 обобщающие ценности - духовность, народность, державность [5]. Педагогический опыт показывает, что существующая система подготовки будущих врачей недостаточно использует имеющийся потенциал различных дисциплин на 2-й ступени обучения в медицинском вузе и не в полной мере учитывает требования, предъявляемые обществом к личностным качествам врача. Рис. 1. Становление личности будущего врача Figure 1. Formation of the future doctor’s personality Однако высшие медицинские учреждения должны быть не просто «кузницей кадров», а способствовать также развитию высоконравственной, духовной личности. Без формирования у студентов нравственных чувств, облика и поведения невозможно становление личности будущего врача (рис. 1) [1, 2, 6-10]. Еще В.М. Бехтерев писал: «Если больному после разговора с врачом не становится легче, то ему не место в медицине». М.В. Алексеев (кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России) с целью анализа сложного феномена «Врач» предложил разделение его на компоненты. Условно это может быть представлено в виде формулы «Врач» = «Человек» + «Специалист». Эта формула была реализована в признанной одной из лучших в мире отечественной школе врачей (рис. 2). Врачей нашей Отчизны всегда объединяли такие общие качества, как высокий профессионализм и высоконравственные ценности. Служение своему делу и пациенту было для них главной целью жизни. Рис. 2. Формула «Врач» Figure 2. The Formula of “The Doctor” Авторы приводят новаторскую методику организации и проведения практических занятий по дисциплине «Внутренние болезни». На примере практического занятия по теме «Дифференциальная диагностика заболеваний, проявляющихся бронхообструктивным синдромом. Принципы лечения» мы попытались реализовать предложенную «формулу» [11]. Цель исследования: проектирование практических занятий и различных заданий для студентов по дисциплине «Внутренние болезни», направленных на формирование общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК). Задачи исследования: 1. Проанализировать существующий опыт обучения и воспитания в высшей медицинской школе. 2. Предложить методику обучения и воспитания, направленную на формирование гуманистических ценностей по дисциплине «Внутренние болезни». 3. Апробировать на учебном занятии предложенную методику обучения и проанализировать полученные результаты. Материал и методы В педагогическом эксперименте принимали участие 12 учебных групп (n = 123 человека) 6-го курса - 6 экспериментальных групп (n = = 64 человека) и 6 контрольных групп (n = 59 человек). Практическое занятие по разработанной нами методике обучения состояло из нескольких этапов. 1. Социологическое анкетирование с целью узнать, представляют ли студенты масштабы распространенности и социальную значимость хронической обструктивной болезни легких и бронхиальной астмы (ХОБЛ и БА), сталкивались ли они в жизни с такими больными, знают ли об истории возникновения и изучения этих заболеваний; известно ли им об знаменитых людях, страдающих ХОБЛ и БА. 2. Контроль исходного уровня знаний (тестирование). 3. Введение в проблему (вступительное слово преподавателя). Весьма важным на данном этапе обучения является формирование профессиональных качеств будущего врача, одним из которых является его эрудиция. Образование - это процесс, связанный с изучением учащимся культурных образцов и обязательным следованием им. С помощью заранее подготовленной презентации педагог объясняет социальную значимость и исторические аспекты изучения ХОБЛ и БА, делает обзор о российских и международных рекомендациях по диагностике и лечению этих заболеваний, разработанных ведущими в мире пульмонологами, существовании астма-школ, в которых проводится обучение больных, международных дней борьбы с ХОБЛ, БА и курением, а также о становлении отечественной школы пульмонологов и известных людях, страдающих БА. 4. Проверка домашнего задания - проводится разбор заданных на дом ситуационных задач, их содержание представлено в виде описания типичных клинических случаев, которые встречаются в практике врача. 5. Решение учебно-воспитательных задач (УВЗ), разработанных нами для обеспечения образовательно-воспитательного процесса (рис. 3). В отличие от типичных задач, обычно решаемых студентами, в этих задачах приводится не только клиническая ситуация, но также перед студентом ставится этико-деонтологическая проблема, рассматривается определенная модель поведения «врач-пациент» («положительная» или «отрицательная»), врачебная ошибка, дилемма. 6. Ролевая игра - современный метод обучения, основанный на групповой форме работы учащихся [12]. Педагог заранее подбирает клиническую ситуацию по теме занятия, продумывает сценарий игры и готовит необходимую медицинскую документацию (лабораторные анализы и инструментальные методы обследования), распределяет роли студентам - пациент, врач-терапевт, врачи функциональной и лабораторной диагностики, заведующий отделением, родственники пациента и т.д. Рис. 3. Учебно-воспитательная задача Figure 3.Teaching-educationaltask 7. Курация больных - этот этап очень важен: учащиеся знакомятся с ведением медицинской документации, со спецификой работы врача, учатся культурному общению с пациентами, отрабатывают мануальные навыки, интерпретируют инструментальные и лабораторные данные обследований, анализируют лечение. Таким образом, формируется клиническое мышление будущих врачей. На этом этапе нами была организована работа в малых группах. Часть студентов (5-6 человек) отправляется с преподавателем на курацию пациентов, вторая часть - принимает участие в следующем этапе (этап 8), имеющем характер соревнования. 8. Деловая игра (решение кроссворда) - часть заданий кроссворда содержит вопросы, относящиеся непосредственно к теме занятия, дру- Рис. 4. Задание-кроссворд Figure 4.Task-crossword (1 - Veresayev, 2 - methacholine, 3 - hyperactivity, 4 - bodyplethysmography, 5 - auscultation, 6 - Mudrov, 7 - eosinophilia, 8 - Botkin, 9 - use, 10 - Haas, 11 - mission, 12 - chest, 13 - Egorov, 14 - humanists, 15 - respimat, 16 - indacaterol, 17 - Bernoulli, 18 - heart, 19 - Uglov, 20 - tiotropy) гая же часть - вопросы, ответы на которые расширяют кругозор (эрудицию) учащихся (рис. 4). После чего происходит смена деятельности малыми группами, а далее совместное обсуждение курации и решения кроссворда - определяется группа, с большим успехом справившаяся с заданием. 9. Контроль итогового уровня знаний (тестирование). 10. Повторное анкетирование. 11. Тест на доброжелательность по шкале Д. Кэмпбелла - определяет уровень расположенности к другим, дружелюбия, благожелательности у тестируемого - необходимых качеств для будущих врачей. Экспериментальная группа обучалась по предлагаемой нами методике, направленной на формирование ОК и ПК. Группа контроля проходила обучение по стандартной методике: решение студентами типовых задач, курация больных. Статистическая обработка проводилась в пакете статистических программ IBM SPSS Statistics 22. С помощью t-критерия Стьюдента рассчитывалось среднее значение и сравнение средних значений в двух независимых выборках. Различия между группами считались достоверно значимыми при р < 0,05. Результаты Рассмотрение рекомендованных рабочими программами учебных пособий и учебников по дисциплине «Внутренние болезни» выявило, что они не направлены на формирование гуманистически развитой личности. Приводим результаты педагогического эксперимента. Социологическое анкетирование до занятия выявило, что в экспериментальной группе подавляющее большинство студентов (98%) не имело представлений о социальной значимости и не знало историю изучения ХОБЛ и БА. Большая часть студентов (72%) не знали имен известных людей, страдающих этими заболеваниями. В то же время значительная часть студентов (91%) ранее встречали пациентов с ХОБЛ и БА [11]. И в экспериментальной, и в контрольной группе проводилось исходное и итоговое тестирование уровня знаний студентов, результаты которого приведены в табл. 1. Из таблицы 1 следует, что уровень знаний в экспериментальной группе студентов повысился на 16% по сравнению с исходным. Уровень знаний студентов, обучавшихся по традиционной методике (контрольная группа), увеличился лишь на 7%. Таким образом, после проведения занятия с использованием оригинальной методики обучения в экспериментальной группе уровень знаний увеличился на 9% по сравнению с контрольной группой [11]. Повторное социологическое анкетирование экспериментальной группы после занятия показало, что всем (100%) студентам было интересно узнать об истории возникновения ХОБЛ и БА, о социальной значимости проблемы, выдающихся людях, страдающих этими заболеваниями, формировании отечественной школы пульмонологов. Все студенты (100%) считают, что в учебный процесс необходимо включать деловые игры и учебно-воспитательные задачи [11]. Результаты теста на доброжелательность приведены в табл. 2. Таблица 1 Результаты исходного и итогового тестирования уровня знаний студентов Изучаемая группа n1 Исходное тестирование, % Итоговое тестирование, % Прирост показателей знаний2, % Экспериментальная 64 73 89* +16 Контрольная 59 71 78* +7 1n - количество студентов в исследуемой группе. 2Прирост показателей знаний рассчитывался как вычитание показателей итогового и исходного тестирования. *р < 0,05. Table 1 Results of initial and final testing of students’ knowledge level Study group n1 Initial testing, % Final testing, % Increase in knowledge indicators2, % The experimental 64 73 89* +16 Control 59 71 78* +7 1n - number of students in the study group. 2The growth of indicators of the knowledge was calculated as the subtraction of the indices of the final and initial test. *p < 0.05. Таблица 2 Тест на доброжелательность Изучаемая группа n Уровень доброжелательного отношения к другим людям, % Низкий Средний Высокий Экспериментальная 64 - 33 67* Контрольная 59 15 51 34* n - количество студентов в исследуемой группе. *р < 0,05. Table 2 Test of benevolence Studygroup n Level of benevolent attitude to other people, % Low Medium High The experimental 64 - 33 67* Control 59 15 51 34* n - number of students in the study group *p < 0.05. Проведение теста на доброжелательность выявило, что в ходе обучения по предложенной нами методике количество студентов с низким уровнем доброжелательного отношения к другим людям стало меньше, чем в контрольной группе [11]. Обсуждение Учитывая сложившиеся в современных российских условиях непростые межличностные отношения «врач-пациент», потерю нравственных ориентиров у молодого поколения, задачей преподавателей медицинского вуза является не только подготовка высоких профессионалов, но и становление высоконравственной личности будущего врача. На примере организации одного практического занятия мы попытались осуществить реализацию предложенной М.В. Алексеевым формулы: «Врач» = «Человек» + «Специалист». Внедренная технология позволяет наряду с базовым включить в содержание образования дополнительную информацию, не вошедшую в рекомендуемые вузовские учебники по дисциплине «Внутренние болезни». Результаты педагогического эксперимента показали эффективность предложенной нами методики обучения. Очень важно отметить, что решение студентами проблем, поставленных в учебно-воспитательных задачах, деловые игры - приближает практическое занятие к работе врача в реальных условиях, развивает коммуникативные способности и клиническое мышление,а также является одним из эффективных способов формирования как профессиональных качеств, так и личностных качеств будущего врача, т.е. закладывания у них морально-нравственной базы, а также повышения уровня его эрудиции и расширения кругозора. Экспертная оценка преподавателем (педагогическое наблюдение) показывает, что проведение занятия с использованием предложенной методики повышает у студентов мотивацию к обучению, собственную самооценку и интерес к выбранной профессии. Это же отметили и сами студенты при подведении итогов эксперимен-тального занятия (в ходе обсуждения его с преподавателем). Разработанные нами рекомендации могут послужить составной частью разработки модели воспитания и обучения в медицинском вузе. Выводы 1. Впервые на кафедре госпитальной терапии № 2 лечебного факультета ФГБОУ ВО «Московский медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России разработано и внедрено в систему обучения студентов учебное занятие, направленное на формирование гуманистических ценностей и профессиональных компетенций. 2. Разработанное учебное занятие приводит к большему сосредоточению внимания студентов, значительно повышаются мотивация к изучению темы и качество ее усвоения. 3. Эффективность предложенной методики была доказана педагогическим экспериментом. По результатам итогового тестового контроля средний балл за занятие в контрольной группе составил 78%, в то время как в экспериментальной - 89%.

About the authors

M. V. Alekseev

Evdokimov Moscow state medical and dental University

Author for correspondence.
Email: ksfomina@mail.ru
Moscow, Russian Federation

K. A. Fomina

Evdokimov Moscow state medical and dental University

Email: ksfomina@mail.ru
Moscow, Russian Federation

L. D. Makoeva

Evdokimov Moscow state medical and dental University

Email: ksfomina@mail.ru
Moscow, Russian Federation

K. I. Tebloev

Evdokimov Moscow state medical and dental University

Email: ksfomina@mail.ru
Moscow, Russian Federation

G. V. Arkad’eva

Evdokimov Moscow state medical and dental University

Email: ksfomina@mail.ru
Moscow, Russian Federation

References

  1. Zinkevich ER, Kul’bakh OS. The system of educational work in medical school. In: Personality, Family and Society: Questions of Pedagogics and Psychology: Congress materials X Intern. Scientific-Pract. Conf. Pt II. Novosibirsk: SibAK, 2011. (In Russ.)
  2. Lapteva VI, Astapenko E, Kovalenko IV. The problem of spiritually-moral education of medical students. In: Personality, Family and Society: Questions of Pedagogics and Psychology: Collection of Articles in Mater. XXXIX Scientific-Pract. Conf. (39).Pt I. Novosibirsk: SibAK; 2014; 4. (In Russ.)
  3. Borodaeva LG. The problem of spiritually-moral education of students in the sociocultural conditions of modern Russia. Grani poznaniya Electronic scientific-educational journal VGSPU «Granipoznaniya» (Volgograd). 2012; 3(17): 24—8. Available from: URL: http://grani.vspu.ru/ files/publics/1348482562.pdf (date of access: 15.04.2016). (In Russ.)
  4. Rastova LM. Actual problems of education of youth in modern conditions. In: The Main Problems and Directions of Educational Work at Modern University: Abstracts of All-Russian Scientific-Practical Conference. Barnaul: Altayskiy gosudarstvenniy tekhnicheskiy universitet im. I.I. Polzunova; 2010: 268—70. (In Russ.)
  5. Novikov AM. National idea of Russia (a possible approach). Moscow: Egves; 1999. 6 p. (In Russ.)
  6. Zinkevich ER. Knowledge of doctors — medical teachers about the technological approach to the learning process and education of students. Bulletin of the Volga University named after V.N. Tatishchev. Theory and Methodology of Professional Education. 2014;1(15): 11. (In Russ.)
  7. Belokoneva EV. Formation of humanistic values in medical students in the process of learning a foreign language: PhD thesis; Elec. 2012. 23 p. (In Russ.)
  8. Averin VA, Zinkevich ER, Kul’bakh OS. Theory and methods of educational work in medical school: a training manual for teachers. Saint Petersburg: GPMA, 2011. (In Russ.)
  9. Tararyshkina MA. The formation of professional and personal culture of students in the educational process of higher medical schools: PhD thesis; Moscow. 2007. 28 p. (In Russ.)
  10. Tsapok PI, Sheshunov IV, Alekseev AYu, et al. Ways of improvement of educational work in medical school. In: The Conference Materials. Modern High Technologies; 2007;3: 104. (In Russ.)
  11. Fomina KA, Alekseev MV, Makoeva LD, Tebloev KI. et al. Methods of forming (formation) humanistic and patriotic values in students of medical universities in the process of learning a discipline “Internal diseases”. Moscow: MGMSU; 2017. 215 p. (In Russ.)
  12. Artyukhina AI, Marymova EB, MakedonovaYuA et al. Interactive teaching method in medical school, for example, role-playing. The Success of Modern Science; 2014;4: 122—6. (In Russ.)

Statistics

Views

Abstract - 200

PDF (Russian) - 62

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2019 Alekseev M.V., Fomina K.A., Makoeva L.D., Tebloev K.I., Arkad’eva G.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies