APPLICATION PRACTICE OF THE ORDER OF THE RUSSIAN MINISTRY OF HEALTH IN THE ORDER OF THE ORGANIZATION OF SANATORIUM TREATMENT (on the example of sanatorium for children)

Cover Page

Abstract


The analysis of recommendations of the Russian Ministry of Health about regular provid-ing the sanatorium organizations is provided to publications, reducing standard number of average and associate health workers is shown.


Давность утверждения в системе здравоохранения нормативно-правовых документов по планированию численности должностей медицинских работников санаториев и санаториев для детей [1, 2] определила необходимость их пересмотра. В новом приказе Минздрава России [3] установлены рекомендуемые штатные нормативы санатория и санатория для детей, в том числе для детей с родителями (за исключением санаториев для лечения больных туберкулезом). Приказ составлен подобно всем приказам о порядках оказания медицинской помощи и содержит все системные ошибки этих документов в части норм труда: игнорирование расчетного способа установления и применения норм труда, нарушения номенклатуры должностей, ошибочные позиции по установлению должностей заведующих и т.д. [4-9]. Наряду с этими общими недостатками нормативная запись по большинству должностей имеет столь нечеткий характер, позволяющий разное толкование норм труда, что применение приказа вызывает массу вопросов в практике здравоохранения. В частности, приказом устанавливается в качестве основного нормативного показателя: место размещения, т.е. данные, отсутствующие в статистической документации; на смену работы устанавливается дробное число должностей, меньшее единицы, например, 0,5 или 0,25 должности, что противоречит практике здравоохранения, законодательству по труду [10]. Для демонстрации изменений нормативной численности должностей, которые предлагаются приказом № 279н по сравнению с ранее действующим приказом № 60, нами проведен расчет этих данных по конкретной медицинской организации: санаторию для детей на 120 коек (табл. 1). Таблица 1 Нормативная численность должностей в санатории для детей на 120 коек Наименование должности Расчеты численности должностей по приказу Минздрава СССР от 17.01.1985 № 60 по приказу Минздрава России от 05.05.2016 № 279н Врач-педиатр 120 : 40 = 3,0 120 : 30 = 4,0 Врач-физиотерапевт 0,5 120 : 200 = 0,6 Врач по лечебной физкультуре 120 : 250 = 0,48 1,0 Заведующий педиатрическим отделением 1,0 ( вместо 0,5 должности врача-педиатра) - Врач-диетолог - 120 : 200 = 0,6 Всего врачебный персонал 4,98 - 0,5 = 4,48 6,2 Медицинская сестра палатная (постовая) 5,0 - 120 : 30 = 20,0 120 : 50 = 2,4 Медицинская сестра изолятора 120 : 100 = 1,2 - Медицинская сестра диетическая 1,0 1,0 Лаборант 120 : 150 = 0,8 - Медицинский статистик 0,5 0,5 Медицинская сестра приемного отделения - 1,0 Медицинская сестра процедурная* - 0,5 Медицинский регистратор - 0,5 Старшая медицинская сестра 1,0 (вместо 0,5 должности медицинской сестры палатной (постовой) - Всего средний медицинский персонал 24,5 - 0,5 = 24,0 5,9 Санитарка палатная 5 - 120 : 30 = 20,0 - Санитарка изолятора 1,2 - Санитарка-буфетчица 120 : 50 = 2,4 - Сестра-хозяйка 1,0 1,0 Всего младший медицинский персонал 24,6 1,0 Примечание. *Медицинская сестра процедурной (в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н «Номенклатура должностей медицинских и фармацевтических работников»). Расчеты проведены при условии, что «места размещения», указанные в приказе № 279н, соответствуют принятому в статистике здравоохранения показателю: «койка», а отсутствие в нормативной записи слов: «устанавливается из расчета...», отнесено к редакционным ошибкам. Наименования должностей соответствуют приведенным в документах. В таблице 1 приведена нормативная численность лишь по тем должностям, по которым возможны сравнения. Например, по приказу № 60 должность врачастоматолога устанавливается следующим образом: «из расчета 1 должность на 300 коек, но не менее 0,5 должности в санаториях от 75 коек», следовательно, в санатории на 120 коек можно установить 0,5 должности врача-стоматолога детского, а по приказу № 279н, хотя такая должность и предусмотрена, но нормативная запись не дает возможности рассчитать нормативное число должностей и провести соответствующие сравнения. В частности, в примечании к Приложению № 2 приказа № 279н указано, что «в санаториях и санаториях для детей, в том числе для детей с родителями... также рекомендуется предусматривать должности: ...врачстоматолог детский...». При этом норматив для этой должности не установлен. Другой пример можно привести по должности медицинской сестры по массажу. Приказом № 60 эта должность устанавливалась в зависимости от объема работы и утвержденных норм времени на отпуск массажных процедур, а по приказу № 279н эта должность устанавливается следующим образом: «2 на 1 должность врача-физиотерапевта и 1 на должность врача по лечебной физкультуре». Аналогичным образом, по объему работы и утвержденных норм времени на проведение занятий по лечебной физкультуре, устанавливалась и должность инструктора по лечебной физкультуре. Следовательно, сравнения по нормативной численности этих должностей также невозможны. Несопоставимо также и число должностей санитаров, планируемых для работы в физиотерапевтическом отделении (кабинете): по приказу № 60 должности санитаров устанавливались из расчета 1 должность на 2 должности медицинских сестер по физиотерапии, а при проведении водогрязеторфо-озкерито-парафинолечения - на 1 должность медицинской сестры, занятой отпуском указанных процедур. По приказу № 279н эти должности устанавливаются на отдельную аппаратуру, ванны, кушетки и т.д., число которых определить на федеральном уровне невозможно. Указанные должности также исключены из сравнений. Как видно из табл. 1, число врачебных должностей, планируемых по новому приказу, несколько больше, чем по предыдущему документу. Иная ситуация складывается при использовании нового документа по средним и младшим медицинским работникам: произошло резкое уменьшение должностей (рис. 1). Рис. 1. Нормативная численность медицинской сестры палатной (постовой) и санитарок в санатории для детей на 120 коек Нормативная численность медицинских сестер палатных (постовых) устанавливалась по ранее действующему приказу из расчета 1 круглосуточный пост на 15 коек для детей до 3 лет и на 30 коек для детей старше 3 лет. Число должностей для работы круглосуточного поста не является величиной постоянной и опреде-ляется по годовому бюджету рабочего времени должности, зависящему от числа рабочих дней в году, предпраздничных дней, в которые происходит сокращения рабочего времени, размера отпускного периода времени [11]. Эта величина для должности медицинской сестры палатной (постовой) составит в 2017 г. в зависимости от указанных параметров от 1689,6 до 1767,6 часа, а число должностей медицинских сестер палатных (постовых) для обеспечения круглосуточного режи-ма работы - от 4,956 до 5,185 [12]. В медицинских организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, годовой бюджет меньше указанного из-за большей продолжительности трудового отпуска, а число должностей для круглосуточной работы соответственно больше. Для расчетов в общем виде было принято, что для обеспечения деятельности круглосуточного поста необходимо около 5 должностей. Следовательно, в санатории на 120 коек, в которых проходят лечение дети старше 3 лет, можно было установить 20 должностей медицинских сестер палатных (постовых). По новому приказу общее нормативное число среднего медицинского персонала составляет 5,9 должностей, а число медицинских сестер палатных (постовых) - лишь 2,4 должности, что недостаточно для организации работы круглосуточного поста. Возможность организовать круглосуточный пост медицинской сестры палатной (постовой) при нормативе, указанном в приказе № 279н (1 на 100 мест размещения для взрослых, 1 на 50 мест размещения для детей), появляется лишь в санаториях для детей, имеющем не менее 250 коек (250 : 50), а санаториях для взрослых - не менее 500 коек (500 : 100). По ранее действующему приказу нормативная численность медицинских сестер палатных (постовых) устанавливалась из расчета 1 круглосуточный пост на 30 коек в санаториях для детей старше 3 лет, следовательно, в санатории для детей на 250 коек можно было установить свыше 8 круглосуточных постов (250:30). Сокращена и численность других средних медицинских работников. Так, работа врачей санаториев для детей, указанных в примечании к Приложению № 2: должностей врачей по медицинской профилактике, врачей-стоматологов, врачей-стоматологов детских, врачей-рефлексотерапевтов, врачей мануальной терапии, врачей функциональной диагностики, врачей ультразвуковой диагностики, врачей клинической лабораторной диагностики, врачей-психотерапевтов, не обеспечена нормативной численностью средних медицинских работников. Весьма трудно представить работу, например, врача клинической лабораторной диагностики без лаборанта. Из всех должностей санитарок, по которым проводится сравнение, - а это основное число должностей младших медицинских работников, - в новом при-казе осталась лишь должность сестры-хозяйки, остальные должности не предусмотрены. Таким образом, внедрение в практику здравоохранения приказа Минздрава России от 05.05. 2016 № 279н «Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения» не позволяет организовать работу санатория для детей с чис-лом коек менее 250 прежде всего из-за значительного ( в десятки и более раз!) сокращения нормативной численности средних и младших медицинских работников и невозможности их круглосуточной работы. В санаториях для детей большей мощности, т.е. более 250 коек, сокращение числа круглосуточных постов медицинских сестер палатных (постовых) и полное отсутствие нормативной обеспеченности младшими медицинскими работниками приведет к значительным трудностям в ор-ганизации оказания медицинской помощи.

V M Shipova

FGBNU “National scientific research institute of public health of N. A. Semashko”, Moscow, Russia

Author for correspondence.
Email: konovalov_oe@rudn.university
105064, Москва, ул. Воронцово поле, д. 12, строение 1

E A Berseneva

FGBNU “National scientific research institute of public health of N. A. Semashko”, Moscow, Russia

Email: eaberseneva@gmail.com
105064, Москва, ул. Воронцово поле, д. 12, строение 1

д.м.н., с.н.с., руководитель Центра высшего и дополнительного профессионального образования ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко»

S M Gadzhieva

Children’s sanatorium No. 42 of Moscow Department of health care, Moscow, Russia

Email: konovalov_oe@rudn.university

  • The order of the Ministry of Health of the USSR from 1/3/1956 No. 1-M “About the approval of regular standards of medical personnel and workers of dining rooms and kitchens of sanatoria for adults” in an edition of orders of the Ministry of Health of the USSR from 2/25/1956 No. 40-M, from 7/6/1960 No. 293. From 6/25/1981 No. 693, with the changes made by the order of the Min-istry of Health of the USSR from 12/31/1976 No. 1255.
  • The order of the Ministry of Health of the USSR from 1/17/1985 No. 60 “About regular standards of medical, pedagogical personnel and employees of kitchens of children’s sanatoria (a stern of tubercular)”.
  • The order of the Russian Ministry of Health from 5/5/2016 No. 279n “About the statement of the Order of the organization of sanatorium treatment”.
  • Shipova V.M., Belostotsky A.V., Kindarov Z.B. & Yermolova M.V. The current state of the regu-latory base on work in health care. Deputy chief physician: medical work and medical examina-tion. 2010. No. 6. P. 22—28.
  • Shipova V.M., Minin O.G. & Frolova YU.V. Planning of number of doctors of hospital institu-tions (divisions) in modern conditions. Children's hospital. 2011. No. 2. P. 8—10.
  • Shipova V.M. Rationing of work in health care: current state, prospects of development, tech¬nology. Medical management. Appendix 55, October, 2013. P. 1—17.
  • Shipova V.M. The analysis modern standard legal documents on rationing of work of average and junior health workers. Chief nurse. 2014. № 8. P. 8—24.
  • Shipova V.M. The staff list of the medical organization. Under the editorship of R.U. Habriyev. Moscow: GEOTAR-media, 2015. 192 p.
  • Shipova V.M. & Berseneva E.A. Normirovaniye of work in health care: problems and prospects. Quality management in health care. 2015. № 2. P. 10—19.
  • Labor Code of the Russian Federation. Section IV. Working hours. Chapter 15. General provi-sions. Article 103. Shift work.
  • Rationing of work in health care (lecture) of M., RIO Federal State Budgetary Institution TSNIIOIZ of the Russian Ministry of Health, 2013. 88 p.
  • Shipova V.M. & Gadzhiyev S.M. Calculation of regular security: changes in 2017. Chief nurse. 2016. № 10. P. 102—110.

Views

Abstract - 427

PDF (Russian) - 177


Copyright (c) 2017 Shipova V.M., Berseneva E.A., Gadzhieva S.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.