“Keep silence to poetry”: “silence” in M.S. Petrovykh’s life and writing

Cover Page

Abstract


The motive and image o “silence” in M.S. Petrovykh’s lyrics is connected with her poetic worldview, understanding of the creative nature and social reality. Image “silence” defines the lyrical plot of the conceptual poem “One thing I want to say to poets...”. The poem reveals the type of creative and life behavior that the author professes. One the basis of some biographical facts of M. Petrovykh, which are confirmed in verse, the lexical and semantic level of poems in which the image and motive “silence” are presented is analyzed in this paper. “Silence” was the theme not only of M. Petrovykh, A. Akhmatova, but also of other writers of the era of the 1930s and 1950s, which is due to the atmosphere of the time. External and internal censorship dictated the style of behavior. But the poet must get to the hard core of what is happening and recreate the true reality, write the truth. The meaning of “keep silence to poetry” is precisely this. This is not just an aphorism, but the meaning of genuine creativity.


Full Text

Введение Мария Сергеевна Петровых (26.03.1908 - 01.06.1979) - один из значительных русских поэтов ХХ века, автор более двухсот стихов. Однако ее имя при жизни было мало известно читателям и редко упоминалось в критике, несмотря на высокую оценку ее творчества Б.Л. Пастернаком, А.А Ахматовой, О.Э. Мандельштамом и другими выдающимися художниками слова. Во время Великой Отечественной войны М.С. Петровых была эвакуирована в г. Чистополь, который занимает особое место в истории советской литературной жизни военных лет. Прямо в душу мне светила Чистопольская луна [11. С. 38]. Именно в этом городе, благодаря Б.Л. Пастернаку и А.А. Фадееву, организовавшим вечер поэзии Петровых, Мария Сергеевна, известная долгое время как переводчица, заявила о себе как поэт. А.А. Ахматова считала Петровых наследницей старшего поколения - поэтов Серебряного века. Об отношении Ахматовой к Петровых свидетельствует ее диалог с Л.К. Чуковской в январе 1964 года: «- Давайте играть так, - предложила она. - Назовите лучших, по-вашему, поэтов среднего поколения. Я ответила: Самойлов, Корнилов, и, судя по единственному известному мне стихотворению, - Петровых. Может быть, еще Новелла Матвеева. Не знаю. - А я по-другому, - сказала Анна Андреевна. - Петровых, Липкин, Самойлов, Корнилов» [14. С. 136]. Но даже в сегодняшних литературных и читательских кругах о М.С. Петровых знают немного. Количество публикаций, посвященных ее поэзии, малочисленно: три кандидатских диссертации 1990-2000-х годов [6;3;5] и несколько научных статей, хотя, начиная с восьмидесятых годов прошлого века, вышло более десяти сборников стихов М. Петровых. История публикаций Малоизвестность Петровых у читателей в большой степени была связана с ее редкими прижизненными публикациями. После возвращения Петровых из эвакуации поздней осенью 1942 года состоялся ее вечер в московском Союзе писателей. Выступавшие на нем Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Щипачев, К. Кайсын говорили о необходимости издания стихов Петровых. Однако, когда она сдала в «Советский писатель» рукопись первого сборника, известный критик Евгения Книпович, в то время занимавшая должность главы издательства «написала отрицательную “внутреннюю” рецензию, обвинив автора в пессимизме и назвав стихи Петровых “несозвучными эпохе”. Сборник был отвергнут издательством» [12]. С этого времени Мария Сергеевна перестала надеяться на публикацию своих стихов. «Три стихотворения в журнале “Знамя” (1943. № 10) - одна из немногих ее прижизненных публикаций» [7. С. 551]. Только в 1968 году при помощи своего армянского друга Левона Мкртчяна Петровых опубликовала первую единственную прижизненную книгу «Дальнее дерево», выпущенную издательством «Айастан» в Ереване, в которой только половина была оригинальных стихотворений (70), а вторая половина поэтических переводов (66 стихов). До этого Петровых отказалась от шанса увидеть свои стихи напечатанными. Были не только внешние, но и внутренние причины того, что стихи Петровых не доходили до читателя. С одной стороны, она понимала, что тональность и темы ее стихов, действительно, мало соответствуют духу времени. В них нет пафоса эпохи «великого перелома» тридцатых и героики войны, а есть ощущение трагизма человеческого бытия и социального времени. Мотив «безвинной неволи» редко раскрывается непосредственно, как в цитируемом стихотворении «Есть много страшного на свете...» (1938-1942). Чаще всего он обнаруживается косвенно через мотивы «злой невзгоды», судьбы («Судьба за мной присматривала в оба...», «Говорят, от судьбы не уйдешь...»), трагического вынужденного молчания/умолчания, ответственности, вины за происходящее в стране: А нас еще ведь спросят - как могли вы Терпеть такое, как молчать могли? Как смели немоты удел счастливый Заранее похитить у земли?.. И даже в смерти нам откажут дети, И нам еще придется быть в ответе [11. С. 23]. Говорить о репрессиях тридцатых годов, писать об аресте и смерти мужа в лагере было невозможно: «И я молчу десятки лет. / Молчаньем горьким родины» [11. С. 117]. Так появляются образы, сопутствующие мотиву «больного молчания»: «слишком больно я молчала», «молчанье смерти», «промолчу весь жалкий век». Тема молчания Вместе с тем поэтическое молчание Петровых объясняется и внутренними причинами, обусловленными внешними обстоятельствами, но не сводимыми только к ним. Причиной тютчевской невозможности «высказать себя» могли быть и личные, интимные переживания. Но не менее значимым для Петровых было убеждение, что в творчестве и через творчество человеку открывается смысл и загадка бытия, а «слова без смысла, слова без цели» - это «слова бездушья» [10. С. 319]. Этим обусловлена антитеза «больного молчания и «немоты удел счастливый», внутренней свободы художника и социального заказа: «лишь тишина свободы прославит наши дни» [10. С. 338], «либо молчание, либо лишь правда» [10. С. 126]. Отсюда идет поразительная требовательность Петровых к себе. Она не принадлежала к числу писателей, которые стремятся к известности, не боролась за публикации своих стихов: «Я не носила стихи по редакциям. Было без слов понятно, что они “не в том ключе”. Да и в голову не приходило ни мне, ни моим друзьям печатать свои стихи. Важно было одно: писать их» [9. С. 347]. Наконец, была еще одна причина поэтического молчания Петровых. В ее жизни были периоды, когда она не писала стихов. Длительные перебои творческого вдохновения были и у А.А. Ахматовой, О.Э. Мандельштама. Н. Струве объясняет их не только реалиями личной или социальной жизни, но психологией творчества, его ритмами - чередованием периодов «внутреннего созревания» и нового обретения поэтического голоса, «взрыва», когда стихи текут «бесперебойно» [13. С. 179]. В стихотворении «Муза» из цикла «Тайны ремесла», обращаясь к природе творческого вдохновения, А. Ахматова разрушает наивное представление о легкости «божественного лепета». Ее муза: Жестче, чем лихорадка, оттреплет, И опять весь год ни гугу [2. С. 385]. Такие периоды «внутреннего созревания», молчания, «недописанных строк» были характерны для М.С. Петровых. Было время творческого вдохновения: «А рифмы, а ритмы неведомо откуда / Мне под руку лезут, и нету отбоя» [10. С. 298]. Т.В. Богданова, анализируя тематику стихов М. Петровых и выделяя тематические комплексы, упоминает тематическую группу «Молчание» и называет девять стихотворений. Но значительно большее количество поэтических текстов М. Петровых развивают эту тему опосредованно, в том числе стихотворения с темой материнства, жизни и смерти, любви, человека и общества. Как отмечает исследователь, с середины 1950-х годов и все последующие годы тема молчания занимает одно из первых мест по степени остроты и важности для поэта [3. С. 52]. Соглашаясь с точкой зрения Т.В. Богдановой, отметим, что в последние десятилетия жизни Петровых на первый план в теме молчания выходят мотивы сомнения в своем поэтическом даре, угасания творческого вдохновения, немоты («меня сковало смертной немотой» [10. С. 302]; «и рот мой намертво сжат» [10. С. 408]); утраты способности «глаголом жечь сердца людей»: «Перестал человек писать стихи. / Почему? / Потому что стало ясно ему, / Что слово его ничего не значит»; «Зачем способности, коль нет призванья? / Да и способностей, пожалуй, нет. / Когда-то были. А на склоне лет / Что мне осталось?» [10. С. 402-403]. Об этом свидетельствуют и немногочисленные сохранившиеся записи: «А я совсем перестала писать. <…> Для человечества потери никакой, но душе моей очень больно [10. С. 392]; «Господи, помоги мне! Пусть будут стихи - сколько раз слышала их, сквозь меня, сквозь сердце шли потоком - только записать. <…> А теперь - столько месяцев молчание - глухое, мертвое. Господи, дай мне услышать [10. С. 393]. Но и в минуты поэтической немоты Петровых не переставала размышлять о «поэзии незаменимых слов», о своем предназначении, судьбе других поэтов. И когда вдруг возвращалось вдохновение, в стихах, что «шли потоком» возникала эта мучительная тема молчания. И вместе с тем в поздней лирике Петровых появляется мотив покаяния за вынужденное молчание: Боже, прости мой презренный грех, Немощь мою и робость И то, что глянула в пропасть, Увидела ад кромешный, Услышала плач безутешный И не сказала ни слова, Удалилась от злого, И рот мой намертво сжат, И ноги мои дрожат. Боже, прости мне грешной! [10. С. 408] Анализ лексики Рассмотрим, как реализуется многоаспектный мотив молчания в лирике Петровых на лексическом уровне. «Каждое слово, употребляемое поэтом, есть уже тема и может быть развернуто в художественный мотив» [4. С. 4]. Слово «молчанье» и однокоренные слова встречаются в стихотворениях М. Петровых разных лет, с 50-х годов их частотность увеличивается. Результаты исследования отражены в таблице. Следует отметить, что в сборнике стихов «Мгновение воздуха» (М., 1998) стихотворение «Сказочка» принадлежит к 1920-1930-м годам, стихи «Хоть не лелей, хоть не голубь...», «- Что ж ты молчишь из года в год...» относятся к 1940-1950-м годам и «Что толковать! Остался краткий срок...», «К своей заветной цели...» входят в состав стихов 1960-1970-х годов. Таблица Период Год Название стихотворений Лексическое выражение молчания Частотность Кол-во текстов 20-е годы 1927 «Звезда» молчанье сонных стран 1928 «Отрывок» вмолчись в таинственное лоно 4 4 «Соловей» Я молчу, спастись не чая 1929 «Ранняя утрата» Коль метр - я помолчу 30-е годы 1935 «Стихов ты хочешь?..» И как молчит мороз 3 3 1939 «Без оглядки не ступить ни В грозовом молчании могильном шагу...» 1938- «Есть очень много страшноТерпеть такое, как молчать могли? 1942 го на свете...» 1940 «Светло ль ты солнце, и лучисто ли...» Где молчаливыми аллеями «Ночь на 6 августа» В каком неистовом молчанье «У меня большое горе» Слишком больно я молчала, Больше не могу 40-е годы 1943 «Боже, как светло одеты...» «Осенние леса» «Грустила я за свежими бревенчатыми стенами...» «Не наглядеться, неналюбоваться...» «Молчи, я знаю, знаю, Как молитва, молчаливо Легких листьев торжество От пурпура - суровыми, 7 5 от золота - молчащими Столь властную, что некуда податься, И вместе с ней стоишь, горишь, молчишь знаю...» Молчи, я знаю, знаю, знаю 50-е годы 1956 «Скорей бы эти листья облетели!..» На мой вопрос ты должен дать ответ, А ты молчишь. Тебя на свете нет 3 3 1957 «Ты не становишься воспоминаньем...» Оно росло во мне, но я молчала «Сон на рассвете» Они молчат, мы пьем 60-е годы 1960 «О чем же, о чем, если мир необъятен?..» 1967 «Тихие воды, глубокие воды...» «Никто не поможет, никто Но либо лишь молчание, либо Лишь правда Вы же молчите, недвижны, глубоки Кричишь ли, молчишь - никто 6 5 1967- 1968 не поможет...» «Немого учат говорить...» не тревожит Ты замолчишь - он замычит Но счастлив он, что не молчит 1969 «Молитва лесу» У нас похуже, и мы молчим 70-е годы 1970 «О рыбах» Нет, не стали бы молчать 7 6 1971 «Одно мне хочется сказать поэтам...» Умейте домолчаться до стихов «Идешь и думаешь так Что и оглянешься не раз, громко...» И - молча: «Это не для вас, И - молча: «Неужели слышно?» 1972 «Превращения» Им что ни скажешь - все не то, И я поэтому молчала 1975 «Когда молчанье перешло Когда молчанье перешло предел - ...» предел 1976 «Уж лучше бы мне череп Тоска молчит , тоска мычит без раскроили...» слов Окончание табл. Период Год Название Лексическое выражение Частот- Кол-во стихотворений молчания ность текстов «Хоть не лелей, хоть не голубь...» « - Что ж ты молчишь из года в год...» «Что толковать! Остался А то, о чем молчим вдвоем, Дано лишь нам двоим Что ж ты молчишь из года в год? И я молчу десятки лет Молчаньем горькой родины. В молчанье смерти выбыли. Но промолчу весь жалкий век Без дат - краткий срок...» Молчание, пока еще не поздно «К своей заветной цели...» И снег молчал про это Понять меня, простить и про- 13 8 «Неумение писать письма» «Перестал человек писать стихи...» молчать вы и так уже молчите И не время его начинать, А время молчать. «Ночами думала о многом...» Душа стояла перед Богом В молчанье горестном и строгом «Сказочка» Зиму - пролежу молчком В результате анализа мы приходим к следующим выводам. 1. Слово «молчание» и однокоренные слова встречаются в корпусе оригинальных стихов М.С. Петровых (всего 232 стихотворения согласно подсчетам всех выпущенных сборников) 43 раза: имя существительное - 10 раз, 23,25 %; глагол - 30 раз, 69,77 %; прилагательное - 3 раза, 6,98 %. При этом с 1950-х годов их частотность усиливается. Петровых предпочитает глаголы с основой «молчать» - молчать, помолчать, промолчать, замолчать, вмолчаться, домолчаться. 2. Молчание относится не только к самому человеку, но и к его чувствам: «Тоска молчит, тоска мычит без слов» [11. С. 220] и т.д. Неодушевленный предмет также может обладать этим свойством: «молчание сонных стран», «молчит мороз», «снег молчал про это», «время молчать», «молчаливое торжество легких листьев». Молчание приобретает метафорическое значение. 3. Помимо молчания лирического субъекта (я и мы, 30 %): «Я молчу, спастись не чая», - молчание характеризует и других персонажей: «они молчат», «Ты замолчишь - он замычит». 4. Молчание нередко связано с темами смерти и горя. В таких стихотворениях раскрывается одиночество героини, переживания, связанные с утратой, отсутствие того, кто мог бы понять: «у меня большое горе» [11. С. 40]. В «Ранней утрате» Петровых пишет: «Коль мертв - я помолчу» [11. С. 242]. В стихотворении «Скорей бы эти листья облетели!..» не получив ответа «твоего», лирический герой («я») поясняет, что «...Ты молчишь. Тебя на свете нет» [11. С. 91]. Такая же ситуация описывается во «Сне на рассвете». Мертвые родители, сидят за новогодним столом: «Я что-то им толкуют втихомолку. Они молчат» [11. С. 211]. 5. Молчание раскрывается не как временное состояние героини, а как ее постоянная характеристика. В стихотворении «- Что ж ты молчишь из года в год» лексема «молчание» встречается пять раз. Как будто в ответ Ахматовой «...А я молчу - я тридцать лет молчу» [1. С. 209], Петровых пишет: «И я молчу десятки лет» [11. С. 117]. Лишь иногда у героини появляется желание преодолеть молчание: «Если я смогу преодолеть / Молчание, пока еще не поздно» [11. С. 155]. 6. Молчание является чертой не только героини («...меня тоска гнетет / От горя человечьего» [11. С. 117]), но и служит нравственной характеристикой социального времени: «молчанье горькой родины» [11. С. 117]. Концептуальное стихотворение с темой молчания «Одно мне хочется сказать поэтам...» (1971) было написано М.С. Петровых в последний период ее творчества. Оно может рассматриваться как поэтическое завещание. Его объем - 35 слов. В восьми строчках пятистопного ямба преобладают глагольные конструкции (7): «хочется сказать», «умейте домолчаться», «не пишется», «подумайте», «дознаваясь», «не позабудьте», «не бойтесь»). Вопросно-ответное построение стихотворения подталкивает к размышлениям. Что значит «домолчаться»? Петровых сама вместо читателей задает вопрос: «Не пишется?» Автор не сразу отвечает на этот вопрос, призывая адресатов подумать «без оправданий и обиняков». Противительный союз «но» способствует выявлению цели высказывания. Поэты должны осознать жестокую суть своего творческого молчания. Повтор - жестокая суть, жестокое молчание акцентирует губительность творческой немоты. О причинах молчания не сказано. Но это мнимая недоговоренность. Глагольная приставка до («дознаваясь», «домолчаться») указывает на длительность процесса познания смысла и цели творчества, преодоления неоправданной немоты и страха, связанных не с личными причинами, а с общим бытием. Рифмы стихотворения имеют смысловое значение. Петровых прибегает к традиционному чередованию женской и мужской рифм: поэтам/этом; стихов/обиняков; сути/позабудьте; своего/ничего. В нечетких строчках - женские рифмы (э/у), в четких строчках - мужские рифмы (неизменное «о»). Последнее ударение последней строки падает на последний слог последнего слова «ничего». Это рассматривается как звуковой отклик на предшествующие строки на фонетическом уровне («домолчаться до стихов») и в содержательном аспекте («и главное»), а также на последнюю строку - смысловой вывод («не бойтесь ничего») всего стихотворения. Три необходимых условия творчества М.С. Петровых изображены на рисунке. Рисунок. Необходимые условия творчества согласно М.С. Петровых Автор подчеркивает, что бесстрашие - предпосылка и основа основ творческого поведения. Заключение Итак, «домолчаться до стихов» означает не отказ от творчества, а необходимость писать то, что соответствует внутреннему нравственному стремлению: «Я все-таки люблю, когда пишут прямо». «Молчание» было темой не только М. Петровых, А. Ахматовой, но и других писателей эпохи 1930-1950-х годов, что обусловлено атмосферой времени. Внешняя и внутренняя цензура диктовали стиль поведения. Но поэт должен дознаваться до жесткой сути происходящего и воссоздавать подлинную действительность, писать правду. Значение «домолчаться до стихов» состоит именно в этом. Это не просто афоризм, а смысл подлинного творчества. Мария Сергеевна Петровых, талантливый поэт, заслуживает внимания не только в России, но и за рубежом. В данной статье «молчание» рассматривается как личный выбор художника, обусловленный мировосприятием Петровых, ее отношением к слову. Обращаясь к повторам лексемы «молчание» и ее словоформам в стихах М.С. Петровых, мы показываем поэтический эффект этого приема и семантику глагола «домолчаться» в стихотворении «Одно мне хочется сказать поэтам...». Дальнейшее обращение к мотиву молчания в поэзии М. Петровых, предполагает исследование слов-обертонов - «немота», «тишина» и анализ стихотворений, связанных с концептом молчания.

About the authors

Wang Mengjiao

Moscow Pedagogical State University

Author for correspondence.
Email: 1374786758@qq.com
1 Malaya Pirogovskaya St, bldg. 1, Moscow, 119991, Russian Federation

Ph.D. student of Department of Russian Literature of 20-21 Centuries, Institute of Philology

Tatiana A. Ponomareva

Moscow Pedagogical State University

Email: taponomareva@mail.ru
1 Malaya Pirogovskaya St, bldg. 1, Moscow, 119991, Russian Federation

Doctor of Philology, Professor, Department of Russian Literature of 20-21 Centuries, Institute of Philology

References

  1. Akhmatova, A.A. (1999). Sobraniye sochineniy [Collected works]: in 6 vols. Vol. 2. Book 1. Moscow: EllisLuck Publ.
  2. Akhmatova, A.A. (2000). Sobraniye sochineniy [Collected works]: in 6 vols. Vol. 4. Moscow: EllisLuck Publ.
  3. Bogdanova, T.V. (1991). Poesiya M.S. Petrovykh [Poetry of M.S. Petrovykh] (PhD Thesis, Philological Sciences). Tashkent.
  4. Zhirmunsky, V.M. (1921). Compositsiya liricheskikh stikhotvoreniy [Composition of lyric poems]. Saint Petersburg: Opoyaz Publ.
  5. Kastarnova, A.S. (2009). Mariya Petrovykh: Problema nauchnoi biographii [Maria Petrovykh: Problems of a scientific biography] (PhD Thesis, Philological Sciences). Moscow.
  6. Mkrtchyan, M.A. (1990). Rol proizvedeniy Marii Petrovykh v razvitii russko-armyanskikh literaturnykh svyazei [Role of the work of Maria Petrovykh in the development of Russian-Armenian literary relations] (PhD Thesis, Philological Sciences). Yerevan.
  7. Nikolaev, P.A. (2000). Russkiye pisately XX veka [Russian writers of the 20th century]: Biographical Dictionary. Moscow: Bol'shaya Rossiiskaya entsiklopediya Publ.
  8. Petrovykh, M.S. (1968). Dalneye derevo [The distant tree]. Yerevan: Hayastan Publ.
  9. Petrovykh, M.S. (1991). Izbrannoye [Favorites]. Moscow: Khudozhestvennaya literature Publ.
  10. Petrovykh, M.S. (1999). Domolchatsa do stichov [Keep silence to poetry]: Poems. Moscow: EKSMO-Press.
  11. Petrovykh, M.S. (2012). Lirika [Poetry]. Мoscow: Eksmo Publ.
  12. Ptushkina, N.M. (2019). Zhizn' i tvorchestvo [Life and work]. Koster v nochi: Stikhi i perevody [Bonfire in the night: Poems and translations]. Retrieved from https://mybrary.ru/ books/poetry-/poetry/243013-mariya-petrovyh-koster-v-nochi.html. (accessed: 15.11.2019).
  13. Struve, N.A. (1988). Osip Mandelshtam. London: Overseas Publications Interchange.
  14. Chukovskaya, L.K. (1997). Zapiski ob Anne Akhmatovoi [Records of Anna Akhmatova]. Vol. 3. 1963–1966. Moscow: Consent Publ.

Statistics

Views

Abstract - 84

PDF (Russian) - 11

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2020 Mengjiao W., Ponomareva T.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies