“The News Weekly”: a case study of the Soviet foreign propaganda magazine missing in action

Cover Page

Abstract


The article is devoted to the magazine “News”, which was launched to print in the USSR in English language in 1951 and was distributed in 80 countries by Stalin’s decision. The relevance of the work is due to the fact that this media, which played a prominent role in Soviet foreign policy propaganda, is currently not known even to specialists, and there is no scientifi c studies on this magazine. The study of information warfare technologies is important in analysing their methods in the period of their formation. Of particular importance are the studies of little-known Soviet foreign policy propaganda media, one of which is the magazine “News”. It was closed by a secret resolution of the Presidium of the Central Committee of the CPSU in late 1956 as a ‘publication that has exhausted its tasks.’ Sources are original copies of “News” in English and archival documents of the Central Committee of the CPSU, the USSR Foreign Ministry, the Council of Ministers of the USSR, declassifi ed after 1991, many of which are introduced into scientifi c circulation for the fi rst time.


Full Text

Введение Я смотрю на архивные документы с грифами «рассекречено», на которых автограф Брежнева соседствует с карандашными пометками Сталина, а письма, докладные записки и постановления передают бюрократический дух советских учреждений середины XX века… Я понимаю, что, вероятно, ни одно периодическое издание в СССР не имело подобной записи в своей трудовой биографии: приказ начать работу за подписью И.В. Сталина от 9 мая 1951 г. и приказ об увольнении без выходного пособия за подписью Л.И. Брежнева от 20 ноября 1956 г. Подбирая по совету научного руководителя материалы для диссертационного исследования, последние несколько лет я работала в ряде государственных архивов. Стояла задача разобраться в запутанной истории советской газеты «Moscow News», выходившей в СССР на английском языке с 1930 г. В одном из архивов я обнаружила папку (судя по всему, ее не брали в руки с 1956 г.), в которой содержались интересные недавно рассекреченные документы о советском издании «Новости» - именно так оно и фигурировало в документах, датированных 1951 г. Как свидетельствовали эти документы (все под грифом «строго секретно»), издание выходило в свет на английском языке и распространялось за рубежом. Казалось, что эти документы имеют прямое отношение к газете «Moscow News», которую советские чиновники могли для собственного удобства называть «Новости». История этой папки могла бы закончиться одной строкой в списке литературы, если бы я не проштудировала до конца сотню страниц архивного дела. На одной из них содержалась информация о том, что издание «Новости» и газета «Moscow News» являются разными средствами массовой информации. Интрига усилилась после того, как выяснилось, что советское издание выходило и распространялось за рубежом под тривиальным английским названием «News» начиная с 1951 г. немалым по тем временам тиражом 18 000 экземпляров… Более того, из архивных документов стало очевидно, что издание этого журнала было инициировано И.В. Сталиным, который в 1950 г. поручил секретарю ЦК по идеологии М.А. Суслову разработать концепцию нового издания. В ходе просмотра почти 30 вузовских учебников и монографий, выходивших в свет для факультетов журналистики с 1951 г., не нашлось ни одной строчки об издании «News» в анналах истории советской (отечественной) журналистики [2. С. 497]. Изучение каталогов Российской государственной библиотеки и ряда ведущих библиотек мира также не дало результатов. Не помог и анализ тем почти полутора тысяч научных статей, написанных преподавателями факультета журналистики МГУ за последние 70 лет, - ни в одной из них не упоминалось это издание [3. C. 143]. Все говорило о том, что журнал «News» является чьей-то умелой архивной мистификацией - ведь за прошедшие полвека ни один из сотен исследователей истории СМИ ни в СССР, ни в России, ни в других странах не посвятил этому изданию ни одной строки. На это издание не были подписаны ни Британская библиотека, ни Библиотека Конгресса США. Но Провидение распорядилось иначе! Профессор Е.А. Котеленец, мой научный руководитель, зная логику советской бюрократии, предположила, что информация о журнале может сохраниться в фундаментальных изданиях, которые персонально курировал Сталин. Так оно и вышло! Во втором издании Большой советской энциклопедии, которое подписывалось в печать еще при жизни вождя народов Е.А. Котеленец нашла небольшую статью «Ньюс» («Новости»), в которой говорилось, что это «двухнедельный общественно-политический журнал, издаваемый в СССР на английском языке. Выходит в Москве. Журнал ставит своей задачей содействовать сближению народов СССР и англосаксонских стран. Первый номер журнала вышел 15 июля 1951 г.» [1. C. 517]. Опираясь на эту информацию, в каталоге одной из региональных библиотек я обнаружила журнал с названием «News» - в карточке значилось, что он издается на английском языке с 1951 г. Стало понятно, что обнаружено забытое отечественное издание, которое в качестве органа советской внешнеполитической пропаганды выходило в течение почти шести лет (1951-1956 гг.), распространялось в 80 странах и имело значительное влияние на мировое общественное мнение, так как с ним в полемику по острейшим вопросам международной политики вступали такие монстры как «New York Times», «News Week», «The Times»… С этого момента я подумала, что мы с Е.А. Котеленец, словно детектив Шерлок Холмс и доктор Ватсон, пытаемся распутать клубок загадок, оставленный 70 лет назад кремлевскими комбинаторами. У истоков журнала «News» Из архивных документов удалось установить, что журнал «News» начал издаваться по личному распоряжению И. Сталина в середине 1951 г. После закрытия в 1949 г. газеты «Moscow News» и гибели от пыток ее главного редактора М. Бородина (М. Грузенберга) Сталин остался без газеты, которая должна была пропагандировать по всему миру успехи строительства социализма в СССР. Сталин поручил создать комиссию под руководством М. Суслова по «подготовке предложений об издании газеты на английском языке». Предлагалось назвать газету «Международный еженедельник» и выпускать ее еженедельно тиражом 10 000 экземпляров [5. C. 85]. За две недели консультаций с разными инстанциями газету переименовали в «Вестник» и сократили тираж до 5000 экземпляров. Газета должна была «пропагандировать международное сотрудничество и дружбу народов Советского Союза, Англии и Соединенных Штатов в их борьбе за прочный мир, против поджигателей войны, разъяснять миролюбивую внешнюю политику СССР, публиковать материалы, показывающие рост и сплочение сил мира, демократии и социализма, борьбу рабочего класса и трудящихся капиталистических стран за свои жизненные интересы и права, популяризировать в убедительной и доходчивой для зарубежных читателей форме достижения советского народа и стран народной демократии в мирном хозяйственном и культурном строительстве». [5. C. 88]. Эти мысли и другие оргвопросы были изложены в письме на имя «товарища Сталина И.В.», которое якобы «по собственной инициативе» подготовили обеспокоенные вопросами внешнеполитической пропаганды председатель ВЦСПС В. Кузнецов и главный редактор профсоюзной газеты «Труд» М. Стрепухов: «В связи с организацией выпуска журнала «Новости» (на английском языке) вносим на Ваше рассмотрение следующие предложения...» [4. C. 2]. Общеизвестно, что многие личные идеи Сталин, иезуитски демонстрируя «социалистическую демократию», предпочитал оформлять как народную инициативу с мест в виде писем от колхозников, рабочих, представителей интеллигенции и советской бюрократии. Сталин внимательно прочитал предложения, значительно сократил их, газету «Вестник» переименовал в журнал «Новости» и добавил несколько пунктов в проект. Обращают на себя внимание достаточно примитивный текст документа, свойственный языку Сталина, и выражение «без ругани», которое Сталин часто любил употреблять. Оно и перекочевало из правки в постановление Политбюро, так как никто из исполнителей не осмелился вычеркнуть из бюрократического текста просторечие, начертанное лично вождем. Скорее всего, это небольшое письмо на одну машинописную страницу, оформленное без соблюдения канцелярских стандартов (бланк организации, исходящий номер, дата), было отредактировано самим Сталиным, отпечатано в его секретариате, доставлено фельдъегерем в кабинеты профсоюзных бонз, которые под ним расписались, и возвращено в Кремль 2 апреля 1951 г., о чем свидетельствует пометка А. Поскребышева - помощника Сталина и начальника его секретариата. СТРОГО СЕКРЕТНО Всесоюзная Коммунистическая Партия (большевиков). ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ П81/232 16.IV.1951 г. Т.т. Маленкову, Суслову, Кузнецову (ВЦСПС), Григорьяну, Стрепухову («Труд») - все; Помазневу - 1, 4; т . Молотову - все. Выписка из протокола № 81 заседания Политбюро ЦК Решение от 16 апреля 1951 г. 232. - Об издании журнала на английском языке. 1. Организовать при газете «Труд» издание двухнедельного журнала «Новости» на английском языке. Выпустить первый номер журнала 15 мая с.г. 2. Журнал «Новости» должен освещать жизнь англосаксонских стран и, прежде всего, Соединенных Штатов Америки и Англии, объективно и без ругани, с точки зрения сохранения мира и демократии. 3. Наиболее важные материалы, публикуемые в журнале «Новости», в особенности по международным вопросам неофициозного характера, должны широко распространяться для зарубежной печати через ТАСС, а также передаваться по радио и перепечатываться в советской прессе. 4. Журнал «Новости» выпускать тиражом 5 тыс. экз. объемом 4 печ. листа. Установить гонорар для журнала «Новости» 20 тыс. рублей на номер. 5. Утвердить главным редактором журнала «Новости» т. Морозова M.М. и заместителями главного редактора - т. Сергееву Н.С., освободив ее от работы в Комитете радиовещания, и т. Викторова Я.З. СЕКРЕТАРЬ ЦК [4. C. 1] После того как было принято секретное постановление Политбюро ЦК об издании журнала «News», в течение трех недель были экстренно проработаны и решены довольно сложные организационные и хозяйственные вопросы, касающиеся работы нового СМИ. Правительственное решение о его издании было оформлено постановлением № 1547 Совета министров СССР «О мерах по изданию журнала “Новости”» от 9 мая 1951 г. за подписью председателя Совета министров СССР И. Сталина и управляющего делами Совета министров СССР М. Помазнева [4. C. 8-10]. Интересен факт, что постановление Совмина в отличие от постановления Политбюро уже не было секретным, но в нем не было упоминания, что журнал выпускается на английском языке, а его название в тексте приводилось на русском языке. Редакционная механика С первых дней своего существования редакция журнала получила существенную материальную и финансовую поддержку от Совмина СССР. Из фондов различных министерств журналу были выделены 14 комнат общей площадью 430 квадратных метров в центре Москвы на ул. Горького, 3 квартиры для руководящих сотрудников, 3 легковых автомобиля и 1 автофургон, 100 тыс. рублей на покупку мебели, определены большие лимиты на командировки, телефонную и телеграфную связь с заграницей, закуплена справочная иностранная литература на 7000 рублей в валютном эквиваленте. Министерство внешней торговли закупило для издательства газеты «Труд» 8 новых комплектов линотипных матриц на английском языке, на которых набирались гранки журнала. Опять же издательству газеты «Труд» было выделено 12 тонн дефицитной типографской бумаги и 2 тонны обложечной бумаги «для обеспечения выпуска журнала “Новости” в 1951 г. за счет резерва Совета министров СССР» [4. C. 8-10]. Штатное расписание журнала было утверждено Совмином в количестве 55 единиц, но, скорее всего, оно было подготовлено по примеру журнала «Новое время», который тогда уже выходил на девяти иностранных языках. В штате редакции скрупулезно были предусмотрены все должности, обеспечивающие слаженную и бесперебойную работу редакции: четыре водителя, двое вахтеров, двое курьеров, по одной уборщице и буфетчице, кассир и два бухгалтера, а также такие весьма редкие профессии, как «контрольный редактор отдела переводов», «ревизионный корректор» и даже «заведующий иностранной библиотекой». Дело в том, что в сталинские времена заведовать подобной библиотекой, в которой хранились недоступные для советских интеллектуалов справочные издания на английском языке, мог только проверенный сотрудник органов госбезопасности. Ежегодный фонд зарплаты составлял 650 000 рублей - весьма значительная сумма в начале 1950-х гг. (в современном эквиваленте - 410 млн рублей) [4. C. 11-12]. Ежемесячная зарплата главного редактора составляла 3000 рублей (в современном эквиваленте покупательской способности - около 200 000 рублей), а двух его заместителей по 2500 рублей. Зарплаты редакционного персонала в журнале (от 1000 до 2000 руб.) в 2-3 раза превышали средние зарплаты в СМИ того периода. Средняя зарплата в СССР, по данным ЦСУ СССР, в 1951 г. была 661 рубль, а корреспондент центральной газеты получал оклад 890-1200 рублей в месяц. Для справки: новый автомобиль «Победа» стоил 16 000 рублей, «Москвич» - 12 000 рублей, велосипед - 592 рубля, наручные часы - 300 рублей, 1 литр молока - 2 рубля, десяток яиц - 7 рублей, 1 килограмм говядины - 12 рублей [6]. Первоначальный тираж журнала планировался в 3000 экземпляров, но вскоре он вырос до 15 000 и распространялся в 80 странах мира через советское внешнеторговое предприятие «Международная книга». Издание журнала было планово-убыточным и покрывалось за счет правительственных дотаций. Согласно подсчетам в создание и развитие нового журнала только в первый год его работы было вложено не менее 1,5 млн долларов по ценам того времени, что представляло собой огромную сумму для СМИ, ежемесячный тираж которого был 3000 экземпляров, то есть себестоимость одного экземпляра журнала составляла 40 долларов (390 долларов в современных ценах). Это была огромная сумма, учитывая, что, например, в США средняя зарплата составляла 260 долларов. Но Сталин считал, что эти 1,5 млн долларов с лихвой окупятся, если англосаксонский противник понесет серьезные потери на идеологическом фронте. Из всех обнаруженных архивных документов следует, что формальным издателем журнала являлась советская профсоюзная газета «Труд», орган ВЦСПС. Это подразумевало выражение точки зрения не компартии, не правительства, а именно советских профсоюзных организаций, которые, по мнению мировой общественности, являлись самыми передовыми в мире, так как выражали мнение рабочего класса, освободившегося от капиталистической эксплуатации. Именно этот факт предполагал нейтральную позицию, которую редакция могла бы занимать по отношению к событиям международной политики. Естественно, мировая общественность не подозревала, что советские профсоюзы полностью контролировались партийной бюрократией и были не более чем привлекательной декорацией, подобной монументу «Рабочий и колхозница» В этой связи возникает ряд вопросов, один из которых можно сформулировать следующим образом: какую цель преследовал Сталин, создавая и направляя деятельность в общем-то специфического издания, которое из Москвы должно было «объективно и без ругани» рассказывать англичанам и американцам о том, как они живут в своих «англосаксонских странах»? Международная политическая обстановка начала 1950-х гг. была сложной. Основным фоном в этот период являлась Корейская война, которая была плохо скрытой косвенной конфронтацией между СССР и США, что обусловило дальнейшее развитие напряженности в советско-американских отношениях. В первой половине 1951 г. войска южной коалиции начали большое наступление на Север, и стратегическая инициатива по сути перешла к США и их южнокорейским союзникам. Предположим, что решение Сталина об издании журнала «News» было продиктовано его стремлением показать, что в СССР существуют круги, которые стремятся восстановить дружественные отношения с США и Великобританией в противовес официальной антиамериканской и антианглийской политики Москвы и Коминформа, которые в своей газете «За прочный мир, за народную демократию!» постоянно обвиняли США и Великобританию в разжигании войны. Возможно, тем самым Сталин мечтал вернуть себе роль триумфатора, который распоряжается судьбами всего мира, как он это делал на Ялтинской и Потсдамской конференциях в 1945 г. Предположим также, что Сталин рассчитывал получить в качестве основной аудитории нового советского журнала в США и Великобритании круги влиятельной научной и творческой интеллигенции, симпатизирующей Советскому Союзу, которая, как правило, оказывает значительное влияние на формирование общественного мнения. Назначение М. Морозова на пост главного редактора подтверждает идею, что Сталин рассматривал «News» как своеобразный инструмент, с помощью которого можно было выстраивать особые отношения с англосаксонскими интеллектуалами. Именно поэтому первым главным редактором журнала решением Политбюро ЦК был утвержден Михаил Михайлович Морозов, известный литературовед, переводчик, специалист по шекспировской эпохе, который обучался в Оксфордском и Кембриджском университетах и имел научный авторитет в Великобритании. Он происходил из рода известных русских промышленников Мамонтовых и Третьяковых, основавших Третьяковскую картинную галерею. М.М. Морозов скоропостижно скончался 9 мая 1952 г. Похоже, что Сталин довольно долго подбирал кандидатуру следующего главного редактора. Им стал академик, доктор исторических наук Евгений Алексеевич Косминский - советский историк, специалист по аграрной истории средневековой Англии, который также пользовался авторитетом в Великобритании. Однако ни Морозов, ни Косминский не имели никакого отношения к выработке редакционной политики журнала, которая изначально курировалась лично Сталиным, а после его смерти - отделом агитации и пропаганды и отделом международной информации ЦК. Что касается реального руководителя журнала, то им была известная своей личной преданностью Сталину Н. Сергеева, которая начинала работать в журнале «Война и рабочий класс», а затем в журнале «Новое время». В журнале «News» были сформированы четкие рубрики «Англо-советские отношения», «Американо-советские отношения», «Жизнь в США», «Жизнь в Великобритании», «Международные проблемы», в которых с весьма объективных позиций освещались текущие мировые события. К написанию статей были привлечены хорошо известные за рубежом советские композиторы Д. Шостакович, А. Хачатурян, Д. Кобалевский, Т. Хренников; писатели М. Шолохов, И. Эренбург, С. Маршак, А. Фадеев, А. Аграновский; историки Е. Тарле, В. Энгельгард, А. Лосев, Е. Косминский; ученые В. Амбарцумян, Т. Лысенко, В. Ковда, Г. Ландсберг, Е. Павловский; деятели культуры - балерина Г. Уланова, актриса Л. Кайранская, скульптор С. Коненков, кинорежиссер С. Герасимов. Перевод статей был сделан на высоком научном и литературном уровне, достойном профильных энциклопедических изданий. За все время существования журнала в свет вышел 131 выпуск, по которым можно проследить, как менялась редакционная политика, художественное оформление и содержание статей «News». Были также предприняты попытки издавать журнал на французском и немецком языках, пилотные выпуски которых были выпущены в 1952 г., но, вероятно, их издание было прекращено. Очевидно, что журнал «News» был новым орудием информационной войны, которую СССР вел со странами Запада. Необходимость в его создании и работе была продиктована тем, что после закрытия «Moscow News» оголился большой участок фронта на англосаксонском направлении, которое быстро формировало новую повестку в международной политике. Именно поэтому советский генералиссимус в пожарном порядке бросил все ресурсы на то, чтобы с помощью этого чудо-орудия «без ругани» перехватить стратегическую инициативу на фронтах информационной войны. Но часы истории неумолимо приближались к 5 марта 1953 г. … Пропавший без вести После ХХ съезда КПСС, на котором был осужден культ личности Сталина, партийное руководство во главе с Хрущевым стало пересматривать подход к ряду СМИ, пострадавших при Сталине. По решению Политбюро от 12 октября 1955 г. было возобновлено издание газеты «Moscow News». Периодические издания, которые несли ярко выраженные черты сталинского наследия («Сталинская молодежь», «Сталинский сокол», «Сталинский путь», «Сталинское знамя» и др.) были переименованы, закрыты или переформатированы по содержанию. Не минула эта участь и «News». В течение лета и осени 1956 г. по каналам МИД и Министерства внешней торговли (как свидетельствуют архивные документы) были организованы мероприятия, направленные на дискредитацию журнала. Из Лондона и Вашингтона, в частности, были получены и направлены в ЦК аналитические записки, в которых высказывалось жесткое мнение советских послов о том, что журнал «News» потерял популярность, весь его зарубежный тираж - 8000 экземпляров, и «в Англии он распространяется в количестве всего 480 экземпляров в месяц» [4. C. 32]. В то же время о журнале «Новое время», который распространялся в Англии в количестве 737 экземпляров, вопрос не ставился. В результате история «Ньюс» закончилась коротким росчерком пера одного из секретарей ЦК КПСС. СТРОГО СЕКРЕТНО Всесоюзная Коммунистическая Партия (большевиков). ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ПРЕЗИДИУМ 27/5-c 22.ХI.1956 г. Выписка из протокола № 27 заседания Секретариата ЦК от 20.XI.1956 г. О прекращении издания журнала «Новости» («Ньюс»). 1. В связи с тем, чтo журнал «Новости», издающийся на английском языке, свои задачи исчерпал и что в настоящее время в Москве издается газета «Москоу Ньюс» на английском языке, в Лондоне - советский журнал «Совьет Уикли» и газета «Совьет Ньюс», в США - журнал «СССР», издание журнала «Новости» («Ньюс») с января 1957 года прекратить. 2.Внести на утверждение Президиума. Секретарь ЦК Л. Брежнев [4. C. 31] Заключение Вероятно, таким же росчерком пера какой-то партийно-идеологический чиновник, заботящийся о правильном воспитании будущих советских журналистов, вычеркнул статью о журнале «Ньюс» из третьего издания Большой советской энциклопедии (1969-1978 гг.). Именно поэтому журнал «Ньюс» пропал без вести на полях сражений информационной войны между СССР и англосаксонским миром. Его история ждет своих исследователей - изыскателей тайн, которые до сих пор скрывают советские партийные архивы. А учебные пособия для факультетов журналистки просто обязаны найти место для нескольких абзацев об одном из «рупоров мирной советской пропаганды».

About the authors

Elena A. Kotelenets

Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)

Author for correspondence.
Email: kotelenets_ea@pfur.ru
10 Miklukho-Maklaya St., bldg. 2, Moscow, 117198, Russian Federation

Doctor of Historical Sciences, Professor, Department of Russian History, Faculty of Humanities and Social Sciences

Maria Yu. Lavrenteva

Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)

Email: mlavrentyeva@yandex.ru
10 Miklukho-Maklaya St., bldg. 2, Moscow, 117198, Russian Federation

postgraduate student, Department of Mass Communications, Faculty of Philology

References

  1. Bol’shaya sovetskaya enciklopediya [The Great Soviet Encyclopedia]: 2nd ed. Moscow: BSE Publ., 1954. 652 p.
  2. Zhirkov G.V. Zhurnalistika stalinskoj epohi: 1928–1950-e gody [Journalism of the Stalin era: 1928–1950]. Moscow: Flinta Publ., 2016. 504 p.
  3. Minaeva O.D. Istoriya sovetskoj zhurnalistiki [History of Soviet journalism] // Bibliografi cheskij ukazatel’ (1952–2013): pechatnye trudy prepodavatelej fakul’teta zhurnalistiki MGU imeni M.V. Lomonosova [Bibliographic index (1952–2013): published works of academics of the journalism faculty of Lomonosov Moscow State University]. Moscow: Fakultet zhurnalistiki Moskovskogo gos. un-ta imeni M.V. Lomonosova Publ., 2014. 143 p.
  4. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv novejshej istorii (RGANI) [Russian State Archive of Contemporary History (RGANI)]. Fond 3. Opis’ 34. Ed. hr. 81.
  5. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv social’no-politicheskoj istorii (RGASPI) [Russian State Archive of Socio-Political History (RGASPI)]. Fond 82. Opis’ 2. Delo 82.
  6. Sovetskaja zhizn’: 1945–1953 gg. [The Soviet life: 1945–1953]: collection of documents. Moscow: ROSSPEN Publ., 2003.

Statistics

Views

Abstract - 1026

PDF (Russian) - 70

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2019 Kotelenets E.A., Lavrenteva M.Y.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies