The British Weekly: a case study of British propaganda to the Soviet Union during World War II

Cover Page

Abstract


The research investigates a publishing history of the Britansky Souyznik (British Ally) weekly (further - British Weekly) in Russian language, which was published in the Soviet Union by the UK Ministry of Information in the Second World War years and to 1950. This newspaper published reports from fronts where British troops fought against Nazi Germany and its allies, articles on British-Soviet military cooperation, materials about British science, industry, agriculture, and transport, reports on people’s life in the UK, historical background of British Commonwealth countries, cultural and literature reviews. British Weekly circulation in the USSR was 50,000 copies. The main method used for the research was the study of the newspaper’s materials, as well as the propaganda concepts of its editorial board and their influence on the audience. The researched materials are from archives of the Soviet Foreign Ministry as well as of the UK Ministry of Information and Political Warfare Executive (1940-1945), declassified by the British Government only in 2002, on the basis of which an independent analysis is conducted. The British Weekly played a bright role in the formation of techniques and methods of British foreign policy propaganda to Soviet public opinion in 1942-1945. Results of the research indicates that the British government launched foreign policy propaganda to the USSR immediately after breaking-out of World War II and used the experience of the British Weekly for psychological warfare in the Cold War years.


Full Text

Введение «Британский союзник» - это еженедельник на русском языке, который выходил в СССР с августа 1942 по сентябрь 1950 г. Уникальность издания в том, что оно было единственным в СССР средством массовой информации, которое издавалось иностранным государством. Еженедельник выпускало Министерство информации Великобритании. В газете публиковались сводки и репортажи c фронтов, на которых сражались английские войска, статьи о британско-советском военном и культурном сотрудничестве, выступления британских политиков, материалы о достижениях британской науки, промышленности и транспорта, репортажи о жизни народа Великобритании, страноведческие обзоры о странах Британского Содружества, выдержки из английской прессы. Известные английские писатели (Джон Пристли, Дороти Сэйерс, Дерек Хадсон и др.) готовили статьи специально для «Британского союзника». Анализ концепций, которые были сформированы и апробированы в газете «Британский союзник», позволяет выделить основные направления информационных технологий, использованных в отношении СССР. Авторы приходят к выводу, что уже в начальной стадии своего развития британская внешнеполитическая пропаганда ставила долгосрочные цели в международном медийном пространстве, которые формировали внешнюю политику Великобритании во второй половине ХХ века. Изучение технологий информационных войн в историческом и коммуникативном аспектах имеет важное значение при изучении их методов в период становления. Особое значение приобретают исследования ранее не известных или не введенных в научный оборот первоисточников по теории и практике пропаганды в тех государствах, где были сформированы концепции психологической войны, в частности в Великобритании. Так, английское правительство еще в 1930 годы поставило перед специалистами в области психологии и коммуникаций задачу разработать теоретические и практические основы управления массовым сознанием. В этой связи актуален анализ первоисточников британской внешнеполитической пропаганды, одним из которых является газета «Британский союзник», выходившая в СССР на русском языке в 1942-1950 гг. В исследовании, по результатам которого подготовлена статья, в качестве эмпирических источников использовались оригинальные экземпляры газеты «Британский союзник», работы британских и российских авторов, оригинальные документы Великобритании и СССР из различных национальных архивов, многие из которых впервые вводятся в научный оборот. В статье использованы материалы рассекреченных Великобританией в 2002 г. документов Лондонского комитета политической войны, на основе которых анализируется ряд аспектов исследуемой темы [14. C.67]. Историография вопроса Работ по исследованию британской внешнеполитической пропаганды, направленной на СССР в годы Второй мировой войны, крайне мало. Это связано с тем, что в Советском Союзе история антигитлеровской коалиции до середины 1950-х годов практически не изучалась, а роль союзников СССР во Второй мировой войне часто и осознанно принижалась советскими исследователями. Доступ к первоисточникам был ограничен, а архивные документы еще не были рассекречены. Единственной работой, посвященной «Британскому союзнику», является статья украинского историка В.М. Симперовича, в которой анализируется тематика издания за 1942-1945 гг. [13. C. 105-114]. Наиболее полно аспекты британской внешнеполитической пропаганды в годы Второй мировой войны исследует британский историк Дэвид Гарнетт [10. C. 496]. Хроника событий Общемировая обстановка, сложившаяся в 1939-1940 гг. после начала Второй мировой войны, позволяет понять механизмы информационно-психологической войны, которые были запущены британским правительством против нацистской Германии и ее сателлитов. В Лондоне 4 сентября 1939 г., сразу же после нападения Гитлера на Польшу и вступления Великобритании и Франции в войну с Германией, было образовано Министерство информации. Перед ним ставились задачи посредством пропаганды формировать национальное самосознание, осуществлять цензуру национальных СМИ. Ведением пропаганды на страны противника занялось Управление специальных операций. В меморандуме Министерства информации и Военно-экономического министерства Великобритании заявлялось: «Наша пропаганда должна планироваться с учетом стратегической ситуации. Уже существует механизм для координации наших пропагандистских кампаний, которые проводит военное командование, с одной стороны, и военно-экономический министр вместе с министром информации, с другой» [12. C. 10-11]. Необходимо подчеркнуть, что уже в конце 1939 г. британское правительство поручило МИД подготовить план пропагандистской кампании специально для СССР. В секретном докладе начальник Отдела пропаганды на государства противника Стюарт Кэмпбелл в марте 1940 г. сообщал госсекретарю по иностранным делам: «…Я посвятил часть своего времени тому, чтобы заняться организацией нашей пропаганды, направленной на Советский Союз. Я отобрал небольшой штат экспертов, которые занимаются сбором необходимой информации и изучением проблем, связанных с этим сложным вопросом, так как мы не воюем с Россией» [11. C. 11-12]. Когда премьерминистру Великобритании У. Черчиллю утром 22 июня 1941 г. сообщили о нападении Германии на СССР, он распорядился предоставить ему время для выступления по радио. В 9 часов вечера того же дня из студии Би-би-си он заявил: «Мы предложили правительству Советской России любую техническую или экономическую помощь, которую мы в состоянии оказать и которая будет ему полезной. Мы окажем любую возможную помощь России и русскому народу…» [9. C. 331-333]. Переговоры о советско-британском сотрудничестве начались в конце июня 1941 г., когда в Москву приехала британская миссия. 12 июля 1941 г. в Москве было подписано Соглашение между правительствами СССР и Великобритании о совместных действиях в войне против Германии. В этих условиях одной из задач стран антигитлеровской коалиции стало создание каналов по обмену общедоступной информацией о развитии событий на фронтах всего мира, усилении «политической войны» и координации пропагандистских кампаний против противника. У истоков «Британского союзника» 10 ноября 1941 г. в Куйбышеве прошли переговоры между заместителем наркома иностранных дел С. Лозовским и директором Министерства информации сэром В. Монктоном, в результате которых были достигнуты договоренности о тесном сотрудничестве между британским Министерством информации и Советским информационным бюро. 4 апреля 1942 г. посол Великобритании Арчибальд Керр во время встречи с наркомом иностранных дел СССР передал В. Молотову эд-мемуар, содержание которого сводилось к тому, что британское Министерство информации планирует начать издание на русском языке газеты «Британские военные новости». Издание 8-страничной газеты могло быть поручено отделу печати британского посольства, которое «…поддерживало бы тесное сотрудничество с советскими органами и цензурой» [1. С. 12-13]. Текст меморандума был направлен И.В. Сталину, который в экстренном порядке приказал проработать предложение английских союзников. И уже 6 апреля В. Молотов подписал проект меморандума НКИД (Наркомат иностранных дел), который 10 апреля вручили послу Керру. В нем говорилось, что «…Советское правительство не имеет никаких возражений против издания Великобританским посольством вышеуказанных “Британских военных новостей”» [1. С. 12-13]. Редакция газеты, у которой еще не было утвержденного названия, начала работать как подразделение отдела печати посольства Великобритании в Куйбышеве, куда осенью 1941 г. из Москвы был эвакуирован ряд советских наркоматов, в том числе НКИД, а также иностранные посольства. Редакцию возглавил пресс-атташе посольства сэр Джон Лоуренс. В течение июня - июля 1942 г. в Куйбышеве силами немногочисленной редакции экстренно готовился к выходу в свет первый 8-страничный номер газеты. Из Лондона в посольство по радиоканалам передавались материалы, которые тут же поступали в перевод, затем в редакционную обработку, параллельно отправлялись цензорам и в типографию для набора. Пилотный выпуск газеты вышел тиражом 20 000 экземпляров 16 августа 1942 г. Художественное оформление газеты было недоработанным: было видно, что номер делался в спешке. Лишь через несколько месяцев был изменен дизайн газеты: в верхнем левом углу появился узнаваемый логотип еженедельника - британский и советский солдаты со знаменами своих стран. На Московской конференции стран антигитлеровской коалиции, проходившей с 12 по 17 августа 1942 г., Великобританию представлял премьерминистр У. Черчилль. Очевидно, что выпуск первого номера «Британского союзника» был приурочен к конференции, и свежая газета попала в руки ее участников. «Задачей британской пропаганды является ведение психологической войны…» [14. С. 2]. Этот подзаголовок является цитатой из секретной директивы британского Верховного командования, датированной 15 ноября 1940 г. Конечно, советское руководство понимало, что английская газета выполняет в СССР роль идеологического троянского коня. По каналам советской разведки из Лондона были получена секретная информация, которая свидетельствовала, что программа издания «Британского союзника» разрабатывалась Комитетом зарубежного планирования Министерства информации Великобритании после нападения Германии на Советский Союз [1. С. 12-13]. В марте 1942 г. эта программа была утверждена Министерством информации и ставила перед изданием следующие основные цели: 1. «Убедить русских, что мы, как и они, стремимся раз и навсегда уничтожить угрозу германской агрессии». 2. «Убедить русских, что мы не стремимся к тому, чтобы они за нас побили немцев, и что Англия сделала и делает значительный вклад в дело поражения Гитлера». 3. «Убедить русских, что Англия искренне оценивает роль Советского Союза в деле поражения Гитлера и роль, которую он играл и играет в предохранении Англии от германского вторжения». 4. «Убедить русских, что нашей помощи, за исключением проблем производства, коммуникаций и наших обязательств, нет предела». 5. «Убедить русских, что Англия ожидала заявления Идена, что нет непримиримого конфликта интересов между Англией и СССР». 6. «Убедить русских, что англичане высоко оценивают заявление господина Сталина о том, что СССР не имеет намерения устанавливать силою свою правительственную форму в других странах». 7. «Установить на “культурной базе” взаимопонимание между британским и русским народами с тем, чтобы устранить взаимное пренебрежение и недопонимание». 8. «Поддерживать у русских убеждение, что дружественные отношения с Британией усилили бы безопасность СССР как на Западе, так и на Востоке, и что Британия вместе с США будет выполнять свои миссии по охране свободы морей». 9. «Показать, в каких вопросах народы Британии и народы СССР могут оказать друг другу помощь при разрешении общих проблем». 10. «Убедить русских, что ради своих собственных интересов мы придаем большое значение дружественным отношениям с СССР». 11. «Убедить русских, что интерес, который проявляет британский народ к религиозной свободе в СССР, не является результатом стремления к восстановлению дореволюционного порядка в России» [1. С. 12-13]. В секретной докладной записке от 18 сентября 1943 г. на имя наркома В.М. Молотова сотрудники 2-го Европейского отдела НКИД обращали внимание, что еженедельник «Британский союзник» рассчитан в первую очередь на советских ответственных работников, о чем говорилось в Плане пропаган- дистских кампаний на СССР, разработанном Министерством информации Великобритании на период с 1 марта по 31 августа 1943 г. Директива Министерства информации предписывала: «Основная пропаганда должна быть направлена на советских ответственных работников, то есть на административный и интеллектуальный высший слой советского общества: правительственных и партийных работников, индустриальные круги, офицеров Красной Армии и флота, академический персонал, ведущие фигуры в искусстве и литературе. Все, что будет успешно внедрено в головы этой группы, быстро потечет дальше через издательские каналы, контролируемые этой же группой...» [1. С. 12-13]. До конца 1942 г. Союзпечать, организация, которая в СССР распространяла печатную продукцию, предоставила в НКИД справку о подписке на «Британский союзник», тираж которого достиг 25 000 экземпляров. Газета в первый год распределялась по подписке (6940 экз.) и для розничной продажи (16 760 экз.) по 15 городам: Москва, Архангельск, Куйбышев (Самара), Молотов (Пермь), Ленинград (Санкт-Петербург), Мурманск, Новосибирск, Омск, Свердловск (Екатеринбург), Челябинск, Владивосток, Ташкент, Баку, Тбилиси, Ереван. Была организована номенклатурная подписка (1352 экз.) для высшего комсостава армии и флота, партийных и правительственных учреждений, депутатов Верховного Совета СССР, Академии наук, редакций СМИ, ведущих библиотек. Для нужд самой редакции оставалось 1300 экз., которые рассылались по иностранным посольствам и корпунктам. Значительная часть тиража отправлялась в Москву (4388 экз. - подписка; 5160 экз. - розница), в Куйбышеве, где находились эвакуированные госучреждения, распространяли 400 экз. по подписке и 2000 экз. в рознице. Другим городам доставалось от 50 до 100 экз. по лимитированной подписке и от 400 до 1300 экз. для розницы [5. C. 30-42]. Пропагандистские приемы в публикациях «Британского союзника» Еженедельник, как было заявлено в первом номере, информировал о действиях Великобритании на фронтах и в тылу. В таблице приведена статистика по тематике и значимости материалов еженедельника за 12 месяцев [5. C. 30-42]. Редакция еженедельника четко следовала тематическому планированию, разработанному Лондонским комитетом политической войны (Political Warfare Executive). Почти 25 % статей посвящено военным действиям Англии, главным образом военно-морского флота и авиации на различных театрах войны. Цель этого раздела еженедельника - убедить читателя в том, что Великобритания полностью выполняет свои обязательства перед СССР, хотя это сопряжено с огромными жертвами и лишениями. Здесь используется метод создания информационной волны, который длительное время удерживает внимание аудитории вокруг одной или нескольких тем. Таблица Рубрики с августа 1942 г. по август 1943 г. Количество материалов 12. Военные действия Англии а) ВМФ из них о караванах для СССР б) ВВС из них о налетах на Германию в) война в Африке и Средиземном море 205 68 25 59 32 78 13. Промышленность, сельское хозяйство и железнодорожный транспорт 79 14. Военная техника 64 15. Наука, искусство, театр и литература 49 16. Героизм на фронте 43 17. Героизм рабочих в тылу 34 18. О советской литературе и искусстве 27 19. О боевом содружестве народов 26 20. Медицина 23 21. Приветствия народу СССР 22 22. Женщина на трудовом фронте 20 23. О положении в Германии, немецких зверствах и «новом порядке» 19 24. Статьи по вопросам внешней политики 18 25. Военная помощь Англии СССР 17 В статьях, посвященных бомбардировкам Германии, используется метод отвлечения внимания от основной проблемы открытия Второго фронта. Причем действия английских ВВС описываются в соответствии с известным тезисом английского правительства о том, что победа над Германией может быть одержана с воздуха, причем доля таких статей постоянно возрастала. В большинстве материалов используется метод «очевидец события», который использовали или корреспонденты, или сами непосредственные участники боевых действий - английские военнослужащие. Широко и подробно освещая военные операций британской армии, авторы пытаются убедить читателей, что эти операции значительны по своему масштабу и жертвам. В частности, в обзоре «События за неделю» [6. № 32] используется метод преувеличения. Автор пытается доказать, что захват союзниками морского порта Катании на Сицилии столь же важен, как и освобождение Орла советскими войсками, что операции на Сицилии представляют собой один из тех ударов по Германии, которые в сочетании с наступлением Красной Армии на Восточном фронте сокрушат гитлеровскую военную машину. В этом разделе лейтмотивом проводится мысль о том, что Великобритания является «владычицей морей», что она в целях общей борьбы с фашизмом должна сохранить господство на морях во всех частях мира. Примером могут служить материалы, где используется метод констатация факта: «Конец “Адмирала графа Шпее”» [7. № 49] о победе британских кораблей над германским флагманским линкором у берегов Аргентины; «Они охраняют ЛаМанш» [7. № 43] о действиях британских торпедных катеров у побережья Франции, которые за июнь - август 1944 г. потопили 38 немецких кораблей; «Союзные флоты идут к Японии» [7. № 44] о действиях британских подлодок, которые потопили на Дальнем Востоке 85 японских кораблей; «Господство в Адриатическом море» о том, как британские корабли полностью контролируют побережье Италии и Югославии [7. № 12]; «Удар секретного флота» об уничтожении британскими авианосцами японских нефтепромыслов в Индонезии [8. № 7]. Второе место по количеству статей занимает раздел промышленности, сельского хозяйства и транспорта Великобритании. В этих статьях сообщается о росте производства, слаженности работы предприятий, единстве администрации и рабочих, росте производительности труда, самоотверженности и героизме рабочих, которые проявляются при выполнении советских заказов, когда рабочие стоят за станком более суток и сокращают сроки в пять и более раз. В данном случае применяются методы подмены понятий, когда читателю рассказывают об «ударничестве и соревновании», которые были хорошо знакомы советским читателям, воспитанным на примерах самоотверженного труда и рекордах стахановцев. Например, в статье «Пастух варит сталь» [7. № 12] начальник небольшого металлургического завода в сельской глубинке пишет о «рекордных достижениях 200 рабочих, из которых 54 % были женщины и которые каждую неделю, работая по 18 часов в сутки, выплавляли 75 тонн стали и делали 20 тысяч корпусов для мин. Рабочие поддерживали такой высокий темп работы до конца года и собирались ставить новые рекорды в новом году». Характерно, что для большей объективности материалы о тяжелом труде в тылу преподносятся от имени самих рабочих или профсоюзных активистов, тем самым используется метод «очевидец события». Статьи этого раздела направлены на то, чтобы показать советскому читателю, что британская промышленность в первую очередь обслуживает нужды СССР и других союзников и лишь во вторую очередь - Великобритании. Например, хорошо иллюстрированный и насыщенный статистикой материал «Всегда в боевой готовности» [7. № 19] посвящен железнодорожному транспорту. В тексте приводятся внушительные цифры: 20 000 паровозов, 1 250 000 товарных вагонов, 650 000 сотрудников, которые подкрепляются рефреном, что все это служит для отправки грузов в СССР, что 150 британских паровозов и 1600 вагонов перевозят военные грузы для Красной Армии из Ирана. В данном случае применяется очевидный пропагандистский прием магии чисел, который характеризуется использованием большого количества точных данных. В статьях на основе статистических данных показывается, какие экономические проблемы испытывает Великобритания в условиях войны. Третье место по количеству публикаций занимают материалы о военной технике, которые публикуются в каждом номере и, как правило, занимают целую полосу. Еженедельник, используя метод эмоционального резонанса, убеждает читателей в превосходстве британского оружия над германским. Примерами могут служить: материалы о новых противотанковых пушках, благо- даря которым были одержаны победы в Северной Африке [7. № 18, № 49]; материал о новейшем английском реактивном истребителе «Глостер» [7. № 45]; заметка о самых скоростных истребителях «Темпест», очерк об истории создания знаменитого истребителя «Спитфайр», статья о бомбардировщиках «Москито» [7. № 50]; статья о бомбардировщиках «Ланкастер», потопивших немецкий флагманский линкор «Тирпиц» [7. № 51]; статья «5,4-тонные бомбы» [7. № 49], которая рассказывает, как производят самые мощные в мире авиационные бомбы. В четвертом по значимости разделе раз в месяц под рубрикой «Наука и техника» выходят аналитические статьи о развитии передовых технологий, которые применяются не только в оборонной, но и в других отраслях промышленности. Большое внимание в этом разделе уделяется культурной жизни в Великобритании. Материалы рассказывают о театральной жизни, работе издательств и библиотек, научно-технических обществ, университетов, школ, о новых фильмах и книгах. В этом разделе основной метод пропагандистского воздействия - социальное одобрение. Для контакта с читателями в газете была введена рубрика «Отвечаем на вопросы», причем редакция обещала читателям ответить на любой вопрос о роли Великобритании в войне либо в форме статей, либо в индивидуальном порядке. В данном случае использовался метод обратной связи. В еженедельнике публиковались и второстепенные с точки зрения британской пропаганды материалы. Так, эпизодически уделялось внимание проблемам женщин и английской молодежи, борьбе против захватчиков в оккупированных странах, зверствам нацистов и германскому «новому порядку», работе антифашистских организаций. Популярность газеты, которая втридорога продавалась на черном рынке, вызывала негативную реакцию у советских чиновников. Так замнаркома НКИД А. Лозовский 2 февраля 1944 г. писал в секретной докладной записке наркому В. Молотову и секретарю ЦК ВКП(б) А. Щербакову: «Я получил сведения, что популярность “Британского союзника” продолжает расти. Не только библиотеки, но и все вузы, научные работники, инженеры, преподаватели средних школ, командиры и политработники интересуются “Британским союзником” в поисках сведений о международной жизни, и в частности о положении в Англии… Вряд ли это в наших интересах [2. 1. 3]. Пытаясь ослабить влияние британской пропаганды на советское общество и действуя в контрпропагандистских целях, советское руководство в мае 1944 г. создало при Совинформбюро Бюро по пропаганде на вражеские и оккупированные страны. Задачи и практика работы этого подразделения были практически полностью скопированы со структуры Лондонского комитета политической войны, что подтверждается сотнями страниц оригинальных документов 1944-1945 гг., хранящихся в Архиве внешней политики Российской Федерации. Среди них, в частности, два отдельных тома обзоров деятельности британского Бюро политической войны (он же Лондонский комитет политической войны) общим объемом 237 машинописных страниц под грифом «Секретно», которые были получены по каналам советской разведки [3. C. 1-107; 4. C. 1-130]. Заключение Британское правительство ставило задачу перед специализированными структурами по разработке технологии политической пропаганды, направленной на СССР, сразу же после начала Второй мировой войны, что свидетельствует о долгосрочных планах по формированию в СССР общественного мнения в интересах британской внешней политики. В этих целях Министерство информации Великобритании и Лондонский комитет политической войны использовали при психологическом воздействии на советскую аудиторию аналогичные приемы из арсенала психологической войны против Германии и ее сателлитов. Одним из инструментов этой войны был еженедельник «Британский союзник», который сыграл важную роль в становлении и развитии приемов и методов (подмена понятий, магия чисел, констатация фактов, социальное одобрение и др.) британской внешнеполитической пропаганды на общественное мнение различных слоев советского общества в 1942-1945 гг. Структуры внешнеполитической пропаганды и спецслужбы Великобритании, используя опыт работы «Британского союзника» в прямом контакте с потребителем направленной информации, активно применяли данные информационно-психологические наработки и после 1945 г. в период холодной войны. Основываясь на анализе британских исследований в области пропаганды, советские идеологические структуры разрабатывали собственные методы противодействия информационной войне, которую вело Министерство информации Соединенного Королевства.

About the authors

Elena A. Kotelenets

Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)

Author for correspondence.
Email: kotelenets-ea@rudn.ru
10 Miklukho-Maklaya St., bldg. 2, Moscow, 117198, Russian Federation

Doctor of Historical Sciences, Professor, Department of Russian History, Faculty of Humanities and Social Sciences, Peoples' Friendship University of Russia

Maria Yu. Lavrenteva

Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)

Email: mlavrentyeva@yandex.ru
10 Miklukho-Maklaya St., bldg. 2, Moscow, 117198, Russian Federation

postgraduate student, Department of Mass Communications, Philological Faculty, Peoples' Friendship University of Russia

References

  1. Arhiv vneshnej politiki Rossijskoj Federacii (AVPRF) [Archive of Foreign Policy of the Russian Federation (AVPRF)]. Opis' 4. Delo 158. Papka 15. Pp. 12–13. 03.04.1942 – 17.11.1942
  2. Arhiv vneshnej politiki Rossijskoj Federacii (AVPRF) [Archive of Foreign Policy of the Russian Federation (AVPRF)]. Opis' 6. Delo 307. Papka 28. P. 3. 08.01.1944 – 29.11.1944.
  3. Arhiv vneshnej politiki Rossijskoj Federacii (AVPRF) [Archive of Foreign Policy of the Russian Federation (AVPRF)]. Fond 0136. Opis' 29. Delo 36. Papka 198. Pp. 1–107. 08.01.1945 – 14.03.1945.
  4. Arhiv vneshnej politiki Rossijskoj Federacii (AVPRF) [Archive of Foreign Policy of the Russian Federation (AVPRF)]. Fond 0136. Opis' 29. Delo 37. Papka 198. Pp. 1–130. 11.04.1945 – 29.09.1945.
  5. Arhiv MID Rossii [Archive of The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation]. Fond 69. Opis' 27. Delo 39. Papka 82. Pp. 30–42. 30.01.1943 – 20.12.1943.
  6. Britanskij sojuznik. Izdanie Ministerstva informacii Velikobritanii [British Ally]. 1943. No. 32.
  7. Britanskij sojuznik. Izdanie Ministerstva informacii Velikobritanii [British Ally]. 1944. No. 12, 18, 19, 43, 44, 45, 49, 50, 51.
  8. Britanskij sojuznik. Izdanie ministerstva informacii Velikobritanii [British Ally]. 1945. No. 7.
  9. Churchill W. The Second World War. Vol. 3. London, 1951. Pp. 331–333.
  10. Garnett D. The Secret History of PWE: The Political Warfare Executive 1939–1945. London: St Ermins Press, 2002.
  11. Memorandum by the Secretary of State for Foreign Affairs. 1940. Foreign Office. SECRET. Copy No. 1. W.P. (R.) (40) 105. March 29, 1940. https://www.psywar.org/ psywar/reproductions/WarCabinetMemos.pdf (accessed: 14.05.2019).
  12. Propaganda Policy. Joint Memorandum by the Minister of Information and the Minister of Economic Warfare. SECRET. Copy No. 1. W.P. (40) 444. November, 1940. https:// www.psywar.org/psywar/reproductions/WarCabinetMemos.pdf (accessed: 14.05.2019).
  13. Sіmperovich V.M. Gazeta “Britanskij sojuznik” jak dzherelo vivchennja іstorії Drugoї svіtovoї vіjni [The newspaper “British Ally” as a source of study of the history of the Second World War] // Arhіvi Ukraїni. 2013. No. 3. Pp. 105–114.
  14. Streatfi Y.M. The major developments in political warfare throughout the war, 1938–1945. CAB 101/131. London, 2002. https://www.psywar.org/psywar/reproductions/ pwe_report.pdf (accessed: 14.05.2019).

Statistics

Views

Abstract - 269

PDF (Russian) - 171

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2019 Kotelenets E.A., Lavrenteva M.Y.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies