New book about V.F. Khodasevich. Review on the book: Fedotov O.I. Poetics of verses by V.F. Khodasevich. Moscow: Azbukovnik Publ., 2017. 432 p

Cover Page

Abstract



«Стихопоэтика Ходасевича» - одна из многочисленных фундаментальных работ известного ученого, теоретика и историка литературы, преимущественно стиховеда, посвященных изучению версификационных идиостилей выдающихся русских поэтов Серебряного века: Николая Гумилева, Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама, Александра Блока, Максимилиана Волошина, Владимира Набокова, а также их наследников в поэзии ХХ века - Беллы Ахмадулиной и Иосифа Бродского. Последние в этом ряду монографии О.И. Федотова: «Сонет» (М., 2011), «Поэзия Владимира Набокова-Сирина» (Ставрополь, 2010),«Между Моцартом и Сальери: о поэтическом даре Набокова» (М., 2014). Главный пафос исследований этого цикла заключается в осознанном стремлении представить системный анализ стихотворных текстов с учетом специфических свойств их поэтического языка. В монографии, посвященной стихопоэтике Ходасевича, предпринята попытка прокомментировать и дать экспрессанализ практически всех стихотворений выдающегося мастера в составе Большой серии библиотеки поэта. Некоторым из них достается всего несколько строк, а некоторые, такие, к примеру, как «Брента», циклы сонетов и пятистопноямбических «Эпизодов», «Золото», «Из окна», «Соррентинские фотографии» и другие, проанализированы достаточно полно и подробно. Монография состоит из двух частей. В первой части последовательно рассматриваются метрические и ритмические предпочтения Ходасевича, начиная с раритетных имитаций античной метрики, гекзаметра, элегического дистиха и малого Асклепиадова стиха, а также, казалось бы, упраздненной еще в XVIII веке силлабики и кончая самыми ходовыми в метрическом репертуаре едва ли не каждого русского поэта двусложниками - хореем и ямбом. Метроритмические формы выстраиваются по мере возрастания их представительства в творчестве Ходасевича. Тот же принцип выдерживается во второй части, где аналогичному обозрению подвергается строфический репертуар поэта. Культивируемые Ходасевичем строфические формы по возрастающей выстраиваются следующим образом: трехстишия, семистишия, девятистишия, двенадцатистишия, восьмистишия, пятистишия, шестистишия, сонеты, двустишия, нетождественные строфы, астрофические тексты и, наконец, наиболее стандартные четверостишия. Книга снабжена продуманным, удобным в обращении справочным аппаратом: алфавитными указателями произведений, имен и использованных научных источников. Кроме несомненной научной ценности она привлекает проникновенным анализом стихотворных произведений, к каждому из которых исследователь относится как к «концерту для смысла с оркестром» (Т.И. Сильман), оркестром стихотворной формы. О.И. Федотов обладает способностью «приворожить» своими работами не только узкую когорту филологов-стиховедов, но и широкий круг читателей, интересующихся литературой Серебряного века и русского зарубежья. О сложных в научном отношении вещах он пишет доступно и внятно. Несмотря на то что последняя книга ученого увидела свет всего год и несколько месяцев назад, она уже снискала себе несомненную популярность в среде ученых-филологов, преподавателей вузов и студентов, а также многочисленных почитателей поэтического слова.

Sergey M Pinayev

Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)

Email: serpinayv@yandex.ru
10 Miklukho-Maklaya St., Moscow, 117198, Russian Federation Doctor of Philology, Professor of RUDN University.

Views

Abstract - 16

PDF (Russian) - 19

PlumX


Copyright (c) 2019 Pinayev S.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.