Mediatization of Georgian-Indian relations at the current stage

Cover Page

Abstract


The article analyzes a particular case of the mediatization of modern socio-cultural reality through the informational and communication technologies, using the example of modern Georgian-Indian relations. The authors conducted a content analysis of two leading publications in India and Georgia: the English-language newspaper “The Times of India” and the Russian-language news agency “Sputnik Georgia”, during which had studied 30 materials from the Indian media and 43 articles from the Georgian news agency published over the period January, 2013 - February, 2019. The authors concluded that the mediatization of political and economic processes in bilateral relations had required close interaction between government and the media, since a lack of information led to a distorted perception of media communications.


Введение Дипломатические отношения между Грузией и Индией были установлены 28 сентября 1992 года, однако до сих пор находятся на стадии своего развития. В январе 2019 года министерство экономики и устойчивого развития Грузии объявило, что на протяжении двух лет страны проводили обширное экономическое исследование и теперь готовы начать переговоры о свободной торговле [1]. В 2017 году торговый оборот между Грузией и Индией составлял 34,1 млн долл., а в 2018 году увеличился более чем на 10 млн, превысив 45 млн долл. [2]. Индия и Грузия реализуют несколько крупных совместных проектов, среди которых производство индийских художественных фильмов на территории Грузии по льготной системе «Снимай в Грузии», передача фермерских хозяйств в аренду индийским предпринимателям и программа «Открытое небо», осуществляющая прямое авиасообщение Тбилиси и Батуми с крупными индийскими городами - Дели, Мумбаи, Бангалором, Ченнаи и штатом Гоа. Помимо этого, крупнейший производитель стали в Индии JSW Group с 2007 года занимается развитием производственного сектора в Грузии под брендом Geosteel (именно эта компания предоставила строительные материалы для строительства здания Парламента Грузии в Кутаиси и отеля «Хилтон» в Батуми). Другая индийская компания Tata Power совместно с норвежским предприятием Clean Energy Invest при поддержке Всемирного банка основала фирму «Аджарисцкали Грузия». Данная компания занимается строительством каскадной ГЭС в Аджарской автономной республике. Стоимость проекта составила 420 млн долл. [3]. Тезисы исследования экономических отношений между Грузией и Индией были опубликованы на сайте Министерства экономики и устойчивого развития Грузии и, разумеется, вызвали внимание ряда международных СМИ, прежде всего ведущих изданий Грузии и Индии. Актуальной эта новость стала и для России, которую связывают торговые взаимоотношения с обеими странами. Таким образом, происходит медиатизация грузино-индийских отношений в СМИ, а следовательно, данный процесс становится интересным с научной точки зрения, поскольку его можно анализировать разноаспектно. Основные аспекты медиатизации грузино-индийских отношений рассмотрены ниже. Медиатизация в условиях цифровой среды Современная социокультурная реальность создается с помощью информационно-коммуникационных технологий. Ее также называют медиареальностью. То есть сегодня сообщение в современных массмедиа - это уже не просто способ трансляции информации, а инструмент формирования восприятия данной новости аудиторией. Реакция аудитории на событие зависит от того, как ей это событие преподнесли. Новость о возможности свободной торговли между Грузией и Индией как раз является одним из инструментов построения медиареальности. Важно отметить, что в каждой стране медиареальность своя, отдельная. Информационное пространство репрезентируется через медиа, и везде этот процесс протекает индивидуально, ведь он зависит от различных факторов: политики государства, политики издания, субъективизма создателя контента, расстановки акцентов, использования приемов суггестии и т.п. Поэтому несмотря на то, что инфоповод дан один и тот же - развитие грузино-индийских отношений, восприниматься в двух странах он может совершенно по-разному. Однако для грузинской журналистики, где с момента распада СССР не проводились масштабные исследования в сфере коммуникаций, тема медиареальности остается новой. К тому же официальные органы Грузии почти не делятся статистической информацией, что затрудняет возможность анализа (к примеру, программы «Инвестируй в Грузию» и «Снимай в Грузии» не публиковали никаких отчетов с 2016 года). В связи с этим тема отражения грузино-индийских отношений в СМИ является малоизученной. Для сравнительного анализа медиатизации грузино-индийских отношений авторами данной статьи были выбраны ведущие онлайн-издания Индии и Грузии - газета The Times of India и информационное агентство «Sputnik Грузия». Выбор данных изданий объясняется тремя факторами: каждое из СМИ является популярным в своей стране, публикует контент на международных языках (английский для Индии, русский для Грузии), а также представлено в онлайн-формате, социальных сетях и мобильных приложениях, то есть доступно не только локальной, но и зарубежной аудитории. В рамках подготовки данной статьи был проведен контент-анализ двух изданий, в ходе которого были изучены 30 материалов The Times of India и 43 материала ИА «Sputnik Грузия» за период с января 2013 по февраль 2019 года включительно. Пространственные практики. Создание медиареальности невозможно без медийного картографирования. Новости описывают события, происходящие в конкретных местах с определенными географическими координатами. Французский социолог Анри Лефевр полагал, что одна из важнейших характеристик пространства - это репрезентация географических мест и наделение их образами (полагаем, что и с помощью медиа). Если информационный повод остается в повестке дня на протяжении долгого времени, значит, местность, в которой развиваются события, будет невольно ассоциироваться у аудитории с данной новостью. Так, Цхинвали является символом российско-грузинского конфликта 2008 года. Иногда местность ассоциируется с присущими только ей особенностями, о которых часто рассказывают СМИ, - к примеру, после ряда трэвел-статей символом Батуми в сознании читателя является море, а символом Кахетии - вино. СМИ наделяют географические места значениями и смыслами, формируя картину мира для аудитории. Газета The Times of India в своих публикациях представляет практически полную карту Грузии. В статьях фигурируют и такие крупные города, как Тбилиси и Батуми, и горнолыжный курорт Гудаури, и регионы - Кахетия и Сванети. Каждая местность наделена рядом смыслов. Например, высокогорный регион Сванети ассоциируется с минусовой температурой, а Тбилиси - с храмами и Мостом мира. Кроме этого, дается представление о границах страны - в материалах указывается, что Грузия соседствует с Турцией, Россией и Азербайджаном [4]. Что касается медийного картографирования Индии в ИА «Sputnik Грузия», здесь ситуация обстоит несколько иначе. Агентство предпочитает рассказывать об Индии абстрактно, используя обтекаемые формулировки типа «власти Дели» или просто названия городов в новостях, не упоминая при этом штат, его границы, используемые языки, национальный состав, религию и т.п. Возможно, поэтому и символы издание выбирает в основном клишированные - самым распространенным является Тадж-Махал. Медиатизация как инструмент коммуникативного воздействия и формирования установок Исходя из возникновения устойчивых ассоциаций с определенным географическим местом, можно утверждать: медиареальности свойственно создание медийных образов, иногда стереотипных. The Times of India в своих публикациях о Грузии делает упор на туризм, кухню и религию: об этом упоминается в 14 статьях из 30 [5]. «Sputnik Грузия» тоже оперирует шаблонами, сформировавшимися в отношении Индии много лет назад, - обряды, танцы, о чем свидетельствуют фреймы: «Сокрушительные ритуалы: как жители Индии пытаются умилостивить бога войны» или «Танцы. Безумие: в Индии сняли своих “Пиратов Карибского моря”» [6]. Между тем издание рассказывает и о развитии экономики в стране - запуске ракет, производстве чая и киноиндустрии. Не менее интересны и главные герои новостей. The Times of India в публикациях, посвященных грузино-индийским отношениям, обычно не оперирует именами - имя экс-президента Грузии Георгия Маргвелашвили фигурировало лишь в одной статье из 30, имя действующего президента Саломе Зурабишвили не упоминается нигде. Зато «Sputnik Грузия» уделяет большое внимание персонификации. 16 из 43 материалов рассказывают о гражданах Индии: 6 статей с упоминанием индийских знаменитостей и 6 - с упоминанием имен предпринимателей, инвестирующих в Грузию. Также «Sputnik Грузия» за период с 2016 по 2019 гг. в рамках проекта «Грузия глазами иностранца» опубликовал три интервью с обычными гражданами Индии, переехавшими в Грузию. Один материал рассказывает о гражданах Индии, столкнувшихся с визовыми проблемами при въезде в страну. Несмотря на укрепление партнерских отношений между странами, отношение к гражданам Индии в Грузии все равно остается предвзятым, и это подтверждает анализ ключевых слов в публикациях. В одном из интервью для проекта «Грузия глазами иностранца» встречается слово «расизм» - так респондент называет практику некоторых местных отказывать индийцам в аренде квартиры из-за национальной принадлежности [7]. В материале от 14.07.2017 г. «Марш грузин» прошел в центре Тбилиси» употребляется слово «национализм» и рассказывается о марше под лозунгом «Защити Грузию», который состоялся на проспекте Агмашенебели, известном своим изобилием турецких, арабских и индийских ресторанов [8]. А статья под названием «Визитеры с Ближнего Востока осваивают Грузию» рассказывает, что приезд индийских фермеров в Грузию был воспринят жителями деревень как «нашествие» и «угроза того, что индийцы скупят все земли» [9]. The Times of India тоже отмечает элементы национализма: об этом рассказывает статья под заголовком «Актриса Рича Чадха сталкивается с расизмом в Грузии» [10]. Другая болливудская актриса, посетившая Грузию, Асмита Суд рассказала газете о проявлениях национализма, заявив, что в Азербайджане к ней относились более дружелюбно [11]. Эти мнения подтверждают и публикации других, независимых изданий. Ряд международных СМИ опубликовал открытое письмо индийской туристки Кушбу Каушал послу Грузии в Индии Арчилу Дзулиашвили, в котором она заявляет, что в Грузии формируется негативное отношение к индийцам [12]. Издание «Кавказский узел» сообщает об инциденте в селе Дици, где местные фермеры ворвались в хозяйство под управлением индийских арендаторов с требованием покинуть грузинские земли [13]. «Аль-Джазира», в свою очередь, пишет, что грузины изначально воспринимали приезд индийских инвесторов как «захватничество» [14]. Чем вызваны данные негативные установки? Скорее всего, они возникают из-за недостатка официальных данных. Национальное агентство статистики Грузии и Министерство устойчивого развития экономики не публикуют аналитических данных о вкладе индийских инвесторов в грузинскую экономику. Подобная информация встречается лишь обрывочно в СМИ. Единственные цифры относительно индийцев, которыми делятся официальные органы, это статистика МВД, посвященная депортации. Согласно данным отчета, Индия занимает второе место в списке стран, гражданам которых не позволяют въезжать на территорию Грузии чаще всего [15]. Однако важно отметить, что ситуация меняется, и во многом благодаря СМИ. После публикации письма Кушбу Каушал грузинские онлайн-издания предлагали читателям продемонстрировать настоящую грузинскую культуру и поддержать девушку в комментариях. «Sputnik Грузия» приглашает в проект «Грузия глазами иностранца» знаменитых индийцев, показывая на их примере, какую пользу они приносят для страны, и рассказывая о позитивных моментах их жизни в Грузии. The Times of India тоже объективно отражает ситуацию - так, вслед за публикацией о Риче Чадхе последовало продолжение, в котором актриса рассказала, как простые люди, которых она встречала в Тбилиси, изменили ее впечатление о Грузии к лучшему. Если анализировать баланс позитивной и негативной информации в изданиях, в ИА «Sputnik Грузия» 26 публикаций из 43 создают положительный имидж Индии, а The Times of India отзывается о Грузии позитивно и нейтрально в 12 и 10 публикациях из 30 соответственно. Изменить установки помогает культура. Наиболее часто встречающимся ключевым словом на тему грузино-индийских отношений стало слово «фильм» - «Sputnik Грузия» употребляет его в 18,6 % публикаций, а The Times of India - в 20 %. Дело в том, что с 2016 года Министерство культуры Грузии запустило программу развития отечественной киноиндустрии «Снимай в Грузии». Данная программа поощряет съемки зарубежных фильмов на территории Грузии и возмещает кинопроизводителям до 25 % потраченной сумы по принципу cash-rebate. По состоянию на май 2018 года, в рамках программы было отснято 15 художественных фильмов, что обеспечило грузинской экономике доход в сумме 26 млн лари и создание 2000 временных рабочих мест, что немаловажно для страны, где 13,7 % мужчин и 10,4 % женщин являются безработными, а среди молодежи только 19 % работает на полной ставке и 7 % - на полставки. 10 из 15 фильмов, снятых по программе «Снимай в Грузии», - индийского производства [16]. Сотрудничество Индии и Грузии в сфере кинематографа могло бы стать темой отдельного исследования, однако здесь мы вновь сталкиваемся с проблемой дефицита информации - сайт Грузинского национального центра кинематографии предоставляет отчеты лишь до 2009 года включительно, на сайте программы «Снимай в Грузии» тоже нет никаких аналитических данных. Отдельные цифры можно взять только из рубрики «Снимай в Грузии», которую с 2017 года запустило «Sputnik Грузия», но так как формат секции является развлекательным, основной акцент здесь делается на актерский состав, а не на отчетность, поэтому цифр приводится мало. The Times of India рассказывает о сотрудничестве индийского кинематографа с грузинским в аналогичном разделе «Развлечения» и цифрами не делится вообще. В связи с этим провести экономический анализ проекта «Снимай в Грузии» становится невозможным. Заключение Очевидно, что прозрачность ведомств, открытая публикация отчетов, информированность населения о деятельности международных индийских компаний в Грузии значительно помогли бы в формировании адекватных образов и смыслов, связанных с грузино-индийским сотрудничеством. Медиатизация политических и экономических процессов требует тесного взаимодействия органов власти и СМИ, так как недостаток информации приводит к тому, что у населения создается искаженное впечатление о ситуации. Элементов проявления национализма, к примеру, можно было бы избежать, если бы власти Грузии разъясняли суть новых социальных программ посредством медиа, чтобы охватить большую часть аудитории страны. А полный анализ сотрудничества Индии и Грузии в сфере медиа помог бы выявить тенденции и перспективы развития грузинского медиарынка.

Valentin V. Matvienko

Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)

Author for correspondence.
Email: matvienko-vv@rudn.ru
6 Miklukho-Maklaya St., Moscow, 117198, Russian Federation

PhD in Philology, Department of Theory and History of Journalism, Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University).

Danara B. Kurmanova

Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)

Email: www.danaramay.ru@mail.ru
6 Miklukho-Maklaya St., Moscow, 117198, Russian Federation

1st year postgraduate student, Department of Theory and History of Journalism, Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University).

  • Gruziya i Indiya nachinayut peregovory o svobodnoy torgovle. Sputnik Georgia. Available at: https://sputnik-georgia.ru/economy/20190112/243859420/Gruziya-i-Indiya-nachnutperegovory-o-svobodnoy-torgovle.html (accessed: 28 February 2019).
  • Indiyskiye biznesmeny prismatrivayutsya k investitsionnomu potentsialu Gruzii. Eurasia Daily. Available at: https://eadaily.com/ru/news/2017/09/26/indiyskie-biznesmeny-prismatrivaetsyak-investicionnomu-potencialu-gruzii (accessed: 28 February 2019).
  • Sayt programmy “Investiruy v Gruziyu”. Available at: http://www.investingeorgia.org/ru/ keysectors/success-stories (accessed: 15 February 2019).
  • Terrifying moments at a ski resort in Georgia. The Times of India. Available at: https://timesofindia. indiatimes.com/videos/news/On-cam-Terrifying-moments-at-a-ski-resort-in-Georgia/ videoshow/63342229.cms (accessed: 02 February 2019).
  • News about Georgia. The Times of India. Available at: https://timesofindia.indiatimes.com/topic/ Georgia (accessed: 02 February 2019).
  • Sokrushitel’nyye ritualy: kak zhiteli Indii pytayutsya umilostivit’ boga voyny. Sputnik Georgia. Available at: https://sputnik-georgia.ru/video/20190124/244047727/Shokiruyuschie-ritualykak-zhiteli-Indii-pytayutsya-umilostivit-boga-voyny.html (accessed: 12 February 2019).
  • Student iz Indii rasskazal, chto khorosho i plokho v Gruzii. Sputnik Georgia. Available at: https:// sputnik-georgia.ru/reviews/20170925/237373764/Student-iz-Indii-rasskazal-chto-horosho-iploho-v-Gruzii.html (accessed: 28 February 2019).
  • Marsh gruzin proshel v tsentre Tbilisi. Sputnik Georgia. Available at: https://sputnik-georgia.ru/ world_politics/20170714/236637884/Marsh-gruzin-proshel-v-centre-Tbilisi.html (accessed: 28 February 2019).
  • Vizitery s blizhnego Vostoka osvaivayut Gruziyu. Sputnik Georgia. Available at: https://sputnikgeorgia.ru/analytics/20150927/228610667.html (accessed: 28 February 2019).
  • Richa Chadha faces racism in Georgia. The Times of India. Available at: https://timesofindia. indiatimes.com/entertainment/hindi/bollywood/news/richa-chadha-faces-racism-in-georgia/ articleshow/65893709.cms (accessed: 02 February 2019).
  • Asmita Sood: I am a travel addict. The Times of India. Available at: https://timesofindia.indiatimes. com/entertainment/hindi/bollywood/news/asmita-sood-im-a-travel-addict/ articleshow/65811205.cms (accessed: 02 February 2019).
  • Otkrytoye pis’mo Kushbu Kaushal poslu Gruzii v Indii. Newsgeorgia.ge. Available at: https:// www.newsgeorgia.ge/grazhdanka-indii-rasskazala-v-fejsbuke-kak-ee-ne-pustili-v-gruziyu/ (accessed: 15 February 2019).
  • V Gruzii krest’yane vstupili v protivostoyaniye s iranskimi i indiyskimi fermerami-arendatorami. Kavkazskiy uzel. Available at: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/222551/ (accessed: 15 February 2019).
  • Georgia farms face Indian ‘invasion’. Al Jazeera. Available at: https://www.aljazeera.com/indepth/ features/2013/02/201322081918452141.html (accessed: 15 February 2019).
  • Komu ne suzhdeno bylo popast’ v Gruziyu. Sputnik Georgia. Available at: https://sputnik-georgia. ru/tourism/20190131/244129188/Komu-ne-suzhdeno-bylo-popast-v-Gruziyu.html (accessed: 28 February 2019).
  • Sayt programmy “Snimay v Gruzii”. Available at: filmingeorgia.ge (accessed: 28 February 2019).

Views

Abstract - 57

PDF (Russian) - 55

PlumX


Copyright (c) 2019 Matvienko V.V., Kurmanova D.B.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.