Humor as a tool of political discourse: from media personalities to candidates for the presidency

Cover Page

Abstract


The research is concentrated on the increasing popularity of political context in humour if we take into account the state fragility, identified the manipulative properties of humorous content in general, as well in the research we have tried to evaluate the contribution that ridiculous things in speech make while shaping public opinion. Considering the changes in the sense of joke formation and formats of presenting content on TV by the leading production-company of Ukraine Studio “Quarter 95”, the authors concluded that both satirical and serious stand-ups or politically colored TV-series have a deep influence on the formation of civil position - the attitude towards the media person gains the nature of politically painted trust thanks to sharpness of reflection of real problems which disturb the population. By means of popular culture and television Vladimir Zelensky together with the group have opportunity to recite their citizenship. Above all, the result of the formation of public sentiments by the creative elite serves as a platform for electoral trust. The mentioned idea allows us to state that humor as a tool of political discourse is a weapon that gives visible results in the electoral campaign.


Времена политической нестабильности или тоталитаризма приводят к возрастанию чувства страха и увеличению напряженности в народе, а также провоцируют неуверенность в завтрашнем дне. Это наиболее плодотворная почва для возникновения личностно окрашенного юмора, то есть шуток и юморесок в адрес конкретных людей и событий. На фоне сильных исторических контрастов возникают шутки о политических деятелях, которые оказываются у власти. В свою очередь характер отношения граждан к политической персоне оказывает определенное влияние на жанровое предпочтение и глубину материала, а устоявшиеся стереотипы восприятия и черты публичного имиджа становятся своеобразным плацдармом к созданию комического. Это приводит к ситуации, в которой юмор как развлекательная составляющая становится полноправной частью политического дискурса. Политический юмор бинарен по своей сути и представляет из себя средство коммуникации как внутри самой власти, так и власти с народом, народа с народом по поводу власти [1. С. 147]. «Это интеллектуальный юмор людей, которые доносят свою позицию в юмористическом виде», - характеризует данное понятие Владимир Зеленский, создатель студии «Квартал 95» [2]. Политическая нестабильность - лучшее время для всплеска юмористической деятельности, вызванной желанием найти решение проблемы и одновременно отгородиться от нее. Сам по себе комический контент по поводу власти не может возникнуть и получить одобрение в обществе, если люди остро не нуждаются в обсуждении вопросов данной тематики (или, иными словами, в условиях спокойной аполитической жизни большинства граждан), юмор, а в частности сатира, - это рефлексный ответ несогласных. В большинстве случаев ответной реакцией на шутку является смех, одна из защитных функций которого помощь в снятии напряжения. Это реакция на «страх запрета». По мнению А.В. Антоновой, биологическая инстинктивная природа смеха обеспечивает его свойствами, присущими всем инструментам манипуляции, а именно: коллективности (дешифровки всеми участниками сообщества), заразительности и расслабления (приводит к безвольности и неспособности логически оценивать ситуацию) [3. С. 55]. Смех - разновидность символического взаимодействия. Способствуя снятию стресса и напряжения, являясь элементом психологической защиты личности, смех, в том числе не животный, а осмысленный, - это оружие или средство формирования мнений в отношении как продукта шутки, так и ее производителя. Во время кризиса власти особенно важную роль начинает играть политический театр в различных его проявлениях. Юмористические шоу на злобу дня могут быть охарактеризованы различным образом. Так, о продукте студии «Квартал 95» на востоке Украины сегодня говорят как о «политическом кабаре», а на Западе называют данный контент театром политической сатиры. Согласно определению, данному БСЭ, определяющей целью сатиры является главным образом не юмор, а раскрытие превратного явления с целью обратить внимание на драматические коллизии в подтексте. В свою очередь, политическое кабаре состоит из остроумных пародийных импровизаций, в которых высмеивается официозное искусство и натурализм, а также присутствует издевка над современными политиками и самодовольством власти. Цель кабаре состоит в проявлении гражданского неповиновения через насмешку и уничижение понятия, а не в поиске остроумного подтекста, т.е. кабаре больше тяготеет к полемике, нежели к дискуссии, целью которой является консенсус. Таким образом, говоря о публичном юморе, стоит помнить о различиях его восприятия разными людьми, причины коих кроются как в плоскости психологии, так и в плоскости разницы восприятия понятий, что и демонстрирует данный пример. Стоит отметить, что по мере приведения политической нестабильности в стадию стагнации, экранный юмор начинает проявляться более остро и тяготеть к серьезности. Экранизация реальности как способ ее интерпретации остается основой развлекательного телевизионного контента с элементами юмора, однако происходят значительные изменения в вопросах смыслообразования и формата ретрансляции готового контента. В качестве примера изменения формы и наполненности юмористических программ стигматами политического дискурса может послужить творчество студии «Квартал 95». Начиная с юмористических миниатюр на сцене КВН (номер «Как снимали Геращенко» [4]), тогда еще команда клуба веселых и находчивых из Кривого Рога использовала вкрапление пародийного элемента в репризу для достижения соответствующей цели - вызвать смех и доказать остроумие. Роль режиссера в миниатюре была сыграна в форме пародии на Владимира Путина. В дальнейшем, с появлением феномена неподдельного интереса населения к политической жизни в обществе, который на Украине проявил себя после Оранжевой революции, смысловое наполнение миниатюр начало становится более продуманным и острым, а создатели юмористического контента стали одним из инструментов ретрансляции взглядов общества через сатирические и юмористические выступления. В номере «О временах правления Юлия Цезаря [5]» было воссоздано условное соответствие костюмов и атмосферы Древнего Рима, однако Викториан II стал олицетворением Виктора Ющенко, а Юлий Цезарь, в свою очередь, пародией на Юлию Тимошенко. Данная миниатюра была выполнена как классическая пародия в образах, но особенностью ее явился косвенный характер этих образов. Отсылка к временам древности с внешними атрибутами и при этом характерное соответствие актеров реальным персонажам усилили смысловую основу номера и дали ему большую глубину. По Дугласу Хофстадтеру, комическая аналогия может быть рассмотрена как соответствие внутренних структур двух абсолютно разных ситуаций. Размытие границ отличных друг от друга ситуаций называют «структурной сочетаемостью» [6. С. 30]. Именно она и вызывает парадокс, итогом которого становится смеховая реакция. Отметим, что в данном номере иносказание, выполненное эзоповым языком, начинает играть большую смысловую роль и несет оттенок личностно окрашенного отношения к происходящей ситуации, соответствующий на тот момент невербально выраженному настроению общества, а не только отражению новостного факта в формате шутки. Фактор совпадения взглядов артистов и зрителей по другую сторону экрана приводит к зарождению чувства солидарности, а следовательно, и принятия. Тем больше оно становится по прошествии времени, когда зритель привыкает к образам, закрепленным в сознании за теми или иными актерами. Благодаря этим конструктам возможен перенос слов, сказанных автором материала, на персонажа. Прием отстранения, к которому прибегает актер, создает иллюзию одновременного проживания роли и конфликта между образом и реальным человеком (зритель же подсознательно ставит себя на позицию актера и вместе с ним наблюдает за данной коллизией), а значит, еще больше приобщается к шутке. Как мы уже отмечали, смех парализует критическое мышление, но способен активировать чувство солидарности и консолидировать или разобщить людей. Пример: номер, который вышел в эфир в концерте от 12 апреля 2014 г., выполненный актерами студии «Квартал 95» [7]: · У меня вот только один вопрос остался: на фига Крым Путину сдался? · Сдался? · Да… · Причем это вопрос не к Путину, а к Крыму. На фига сдался? Основным посылом в завершении юмористической концертной программы стал ремейк на песню «Не отрекаются любя…», названный актерами песней-посвящением «нашему любимому Крыму», и содержащий такие слова: Не отделяются любя, Не голосуют под прицелом. Мы не устанем ждать тебя, Ведь есть предел у беспредела. Не отрекаются любя… Ты уходил, пока темно, К тому, кого считали другом. Пускай мы жили бедно, но Не предавали мы друг друга, Но ты ушел, пока темно. Как нетрудно заметить, минорный склад самой песни и его текстуальная основа имеют мало общего с шуткой и проявлением юмора и скорее являются итогом в выражении личной гражданской позиции в отношении политического вопроса. На уровне высокой узнаваемости коллектива данное высказывание нашло как сторонников, так и противников, коими стали представители команды КВН Крыма [8]: Не отделяются любя, Но как быть, если не любили? Майдан решил все за полдня, А нас, крымчан, спросить забыли - Не поступают так любя. На вас в душе обиды нет, Мы очень любим вас ребята, Но чтоб прийти на ваш концерт, Нам, черт возьми, нужна зарплата. Не отделяются любя... Объединяются любя! Так, песня, несущая в себе совсем не саркастический или комический смысл, появившаяся в рамках развлекательной составляющей эфира, стала формой отражения гражданской позиции. Юмор перешел в плоскость политики не с целью высмеять, а с целью задеть за живое и заставить задуматься над серьезными вопросами не в краткосрочной форме отложенного эффекта, коим обладает продукт телевидения, а также эстрады или театра, а в форме долгосрочного оружия пропаганды. Не разбирая оба примера на правильность или ложность высказанных в них позиций, стоит отметить главный эффект, достигаемый подобными номерами, а именно - солидарность и сплочение групп лиц, придерживающихся той же точки зрения, и формирование оппозиционного мнения в отношении противоположной группы. Таким образом, можно констатировать, что результат, достигнутый в рамках эстрадного выступления, схож как по методам, так и по влиянию с тем, что применяется в рамках проведения манипулятивных действий во время политической кампании. Как итог, отношение населения к медийной личности, представляющей данный контент, а в частности к Владимиру Зеленскому, начало приобретать характер политически окрашенного доверия. Еще сильнее оно укрепилось после выхода сериала «Слуга народа», в котором артист, в свойственном ему амплуа, сыграл роль президента Украины Василия Голобородько. Перенос свойств с героя киноленты на актера - частый прием, который подсознательно производит зритель для установления связи «актер - роль». Как следствие, подобный перенос был произведен многими зрителями и в отношении Зеленского еще в 2015 году. Вторая волна шепота о «кандидатуре в президенты» началась после выхода второго сезона сериала в 2017 году. Сам артист не раз отшучивался по поводу подобных предположений. В конце октября 2018 года на одном из своих концертов Зеленский вышел на сцену с номером в жанре стендап «Официально, о президентстве» [9], в котором рассуждал о плюсах и минусах участия в выборах и приобщения к власти. В данном эстрадном монологе были высмеяны основные моменты, которые могут подвергаться нападкам во время предвыборной гонки. Закончился номер прямой отсылкой к действительно существующей партии, а однозначного ответа на вопрос зритель так и не получил. Напомним, что в декабре 2017 года на Украине была зарегистрирована политическая партия под названием «Слуга народа». По данным Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, главой партии указан Иван Баканов, являющийся руководителем ООО «Квартал 95» с 2013 года. Согласно последним данным опроса, посвященного мониторингу электоральных настроений украинцев, проведенного в конце октября Центром исследований и коммуникаций Active Group, на первом месте лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко (15,4 %), а следом за ней шоумен Владимир Зеленский (9,9 %), замыкает тройку кандидатов в президенты Петр Порошенко (8,9 %) [10]. В заключение нужно сказать, что вне зависимости от исхода политической кампании Владимир Зеленский рассматривается как соперниками, так и жителями Украины как возможный кандидат в президенты, а это подтверждает роль юмора в формировании общественного настроения в условиях политической нестабильности государства. Существует мнение, что во времена потрясений и политической нестабильности в обществе большая ответственность ложится не столько на власть, сколько на творческую интеллигенцию, которая и формирует душевное состояние населения. В данном случае можно согласиться, что действительно так и есть.

Viktoriia Valeryevna Zhadanova

Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)

Author for correspondence.
Email: zhvika@mail.ru
10 Miklukho-Maklaya St., bldg. 2A, Moscow, 117198, Russian Federation

Master of the Department of Mass Communications, Faculty of Philology

Alexander Nikolaevich Shirobokov

Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)

Email: a.shirobokov@mail.ru
10 Miklukho-Maklaya St., bldg. 2A, Moscow, 117198, Russian Federation

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor at the Department of Mass Media and Mass Communication, Faculty of Philology

  • Kovalenko E.N. Yumor v politicheskom diskurse — eto ser’yozno! [Humor in political discourse is serious!] // Discourse-Pi. 2005. P. 147.
  • Spezproyekt “Moy kvartal” [“My Quarter” Special Project]. https://www.youtube.com/ watch?v=uBPqt7e1SdQ (accessed: 21.11.18).
  • Antonova А.V. Smeh, yumor i rechevaya manipul’yatsya [Laughter, humor and speech manipulation] // Bulletin of Perm University. Series: Russian and foreign philology. 2010. No. 4. Pp. 52—58.
  • KVN. 2002 g. Konkurs privetstviye — 1/4 [KVN 2002. Competition greeting — 1/4]. https:// www.youtube.com/watch?v=r2a3kIM-mcQ&t=0s&list=PL01pa1vfqoUBnDuv51PyDPQy8z5 I8oAz7&index=3 (accessed: 21.11.18).
  • Vecherniy kvartal. Vyp. 5: Vsemirnaya istoriya. 2005 [The Evening Quarter. Issue 5: The World History. 2005]. https://www.youtube.com/watch?v=T8PCRQPPI5E (accessed: 21.11.18).
  • Hofstadter D. Frame blends, analogies and humor // An initiative of Hahacronym. Trento: ITCirst, 2002. Pp. 29—31.
  • Vecherniy kvartal. Vyp. Krym. Ne otrekayutsa lyubya. 12.04.2014 [The Evening Quarter. Issue 5: Crimea. Do not separate, when you love. 04.12.2014]. https://www.youtube.com/ watch?v=HJ_1kPGtYrw (accessed: 21.11.18).
  • TsT. Otvet krymchan “95 kvartalu” [Central Television. Crimean response to “95 quarter”]. https://www.youtube.com/watch?v=p6no_RaKRKk (accessed: 21.11.18).
  • Vecherniy kvartal. Vyp. Vladimir Zelenskiy: ofitsial’no, o prezidentstde. 27.10.2017 [The Evening Quarter. Issue 5: Vladimir Zelensky: officially, about the presidency. 27.10.2017]. https://www. youtube.com/watch?v=Qk2idMmvQww (accessed: 21.11.18).
  • Satirik Vladimir Zelenskiy vybilsya v lidery na post prezidenta Ukrajiny [The satirical actor Vladimir Zelensky became one of the leaders of presidential race for the country-leader of Ukraine]. https:// zelv.ru/ukraina/92403-satirik-vladimir-zelenskiy-vybilsya-v-lidery-v-reytinge-na-postprezidenta-ukrainy.html (accessed: 21.11.18).

Views

Abstract - 188

PDF (Russian) - 193

PlumX


Copyright (c) 2019 Zhadanova V.V., Shirobokov A.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.