POLITICAL CURRENT SHOW ON RUSSIAN TV CHANNELS

Cover Page

Abstract


The article gives an overview of the talk shows on Russian federal TV channels as an analytical genre of television publicity, a colloquial program in which public discussion of political problems related to the international situation and domestic events takes place. The origins of the appearance and peculiarities of the talk show on domestic television explored. They noted their constructive, creative nature and high level of implementation during the years of perestroika, which was due to the national originality of these programs, the professionalism of the authors and leading ones. Analyzed shortcomings and related consequences, which affected the decrease in the spectator interest and effectiveness of programs, the loss of genuine discussion and reasoning, other reasons for the low rating of modern political talk shows.


В сетке телевизионных программ на федеральных телеканалах России прочное место заняли ток-шоу разной тематической направленности: политические, социальные, медицинские, детские, музыкальные, женские и др. В 2017 г. самой популярной телепередачей у россиян стал проект «Первого канала» - ток-шоу «Пусть говорят»: за него проголосовало 13% респондентов, опрошенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Второе место заняло общественно-политическое ток-шоу «60 минут», выходящее на телеканале «Россия-1» (7%), третье место (6%) поделили между собой ток-шоу «Время покажет» («Первый канал») и «Прямой эфир» («Россия-1»). Опрос был проведен в декабре 2017 г. методом телефонного интервью среди россиян от 18 лет [5]. Ток-шоу (англ. talk show; от talk - говорить, беседовать и show - показ, демонстрация), жанр телепередачи в виде дискуссии, обсуждения какого-либо вопроса, в которых принимают участие зрители [19]. «Словарь языка средств массовой информации США» Т. Элмора дает несколько иную трактовку: «Программа широко известного ведущего, интервьюирующего знаменитостей» [23. С. 256]. На взгляд авторов статьи, ток-шоу - это аналитический жанр телевизионной публицистики, разговорная программа, в которой идет публичное обсуждение актуальной проблемы с участием приглашенных героев, экспертов и зрителей [6. С. 90]. Ток-шоу можно также назвать постперестроечным жанром, который утвердился на многих российских телеканалах после 1991 года. Впервые программа в этом виде появилась на американском телевидении в Дейтоне в 1967 г., ее ведущим стал Фил Донахью, которого принято считать первооткрывателем жанра ток-шоу. С первых же выпусков “Phil Donahue Show” привлекло внимание и интерес зрителей, а Фил Донахью в одночасье стал мегапопулярным телеведущим в США. В программах, как правило, обсуждались неординарные, порой интимные темы. Одними из первых отечественных ток-шоу стали телемосты между СССР и США, ведущими которых были журналисты Владимир Познер и Фил Донахью. Но не только имя Познера связано с зарождением подобных программ на советском телевидении. «Еще не было в нашем лексиконе броского англоязычного термина “ток-шоу”, а обозначаемое им явление - телепрограммы, в которых в студии присутствовали зрители, горячо обсуждающие предложенную проблему, уже существовали» [3. С. 19-20]. Это был «12 этаж» Сагалаева, «Музыкальный ринг» Максимовой, перестроечный «Взгляд» с Листьевым, Любимовым и др. Можно утверждать, что жанр ток-шоу в нашей стране имел национальную самобытность, был трибуной для обсуждения действительно актуальных вопросов современности. Причем у зрителя сохранялось ощущение, что его голос может быть услышан [12]. Участники программ - видные общественные деятели, депутаты, представители науки и искусства. Обсуждались актуальные политические вопросы обустройства страны в рыночных условиях, налаживания диалога с западными странами. Тогда политические ток-шоу носили конструктивный, созидательный характер, а участники программ умели слушать друг друга и аргументированно высказывали свою точку зрения. Эксперты и их оппоненты не позволяли себе нелицеприятных выражений в адрес собеседников, не говоря уже о сквернословии. Как правило, эти телепрограммы имели высокий рейтинг и постоянную зрительскую аудиторию. Такое спокойное, взвешенное, деловое, культурное обсуждение сложных вопросов как раз и привлекало зрителей к этим программам. Профессиональные ведущие умели направить дискуссию в нужное русло, последовательно освещая все аспекты рассматриваемой проблемы. И это выгодно отличает ток-шоу периода перестройки от тех, которые предлагают российские телеканалы в настоящее время. Во-первых, ныне отечественные ток-шоу уже лишены местного колорита и общественной значимости. Во-вторых, они превратились в заурядные рекламные площадки. Этот процесс наметился в период с 1991 по 1993 гг. Именно в это время возникла проблема экспансии иностранных (в частности, американских) жанров на российских каналах. На экране стали появляться ток-шоу, телешоу, «реальные шоу», телевикторины, телеигры «в буквы и слова», телесериалы, западные видеоклипы, эротические программы, «телевизионные магазины» и др. Для токшоу в их зарубежном варианте этот период стал очень плодотворным в плане появления, завоевания эфирного пространства и зрителей… Ток-шоу на нашем телеэкране стали существовать как «кальки» западных телепрограмм, копируя не только их основные признаки (легкость разговора, артистизм ведущего, обязательное присутствие аудитории), но и развлекательность как элемент коммерческого успеха [12]. Телевизионный сезон 2016-2017 гг. был отмечен значительным увеличением доли информационно-аналитических телепрограмм в жанре политических токшоу. На основных федеральных телеканалах в эфир ежедневно выходят телепрограммы «Время покажет», «Первая студия» (Первый канал), «60 минут» (Россия-1), «Право голоса» (ТВЦ), «Поединок», «Воскресный вечер» с В. Соловьёвым (Россия-1) и др. Одновременно с этими телепрограммами в еженедельном эфире - «Вести недели», «Центральное телевидение», «Поскриптум», «Линия защиты», «Специальный корреспондент». Все перечисленные программы освещают, в основном, события, происходящие на Украине, а также напряженную политическую ситуацию, сложившуюся в последние годы между Россией и США, общественно-значимые проблемы. Зрители в нынешнем телевизионном сезоне постоянно находились и продолжают находиться на «военном информационном фронте», причем хронометраж некоторых телепрограмм возрос до 4 ч с перерывом на новости (например, «Время покажет»). По мнению аналитиков, увеличение количества таких телепрограмм ни к чему хорошему не ведет. «Программы выстраивают черно-белую картину полярного мира и ведут к эскалации эмоциональной напряженности» [11]. Добавим к сказанному, что подобные программы нередко способствуют разжиганию межнационального противостояния, подогревают шовинистические настроения в обществе, стравливают народы друг с другом, подвергают сомнениям исторические факты, этические нормы, что не способствует укреплению декларируемых ценностей и нравственных устоев нашего многонационального государства. Иностранные журналисты, приглашенные на программу, к сожалению, не ведут конструктивного диалога с ведущими, настроены враждебно к нашей стране, пытаются унизить и оскорбить своих оппонентов, ведут себя агрессивно. Их цель - принизить роль России в мире, создать определенный негативный образ и отношение к нашей стране. Если на первых порах зрители проявляли к политическим дискуссиям определенный интерес, то со временем отношение к ним резко изменилось. Об этом свидетельствуют многочисленные отзывы зрителей в Интернете. Аудитория хочет узнавать из этих программ не только о событиях международного масштаба, но и полезную для себя информацию о положении дел в своей стране, о том, что непосредственно касается каждого гражданина Российской Федерации - это экономика, здравоохранение, образование, социальные проблемы и др. Этим темам телевидение, к сожалению, не уделяет должного внимания. На взгляд авторов, не достаточно только в новостях освещать социальные вопросы, нужны глубокие публицистические передачи, выявляющие существующие проблемы в жизненно важных для человека сферах. В 2016 г. по заказу первого замглавы Администрации Президента Сергея Кириенко, было проведено исследование телевизионного общественно-политического контента, цель которого состояла в том, чтобы «разобраться в картине реальности, которую создает телевидение и выяснить, насколько эта картина отвечает задачам модернизации России» [11]. В преддверии президентских выборов 2018 г. встал вопрос о перестройке российского телевидения в сторону более глубокого освещения внутренней повестки, более внимательного отношения к насущным проблемам страны, изменения стиля программ о политике [13]. Однако есть и другие мнения по поводу корректировки телевизионной повестки. К примеру, директор Института политических исследований Сергей Марков не считает необходимым изменение вещательной политики и в целом стиля программ: «стиль нынешнего ТВ можно называть, при желании, чрезмерно эмоциональным - но таковы законы жанра, думаю, многие российские политологи предпочли бы вести дискуссии в академической манере, принятой на научных семинарах. Но зритель сразу выключает такие программы и смотрит шоу, где есть четко заявленная - черно-белая - позиция, где много эмоций» [11]. К сожалению, в упомянутых телевизионных политических ток-шоу жанр дискуссии приобрел не свойственные ему признаки и превратился в сумбурный диспут с обвинениями и оскорбительными высказываниями участников передачи в адрес друг друга. Известно, что «дискуссия - жанр аналитической публицистики, обычно полилог с участием ведущего и не менее чем двоих носителей контрастных точек зрения на некую общественно-значимую проблему, или любых ньюсмейкеров, одновременное появление которых в кадре символизирует некую противоположность» [4]. Телевизионная дискуссия, тем более на политическую проблематику, не должна превращаться в балаган. Кроме того, «агрессия на телешоу чревата и своеобразной подменой или искажением первоначального коммуникативного намерения одного или нескольких участников общения. Например, дискуссия, изначально имеющая позитивную направленность - стремление доказать собственную точку зрения или совместный поиск истины, легко перерастает в ссору, словесную перебранку, целью которой становится уязвление оппонента. Это происходит, как только в речи хотя бы одного из оппонентов намечаются признаки вербальной агрессии: повышение тона, резкая категоричность суждений, «переход на личности» и т.п.» [10]. Политизация телевизионного эфира, по мнению авторов, достигла своего апогея. Конечно, телевидение не может умалчивать и не рассказывать о политических событиях, происходящих в мире, тем более, когда эти события непосредственно касаются нашей страны, но очевидна необходимость изменения формата представления общественно-политического контента, сбалансированное информирование аудитории в соответствии с ценностными приоритетами государственной политики. По мнению П. Бурдье, «презентация политики в СМИ может обнаруживать образцы строгой логики и высокой информативности, но одновременно может быть и в высшей степени, инсценированной. С другой стороны, процесс аргументации сам по себе еще не является гарантией того, что рассматриваемое содержание сообщается действительно правдиво и достоверно, в соответствии с сутью дела...» [2. С. 52]. Следует также отметить определенные погрешности в работе ведущих этих программ, которые, поддаваясь эмоциям, не всегда взвешенно высказываются, бывают резки и несдержанны. Так, ведущие программы «Время покажет» (Первый канал) Екатерина Стриженова и Анатолий Кузичев с трудом справляются с накалом дискуссии в студии. Их программа - одна из самых шумных и сложных для восприятия. Анатолий Кузичев говорит быстро, не всегда внятно из-за чего слова сливаются и сложно уловить его мысль. Ему необходимо поработать с голосом и артикуляцией. Кроме того, в этой передаче «постоянный крик в студии раздражает. Кричат, перебивают.… Это утомляет» [15]. Екатерина Стриженова, соведущая Антона Кузичева, выглядит в эфире гораздо профессиональнее, грамотно формулирует свои вопросы и добивается от экспертов внятных ответов, умеет пресечь сквернословие некоторых из них. Программу «Первая студия» с января 2017 г. ведет журналист Артем Шейнин. Ему должно быть известно, что в прямом эфире надо следить за своей речью. Однако он пользуется «весьма специфической лексикой, в которой преобладают полублатной сленг и многочисленные слова-паразиты: «типа», «короче», «слышь», а также различные выражения, так или иначе связанные с «телесным низом». Артём Шейнин буквально набит подобным «фольклором» [16]. В качестве положительного примера следует также назвать программу «60 минут» (Россия-1) с ведущими Ольгой Скобеевой и Евгением Поповым. «В новом социально-политическом ток-шоу каждый день ведущие и гости программы обсуждают главную тему текущего дня. В студию приглашаются политические и общественные деятели, эксперты по актуальной проблематике» [8]. Программа имеет рейтинг - 4,8. Не менее живо и интересно смотрится программа «Право голоса» (ТВЦ) с ведущим Артемом Бабаяном. Мастерство ведущего, его комментарий, вопросы к своим собеседникам, всегда взвешены и интересны. Обстановка в студии дискуссионная. В программе идет серьезное обсуждение злободневной темы дня, ведущий следит за тем, чтобы каждый эксперт имел возможность аргументировано высказать свою точку зрения, не допускает оскорблений в адрес России. «Право голоса» отвечает заявленному жанру дискуссии, что выгодно отличает ее от других «крикливых шоу». Программа «Воскресный вечер» с Владимиром Соловьевым, оперативно откликается на значимые события во внешней и внутренней политике. Для поднятия рейтинга В. Соловьев часто приглашает в программу руководителя фракции ЛДПР в Госдуме В.В. Жириновского, который использует телевизионный эфир в целях саморекламы. Дискуссия в программе ведется на повышенных тонах, агрессивно, поэтому передача сложна для восприятия смысла. Очень взвешенно ведут программу «Место встречи» (НТВ) Андрей Норкин и Ольга Белова. Они держат студию, являются профессиональными модераторами, стараются всесторонне и конструктивно выстроить диалог с приглашенными экспертами. Это политическое ток-шоу смотрится с интересом и легко воспринимается аудиторией. Однако и здесь не обошлось без конфликта в эфире: «26 апреля 2017 года на программе “Место встречи” произошла драка между гостями студии. Потасовка началась после того, как польский журналист Томаш Мацейчук выкрикнул: “Ваши деды - красные фашисты”. Услышав такое оскорбление, нервы не выдержали у Руслана Осташко - главного редактора издания PolitRussia. Он поднялся с места, подошел к поляку и отвесил ему правый боковой. Польский русофоб попытался ответить, но был тотчас повержен. К драке подключилась украинская журналистка Елена Бойко. Соперников быстро разняли, после чего драка прекратилась» [9]. О драках и потасовках, которые уже стали обычным делом на российских политических ток-шоу, следует сказать особо. Начало этому положил еще в 1995 г. Владимир Жириновский, который в прямом эфире ОРТ (ныне Первый канал) в программе «Один на один» плеснул апельсиновым соком в лицо Борису Немцову, тогда губернатору Нижегородской области. Вместо привычных 40 мин, выпуск продлился лишь 20, зато рейтинг возрос в несколько раз. Спустя 23 года уже Ксения Собчак в ходе теледебатов кандидатов на пост президента РФ 20.02.2018 г. облила Жириновского водой. Но сегодня соком и водой рейтинги уже не поднимешь. Поэтому в ход идут кулаки. В мае 2016 г. Вячеслав Ковтун подрался с другим украинским политологом Юрием Котом на съемках программы «Процесс», которая выходит на телеканале «Звезда». Кот рассказывал о 17-летнем сыне, который живет на Украине и не поддерживает украинский национализм. Ковтун заявил: «Мы поинтересуемся, что это за сын». Кот воспринял это как угрозу и ударил коллегу по лицу. В сентябре 2016 г. на канале НТВ Андрей Норкин, ведущий программы «Место встречи» набросился на украинского политолога Сергея Запорожского, когда в студии обсуждали новую информацию о крушении Boeing 777 в Донбассе в 2014 г. Тот же Андрей Норкин 22 февраля 2018 г. в прямом эфире подрался с еще одним гостем - украинским политологом Дмитрием Суворовым из-за слов об убитых в Донбассе детях. Артем Шейнин, ведущий программы «Время покажет», 12 октября 2017 г. в эфире Первого канала накинулся на американца Майкла Бома за оскорбление России; 30 января 2018 г. в прямом эфире радиостанции «Комсомольская правда» произошла драка между журналистами Максимом Шевченко и Николаем Сванидзе, которые не могли сойтись во мнении о роли Сталина в Великой Отечественной войне. Оба они входят в Совет по правам человека при Президенте РФ. Среди гостей политических ток-шоу можно видеть и завсегдатаев - украинца Вячеслава Ковтуна, поляков Якуба Корейбу и Томаша Мацейчука, американца Майкла Бома. Они уже много лет кочуют с канала на канал, из передачи в передачу. Так, Бом участвовал в политических ток-шоу «Место встречи» (НТВ), «Время покажет» (Первый), «Специальный корреспондент» (Россия-1), «Право голоса» (ТВ Центр), «Право Знать!» (ТВ Центр), «Политика» (Первый), «Структура момента» (Первый), «Открытая студия» (Пятый канал), «60 минут» (Россия-1), «Вечер с Владимиром Соловьевым» (Россия-1), «Большинство» (НТВ), «Процесс» (Звезда), «Прогнозы» (Звезда), «Особая статья» (Звезда), «Фетисов» (Звезда), «Первая студия» (Первый канал). Как пишет «Комсомольская правда», «они с удовольствием поливают грязью нашу страну. То и дело переходят грань дозволенного, за что изредка получают по физиономии» [7]. Зачем же они терпят над собой насилие? Та же газета отвечает на этот вопрос. «Оказывается, “враги России” на телевидении заколачивают немалые деньги.… Политолог уровня Дмитрия Суворова обходится от 10 до 15 тыс. руб. за эфир. Более раскрученным платят до 30 тыс. руб. Самый дорогой - Вячеслав Ковтун. Его месячный заработок со всех шоу и каналов - от 500 до 700 тыс. руб. Иногда до миллиона в месяц. Примерно столько же получает Майкл Бом. У американца вообще есть эксклюзивный контракт и ставка. Он обязан посещать определенное количество эфиров. Поляк Якуб Корейба получает меньше 500 тыс. руб. в месяц. Его проблема в том, что он недостаточно часто бывает в Москве. Все официально - оформляют договор, платят налоги… То есть эти люди кроют Россию последними словами на российском ТВ - и за это набивают свои карманы!» [7]. Больше всего бывал бит на этих шоу Вячеслав Ковтун. Ролики с его участием пользуются большой популярностью на Ютьюбе, набирая миллионы просмотров и вал комментариев. Например, «Олейник в гневе съездил по физиономии наглецу Ковтуну»: 1 534 184 просмотра, 3,8 тыс. - за, 767 - против, 700 комментариев [14], в основном злых, с ненормативной лексикой. Интернет в своих социальных сетях превращает эти побои в веселое развлечение. Пользователи в восторге: «Если бы на каждом эфире было такое, рейтинг бы зашкаливал!!!! Браво !!!!», «Надо было ему с ноги еще срезать, да так чтоб не встал», «Ааааа)))) лысому наконец-то прилетело!!!!! А как ты хотел? За слова свои отвечать надо» [22]. И лишь изредка промелькнет в комментариях иное мнение: «Поступать так с приглашенными гостями - это себя не уважать», «Какой позор!!! Не телевидение, а помойка», «Дешевый спектакль для рейтингов». «Теле-свинарник», «Во всяком цирке свои клоуны». А есть и такие комментарии: «Типичное поведение русского быдла. Удивительно, что в мире еще остались наивные люди, которые думают, что с русскими нацистами можно вести диалог. Вот и идите, и разговаривайте с ними после этого. Да их просто нужно изолировать от цивилизованного мира» [22]. Пользователи задаются вопросом, почему на политические ток-шоу Соловьева, Куликова, Бабаяна приглашают либералов, русофобов и прочих непатриотов? Да потому, что они делают каналам рейтинги, а это деньги. Если пригласить одних патриотов, например, Старикова, Михеева, Сёмина, Кургиняна, Проханова, что получится? Каждый выскажет свое мнение о том, как он любит Россию и как все Путин правильно делает и прочее. Интриги никакой, все мирно и спокойно. Посмотрит гражданин один, два, три раза такую передачу, ну а на четвертый и включать не будет. Все однообразно и понятно. Поэтому и зовут на эти передачи людей с альтернативной точкой зрения. Скажет, например, Майкл Бом что-нибудь вразрез с патриотическим мнением и понеслось, гвалт на 15 мин обеспечен. Бонусом каналу идет расширение аудитории, поскольку либерально и русофобски настроенные граждане тоже с интересом будут смотреть подобные шоу, как какой-нибудь Гозман «уделает» какого-нибудь Старикова. Крикнет Игорь Чубайс «Слава Украине», ну так это шоу и «свидомые патриоты» посмотрят. И может быть, Ковтун и Бом и рады бы изменить свои взгляды, но деньги они зарабатывают, транслируя именно эту точку зрения [17]. Интересны откровения организаторов политических ток-шоу. Сотрудница программы «Время покажет» (Первый канал), рассказывает, что у руководства был в ходу термин «оручесть». Ты должна предоставлять лица для эфира и этим новым (или неновым) лицам испортить настроение, накрутить - они должны орать. Боссы так и спрашивали про новых экспертов: «А он оручий?» Это один из основных показателей, причем любой интеллигентный адекватный человек, когда слышит этот хоровой ор в эфире, сразу перестает воспринимать информацию, а у начальников это считается высшим пилотажем. Бывало, что редактор получал выговор, если его гость не орал. Наш зритель, подчеркивал другой сотрудник, отвечающий за политическое ток-шоу на «Первом канале», это, в основном, домохозяйки, которые днем дома, и им не нужны философствования, разъяснения или глубокий анализ, у них телевизор работает фоном, пока они готовят обед или его едят. Задача канала - дать им эмоции, за хрустом капусты, которую хозяйка жует перед телевизором, слов все равно не слышно. И мы даем им эту страсть. А гости программы уже знают, что от них ждут, и ведут себя соответственно [1]. Итак, многие считают, что эти потоки хамства, драки и скандалы устраивают исключительно для того, чтобы поднять рейтинг программ. «Если дело доходит до рукоприкладства, то это удача продюсера любого телевизионного шоу, потому что зритель отрывается от своих домашних дел - от ужина, чтения газеты - и начинает следить за тем, что происходит», - говорит медиаэксперт, продюсер Антон Коробков-Землянский [18]. В чем же притягательность рейтинга? «Рейтинг» (англ.) переводится как «оценка». Он представляет собой процентную характеристику, полученную из подсчета соотношения телезрителей, смотрящих определенную передачу в течение некоторого периода времени, к общей численности существующей зрительской аудитории вообще. С ростом популярности телевидения измерение рейтингов телепередач превратилось в обязательную составляющую медиабизнеса. Рейтинг - это своеобразная телевизионная валюта, тесно связанная с рекламой и интересная, в первую очередь, для рекламодателя. В ведении подсчетов и их анализе заинтересованы не только каналы, акционеры и спонсоры, но и сама ТВ-аудитория. Первым полученные статистические данные предоставляют возможность регулировать проводимую телевизионную политику, в то время как для зрителей рейтинг является тем рычагом, посредством которого они влияют на законы мира телевидения [21]. По данным, опубликованным измерительным агентством Mediascope в 2017 г., лидирующее положение среди политических ток-шоу на российских телеканалах занимает программа «60 минут», ее рейтинг 4,8 (Россия-1), на втором месте «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым - рейтинг 4,5, (Россия-1), третье место занимает «Первая студия» - 3,2 («Первый»), «Поединок» - 2,8, «Вечер с Соловьевым» - 2,6, «Время покажет» - 2,3, «Место встречи» - 2,2 (НТВ) [20]. Как видим, ни одна из программ не смогла занять высокую позицию, что говорит о снижении зрительского интереса к ним. Мордобой и иные трюки уже не приносят желаемого эффекта. А наоборот, усугубляют ситуацию. Социологи утверждают, что есть прямая связь между уровнем насилия на ТВ и поведением граждан. «Атмосфера нетерпимости непрерывно растет не только по политическим вопросам, но буквально по всем. Общественный климат, безусловно, нездоровый, и в этом большая вина телевидения», - говорит ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов. Он отмечает, что об этом свидетельствуют массовые опросы. Так, отвечая на вопрос о том, какие черты характера получают наибольшее распространение в России, люди говорят - аморализм и агрессия. Эти качества выросли очень существенно по сравнению с тем, что было 10-15 лет назад [18]. Налицо кризис не только данного жанра, но и в целом информационной политики на телевидении. Давно назрел поиск путей выхода из него.

Alexandr Anatolievich Grabelnikov

Peoples’ Friendship University of Russia

Author for correspondence.
Email: grab@mail.ru
10/2, Miklukho-Maklaya str., Moscow, 117198, Russian Federation

Doctor of History, Professor of the Department of mass communications, Faculty of philology, RUDN University

Natalia Sergeevna Gegelova

Peoples’ Friendship University of Russia

Email: mikhail0001@mail.ru
10/2, Miklukho-Maklaya str., Moscow, 117198, Russian Federation

Doctor of Philology, associate Professor of the Department of mass communications, Faculty of philology, RUDN University

  • Adamova Sophia. Ispoved propagandista. Chast II. Kak delayut politicheskie tok-shou na gosudarstvennom TV [Confessions of a propagandist. Part II. How do political talk shows on state TV]. 20.07.2017. URL: https://theins.ru/confession/61361 (accessed: 22.03.2018).
  • Bourdieu P. O televidenii i zhurnalistike [On Television and Journalism]. M.: Research Foundation «Pragmatics of Culture», Institute of Experimental Sociology, 2002. 160 р.
  • Vartanov A. Aktualnyie problemyi televizionnogo tvorchestva: na televizionnyih podmostkah [Actual problems of television creativity: on the television stage]. M.: KDU; Higher School, 2003. 320 р.
  • Vidyi tok-shou. Obschestvenno-politicheskie tok-shou. [Types of talk shows. Social and political talk shows]. URL: https://vuzlit.ru/695393/vidy (accessed: 25.03.2018).
  • VTsIOM nazval samyie populyarnyie teleperedachi 2017 goda u rossiyan [VTsIOM named the most popular TV programs of 2017 among Russians]. 22.12.2017. URL: http://www.telesputnik. ru/materials/tsifrovoe-televidenie/news/vtsiom-nazval-samye-populyarnye-teleperedachi-2017goda-u-rossiyan/ (accessed: 23.03.2018).
  • Gegelova N.S. Kulturno-prosvetitelskaya missiya televideniya [Cultural and educational mission of television]: monograph. M.: RUDN, 2011. 263 р.
  • Golovanov Roman. Antirossiyskie ekspertyi v teleshou gotovyi terpet poboi za horoshiy gonorar [Anti-Russian experts in the TV show are ready to suffer beatings for a good fee]. 14.10.2017. URL: https://www.kp.ru/daily/26744.7/3772307 (accessed: 21.03.2018).
  • Diskussionnoe shou s Olgoy Skobeevoy i Evgeniem Popovyim [Discussion show with Olga Skobeeva and Yevgeny Popov]. URL: https://www.youtube.com/playlist?list=PLLHjKKyQ4Oa TNAsBzZYNiJ3whlTLmyEyn (accessed: 25.03.2018).
  • Draka v programme «Mesto vstrechi» na NTV. 27.04.2017 [Fight in the program venue on NTV]. URL: https://rusegodnya.ru/draka-v-programme-mesto-vstrechi.html (accessed: 21.03.2018).
  • Kak politicheskie shou prevraschayutsya v balagan [How political shows turn into a farce]. 24.04.2016. URL: http://politrussia.com/society/politicheskie-shou-prevrashchayutsya-932/ (accessed: 19.03.2018).
  • Kreml menyaet format rossiyskogo televideniya [The Kremlin is changing the format of Russian television]. 06.04.2017. URL: http://trueinform.ru/modules.php?name=Laid&sid=10419 (accessed: 20.03.2018).
  • Mogilevskaja Elvira. Tok-shou kak zhanr TV: proishozhdenie, raznovidnosti, priemyi manipulirovaniya [The Talk show as a genre of TV: origins, varieties, methods of manipulation]. 17.08.2006. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?searchPa ttern=%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0% BA%D0%B0%D1%8F+%D1%8D&textid=1114&level1=main&level2=articles (accessed: 22.03.2018).
  • Moskovskiy ekonomicheskiy forum. Administratsiya prezidenta hochet izmenit povestku rossiyskogo televideniya pered vyiborami-2018 [The Moscow Economic Forum. The presidential administration wants to change the agenda of Russian television before the 2018 elections]. URL: www.liveinternet.ru (accessed: 20.03.2018).
  • Oleynik v gneve s’ezdil po fizionomii nagletsu Kovtunu [Oleynik went in anger on the face to the insolent Kovtun]. 5.06.2015. URL: https://www.youtube.com/watch?v=ugvLn6A4M-c (accessed: 21.03.2018).
  • Otzyivyi o tok-shou «Vremya pokazhet» [Feedback on the talk show «Time will show»]. URL: http://www.spr.ru/otzyvy/perviy-kanal-57050.html (accessed: 2.08.2017).
  • Petrovskaya I. Govorit i pokazyivaet podvorotnya [Says and shows the gateway]. 13.04.2017. URL: www.novayagazeta.ru (accessed: 25.03.2018).
  • Pochemu na rossiyskie politicheskie tok-shou priglashayut rusofobov [Why Russophobes are invited to Russian political talk shows]. 7.06.2017. URL: http://zombieshow.ru/video/teleshou/ rejting-politicheskih-tok-shou.html (accessed: 24.03.2018).
  • Pochemu na rossiyskom TV pokazyivayut vse bolshe drak. Sekretyi tok-shou [Why are there more and more fights on Russian TV? The secrets of the talk show]. 25.02.2018. URL: https://ura. news/articles/1036274032 (accessed: 22.03.2018).
  • Proshchikin T.A. Organizatsiya televizionnogo tok-shou [Organization of a television talk show]. M.: IPK RTR, 2006. 162 р.
  • Reyting politicheskih tok-shou po dannyim izmeritelnogo agentstva «Mediascope» v 2017 g. Znakomimsya: nashi politicheskie tok-shou [Rating of political talk shows. According to the measuring agency Mediascope in 2017. Meet: our political talk shows]. 28.02.2018. URL: https:// newsland.com/community/6535/content/znakomimsia-nashi-politicheskie-tok-shou/6231035 (accessed: 25.03.2018).
  • Serkova Daria. Kak opredelyayut reyting teleperedach? TV-auditoriya. Televizionnaya programma [How do you determine the rating of TV shows? TV audience. The television program]. 11.04.2017. URL: http://fb.ru/article/307027/kak-opredelyayut-reyting-teleperedach-tv-auditoriyatelevizionnaya-programma (accessed: 24.03.2018).
  • Telekanal «Zvezda» publikuet polnoe video konflikta mezhdu ukrainskimi politologami na tokshou [The Zvezda TV channel publishes a complete video of the conflict between Ukrainian political scientists on a talk show]. 27.05.16. URL: https://www.youtube.com/watch?v=FzEYdoWGeA (accessed: 21.03.2018).
  • Zwick V.L. Televizionnaya zhurnalistika: Istoriya, teoriya, praktika [Television journalism: History, theory, practice]. M.: Aspect Press, 2004. 382 s.

Views

Abstract - 44

PDF (Russian) - 21


Copyright (c) 2018 Grabelnikov A.A., Gegelova N.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.