ТЕМА ВЛАСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ АЛЕКСАНДРА БАШЛАЧЕВА: ОБРАЗЫ СТАЛИНА И НАПОЛЕОНА

Обложка

Аннотация


В статье рассматривается тема власти в творчестве Александра Башлачева. Речь идет в первую очередь об образах «кровавых правителей»: Сталина и Наполеона. «Сталинский текст» реализован в цикле «Песни шепотом». В этих произведениях чувствуется влияние В. Высоцкого, от которого, вероятно, Башлачев и наследует свой антитоталитарный пафос. Для Башлачева феномен власти связан с темой смерти и инфернальным миром. Эта тенденция наиболее полно реализована в песне «Абсолютный вахтер», где Сталин представлен как часть обезличенной потусторонней силы, ее «постовое звено». Образ Наполеона рассматривается на материале песни «Грибоедовский вальс». Кроме того, в статье предлагается периодизация творчества Башлачева. Авторы выделяют пять этапов: ранние стихи, ранние песни, песни «русского цикла», «онтологический» этап и пятый этап, в центре которого - эксперименты с лексическими созвучиями и поиски в области этимологии. Третий («русский») этап более других наполнен лирическими размышлениями о сущности власти.


Виталий Александрович Гавриков

Лицо (автор) для связи с редакцией.
yarosvettt@mail.ru
Брянский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Российская Федерация, 241050, Брянск, ул. Горького, 18

доктор филологических наук, профессор кафедры менеджмента, государственного и муниципального управления Брянского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Евгений Александрович Кляченков

kaa@br.ranepa.ru
Брянский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Российская Федерация, 241050, Брянск, ул. Горького, 18

кандидат исторических наук, доцент кафедры общеправовых и социально-гуманитарных дисциплин Брянского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

  • Иванов Д.И. А. Башлачев «Грибоедовский вальс» (опыт анализа поэтического текста) // Филологические штудии. Вып. 9. Иваново: ИвГУ, 2005. С. 134-145.
  • Логачева Т.Е. Русская рок-поэзия 1970-х - 1990-х гг. в социокультурном контексте: дисс.. канд. филол. наук. М., 1997. 185 с.
  • Мельников Д., Черная Л. Преступник номер 1. Нацистский режим и его фюрер. М.: Новости, 1981. 432 с.
  • Наумов Л. Александр Башлачев: человек поющий. 3-е изд., испр. и доп. М.: Выргород, 2017. 608 с.
  • Свиридов С.В. Поэзия А. Башлачева: 1984-1985 // Рок-поэзия как социокультурный феномен: сб. науч. ст. Череповец: ЧГУ, 2000. С. 5-18.
  • Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. 448 с.
  • Шаулов С.С. Пушкин и Башлачев: этика смерти // Известия в Республике Башкортостан от 11.09.1999. С. 55-67.
  • Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений / Авт.-сост. В. Серов. М.: Локидпресс, 2005. 880 с.

Просмотры

Аннотация - 12

PDF (Russian) - 6


© Гавриков В.А., Кляченков Е.А., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.