CONCERNING THE STATUS OF JOURNALISM AND JOURNALISTIC EDUCATION IN INDIA

Cover Page

Abstract


The formation and development of journalistic education in India in the rapidly growing media sector of the economy is a topic that has not been adequately disclosed in the Russianscience studies. Against the backdrop of existing problems in the field of freedom of journalism as a social institution, the rights and position of journalists in this Asian country, the study of the system of training journalistic cadres is of undoubted interest. Journalistic education in India is a unique phenomenon, heterogeneous in its structure, goals and objectives.The article examines and analyzes the key provisions of the system of professional journalism training in India, the role and place of a journalist in the country, the problems of his safety and social security. The attention is also paid to the professional ethics and qualifications of media workers.


Индия - уникальная страна с 5000-летней цивилизацией - на протяжении почти 70 лет строит свою демократию с присущим только ей национальным колоритом, не похожим на другие страны мира. Современная Индия, в соответствии с Конституцией страны, - суверенная социалистическая светская республика, в состав которой входят 29 штатов и 7 союзных территорий, где говорят уже на 22 официально признанных языках. Географическое, геологическое, климатическое, культурное и лингвистическое разнообразие страны настолько велико, что правительству очень сложно выстраивать адекватную национальную политику, с чем, однако, в настоящий момент оно успешно справляется. Самобытность страны определила ход развития национальной журналистики и медиаиндустрии в целом. Если частный бизнес контролирует прессу, радио, кинопроизводство и транснациональную телеиндустрию, то правительственные инициативы доминируют в национальном сегменте индийского телевидения и Интернете. Современная индийская медиаиндустрия обладает большой властью, широкими рынками сбыта (в условиях многоязычия), представляя интересы практически всех слоев населения. Печатные СМИ Индии сегодня находятся преимущественно в частном владении, государственная собственность в этом сегменте рынка составляет не более 2%. В 2011 году ежедневный совокупный тираж печатной прессы достигал отметки в 330 млн экземпляров (при 1, 3 млрд населения), за последние 10 лет совокупный тираж индийского рынка прессы вырос на 288% [1]. В настоящее время в Индии насчитывается около 100000 зарегистрированных печатных изданий, 850 правительственных телевизионных каналов (из них 413 новостных и 437 развлекательных), а также государственные вещательные компании Doordarshan (Общественное ТВ) и Akashvani - AllIndiaRadio (AIR - Всеобщее радио Индии) [2]. В Индии много частных FM-радиостанций и радиостанций, принадлежащих академическим учреждениям и неправительственным организациям. По количеству интернет-пользователей Индия занимает второе место в мире (462 млн), на первом и третьем местах - Китай (721 млн) и США (286 млн) соответственно [3]. Подготовка журналистских кадров в Индии началась еще до обретения страной независимости (1947 г.) на филологических факультетах вузов, где акцент делался на чистоте языка и журналистской ответственности, на что, впрочем, владельцы газет абсолютно не обращали внимания. После обретения независимости в индийских СМИ на первом месте стояли бизнес-интересы (газету нужно было продавать), также игнорировавшие нормы профессионального поведения журналиста. Только в 1990-е годы многие средства массовой информации стали создавать свои школы журналистики. В сфере журналистского образования в Индии сегодня несколько игроков, начиная от госуниверситетов и медиадомов, владеющих учебными заведениями по подготовке работников СМИ, до журналистских педагогических ассоциаций и объединений, которые сотрудничают с предприятиями и некоммерческими организациями. Подготовка журналистских кадров в Индии рассматривается как подмножество специальностей и специализаций в области массовой коммуникации. В Индии насчитывается около 700 университетов, ведущих подготовку специалистов в области СМК, с программами любого уровня и объема. Кроме того, в стране есть два государственных университета, посвященных исключительно журналистике и образованию в области массовой коммуникации, а также национальный университет, в котором располагается Школа журналистики, где преподают новейшие медиадисциплины. При каждом из этих университетов есть еще сотни колледжей, предлагающих узкоспециализированные дополнительные программы в области журналистики и массовых коммуникаций для бакалавров и даже иногда аспирантов. Однако подготовку по докторским программам могут предложить всего 10-15 индийских университетов, поскольку полноценные исследования ведутся только на английском языке (из 22 официально признанных), а получившие образование в Великобритании индийские ученые в своем большинстве не способны разработать адекватные и соответствующие реалиям страны учебные медиакурсы из-за языковых, социокультурных, ресурсных и других различий [4]. Важным является то, что большинство образовательных программ в области журналистики инициировали индийские ученые, прошедшие обучение в Соединенных Штатах Америки, и их подход к журналистскому образованию был западным, а не местным. Эта западная ориентация продолжается до сих пор наряду с отсутствием стандартных учебных планов по всей Индии. Зачастую учебные программы полностью зависят от решения преподавательского состава (что хочу, то и читаю), а не от таких переменных, как институциональные потребности, значимость и актуальность контента, предпочтения учащихся. Мониторинг и оценка программ журналистики в Индии не проводятся. Национальный совет по аккредитации и оценке (NAAC) фокусируется только на общем качестве образования в вузе, колледже и др. Участие частного сектора в подготовке журналистских кадров Индии велико - в стране действуют сотни коммерческих институтов и курсов по подготовке журналистов, в том числе и с иностранным участием. Особой популярностью в Индии пользуется Американский колледж журналистики, расположенный в самом большом городе Индии - Мумбае (до 1995 г. Бомбей), при том что до недавнего времени существовали правительственные запреты на участие иностранного капитала в деятельности индийских СМИ. Хотя частные образовательные учреждения способны удовлетворить потребности индийского медиарынка и требования работодателей к своим кадрам, стоимость обучения в таких заведениях высокая и большинство учащихся из семей со средним достатком не в состоянии их оплатить. Кроме того, существует огромная разница в программах частных и государственных образовательных учреждений. Сегодня многие индийские медиагруппы создали собственные школы подготовки кадров, некоторые из них доступны широкой аудитории. Например, владелец крупной издательской группы «Инаду» (Eenadu) РамоджиРао создал на базе своего медиахолдинга школу по подготовке журналистов на языке телугу, где даже назначает стипендии учащимся. В действительности эти стипендии выплачиваются за публикации, которые готовят слушатели школы для изданий холдинга. При этом собственного сына медиамагнат РамоджиРао отправил учиться журналистике за границу [5. C. 102]. Согласно Всемирному индексу свободной прессы, Индия на сегодняшний момент занимает 136 место из 180 стран, включенных в рейтинг [6], что свидетельствует о неудовлетворительном положении в области независимости медиа, качестве законодательства и защищенности журналистов в этой азиатской стране. Союз журналистов Индии сообщает, что с начала 1990-х годов в Индии погибло 47 журналистов. Например, в 1997 году было убито 7 журналистов, а в 2015 - 9. На работников СМИ очень часто оказывается давление, в том числе по политическим мотивам. За последние несколько лет журналисты, выступающие с критикой индуистских националистических движений и их лидеров, подвергаются нападкам в социальных сетях, им угрожают также физической расправой, женщинам-журналистам, как правило, угрожают изнасилованием [7]. 5 сентября 2017 года была застрелена журналистка Гаури Ланкеш. Женщина была редактором индийского таблоида, который часто критиковал индуистских экстремистов. Вноябре 2016 года Ланкеш предъявили обвинения в диффамации за опубликованную еще в 2008 году статью, в которой она назвала коррупционером члена парламента отБхаратияджанатапарти (прим. - партия власти) Пралхада Джоши. В декабре 2016 года журналистка дала интервью онлайновым СМИ, в ходе которого заявила, что «как гражданин Индии, я противостою фашистской и коммунальной политике Бхаратия джаната парти». Она обвинила партию власти в искажении этики индуизма и объявила себя противников кастовой системы, которую охарактеризовала как «нечестную, несправедливую и дискриминирующую по половому признаку» [8]. Согласно данным международного Комитета защиты журналистов, с 2013 года в Индии произошло три подобных заказных убийства открытых секуляристов и рационалистов, расследования которых так никуда и не продвинулись. Смерть Ланкеш стала четвертым подобным преступлением. Комитет регулярно публикует рейтинг стран, исходя из так называемого Индекса Безнаказанности (Impunity Index), основанного на проценте заказных убийств журналистов, остающихся нераскрытыми. В последней публикации Индия заняла 13 место. В свою очередь британский телеканал BBC также сообщает, что журналисткам, открыто критикующим индуистских националистов, регулярно угрожают изнасилованием и побоями, а министры правящей партии называют их «пресститутками» (“presstitutes”), миксом слов «пресса» и «проститутка» [8]. В настоящее время в Индии разрабатывается специальный законопроект, который должен будет предоставить такие же права защиты журналистам, как и другим госслужащим при исполнении ими своих служебных обязанностей. Сегодня во многих индийских редакциях продолжают существовать предубеждения против женщин, их неохотно берут на работу, даже несмотря на наличие у них дипломов с отличием. Проблемы кастового расслоения общества тоже никуда не делись, хотя еще в 1950 году в Конституции Индии было признано равноправие каст и их юридическое полноправие, на телеэкранах в топовых новостных передачах вы не увидите представителей низших шудр и далитов (неприкасаемых) [9]. Совет по прессе Индии отмечает также всевозможные нарушения индийскими журналистами профессиональной этики. Чаще всего это заключается в получении личной выгоды от своих материалов. Индийские журналисты компрометируют себя, принимая всевозможные услуги от тех, о ком нужно написать положительно, будь то устройство родственников на работу, получение жилищных льгот или банальное принятие конверта с «премиальными». Примечательно, что редакционное руководство зачастую не препятствует этому, а наоборот, может оказаться в доле. Особенно ярко это проявляется в период избирательных кампаний [10]. Взятки, получаемые средствами массовой информации, правительство Индии рассматривает как реальную угрозу демократии и принимает меры по искоренению коррупционной практики, о чем официально заявляет с высоких трибун. В 1955 году было принято так называемое «Постановление о работающих журналистах и других занятых в газетной отрасти сотрудниках», в соответствии с которым Министерство труда и занятости Индии создало шесть специальных комиссий, призванных защищать условия труда журналистов и гарантировать стабильную и достойную заработную плату. Но к 1993 году медиавладельцы разработали и ввели систему медиаконтрактов, которая практически отменила эти гарантии. Профсоюзы индийских журналистов утверждают, что теперь работники СМИ, особенно новички, нещадно эксплуатируются этой системой, рассматриваются как временные «одноразовые» сотрудники [11]. Несмотря на давление и проблемы, с которыми сталкивается профессия журналиста в Индии, она остается почетной и престижной. Количество желающих приобрести профессию журналиста не снижается, о чем свидетельствует ежегодно растущее число учащихся в медиашколах, причем будущие журналисты выражают желание работать преимущественно на электронные, а не на печатные СМИ, поскольку индийский интернет-бум предоставляет множество альтернативных карьерных путей роста. В 2006 году медиаисследователь А. Баласубраманья опросил 835 журналистов, работающих на 11 языках в 14 индийских штатах, на предмет наличия у них профессионального образования. Только 35 % респондентов имели формальное журналистское образование [12. С. 45-49]. Исследование В. Гупты в 2009 году показало, что в электронных СМИ самого населенного города Индии Мумбаи журналистскую подготовку прошли 68% сотрудников [13]. Несмотря на наличие медиашкол и подготовку журналистов в вузах, индийская медиаиндустрия признает нехватку профессиональных кадров, особенно в печати. Существует также определенная озабоченность по поводу качества преподавания в школах журналистики [14]. Например, государственные университеты городов Пуна и Нагпур до сих пор предлагают всего лишь одногодичную программу подготовки журналистов [15], при том, что степень бакалавра должна быть не только ориентирована на практику, но и давать студенту представления об экономической, социально-политической и культурной среде, в которой существует национальная медиасистема. В целом индийские журналисты слабо квалифицированы, а редакционная политика недостаточно отражает социальные и экономические реалии страны. В марте 2013 года Совет по прессе Индии принял решение создать комитет для определения «минимальной журналистской квалификации». Идея была отвергнута практиками в области СМИ, утверждающими, что журналистика это призвание, однако вопрос остается до сих пор открытым. Работа журналиста в Индии, как и во все мире, все больше отходит от объективности и непредвзятости, превращаясь в профессию лоббиста и пиар-менеджера, направленную исключительно на получение выгоды.

V V Matvienko

Peoples’ Friendship University of Russia

Author for correspondence.
Email: matvienko_vv@rudn.university
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

Matvienko Valentin Viktorovich, PhD in Philology, Department of Theory and History of Journalism, Peoples’ Friendship University of Russia.

  • Press in India 2013—14. 58thAnnual Reportof The Registrar of Newspapers of India. Available at: http://rni.nic.in/pin1314.pdf (accessed: 10 September 2017).
  • Prasar Bharati. Available at: http://prasarbharati.gov.in/ (accessed: 12 August 2017).
  • Internetlivestats. (2016). Internet users by country (2016). Available at: http://www.internetlivestats. com/internet-users-by-country/ (accessed: 15 August 2017).
  • Murthy, C.S. (2011). Dilemma of course content and curriculum in Indian journalism education: Theory, practice and research. Asia Pacific Media Educator (21), 24—42. Available at: http:// ro.uow.edu.au/cgi/viewcontent.cgi?article=1337&context=apme (accessed: 15 August 2017).
  • Ravindranath, P.K. (2005). Indian regional journalism. New Delhi: Authors-press, P. 102.
  • World Press Freedom Index. Available at: https://rsf.org/en/ranking (accessed: 01 September 2017).
  • BBC Russkaya sluzhba. Available at: https://www.bbc.com/russian/amp/features-41162929 (accessed: 08 September 2017).
  • Mezhdunarodnyy antikorruptsionnyy portal. Available at: http://anticorr.media/otkrytokritikovavshaya-induistskuyu-politiku-zhurnalistka-zastrelena-okolo-svoego-doma-v-indii/ (accessed: 08 September 2017).
  • Rajpurohit, S. (2014, March 27). Dalit students and journalists — from classroom tonewsroom. Available at: http://kafila.org/2014/03/27/dalit-students-and-journalists-from-classroom-tonews-room-shivnarayan-rajpurohit/ (accessed: 10 September 2017).
  • Secretariat, L.S. (May 2013). Standing Committee Report on Information Technology — Issues related to paid news. New Delhi: Ministry of Informationand Broadcasting.
  • Tambat, S.V. (2012). Review of the press in India (2008—2012). New Delhi: The Press Council of India; Choudhary, V. (2014, February 7). SC upholds Majithia wage board recommendations. Available at: http://www.livemint.com/Consumer/PMBDN-jXi6e2ovpvss2SQoN/SC-upholdsvalidity-of-Majithia-wage-board.html (accessed: 15 August 2017).
  • Balasubramanya, A.S. (2006). Journalists in India — A profile findings of a nationalsurvey. Vidura, 43(3), 45—49.
  • Gupta, G. (2009). Perceptions and opinions of television news personnel about roleofnews media. Department of Extension Education, SNDT Women’s University, Mumbai. Unpublished Master Dissertation.
  • FICCI-KPMG. (2013). Power of a billion. Realising the Indian dream FICCI-KPMG Indian media and entertainment industry report. Mumbai: KPMG India.
  • Barve, U. (2007, July). Cross cultural journalism teaching: Case of an Indian university.Paper presented at the 16th AMIC conference and First World Journalism Education Congress, Singapore.

Views

Abstract - 18546

PDF (Russian) - 141


Copyright (c) 2017 Matvienko V.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.