THE EFFORT TO BE A JOURNALIST: THE BEGINNING OF THE CREATIVE WORKSHOP

Cover Page

Abstract


The author of the article makes an attempt to substantiate and describe the methodological algorithms of the author’s course “Fundamentals of the Creative Activity of a Journalist” presenting a conceptual model of a creative workshop which purpose is to form students’ professional skills through finding and learning their own experience, through self-knowledge and reflection, without broadcasting ready-made solutions and case studies. Thereby, the author focuses on the relevance of the value-semantic, culturological approach to the profession of a TV journalist. The article is devoted to the initial phase of trainingfirst-year students - the first stage of the innovative course “Fundamentals of the Creative Activity of a Journalist” which has been read for several years in the RUDNUniversity (TV Broadcasting Department, Philological Faculty).

«Человек - это усилие быть…» Мераб Мамардашвили Можно ли назвать серьезной проблемой появление в кадре косноязычного диктора или репортера? Можно ли быть удовлетворенным от просмотра проблемного телесюжета, где автором не рассматривается ряд важных вопросов? Можно ли погрузиться в серьезное осмысление материала, в котором отсутствует экспертный анализ? Множество вопросов возникает у отечественного телезрителя. Ответ на них кроется в серьезной проблеме, возникшей за последние десяток лет, а именно - некачественная и недостаточная профессиональная подготовка будущих специалистов в области телевизионной журналистики. Лавинообразное открытие факультетов журналистики во многих вузах страны не подкрепляется необходимым количеством профессиональных преподавателей-практиков; ситуация в средней школе печалит не столько уровнем образования, сколько прочным приобретением творческой зажатости, нерешительности и нацеленности на шаблоны у школьников и, соответственно, трудностями в преодолении чуждых профессии навыков у будущих студентов-журналистов; возможности самореализации, которые дал Интернет, создали устойчивый миф о легком производстве любой публикации; нацеленность будущих журналистов на темпы карьерного роста, экономические выгоды и элементарную популярность отодвигают на почти несуществующий план желание узнавать и нести правду. Вот неполный, но основной перечень ответов на возникающие вопросы о снижении уровня отечественного телевещания. Как открыть необыкновенные возможности ремесла журналиста, влияющие на самого носителя профессии и на общество? Как трансформировать любопытность в любознательность? Как дорожить главным оружием - словом? Как осознанно и ответственно полюбить профессию журналиста? Определиться в профессии. Непросто научиться думать и анализировать. Творческие процессы, заложенные в человека природой и так ярко проявляемые в детском возрасте, начинают сжиматься в подростковом, когда так хочется произвести впечатление и самоутвердиться. Полет фантазии и смелость предположений у большинства подростков хрупки и переменчивы. И школа играет здесь свою отрицательную роль. Натаскивание на шаблонное мышление, чему способствует система единого государственного экзамена, буквально заставляет закрываться в стереотипах. «Клановость» мнений еще долго будет ориентиром. Вырваться получается у ярких и самобытных. Кому-то везет с учителем, который наравне общаясь с учеником, способен при этом нарисовать в воображении высокие и обширные горизонты и вдохнуть желание к ним двигаться. Каждый из нас помнит свою школу. Много там было подвижников? Много устремленных к саморазвитию? Один, два, - повезло! В воспоминаниях Константина Паустовского о гимназии есть целая глава, посвященная учителю словесности, открывшему ребятам красоту и величие слова, как главного помощника человека, как ориентир в мире, как оружия в поиске правды. А Дмитрий Лихачев, вспоминая свои лицейские годы, с особой любовью и благодарностью пишет об учителе литературы, с которым они, мальчишки 13- 14 лет, учились долгому чтению. Именно долгому. Как это? Буквально разбирая один текст в течении нескольких месяцев, обнаруживая в нем новые ответвления мысли, погружаясь в замысел автора, отгадывая его настроение. Мальчики 13- 14 лет! Вместо того, чтобы мчаться на улицу! Сколько фантазии и смелости нужно открыть в себе, сколько чуткости! Это своеобразное путешествие к слову, через «слова» особенно важно для будущих лингвистов и журналистов. Упорядоченный и, зачастую, плоский мир школы лишает нас подобных привилегий. Теоретически-практические занятия по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста» можно разделить на три этапа: - работа со словом (от замысла к форме и жанру); - создание видеосюжета основанного на интервью (портретного и проблемного характера); - расследовательская деятельность журналиста (приобретение навыков исследовательской деятельности). Первый год обучения в классической мастерской ОТДЖ состоит в основном из подготовки и обсуждения письменных работ разнообразного характера с разными целями и задачами. Важное условие - преподавателю следует осознать себя Мастером, который не есть истина в последней инстанции, не есть лектор и человек оценивающий. Он - модератор, создающий особую атмосферу занятий, он консультант и помощник. Главное установка - не на результат, как это принято в классическом лекционном учебном формате, а на процесс. Зафиксировать и поделиться. На наших занятиях мы подбираемся к слову осторожно. Начинаем с простых по форме, но глубоких по содержанию небольших рассказов русских писателей. «Никита» А. Платонова, «Теплый хлеб» К. Паустовского, «Христос в гостях у мужика» Н. Лескова. Несмотря на присутствие некоторых предлагаемых к исследованию рассказов в школьной программе, не читал их почти никто. А если и читал, то помнит лишь «обочину» содержания. Итак, преподаватель читает в аудитории. Ручки и бумага наготове. Но наша задача не просветительская (хотя успех ее выполнения налицо), предлагается проследить со вниманием, «что происходит со мной во время слушания рассказа», «какие мысли рождаются в моей голове, когда я слушаю». Вот это наши задачи. Понимают их ребята не сразу, долго пишут пересказы, изложения, пытаются красноречиво описать свое отношение к героям, непременно дать им оценки. Одним словом, послушно отрабатывают школьные стереотипы. Но подобные работы отвергаются. Цель данного задания - научиться слушать себя в предложенных обстоятельствах определенного литературного образа, подметить и зафиксировать свое собственное отношение к определенным предметам, попытаться создать что-то свое, основываясь на литературной классике. Будущему журналисту обязательно пригодиться это умение - искать ответы внутри себя. Особенно при подготовке материалов, где исходные данные либо кем-то педалированы, либо отсутствуют вовсе, где участники событий намеренно или случайно дают путанные ответы. Избравшие Слово своим оружием, должны быть очень внимательными и чуткими, уметь сопоставлять факты, выдвигать версии, помнить, по Ф. Тютчеву, что «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется!». Уловить и объяснить. У некоторых ребят довольно долго проходит отвыкание от школы. Особенно упорные бывшие отличники, они просто не понимают, - почему не получается. Начинают защищаться: «Я так мыслю!», «Это моя работа и я не буду ее менять». Преподавателя выручает мнение группы, - «неинтересно, избито, ни о чем, банально, как у всех», - такие отзывы звучат, как приговор. Творческая атмосфера мастерской позволяет воспринимать чужое мнение не как злобную и несостоятельную критику, а как проверку на выносливость. Уже через несколько недель обсуждений, ребята понимают, что высказать грамотно свое мнение такое же важное дело, как и само производство материала. Грамотно - значит вдумчиво, шаг за шагом, со вниманием и искренним желанием понять, соответствует ли материал замыслу и достаточно ли усилий приложено к его возникновению. И здесь, в аудитории, помогая каждый себе и другому, имеется возможность отсечь поверхностное, ненужное, добраться до самого интересного и важного. Халтурщики достаточно быстро начинают грустить, почти унывать. Видимо, на подсознании они сталкиваются с необходимостью кропотливого труда, а это так непривычно… Главное и их не оставить без внимания. Это не всегда легко, но достаточно найти пусть даже в совсем никудышней работе «светлое зерно», раскрасить его в обсуждении и очень сильно похвалить автора, как на глазах студент зажигается решимостью и желанием пробовать снова. Заметим, что в этом нет никакого лукавства, ведь, в конечном счете, с «зерна» все и начинается. Помочь студенту обнаружить его в себе - задача для руководителя мастерской первостепенная. Чтобы услышали. Не бывает импровизации без подготовки. Даже самый искусный оратор планирует свое выступление, хотя бы набрасывая план, хотя бы в общих чертах представляя движение мысли от вступления к цели. На наших занятиях учимся создавать короткие письменные рассуждения ограниченного объема, в которых в интересной, креативной форме должна присутствовать четкая позиция, история, мысль. Своеобразная тренировка перед выступлением в кадре. Дальше наша задача забыть текст и произнести перед камерой в течении одной минуты получившуюся историю. Нельзя читать по бумажке, нельзя вспоминать слова, нельзя выступать неподготовленным. Все неточности, словно через увеличительное стекло, станут заметными и вызовут недоверие у зрителя. Зрители - пока это мы в аудитории. И каждая работа подлежит пристальному разбору и обсуждению. Эти работы носят названия «Монологи в кадре». Студенты выполняют их еженедельно в течении всего первого курса. Темы всегда разные, но всегда очень интересные и неоднозначные: «Я - это…», «Я никогда не…», «Зеркало» и др. Преодолевая первый барьер непринятия себя в кадре, ребята начинают слушать себя. Сначала им все нравится, ведь это же они на экране, - обсуждения проходят весело и непринужденно. Задача преподавателя достаточно быстро «вернуть на Землю». «Непонятно, неинтересно, разъехалось по мысли…» - тяжело пережить такие отзывы. Но ими не ограничивается обсуждение. Все вместе пытаемся понять замысел и предложить сценарные пути к исполнению. Ребята начинают фантазировать. Преподаватель поощряет смелые, подчас дерзкие, предложения. Постепенно происходит привыкание к напряженной умственной работе в аудитории, где «отсидеться» просто невозможно, а точнее совсем неинтересно. Гораздо позднее мы станем обращать внимание на сам кадр: как он выстроен, какая у него атмосфера, какую роль играет освещение, как выглядит автор, где он находится во время съемки монолога. Все это позднее, а пока, на начальном этапе, важна только мысль облеченная в слово, а точнее ее элементарное наличие. Понять и оценить. Еженедельные отзывы на фильмы, телепередачи, фрагменты ТВ-материалов - это основа наших письменных размышлений. Форма отзыва свободная. Позднее будем учиться писать рецензии, а пока задача доступно и искренне выразить свое мнение, попытаться увидеть проблему и правильно поставить вопросы. Вниманию ребят предлагаются лучшие образцы документального творчества, от шедевров середины XX века, до современных новаторских экспериментов. Многие впервые видят черно-белое кино, многие не знают, в чем разница между документальным и телевизионным фильмом, многие совершенно не знакомы с системой образов экранной публицистики. Но все эти пробелы с лихвой покрываются неподдельным интересом к происходящему на экране. И уже через несколько просмотров ребята убеждаются в неразрывной связи телевидения и документального кино: поиск нужного слова и точность изображения одинаково актуальны и необходимы. Письменные отзывы ребят помогают освоить киноязык, как необходимый инструмент экранного творчества. Мы начинаем с простых портретных фильмов, потихоньку подбираясь к сложным проблемным. Конечно, фильм «Старше на 10 минут» Герца Франка всегда смотрится с восторгом, и трудность заключается в уходе от примитивного описания происходящего на экране к попытке понять, что же хотел сказать Мастер. Вот фрагмент письменного рассуждения студента первокурсника после просмотра: «Думаю, что изобразительный язык и литературный во многом одинаковы. Иногда в литературе мы встречаем много непонятного, скрытого. Изображения тоже таковы. Но нам невозможно понять смысл, если мы не разбираемся в структуре языка. И чем выше уровень произведения, тем выше наслаждение от его правильного прочтения». Фильмы «Легко ли быть молодым?» (Ю. Подниекс), «Высший суд» (Г. Франк), «Беловы» (В. Косаковский), «Под открытым небом» (А. Ерицян) воспринимаются сложнее, но и работы студентов получаются все интереснее! Появляется много вопросов, а это значит, мы правильно двигаемся. Вот, что пишет студентка первого курса: «Мне не нравится, когда взрослые говорят, что молодые люди не имеют самых элементарных знаний. Знания бесконечны. Почему взрослые заставляют нас знать? Ведь вы же не станете спрашивать взрослых, как увидеть звезды? Взрослые действительно знают или думают, что обладают древними знаниями, которые должен знать каждый? И зачем сравнивать поколения? Ведь общество меняется с бешеной скоростью…» Письменные работы зачитываются в аудитории и часто на занятиях разгораются жаркие дискуссии. В середине первого года обучения уже можно приступать к провокационным материалам. Одним из самых интересных оказался опыт чтения в аудитории «Повести о взятии Батыем Рязани». После прослушивания этого легендарного литературного эпоса (о котором, тоже, кстати говоря, мало кто знает) ребята должны были изложить на бумаге свое отношение к современной войне. Кульминацией во время обсуждения стало высказывание студентки о том, что раньше люди, пережившие большую беду, обвиняли сами себя, а теперь всех вокруг. Сочинить историю. Одним из самых сложных письменных заданий является, как ни странно, написание рассказов. Но ведь когда получается (а получится рано или поздно у всех), можно почувствовать себя настоящим писателем, почувствовать вкус к слову! И даже опубликовать свое творение! И мы пробуем. Конечно, с подготовкой (читаем В. Драгунского, Е. Чарушина, Ю. Коваля), рассматриваем, пытаемся представить, как складывалась история. Жанр короткого рассказа помогает отработать необходимую для каждого произведения структуру - началосередина-конец. Главный критерий - наличие истории. Буквально, проверяем себя: можно ли уложить свой замысел в фразу: «Это история о…» Критерий один - интересно или нет. Начинаем с попытки передать словами свое яркое переживание, рассказать о происшествии. Обсуждаем возможные ходы для захватывающей, интригующей, увлекающей сценарной линии. Пишем, читаем в аудитории, обсуждаем и… понимаем, что нам еще очень много нужно работать. Ведь невозможно представить себе хорошего журналиста, который не смог бы написать хороший рассказ! Первый этап курса «Основы творческой деятельности журналиста» заканчивается как раз на обсуждении написанных рассказов. Далее - создание видеосюжетов, основанных на интервью, работа с экранными образами и аудиовизуальными текстами. Это уже второй этап работы творческой мастерской, эмпирика для другой статьи. В заключение перечислим некоторые задачи, которые решаются в творческой мастерской: - пробуждение проактивности (студенты осознанно берут на себя ответственность за выполнение заданий); - обретение навыка коммуникации с текстом (умение считывать скрытые смыслы); - творческое переосмысление материала (через деконструкцию к новой реконструкции); - формирование способности аргументировать собственную идею (свободное тестирование собственных, не книжных, подходов); - повышение самооценки и веры в свои силы (перенос внимания с внешней оценки на внутреннюю мотивацию).

E V Ilyasova

Peoples’ Friendship University of Russia

Email: milakate@yandex.ru
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198 Iljasova Ekaterina Vyacheslavovna, Senior Lecturer, Department of Mass Communications, Faculty of Philology, RUDN University

Views

Abstract - 156

PDF (Russian) - 73


Copyright (c) 2017 Ilyasova E.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.