CONTRADICTIONS OF MEDIA FUNDS MARKET FORMATION MEDIA IN KAZAKHSTAN

Abstract


The article deals with the formation of the media market in Kazakhstan in the post-Soviet period. Critical analyzing and comprehending certain aspects of the functioning of the media system of Kazakhstan in the conditions of market relations, the author in addition to their own criticisms offers recommendations for improving the regulation of the information market in the country. In this plane the author proposes to regulate the media work at these levels: 1) regulatory and legal; 2) organizational and coordination; 3) scientific and educational; 4) self-regulation.

В 1991 году в связи с переходом к рыночным отношениям в Казахстане про- изошли серьезные изменения и в сфере СМИ. В том же году был принят закон«О печати и других средствах массовой информации» [3], определивший право- вую основу развития СМИ Республики. Этим Законом были установлены нормы, по которым в дальнейшем шло развитие казахстанских средств массовой инфор- мации:предоставление свободы слова;отмена цензуры;трансформация (замена) формы собственности СМИ.Правительство, предоставив некоторую свободу СМИ, предполагало, что сред- ства массовой информации в корреляции с уровнем рыночных отношений станут функционировать, как на Западе. Однако тогда не существовало научно обосно- ванной концепции перехода от прежней экономической системы (советской) к новой (рыночной экономической) системе. Не было также общепринятых дефи- ниций/определений терминов «рынок», «рыночная экономика», «рыночные от- ношения». В основном в казахстанском обществе велись общие разговоры о преимуществах рыночной экономики, а четкие критерии перехода к ней еще не были разработаны.Не было принято во внимание и то важное обстоятельство, что механический перенос системы, формировавшейся веками в одной стране, на почву другой стра- ны, без учета ее национальных и иных особенностей, не даст ожидаемых резуль- татов. В начале 1990-х гг. в процессе перехода на новую систему были допущены весьма серьезные ошибки. В период перехода на рыночные отношения прово-196Аскаров Н.А. Противоречия становления рынка средств массовой информации Казахстанадилась массовая приватизация государственных объектов, имущества, резко из- менились формы собственности и были отпущены в «свободное плавание» цены. Однако предпринимаемые действия в действительности не являются признаками формируемого рынка, они, по мнению казахского ученого-экономиста К. Ахме- това, свидетельствуют лишь о предпосылках перехода к рынку [1]. Принимая во внимание точку зрения К. Ахметова, можно будет попытаться определить при- чины сложившейся ситуации в СМИ Казахстана.Отмеченные выше экономические и иные реформы, трансформации повли- яли и на сферу средств массовой информации. К сожалению, реализации этих шагов (предоставление абстрактной свободы слова, изменение форм собствен- ности) было крайне недостаточно для формирования действительно рыночных отношений в сфере СМИ. Следовало подвергнуть всестороннему анализу прин- ципы и механизмы функционирования СМИ западных демократических стран в условиях рыночной экономики, их возможности, достоинства, недостатки, раз- работать отечественную концепцию перехода СМИ на новую систему и продумать этапы пошаговой реализации согласно концептуально-стратегическому плану. К сожалению, ввиду отсутствия опыта у ведущих специалистов, ответственных за эту реформу, и их поспешных решений отечественная концепция по рефор- мированию СМИ так не была разработана. Сама реформа проводилась стихийно, бессистемно, односторонне. Именно эта непрофессиональная работа явилась причиной целого ряда проблем, недостатков и по сей день не решенных вопро- сов. В будущем, приступая к очередному этапу модернизации СМИ, следует об- ратить особое внимание на причины прежних неудачных попыток идти в ногу со временем.Как было сказано выше, предоставление свободы слова и отмена цензуры дали возможность отечественным СМИ избавиться от жестких советских идеологи- ческих оков и стало позитивным началом, открывшим путь конкуренции раз- личных мнений и позиций.И тем не менее свобода слова отнюдь не означает безграничной свободы. Она предполагает прежде всего ответственность. В связи с тем, что не были опреде- лены четкие и ясные границы этой самой свободы слова, не обговорены деталь- но правила, ее регулирующие, не отработаны механизмы ее применения, нахо- дились деятели, которые, прикрываясь концептом свободы «в собственной, ав- торской интерпретации», настойчиво добивались достижения своих корыстных целей, пренебрегая этикой межличностной коммуникации.Закон «О печати и других средствах массовой информации», о котором гово- рилось выше, предоставил СМИ возможность изменять форму собственности, а частным лицам, редакциям, организациям как юридическим лицам открывать свои средства массовой информации и владеть в этой системе собственной биз- нес-структурой. В результате средства массовой информации в Казахстане стали работать как «фирма масс-медиа» (термин предложен В.Л. Иваницким) [4]. Не вызывает сомнения, что для коммерческой структуры главное - добиться эко- номической самостоятельности, получать, доход. Однако в начале 1990-х гг. ос- новным источником дохода СМИ Казахстана из-за экономических трудностей (инфляция, безработица и т.д.) оставались лишь подписка, реклама, розница;197Вестник РУДН, серия Литературоведение. Журналистика, 2016, № 4цены катастрофически падали, поэтому приходилось рассчитывать в основном на помощь государства и спонсирование крупными бизнес-структурами. Сумев- шие успешно адаптироваться к жестким условиям рыночных отношений и име- ющие реальные коммерческие интересы структуры, игнорируя свои основные классические функции (по теории), в угоду запросам рынка занялись шоу-биз- несом, рекламой, гнались за любой дешевой сенсацией. Итак, СМИ так и не смогли добиться экономической самостоятельности, хотя должны были служить интересам общества во взаимодействии со всеми социальными структурами, не становясь ни на чью сторону, соблюдая нейтралитет. Не оправдались надежды на то, что конкурентная среда сама все отрегулирует - согласно классической тео- рии Адама Смита («до всего дотянется невидимая длинная рука рынка»).В результате через некоторое время (с 1998 г.) были созданы государственные СМИ, обьединенные под эгидой различных медиахолдингов (республиканского уровня АО «Арна медиа», АО Агентство «Хабар», холдинг «Нұр Медиа», ТОО«Қазақ газеттері», ТОО «Жас өркен», АО «ТРК «Қазақстан» и т.п.; регионального уровня ТОО «Жайық пресс», АО «Ертіс медиа холдинг», ТОО «Маңғыстау медиа», медиахолдинг «Жетісу ақпарат», медиахолдинг «Шығыс ақпарат» и т.п.; частные медиахолдинги: медиахолдинг «31 канал», медиахолдинг «Алаш медиа групп», медиагруппа «Рауан», медиахолдинг «Meridian Media», ТОО медиахолдинг«Ernur»).В связи с тем, что получила интенсивное развитие реклама, PR-служба, СМИ перестроили свою деятельность на основе бизнес-модели. Успешно действовав- шие в конкурентной среде СМИ привлекали к себе многих рекламодателей, чи- тателей, зрителей и слушателей, эти СМИ постоянно увеличивали свой трафик и постоянно заботились о своем рейтинге (к сожалению, изначально был допущен субъективизм в определении рейтинга; объективизм и порядочность компаний, разрабатывающих критерии этих рейтингов, методы их исследований, часто ока- зывались весьма сомнительными; эти порочные принципы открывали дорогу различным манипуляциям и махинациям). С одной стороны, СМИ отдавали пред- почтение дешевым сенсациям, с другой стороны, приоритеты были отданы за- казным материалам, PR-информациям.Таким образом, был дан «зеленый свет» пресс-релизовой журналистике. Это явление, активно проявившее себя в СМИ в постсоветском пространстве, Е.Л. Вартанова оценила так: «Реклама породила множество характеристик со- временных СМИ, вызывающих резкую критику интеллектуалов. Это и коммо- дификация содержания и аудитории, и сближение журналистики с развлечени- ями, и уход от аналитичности и острых проблем общества, и гламуризация, и многое другое… Приходится признать, что хотя рекламный бизнес-модель за- служивает критики, экономически более эффективная модель пока не создана» [2. С. 64].Несомненно, подобные метаморфозы СМИ разочаровывали мыслящую, ин- теллектуальную аудиторию. Одновременно в связи с серьезными экономически- ми трудностями в стране в системе отечественных СМИ начались сокращения штатного расписания, были упразднены художественные советы, корректоры… И эти обстоятельства не могли не сказаться на качестве продукции СМИ, так как198Аскаров Н.А. Противоречия становления рынка средств массовой информации Казахстанаматериалы не были пропущены через сито художественного совета, редакторской и лингвистической проверки.Безусловно, формирование общества потребителей и его культуры способству- ет обогащению манипулятивного потенциала СМИ. Считаем необходимым об- ратить внимание на ряд негативных влияний СМИ в реалиях сегодняшнего дня, особенно на типичные явления, характеризующие общий процесс. Безусловно, очень важно проводить меры профилактики негативных влияний и совершен- ствования системы средств массовой информации.Действительно, в условиях рыночных отношений роль качественной журна- листики всемерно возрастает. Но до сих пор не разработана бизнес-модель, обе- спечивающая экономическую самостоятельность СМИ. И поэтому в целях оп- тимального решения этих принципиальных вопросов, мы предлагаем следующие установки.Надо избавиться от мысли, что за рубежом все обстоит наилучшим образом и равноценного аналога тому у нас в стране быть не может.Свобода слова, плюрализм мнений, права человека - эти основы демократии не являются устоявшейся неизменной категорией, они должны обязательно учи- тывать и неповторимые особенности нации, ее менталитет.Надо критически подвергнуть анализу позицию, что верна только либерально- монетарная модель, а все остальное - «день вчерашний».Надо полагаться и верить в интеллектуальную мощь своего народа, страны. Если твердо следовать приведенным установкам, то откроется реальная воз-можность для успешного развития, иначе нам останется только кивать согласно головой и следовать по курсу «сильного».На наш взгляд, в целях предупреждения негативных влияний, оказываемых СМИ, надо разработать стандарты формирования, регулирования информаци- онного рынка (или рынка СМИ) и систему ее наблюдения. Тут незаменима роль государства. Тем не менее управление СМИ лишь одной из сил (даже если эта сила - самое лучшее государство) чревато опасной односторонностью. Поэтому считаем необходимым регулировать систему функционирования СМИ с позиции пяти уровней, т.е. государственной, медиасообщества, общества, СМИ и самого журналиста.Исходя из вышеизложенного, можно сделать такие выводы.В Казахстане состоялся процесс перехода СМИ с советской системы на систе- му рыночных отношений, тем не менее полнокровная национальная система СМИ, отвечающая всем требованиям рынка, не была сформирована. Не добив- шись экономической самостоятельности, СМИ поневоле пришлось рассчитывать на государственные, бизнес-структуры и спонсорство влиятельных групп. Стали просматриваться признаки патерналистских и протекционистских отношений между государством и средствами массовой информации. Система государствен- ного заказа как форма поддержки и финансирования отечественных СМИ в ко- нечном счете может привести к протекционизму. Это, несомненно, не могло не сказаться на информационной политике СМИ. Поэтому особую важность при- обретает осуществление мер по предупреждению указанных выше негативных явлений. Следует продумать характер процесса модернизации в целях совершен-199Вестник РУДН, серия Литературоведение. Журналистика, 2016, № 4ствования системы СМИ, разработать концепцию ее развития и стратегию реа- лизации.Состояние экологии медиасреды дает основание для беспокойства в связи с имеющимися негативными явлениями в средствах массовой информации Казах- стана. Такое положение обьясняется результатами сложных, неоднозначных трансформационных процессов, проведенными в Казахстане реформами в 1990-е гг. Подобная же картина наблюдается в СМИ на всем постсоветском про- странстве.Следует продолжать совершенствование законодательных актов, регулиру- ющих работу СМИ и медиаиндустрии, разработку отраслевых стандартов и вне- дрение их в практику.В связи с этим автор предлагает регулировать работу СМИ на таких уровнях: нормативно-правовом; организационно-координационном; научно-просвети- тельском; саморегулировании.Вполне возможно, что в вопросе регулирования рынка СМИ цензура не оста- нется в стороне. Необходимо предусмотреть меры по предупреждению субьек- тивизма и конфликтных ситуаций. Руководствуясь принципами равенства, транс- парентности, открытости, основанными на демократических ценностях, учиты- вая интересы сторон, необходимо создать Национальный совет по СМИ, который должен формировать культуру распространения различных видов информации, оказывать ей научную поддержку, координировать усилия участников коммуни- кационного процесса, следить за соблюдением отраслевого закона, стандартов и норм этики, рассматривать конфликтные вопросы, выносить свое определение по тому или иному делу до суда.

N A Askarov

Suleyman Demirel University

Abylaikhan, 1/1, Kaskelen, Kazakhstan, 040900

Views

Abstract - 1078

PDF (Russian) - 103


Copyright (c) 2016 Аскаров Н.А.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.