FEATURES OF DEVELOPMENT MOBILE INTERNET MASS-MEDIA IN CHINA

Abstract


Mobile Internet repeats the features of the traditional Internet and is becoming increasingly popular, due to the rapid growth of the mobile audience of online media, as well as mobile TV. Studies of Chinese experts noted great prospects for further development of mobile TV. The main feature of mobile TV is the ability to go in and watch TV anywhere, at any time, a wide range of programs in a mobile application, does not load the memory of mobile devices.

Прежде чем рассмотреть особенности мобильного интернет-СМИ в Китае, отметим их тесную связь с самим Интернетом, появление и дальнейшее развитие которого изменило жизнь современного мирового сообществ, том числе и вне- дрение 3G и 4G-мобильной связи.В Китае 3G-технологии получили развитие накануне пекинской летней Олим- пиады 2008 г., и это оказало существенное влияние на дальнейшее успешное раз- витие всего Интернета страны. Появление беспроводного Wi-Fi способствовало тому, что широко стали использоваться смартфоны, айфоны, айподы, планшеты.Мобильный Интернет повторяет характерные черты традиционного и приоб- ретает все большую популярность, что обусловлено бурным ростом аудитории интернет-СМИ и дальнейшим усовершенствованием мобильных гаджетов. При- влекательность и широкое распространение электронных массмедиа связано с возможностью выбрать из предлагаемого контента именно то, что нужно кон- кретному человеку, обсуждения новости с другими людьми и возможностью по- делиться ею с друзьями. Кроме того, наличие таких гаджетов, как смартфоны и планшеты, позволяют потребителям медиа узнавать новости в любое время и в любом месте, где есть мобильная связь или беспроводной интернет Wi-Fi. Важ- ным преимуществом электронных медиа является то, что они интерактивны, предлагают широкие возможности визуализации информации, которая позво- ляет сделать ее более доступной и одновременно более целенаправленной.В 2008 году Я.Н. Засурский писал, что сотовый телефон является самым по- пулярным и распространенным инструментом доступа к информации, распро- странения информации и даже ее хранения [5]. Известный испанский социолог М. Кастельс, автор концепции формирования «глобальной деревни» [6. С. 6], указывал на то, что в связи с ростом количества мобильных устройств и одно- временно с развитием Интернета происходит формирование «мобильного сете-вого общества», главная отличительная черта которого - постоянная и непре- рывная связь между его участниками [5]. В результате на наших глазах формиру- ется принципиально новое пространство - «локальное и глобальное одновременно» [7]. Кроме того, по справедливому утверждению Ван Чжунминь, мобильная телефония изменила жизненный уклад, что позволит обществу стать более подвижным, сетевым и гибким [8].Особую роль здесь играют так называемые мобильные приложения - про- граммы, предназначенные для использования на мобильном устройстве. Как правило, они создаются сторонними разработчиками и продаются через различ- ные онлайн-магазины, которые компании открывают для своих смартфонов. Мобильные приложения оптимизируют информацию для пользователя под его мобильное устройство.В чем-то данная технология схожа с мобильной версией сайта (WAP-сайт). И WAP-сайт, и мобильное приложение позволяют владельцу смартфона своев- ременно получать необходимую информацию из сети Интернет на своем устрой- стве. Однако существует и ряд отличительных особенностей, которые показыва- ют преимущества таких приложений. Во-первых, они не требуют постоянного соединения с сетью сотовой связи, могут быть использованы офлайн, что эконо- мит денежные затраты и время. Во-вторых, мобильные приложения оптимизи- руют информацию для пользователя под его мобильное устройство. В-третьих, они обладают более широкими интерактивными возможностями, чем мобильные версии сайтов, и позволяют воспроизводить потоковое аудио и видео, в то время как WAP-сайты ограничены в своих возможностях в целях экономии трафика. Кроме того, большинство мобильных приложений предлагают интеграцию с кар- тами благодаря встроенному GPS-приемнику во многих смартфонах, что позво- ляет пользователю применять функцию геолокации, т. е. определение своего ме- стонахождения на карте [1].Таким образом, разработчики мобильных приложений предоставляют поль- зователям смартфонов (или айфонов), широкий спектр услуг: 1) приложения для кино; 2) приложения для медиа; 3) приложения для игр; 4) приложения для он- лайн-торговли; 5) медицинские приложения, 6) электронные учебники и т.д. Так- же есть возможность быстрого входа в социальные сети и общения внутри них.Неслучайно поэтому производители смартфонов стремятся наладить не толь- ко партнерское сотрудничество с онлайн-видеопорталами, но и стараются стать участниками данного сегмента рынка. Так, в 2015 г. научно-техническая компания Xiaomi заявила о вложении 1 млрд долл. в развитие онлайн-видеобизнеса. В пла- нах компании создание ассоциации видеосайтов, но без участия в разработке видеопродукции. Отметим, что в настоящее время Xiaomi оценивается в 45 млрд долл. Компания стала вторым в Китае поставщиком смартфонов. По итогам ян- варя-марта 2015 г. было продано 13,5 млн смартфонов Xiaomi. Это на 1 млн мень- ше, чем у лидера отрасли - компании Apple.Ранее сообщалось, что за январь-март 2015 г. поставки смартфонов в Китае сократились на 4% по сравнению с аналогичным показателем 2014 г. За первые три месяца в КНР было продано 98,9 млн единиц этой техники. Падение поста- вок смартфонов зафиксировано впервые за последние шесть лет. Кроме того,данный показатель сократился на 8% относительно уровня октября-декабря 2014 г. В лидеры продаж вышли iPhone 6 и 6 Plus от компании Apple, которые за- няли 14,7% китайского рынка, на втором месте Xiaomi - 13,7%, а на третьем - Huawei с 11,4%.Напомним, что Китай обогнал США по объему продаж смартфонов iPhone. По итогам октября-декабря 2014 г. КНР закупила на 35% больше смартфонов iPhone. В то же время рост данного показателя в США достиг лишь 24%. За по- следние три месяца прошлого года в Китае было продано 69,3 млн штук iPhone [13].В настоящее время в Китае появилась еще одна новая маркетинговая модель - микроканальный маркетинг (от англ. Micro-channel marketing). Число пользова- телей микроканала превысило 600 млн человек. В первую очередь он связан с программным приложением WECHAT - это бесплатное программное приложе- ние смартфона, которое предоставляет услуги чата для смартфонов. Китайская компания Tencent запустила его несколько лет назад. Микроканал поддерживают операторы кросс-связи, кросс-платформ операционной системы, чтобы быстро отправить голосовые сообщения, видео, фотографии и тексты. Также поддержи- вается групповой чат. Само программное обеспечение совершенно бесплатно: за использование любых функции, не нужно платить. Сборы интернет-трафика взимает оператор сети.Несмотря на то, что содержание сетевого видеоконтента все еще нуждается в регулировании, интернет-телевидение уже стало одним из важнейших средств получения информации для граждан КНР и стремительно продолжает свое раз- витие.Все сказанное и определило новые возможности и преимущества мобильного телевидения, которое присутствует в различных мобильных приложениях и поль- зуется большой популярностью среди молодежи.Согласно данным статистического отчета Китайского информационного цен- тра по Интернету, на конец 2014 г. и за январь 2015 г. общее количество пользо- вателей Интернета в стране составило 640 млн человек, а количество пользова- телей мобильного Интернета - 557 млн человек, причем Интернетом в настоящее время пользуется 85% от общего количества населения страны, а в 2013 г. эта цифра составляла 81,3%. Авторы указывают на постоянный рост пользователей и отмечают это как основную тенденцию [12].Согласно данным этого же центра, в 2015 г. девять из десяти пользователей мобильного Интернета заходили туда ежедневно с разными целями (посмотреть видео, прочитать текст, послушать музыку, зайти в социальную сеть и др.), в сред- нем пользователи мобильных устройств и планшетов проводили в Сети по 158 мин. в день [11]. Следует подчеркнуть, что 36% пользователей используют мобильные приложения для того, чтобы посмотреть мобильное онлайн-видео.Мобильное телевидение начало вещание в Китае в 2003 г., в период с 2004 по 2012 г. оно пережило много взлетов и падений. В настоящее время отмечено устой- чивое развитие мобильного телевидения, что обусловлено наличием беспровод- ного широкополосного Интернета, дальнейшей цифроизацией Китая, быстрым развитием сетевых и информационных технологий.Мобильное телевидение - это своеобразный «продукт», возникший за счет конвергенции телевизора, телефона и Интернета, он представляет собой инте- рактивное телевизионное сетевое СМИ. За счет постоянного и неуклонного ро- ста количества пользователей мобильных телефонов, смартфонов, айфонов и других мобильных гаджетов оно и дальше будет пользоваться огромной популяр- ностью [9].Анализ теоретической литературы китайских исследователей по данной теме показал, что все они отмечают важность и широкие перспективы дальнейшего развития мобильного телевидения. Часть исследователей указывают на то, что мобильное телевидение расширяет возможности пользователей по сравнению с цифровым, кабельным, спутниковым и интернет-телевидением. Основное пре- имущество - возможность посмотреть ТВ в любой точке мира, в любое время, широкий выбор программ в мобильном приложении, которые не перегружают память мобильных устройств, хотя есть ограничения, которые связаны в первую очередь с небольшим размером самого экрана мобильного устройства. Но из-за выпуска планшетов эта проблема сейчас успешно решается [3]. Несмотря на то, что первые планшеты появились на рынке в начале 2000 гг., серьезно к ним на- чали относиться лишь в 2010 г. - после выпуска компанией Apple планшетника iPad. Это устройство стало воплощением мечты многих интернет-пользователей: высокое разрешение экрана, хорошая производительность, компактность и не- большой вес, способность работать долгое время без подзарядки - все это дела- ло iPad уникальным в своем роде. За год компания Apple заработала на продажах этого устройства 9,5 млрд долл. и на некоторое время стала единоличным лидером в новом сегменте рынка, который, по сути, сама и создала. Глава Apple Стив Джобс на презентации второй версии iPad говорил, что рынок планшетов - это не новый рынок персональных компьютеров, а посткомпьютерные устройства, которые должны быть проще и интуитивно понятнее, чем привычные PC. Конкуренты, хоть и с некоторым опозданием, оценили всю значимость нового типа устройств, и сегодня на рынке представлены планшеты целого ряда компаний (в частности, Samsung, Asus, Acer и Lenovo), многие из которых по ряду параметров не только не уступают планшетам Apple, но и превосходят их.Рост уровня жизни в Китае, постепенное повышение покупательной способ- ности населения способствует тому, что мобильный телефон стал коммуникаци- онным инструментом для каждого жителя страны. Что касается смартфонов, то они более популярны среди образованных китайцев, имеющих высокие доходы и обладающих высокой покупательной способностью.Основные характеристики смартфона: имеет чип высокоскоростной обработ- ки; большой объем оперативной памяти и возможности для ее расширения; есть зона стандартизации, сенсорный экран; поддержка воспроизведения мобильно- го ТВ; поддержка GPS-навигации; большая емкость аккумулятора; хороший ин- терфейс. Главной особенностью смартфонов является поддержка трансляции мобильного ТВ, что предоставляет широкие возможности для дальнейших пер- спектив мобильного телевидения.Среди преимуществ мобильного телевидения отмечается также наличие так называемых TriplePlay («тройная игра») или конвергенция телесетей, Интернетаи телекоммуникаций через технологические инновации. Целью является дости- жение тройного обмена сетевых ресурсов, взаимодействия и покрытия для боль- шинства аудитории, чтобы обеспечить диверсификацию, персонализированные обменные медиаресурсы. В настоящее время интеграция Интернета и телеком- муникационных сетей, как правило, служит для улучшения широкополосного доступа в Интернет через телефонный дозвон. Благодаря наличию беспроводной 4G-связи мобильный Интернет и другие услуги здесь представлены более полно. Это, в свою очередь, благотворно повлияло и на онлайн-видео в качестве нового СМИ в Интернете [2].Коммуникационные технологии 4G являются еще одним элементом эволюции технологии беспроводной связи, целью которых является улучшение работы и повышение скорости беспроводного доступа мобильных устройств в Интернет. Wi-Fi (WirelessFidelity), является беспроводной сетевой технологией, благодаря которой 4G-поколение мобильной связи дает возможности пользователям мо- бильных гаджетов входить в Интернет в любом месте и в любое время. Все это расширяет диапазон использования мобильного Интернета, включая мобильное онлайн-видео и мобильное телевидение.По мнению Шэн Цзун Ду и Чин Чун Ху, популярность мобильного телефона связана с тем, что он реализует очень многие жизненные потребности человека, в то время как мобильное телевидение представляет собой одно из самых важных новых СМИ, поскольку предоставляет аудитории широкий спектр характеристик мульти культурного программирования и мультимедиа интеграции [10].В связи с этим уместно, на наш взгляд, привести здесь и точку зрения П.Н. Та- расенко, который отмечает, что «значимость мобильных устройств в жизни обще- ства можно рассмотреть, в частности, сквозь призму изменений, происходящих с процессом потребления информации. Теперь, когда телефоны, коммуникаторы и планшеты с возможностью выхода в интернет есть у многих, слова М. Кастель- са о том, что средства массовой информации стали “почти постоянно присут- ствующим фоном, тканью нашей жизни», уже не кажутся преувеличением”» [6. С. 40]. По мнению автора, распространение мобильных устройств, по своей при- роде индивидуальных и персонифицированных, оказало значительное влияние на рынок СМИ [9].Важным, на наш взгляд, представляется также появление так называемых multitasking generation - представителей «цифрового поколения», которые по- требляют традиционные печатные СМИ, радио или телевидение, одновременно находясь в Интернете, чаще всего в социальных сетях. Так, С. Балмаева приводит исследование Simultaneous Media Survey, проведенное компанией BIG research, согласно которому одновременное потребление разных источников информации за последние годы составило от 1 до 35%. Исследователь отмечает, что поведен- ческие навыки multitasking generation, в частности использование мобильных гаджетов для решения повседневных задач, порождает новый стиль мышления, который напрямую связан с потреблением информации в Сети. Она характери- зует его как «визуально-калейдоскопическое “NETмышление” с очень хрупким вниманием» [2].Развитие интернет-вещания тесно связано с появлением и развитием самого Интернета в Китае. Онлайн-видео появилось в Китае в 2005 г. и стало быстро развиваться. За прошедшие 10 лет оно прошло серьезный путь развития. В на- стоящее время интернет-вещание играет важную роль в данном сегменте рынка массмедиа, где мобильный интернет-СМИ пользуется большой популярностью. Это обьясняется тем, что здесь пользователи могут ознакомиться в режиме ре- ального времени с последними международными новостями и с позицией Китая по ним, а также при желании просмотреть программы по выбору на мобильном теле дисплее.Подводя итоги обзора развития мобильного Интернет-СМИ в Китае следует отметить следующие особенности:зависимость от развития мобильных технологий;партнерское сотрудничество различных компаний (компания Xiaomi и т.д.), направленных на дальнейшее развитие онлайн-видеопорталов; появление новых маркетинговых моделей: микроканальный маркетинг и т.д.;учет запросов и интересов пользователей мобильных приложений в Китае и их удовлетворение за счет развития собственной базы (примеры китайских ком- паний, порталов, 1-2 названия) и т.д.;возникновение так назывемых multitasking generation.Таким образом, мобильное онлайн-видео и мобильное ТВ становится неотъ- емлемой частью повседневной жизни любого китайца, своеобразным проводни- ком в мире СМИ. Мобильное ТВ и интернет-телевидение делает общение эф- фективным, привлекательным и востребованным как среди молодежи, так и сре- ди взрослого поколения, а под эффективностью общения, как отмечает в своей статье Н.С. Гегелова, следует понимать результативность передаваемого и полно- стью усваиваемого реципиентом телевизионного сообщения, иными словами, успешного коммуникативного акта [4] между коммуникатором и адресатом.

Yue Wang

Peoples’ Friendship University of Russian

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

N S Gegelova

Peoples’ Friendship University of Russian

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

Views

Abstract - 398

PDF (Russian) - 765


Copyright (c) 2016 Ван Ю., Гегелова Н.С.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.