REVIEW of V.A. Pishchalnikova and A.G. Sonin’s textbook “General Linguistics”. - Moscow: R.Valent, 2017. - 480 p

Cover Page

Abstract



Рецензируемое издание принадлежит к учебникам, которых давно ждут. В нем представлена новейшая концепция постижения сложнейшего курса общего языкознания, которое, как правило, с большим трудом дается студентам филологических факультетов. Функционирующие в современных российских вузах учебники по общему языкознанию не охватывают огромного объема теоретических знаний, добытых несколькими поколениями ученых, а также не отражают все убыстряющуюся смену научных парадигм в этой науке. Нормальных - полных и понятных студентам учебников нет: либо относительно самостоятельные две части - история лингвистических учений (см., например: Амирова 2003) и теория языка (см., например: Амирова 1975), либо несколько устаревший (семидесятых годов) В.И. Кодухов (Кодухов 1974). Либо в учебниках освещается только история лингвистических учений (см., например: Виноградов, 1978; Березин 1976, 1979 и др.). Наиболее поздним и совершенным по новизне представленных в нем знаний является учебник Хроленко А.Т., Бондалетова В.Д. (2004), в который впервые введен раздел о генедеролекте (см. также список других учебников, в том числе и недавно переизданных стереотипно). Прежде всего, новизна концепции учебника В.А. Пищальниковой и А.Г. Сонина заключается в том, что в нем подчеркнута междисциплинарность современного языкознания, и потому осмысление фундаментальных свойств языка включено в проблемы культуры народов и внутреннего мира индивида. Представление о языке как продукте эволюции человечества последовательно формируется через обращение к следующим темам: необходимые и достаточные биологические и социальные условия возникновения и развития речевой коммуникации (раздел 2), основные аспекты изучения речи (раздел 3), систематизация единиц, выявляемых при анализе речевых действий, и отношений между ними (раздел 4), эволюция языков и ее результат - их внутреннее разнообразие и внешнее многообразие (раздел 5). Первый раздел учебника представляет базовые понятия лингвистики и состоит из трех глав. Глава 1 «Что изучает наука о языке?» ведет читателя от выявления сущности языка в ранних философских концепциях и представления антиномий языка в лингвистической философии В. фон Гумбольдта к лингвистической трактовке сущности языка, к выявлению соотношения биологического и социального в языке и функциям языка как проявления его сущности. Глава 2 «Как сделать изучение языка наукой?» прежде всего дает представление о науке и других формах познавательной деятельности, акцентируя специфику научного познания и выделяя особенности гуманитарных наук. На таком широком фоне дается понятие метода как специфического способа познания объекта, на обширном языковом материале детально характеризуются эмпирические и теоретические методы лингвистического исследования. Глава 3 «Грани общего языкознания» дает классификацию лингвистических дисциплин, определяет место языкознания в системе наук, представляет междисциплинарные исследования языка. Раздел 2 «Человек» также содержит три главы (4, 5, 6), которые можно, в определенной степени, назвать энциклопедией, содержащей самые современные знания о нервной системе и головном мозге человека, об афазиях как источнике сведений о речевых центрах мозга, о компьютерных технологиях в изучении речевых центров мозга; дается представление о корпореальности (телесности) языка (Глава 4 «Язык и тело человека»). Этими знаниями рецензируемый учебник отличается от всех предыдущих и ныне используемых учебников по общему языкознанию (Ю.С. Степанов, В.И. Кодухов, Ю.В. Рождественский, В.П. Даниленко, Е.П. Иванян и др.). Отмечу, что этот обширный и специфический материал изложен вполне доступным для студента языком, прозрачен по структуре и создает необходимую фундаментальную базу для восприятия иных аспектов изучения языка (Глава 4). Рассмотрение проблемы «Человек» логично встраивается в проблему соотношения языка и культуры, где исследуются актуальные понятия современной антропоцентрической лингвистики - языковая картина мира, языковая личность, характеризуются национально-культурные особенности речевой деятельности в этнопсихолингвистике, а также рассматривается гипотеза лингвистической относительности (Глава 5). Особо хочется отметить большое внимание, которые авторы уделили в этой главе остающемуся до настоящего времени неразработанным термину «языковая личность» (ЯЛ) и его содержанию. Во-первых, несомненным плюсом рецензируемого учебника является подробный анализ толкования этого понятия в книге Ю.Н. Караулова. Монография Ю.Н. Караулова написана для специалистов по теории лингвистики, и потому концепция этого феномена, изложенная в ней, вызывает у студентов определенные трудности в ее понимании. В толковании же В.А. Пищальниковой и А.Г. Сонина эта сложная проблема становится более доступной для усвоения. Толкованию ЯЛ уделяется несколько страниц, и это толкование вполне можно назвать филологической герменевтикой проблемы языковой личности. Мне кажется, что была бы нелишней (может быть, при дальнейшем переиздании авторы и учтут это замечание), уместной и интересной для современного студенчества классификация языковых личностей, которая разработана уже после выхода книги Ю.Н. Караулова (Караулов 1987): реальная vs. виртуальная ЯЛ (О.В. Лутовинова); элитарная, профессиональная, деформированная ЯЛ (А.А. Штеба), деструктивная ЯЛ (Я.А. Волкова), эмоциональная ЯЛ (В.И. Шаховский); экологичная vs. неэкологичная ЯЛ, политическая ЯЛ и др. Психофизиологические особенности и культура порождают сознание человека, и в следующей главе авторы учебника обращаются к проблеме соотношения языка и сознания. Поэтому в главе «Язык и сознание» проводится и описывается исследование значения языкового знака в логицизме, структурализме и антропоцентризме; в ней последовательно характеризуются различные философскологические основания изучения отношений между языком и сознанием; определяется категория «языковое сознание» и представляются методы его моделирования (гл. 6). Фундаментальная база, подготовленная двумя первыми разделами, позволяет студентам логично перейти к исследованию речи во всех ее многообразных аспектах. Нетривиальная структура раздела, на мой взгляд, позволяет связать в систему вопросы, которые традиционно с трудом связываются в сознании студентов. Так, глава 7 «Как зародилась речь: основные гипотезы» рассматривает проблему глоттогенеза в древнегреческой философии и ставит «три ключевых вопроса» (когда зародилась речь, каковы условия ее появления и какова специфика речи на первом этапе ее развития), которые позволяют перейти к осознанию специфики эволюции речевой коммуникации в главе 8 «Развитие речевой коммуникации». В ней представлены «коммуникативные революции» в истории человечества: возникновение фонетической речи, изобретение письменности, изобретение печатного станка, возникновение электронных средств коммуникации. Особое место отведено поликодовым текстам как особой форме коммуникации, востребованной в современных электронных СМИ, и активно развивающим в этой среде свои содержательно-структурные свойства. Речевая коммуникация в виртуальной среде, на мой взгляд, впервые системно осмыслена в рецензируемом учебнике. И это очень важно не только для тех, кому учебник предназначен, но и для широкого круга всех лингвистов, желающих приобрести системное знание по сложнейшей проблеме. Авторы учебника систематизируют современные данные об онтогенезе речи, акцентируя специфику овладения речью в раннем возрасте и проблему врожденного и приобретенного в языке и речи; представляют гипотезу о критическом периоде в овладении речью, характеризуют стадии развития речи ребенка. Такой материал традиционно не включался во все предыдущие учебники по общему языкознанию, а он необходим для усвоения системных представлений о речевой деятельности как собственно человеческом виде деятельности, и потому появление такой главы в данном учебнике можно только приветствовать. Представляется важным то, что авторы в своем учебнике не избегают сложнейших теоретических вопросов, которые еще не имеют однозначного осмысления в науке. Они предлагают собственный вариант решения и заодно демонстрируют студентам, как строится научный поиск на междисциплинарной основе, какой серьезной теоретической подготовкой нужно обладать для решения той или иной дискутируемой лингвистической проблемы. Естественен переход изучаемого материала от проблем фило- и онтогенеза речи к теоретическим вопросам моделирования речемыслительной деятельности (Глава 10) и ее интерпретации в классических языковедческих и психологических теориях. Высокий научно-методологический и методический профессионализм авторов позволяет просто и доступно продемонстрировать важность понятия внутренней речи для современной антропоцентрической лингвистики, показать динамику значения языковых единиц и факторы, определяющие ее, представить модели порождения и понимания речи. Особого упоминания в этом разделе заслуживает глава 11 «Текст: между речью и языком», в которую включены вопросы, связанные со становлением лингвистики текста, определением текста как лингвистического объекта и характеристикой многочисленных подходов к тексту: системоцентрического, текстоцентрического и антропоцентрического. Лингвистика текста в этом учебнике становится необходимым логическим звеном исследовательского перехода от речи к языку. И это можно считать одной из очень удачных попыток В.А. Пищальниковой и А.Г. Сонина представить системность языка как научного объекта в антропоцентрической парадигме. Раздел 4 «Язык», казалось бы, должен рассматривать традиционные концепции объекта лингвистики. Конечно же, здесь описаны язык как знаковая система, становление семиотической проблематики, семиотическая теория Ф. де Соссюра; но вместе с тем даны и альтернативные концепции языкового знака. Языковедение является не собранием традиционных истин, а динамично развивающейся наукой, которая углубляет свои представления об исследуемом объекте, пытаясь все глубже проникнуть в его сущность. Современное языковедение - наука живая, совершенствующаяся и изучающая актуальнейшие проблемы. Вот о чем своим читателям увлеченно говорят авторы этого несомненно энциклопедического и фундаментального учебника по общему языкознанию. Интересно, что в этот же раздел наряду с «обычными» вопросами соотношения системы и структуры языка (Глава 13) включена и лингвистическая прагматика (Глава 14). В раздел логично входит глава 15, в которой представлено внутреннее разнообразие языка: формы существования национального языка и основные направления их развития с помощью государственного регулирования. Раздел 5 «Языки» демонстрирует материальное и структурное многообразие языков, представляя типологические классификации языков мира. В нем авторы поднимают одну из вечных проблем лингвистики - проблему внутренней форма языка и внутренней формы слова - и представляют удачную попытку ее нового осознания с опорой не только на классические труды В. фон Гумбольдта, А.А. Потебни, Г.Г. Шпета, но и на современные разноаспектные исследования. И что особенно специфично для раскрытия обозначенной в разделе темы, так это то, что впервые в учебник по языкознанию включен материал по системам коммуникации людей с ограниченными возможностями. Логичным продолжением вопроса о структурном многообразии языков выглядит выявление причин и механизмов исторического изменения языка как системы (Глава 17). Эта глава завершается характеристикой генеалогической классификации языков и ее основными понятиями. И снова авторы удивляют читателя включением в главу проблемы языка будущего и основными положениями лингвистической прогностики, которая не рассматривается ни в одном из отечественных учебников по теории языка. Но эта глава вполне предсказуема логикой учебника и вызывает особый интерес у читателя. В ней описываются языковые контакты и концептуальный аппарат, связанный с этой проблемой. Новая структура курса, представленная в учебнике, вполне соответствует требованиям Государственного стандарта и в самом деле позволяет сформировать специальные компетенции, заложенные в нем. Необходимо отметить ясный, высокопрофессиональный язык учебника. Он является глубоко научным изложением идей современной лингвистики. В нем дано строгое представление его концептуального аппарата. Отмечу также тщательное и уместное цитирование выдающихся лингвистов, уважительные сноски на содержательно емкие сведения о них. Но при этом изложение сложнейшего материала по теории языка является вполне доступным, увлекательным и, я бы сказал, вдохновенным, отражающим высокий профессионализм авторов и их большую любовь к нашей науке, которая, по моему глубокому убеждению, является Наукой всех наук. У авторов учебника, известных в современной лингвистике серьезностью и важностью своих исследований, конечно же, сложился индивидуальный научный стиль, однако язык данного учебника свидетельствует о долгой и тщательной работе над изложением материала и единством его вербального представления. В стиле учебника проявились и непротиворечивость научных позиций его авторов, и общее понимание дидактических задач при написании учебника, и единство эстетических требований к тексту, и, что немаловажно, огромное доверие авторов друг к другу. Похвальных слов заслуживает и нетривиальное оформление книги, подчеркивающее ее особую композицию, заданную оригинальной подачей материала. Каждая глава начинается не только перечислением излагаемых в ней вопросов, но и основных положений, сформулированных на удивление четко, кратко, последовательно, отражающих логику главы и легко встраивающихся в систему ранее полученных знаний. Для такого внешне простого, предельно лаконичного, «конспективного» представления проблематики главы авторы, несомненно, проделали большую работу, и в этом я вижу, прежде всего, уважение к читателю. Внимание привлекают и врезки в основной текст, содержащие интересные языковые факты и другие сведения. Они способствуют созданию доверительной атмосферы общения авторов с читателем, привлекают к проблеме. К учебнику прилагается обширный список литературы по общему языкознанию (сс. 469-479), а к каждой главе авторы с большой любовью приложили не только полезные, но и, действительно, интересные, новейшие труды по конкретным проблемам, которые снабжены разным количеством звездочек, отражающих степень сложности книги для освоения студентом. В связи с этим списком трудов хотелось бы выразить особую благодарность авторам за советы студентам посмотреть работы таких ученых, как У. Эко (с. 284), С. Пинкер (с. 36), О.А. Леонтович (с. 468), А.Д. Васильев (с. 380), Г.Г. Матвеева и др. (с. 354). Мне думается, что издание этого очень насыщенного учебника можно дополнить отдельной книгой, в которой необходимо показать студентам смену научных лингвистических парадигм во всем их многообразии, причину этих смен как их естественную динамику, обусловленную развитием новых научных дискурсов. Например, рассмотреть причины и результаты довольно бурного зарождения многочисленных парадигм внутри такой макропарадигмы, как антропоцентрическая лингвистика. Здесь можно было бы изложить новейшие достижения в сфере теоретического языкознания, например, в сфере лингвистики эмоций - эмотиологии, эмотивной лингвоэкологии и коммуникологии (Матьяш, 2011 и др.), которые составляют уже достаточно солидный багаж знаний о влиянии эмоций на современное функционирование языка, на его развитие, с одной стороны, и на его деструкцию - с другой (Шаховский 2008; 2016 и др.). Перспективно более подробное изложение самых последних достижений когнитологии и психолингвистики и других отраслей теоретического языкознания, которые наиболее полно отвечают на вопрос Дж. Эйчисон: «Развитие языка: прогресс или регресс?» (Aitchison, 1987). Уверен, что вся лингвистическая общественность и филологическое студенчество очень благодарны авторам этого, повторю, оригинального, фундаментального, насыщенного новейшими знаниями учебника.

Victor I Shakhovsky

Volgograd state social pedagogical university

Email: shakhovsky2007@yandex.ru
Victor I. Shakhovsky, full professor, Doctor in Philology, an Honoured scientific worker of the Russian Federation, a senior scientific worker of the Institute of Modern Languages of the Volgograd state social pedagogicaluniversity.

  • Амирова Т.А. Очерки по истории лингвистики / Т.А. Амирова, Б.А. Ольховиков, Ю.В. Рождественский; отв. ред. Г.В. Колшанский. М.: Наука, 1975. 559 с. [Amirova, T.A. (1975) Ocherki po istorii lingvistiki (On Linguistics History) / T.A. Amirova, B.A. Ol'hovikov, Ju.V. Rozhdestvenskij; otv. red. G.V. Kolshanskij. M.: Nauka, 559 s. (In Rus.)]
  • Амирова Т.А. История языкознания: Учебное пособие для студентов вузов / Т.А. Амирова, Б.А. Ольховиков, Ю.В. Рождественский; Под ред. С.Ф. Гончаренко. М.: Академия, 2003. с. [Amirova, T.A. (2003) Istorija jazykoznanija (History of Linguisitics). Uchebnoe posobie dlja studentov vuzov / T.A. Amirova, B.A. Ol'hovikov, Ju.V. Rozhdestvenskij; Pod red. S.F. Goncharenko. M.: Akademija, 670 s. (In Rus.)]
  • Березин Ф.М. Русское языкознание конца XIX - начала XX века. М., 1976. 391 с. [Berezin, F.M. (1976) Russkoe jazykoznanie konca XIX - nachala XX veka (Russian Linguisitics). Moscow. 391 s. (In Rus.)].
  • Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М.: Просвещение, 1979. 416 с. [Berezin, F.M., Golovin, B.N. (1979) Obshhee jazykoznanie (General Linguisitics) M.: Prosveshhenie, 1979. 416 s. (In Rus.)]
  • Виноградов В.В. История русских лингвистических учений. М.: Высшая школа, 1978. 360 с. [Vinogradov, V.V. (1978) Istorija russkih lingvisticheskih uchenij (History of Russian Linguistics Researches). M.: Vysshaja shkola, 360 s. (In Rus.)]
  • Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 261 с. [Karaulov, Ju.N. (1987) Russkij jazyk i jazykovaja lichnost' (Russian language and language personality). M.: Nauka, 1987. 261 s. (In Rus.)]
  • Кодухов В.И. Общее языкознание: Учебник для студентов филол. специальностей. М.: Высшая школа, 1974. 303 с. [Koduhov, V.I. (1974) Obshhee jazykoznanie (General Linguisitics). Uchebnik dlja studentov filol. special'nostej. M.: Vysshaja shkola, 303 s. (In Rus.)]
  • Матьяш О.И. и др. Межличностная коммуникация. Теория и жизнь. Санкт-Петербург: Речь, 2011. с. [Mat'jash O.I. i dr. (2011) Mezhlichnostnaja kommunikacija. Teorija i zhizn' (Interpersonal communication. Theory and practice) Sankt-Peterburg: Rech', 560 s. (In Rus.)]
  • Хроленко А.Т., Бондалетов В.Д. Теория языка. М.: Флинта, 2004. 512 с. [Hrolenko, A.T., Bondaletov, V.D. (2004) Teorija jazyka (Language theory).M.: Flinta, 512 s. (In Rus.)]
  • Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций. М.: Гнозис, 2008. 408 с. [Shahovskij, V.I. (2008) Lingvisticheskaja teorija jemocij (Linguistic theory of emotions). M.: Gnozis, 408 s. In Rus.)]
  • Шаховский В.И. Диссонанс экологичности в коммуникативном круге: человек, язык, эмоции (монография). Волгоград: Изд-во ИП Поликарпов И.Л., 2016. 504 с. [Shahovskij, V.I. (1987) Dissonans jekologichnosti v kommunikativnom kruge: chelovek, jazyk, jemocii (monografija). Volgograd: Izd-vo IP Polikarpov I.L., 2016. 504 s. (In Rus.)]
  • Aichison, J. (1987) Language change: progress or decay. Cambridge University Press, 198 р.

Views

Abstract - 353

PDF (Russian) - 414


Copyright (c) 2017 Shakhovsky V.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.