REVIEW of I.A. Sedakova (ed.) Evolution of Values in Languages and Cultures. - M. Probel-2000, 2011. - 240 p

Cover Page

Abstract



Ценности языка и культуры являются неотъемлемым сопровождением цивилизованного человечества. Как категории мира идеального, так и конкретные результаты человеческой практики, они фиксируются через жизненные воззрения и принципы и ориентируют человеческую деятельность в определенном направлении. Культурные ценности находятся в постоянном движении: развиваясь от поколения к поколению и видоизменяясь, они приобретают новые формы, а их обновление и воспроизведение очевидно связаны с течением времени и происходят под влиянием общественных изменений. Концептуальное осмысление трансформации базовых ценностей языка и культуры, явления сложного и многоуровневого, неоднократно становилось объектом интереса различных научных школ и направлений (Harrison & Huntington 2001, Wierzbicka 1997, Williams 1985). Рецензируемый сборник «Эволюция ценностей в языках и культурах» особо выделяется своей многоплановостью, поскольку объединяет несколько тематических полей, основывается на богатом и разнообразном языковом материале и представляет совокупность различных дисциплин и методологических подходов - семиотики, этно- и социолингвистики и литературоведения. Публикация малого тиража сборника состоялась в 2011 г. при поддержке исследовательской программы Президиума РАН, с недавнего же времени с электронной версией книги можно ознакомиться в Интернете в свободном доступе (http://inslav.ru/publication/evolyuciya-cennostey-v-yazykah-i-kulturah-m-2011). Публикация сборника в электронном варианте делает книгу доступной более широкой аудитории и, мотивируя читательский интерес, придает ей особую актуальность. В сборник включены 12 статей, которые, по словам ответственного редактора И.А. Седаковой, «хотя и посвящены... разным ценностным концептам в разные эпохи», подчинены одной общей цели и «служат канвой для анализа эволюции базовых ценностей в языках и культурах» (Седакова 2011: 4) и обозначения типологии контекстов, которые влияют на изменение аксиологической сущности понятий. Особую важность публикуемых в сборнике исследований об иерархии ценностей И.А. Седакова видит в том, что они выявляют представление об актуальных социокультурных ценностных концептах в современном и традиционном обществе и «отчасти отражают взгляд на ценности в России начала второго десятилетия ХХI века» (Там же: 6). Особого внимания заслуживает семиотический - по словам И.А. Седаковой, «доминирующий», подход к исследованию трансформации аксиологической сущности понятий, объединяющий большинство опубликованных в сборники работ. Представитель Московско-тартуской семиотической школы Вяч. Вс. Иванов в статье «Толерантность и ее значимость для ХХI века» отмечает, что «современный подход к толерантности основан на понятии диалога» (Иванов 2011: 19), исходным в котором остается диалогическое соотношение «Я» и «Ты». Говоря об историческом формировании принципа толерантности, автор задается вопросом о сегодняшней актуальности понятия «толерантность» и затрагивает проблемы, связанные с дискурсом толерантности: проблему «порога толерантности», базирующуюся на «отрицании взаимного уважения... в поведении разных социальных групп по отношению друг к другу» и проблему коммуникативного воздействия на аудиторию - «...на каком языке сегодня нужно говорить о толерантности, чтобы быть понятым максимальным числом читателей в разных странах?» (Там же: 19-33). В рамках семиотического подхода ряд авторов сборника использует в качестве методологического приема бинарные оппозиции, одновременно рассматривая два противоположных понятия, отношения противоположностей между которыми приобретают статус организующего центра. Так, в статье «Метаморфозы социокультурных ценностей: Вводные замечания», И.А. Седакова, говоря об оценочной коннотации концептов «старость» и «аппетит» в традиционной и современной картинах мира (Седакова 2011: 11), указывает на важность осмысления бинарной оппозиции «норма - отклонение от нормы» и отмечает, что понятие нормы необходимо для «оценки ценности» (Там же: 11), поскольку всякое отклонение от нормы может рассматриваться как отрицание ценности. Оппозицию церковной и секулярной шкалы ценностей мы находим в работе Н.Н. Запольской «Спасение, любовь, милосердие: К вопросу о языковом моделировании культурных ценностей» (Запольская 2011). Обращаясь к анализу трех ключевых ценностных концептов в религиозном дискурсе, автор показывает одновременное противодействие и сосуществование церковной и секулярной культур. Модель контрастности является ключевой и для статей, опубликованных в последнем разделе сборника и посвященных эволюции ценностей в условиях лагерной жизни. В своей работе «Аксиологический статус вещи» И.А. Седакова, обращаясь к анализу книги Е. Гинзбург «Крутой маршрут», акцентирует внимание на противостоянии двух контрастных миров - жизни на свободе и жизни в заключении и, отмечая полярность в восприятии вещей в этих мирах, предлагает рассматривать оппозицию «свобода - заключение» «в контексте основополагающей аксиологической пары „жизнь - смерть“» (Седакова 2011: 172). Бинарная оппозиция свобода - заключение является ключевой и в «Воспоминаниях о тюрьме и лагере (март 1937 - июнь 1945)» В.Л. Горбуновой (Номикос), которая была сослана в ГУЛАГ на 8 лет. В «Комментарии к воспоминаниям» Т.М. Николаева (2011: 185-193) предлагает типологию трансформации ценностей при полном изменении образа жизни человека в условиях лагерной жизни и ссылки. Несомненный интерес представляют две статьи этнолингвистической направленности, демонстрирующие динамику ценностей в изучении и понимании языковой картины мира. Так, глава польской школы этнолингвистики Е. Бартминьский анализирует место концепта ценности в языковой картины мира и приходит к выводу о том, что «ценности являются фактором, который управляет построением видения действительности… через сообщество носителей языка» (Бартминьский 2011: 55). Ключевыми понятиями в работе исследователя оказываются стереотип и языковая картина мира - те представления о предметах и явлениях, которые отражены в значениях слов и текстах и могут быть прослежены с помощью методов лингвистической семантики. В связи с этим Е. Бартминьского интересуют различные типы отношений между языком и ценностями, а также смысловое наполнение самого понятия «ценность» в свете языка и культуры. В статье С. Небжеговской-Бартминьской «Конститутивные ценности польского народного сонника» (Небжеговская-Бартминьская 2011) рассматривается аксиология сонника как собрания магических текстов фольклорного жанра и иерархия его ценностей. Говоря о системе образов сонника и принципе их интерпретации, польская исследовательница поднимает общесемиотическую проблему отношений между означающим и означаемым символического знака сонника - характеристикой образа и толкованием. Оценка, по мнению автора статьи, «определяется в толковании», где один и тот же образ может «оцениваться различно» и толковаться как позитивно, так и негативно. Именно оценка в восприятии окружающего мира «является сутью функционирования сонника как особого жанра и составляет основной принцип, на котором базируется интерпретация образов сновидений» (Там же: 81). Хотелось бы обратить особое внимание на ряд интересных работ, в основе которых лежит социолингвистический подход. Динамика ценностей в этих исследованиях показана в зависимости от более широкого общего контекста - политического, экономического или социального. Так, в статье М.А. Осиповой «Ценности, деньги и дискурс» говорится о том, что в современном российском дискурсе концепт «деньги» выступает в роли дискурсивного стержня. Автор справедливо подчеркивает, что в современной жизни россиян «сформировался типовой смысловой конструкт „ведущее к деньгам (включающее деньги); то, к чему следует стремиться; хорошее“ в противопоставлении „не ведущее к деньгам (не включающее деньги); то, к чему не следует стремиться; плохое“» (Осипова 2011: 98). Говоря о дискурсе в начале статьи, исследовательница, однако, ограничивается общим замечанием о том, что «сегодня в центре внимания лингвистов находится дискурс» (Там же: 92). Именно поэтому здесь хотелось бы обратить внимание на необходимость более глубокого анализа как самого понятия «дискурс», так и разграничения его двойственной роли как формы речевого взаимодействия между людьми - с одной стороны - и словесного проявления некого образа мышления и идеологии - с другой. Как пожелание, хотелось бы также увидеть анализ более широкого спектра лексики, указывающего на успешную и имущественную составляющую жизни российского общества (удача, успех, роскошь, богатство). Репрезентация концепта деньги в современных текстах позволяет отнести это понятие к базовым концептам культуры, который отражает действительность во всем многообразии ситуаций, в которых находится человек в реальной жизни. Поэтому использование концепта в самых разнообразных лексемах и его вербализация на фразеологическом уровне исключительно важна для детального понимания русской картины мира. В статье «Дорогие наши столицы: образ Российского мегаполиса в Рунете» М. Еленевская, исследуя дискуссию о Санкт Петербурге и Москве в коммуникативном пространстве Рунета, противопоставляет системы ценностей двух столиц - старой и новой. Интересен выбор поля исследования, ведь социальные сети являются не просто сферой передачи информационного сообщения, а средой преобразования информации многочисленными участниками коммуникации и добавления к ней личных представлений, оценок и интерпретаций. Помимо этого, как справедливо отмечает автор статьи, рамки такого источника, как социальные сети, дают исследователю возможность «услышать»... разнообразие голосов ... и проследить динамику обсуждений» (Еленевская 2011: 102), в центре которой конфликт представлений об обеих столицах и их противопоставление по целому ряду признаков. Обсуждая тему взаимоотношений Москвы и Петербурга, исследовательница сравнивает системы ценностей, лежащие в основе соперничества «мегаполиса и культурной столицы» (Там же: 125), и обнаруживает, что появление самого концепта ценности как установки и направленного действия неразрывно связано с дискурсивным полем, в котором изначально заложены отношения сходства и различия. В статье С.А. Сидневой обсуждаются концепты dolce vita (сладкая жизнь) и dolce far niente (сладкое ничегонеделание) в контексте общей проблемы заимствования. Автором затрагиваются вопросы смыслового и ценностного наполнения этих понятий. Говоря о различном толковании концептов, исследовательница приходит к интересному выводу о том, что концепт «„сладкое ничегонеделание“ представлен как позитивный феномен, соотносящийся с концептом счастья», в то время как понятие «“сладкая жизнь“ как ценность имеет неоднозначную трактовку» (Сиднева 2011:148) и в русской лингвокультурологической традиции, в отличии от итальянской, часто приобретает положительные коннотации. Работа М.М. Макарцева «Проблема идентичности и система ценностей у носителей славянского говора in statu moriendi» завершает ряд статей социолингвистической направленности. Автор этой работы обращается к проблеме эволюции функции ценности языка, рассматривая язык небольшой диаспоры в условиях контакта с другим языком, доминирующим в регионе. Исследователем затрагивается проблема ценности владения родным языком в иноязычном окружении и прослеживается, как язык, который подвергается изменениям, приобретает дополнительную функцию и «превращается из средства коммуникации в знак идентичности» (Макарцев 2011: 167). В заключение отрадно отметить, что сборник «Эволюция ценностей в языках и культурах» органично сочетает в себе теоретические воззрения и интересные наблюдения над конкретным материалом. Анализ целого комплекса культурных ценностей и установок - с одной стороны - и привлечение различных методов исследования этих ключевых точек культуры - с другой, способствуют выявлению ценностных параметров ряда культур и придают объяснительную силу культурно-обусловленным сценариям окружающей нас действительности. Публикация сборника создает солидную базу для дальнейших плодотворных исследований в области лингвокультурологии и содействует изучению современного состояния культуры в целом. Поскольку рецензируемый сборник представляет и обобщает накопленный в разных научных дисциплинах материал по истории конкретных культур, он, несомненно, представляет интерес для филологов и лингвистов различных школ и направлений, а также для специалистов междисциплинарных областей.

Claudia Zbenovich

Hadassah College, Jerusalem

Email: zbenovich@gmail.com
Claudia Zbenovich - PhD, Senior Lecturer in the Department of English at Hadassah College, Jerusalem. Research interests: pragmatics, intercultural communication, discourse analysis, dialogue studies.

  • Бартминьский Е. Место ценностей в языковой картине мира // Эволюция ценностей в языках и культурах / Под ред. А.И. Седаковой. М.: Пробел-2000, 2011. С. 51-80. [Bartmin'skii, E. (2011). Mesto tsennostei v yazykovoi kartine mira // Evolyutsiya tsennostei v yazykakh i kul'turakh. (Evolution of values in languages and cultures). In A.I. Sedakova (ed.). Moscow: Probel-2000, 51-80. (In Russ).]
  • Еленевская М. Дорогие наши столицы: Образ Российского мегаполиса в Рунете // Эволюция ценностей в языках и культурах / Под ред. А.И. Седаковой. М.: Пробел-2000, 2011. С. 101-134. [Elenevskaya, M. (2011). Dorogie nashi stolitsy: Obraz Rossiiskogo megapolisa v Runete // Evolyutsiya tsennostei v yazykakh i kul'turakh. (Evolution of values in languages and cultures). In A.I. Sedakova (ed.). Moscow: Probel-2000, 101-134. (In Russ).]
  • Запольская Н.Н. Спасение, любовь, милосердие: К вопросу о языковом моделировании культурных ценностей // Эволюция ценностей в языках и культурах / Под ред. А.И. Седаковой. М.: Пробел-2000, 2011. С. 37-50. [Zapol'skaya, N.N. (2011). Spasenie, lyubov', miloserdie: K voprosu o yazykovom modelirovanii kul'turnykh tsennostei // Evolyutsiya tsennostei v yazykakh i kul'turakh. (Evolution of values in languages and cultures). In A.I. Sedakova (ed.). Moscow: Probel-2000, 37-50. (In Russ).]
  • Иванов Вяч. Вс. Толерантность и ее значимость для ХХI века // Эволюция ценностей в языках и культурах / Под ред. А.И. Седаковой. М.: Пробел-2000, 2011. С. 19-36. [Ivanov, Vyach. Vs. (2011). Tolerantnost' i ee znachimost' dlya XXI veka // Evolyutsiya tsennostei v yazykakh i kul'turakh. (Evolution of values in languages and cultures). In A.I. Sedakova (ed.). Moscow: Probel-2000, 19-36. (In Russ).]
  • Макарцев М.М. Проблема идентичности и система ценностей у носителей славянского говора in statu moriendi // Эволюция ценностей в языках и культурах / Под ред. А.И. Седаковой. М.: Пробел-2000, 2011. С. 151-168. [Makartsev, M.M. (2011). Problema identichnosti i sistema tsennostei u nositelei slavyanskogo govora in statu moriendi // Evolyutsiya tsennostei v yazykakh i kul'turakh. (Evolution of values in languages and cultures). In A.I. Sedakova (ed.). Moscow: Probel-2000, 151-168. (In Russ).]
  • Небжеговская-Бартминьская С. Конститутивные ценности польского народного сонника // Эволюция ценностей в языках и культурах / Под ред. А.И. Седаковой. М.: Пробел-2000, 2011. С. 81-91. [Nebzhegovskaya-Bartmin'skaya, S. (2011). Konstitutivnye tsennosti pol'skogo narodnogo sonnika // Evolyutsiya tsennostei v yazykakh i kul'turakh (Evolution of values in languages and cultures). In A.I. Sedakova (ed.). Moscow: Probel-2000, 81-91. (In Russ).]
  • Николаева Т.М. Эволюция ценностей в экстремальных условиях. Комментарий к воспоминаниям Валентины Леонидовны Горбуновой (Номикос) // Эволюция ценностей в языках и культурах / Под ред. А.И. Седаковой. М.: Пробел-2000, 2011. С. 185-193 [Nikolaeva, T.M. (2011). Evolyutsiya tsennostei v ekstremal'nykh usloviyakh. Kommentarii k vospominaniyam Valentiny Leonidovny Gorbunovoi (Nomikos) // Evolyutsiya tsennostei v yazykakh i kul'turakh. (Evolution of values in languages and cultures). In A.I. Sedakova (ed.). Moscow: Probel-2000, 185-193. (In Russ).]
  • Осипова М.А. Ценности, деньги и дискурс // Эволюция ценностей в языках и культурах / Под ред. А.И. Седаковой. М.: Пробел-2000, 2011. С. 92-100. [Osipova, M.A. (2011). Tsennosti, den'gi i diskurs // Evolyutsiya tsennostei v yazykakh i kul'turakh. (Evolution of values in languages and cultures). In A.I. Sedakova (ed.). Moscow: Probel-2000, 92-100. (In Russ).]
  • Седакова И.А. Предисловие // Эволюция ценностей в языках и культурах / Под ред. А.И. Седаковой. М.: Пробел-2000, 2011. С. 4-6. [Sedakova, I.A. (2011). Predislovie // Evolyutsiya tsennostei v yazykakh i kul'turakh. (Evolution of values in languages and cultures). In A.I. Sedakova (ed.). Moscow: Probel-2000, 4-6. (In Russ).]
  • Седакова И.А. Метаморфозы социокультурных ценностей: Вводные замечания // Эволюция ценностей в языках и культурах / Под. ред. А.И. Седаковой. М: Пробел-2000, 2011. С. 7-18. [Sedakova, I.A. (2011). Metamorfozy sotsiokul'turnykh tsennostei: Vvodnye zamechaniya // Evolyutsiya tsennostei v yazykakh i kul'turakh. (Evolution of values in languages and cultures). In A.I. Sedakova (ed.). Moscow: Probel-2000, 7-18. (In Russ).]
  • Седакова И.А. Аксиологический статус вещи (по материалам книги Е. Гинзбург «Крутой маршрут») // Эволюция ценностей в языках и культурах / Под ред. А.И. Седаковой. М.: Пробел-2000, 2011. С. 169-184. [Sedakova, I.A. (2011). Aksiologicheskii status veshchi (po materialam knigi E. Ginzburg «Krutoi marshrut») // Evolyutsiya tsennostei v yazykakh i kul'turakh. (Evolution of values in languages and cultures). In A.I. Sedakova (ed.). Moscow: Probel-2000, 169-184. (In Russ).]
  • Сиднева С.А. Концепты dolce vita и dolce far niente в русской лингвокультуре: аксиологический аспект // Эволюция ценностей в языках и культурах / Под ред. А.И. Седаковой. М.: Пробел-2000, 2011. С. 135-150. [Sidneva, S. A. (2011). Kontsepty dolce vita i dolce far niente v russkoi lingvokul'ture: aksiologicheskii aspect. (Evolution of values in languages and cultures). In A.I. Sedakova (ed.). Moscow: Probel-2000, 135-150. (In Russ).]
  • Harrison L.E. & Huntington S.P. (eds.) (2001). Culture Matters: How Values Shape Human Progress. New York: Basic Books.
  • Wierzbicka A. (1997). Understanding culture through the key words. Oxford: Oxford University Press.
  • Williams R. (1985). Keywords: A Vocabulary of Culture and Society. Oxford: Oxford University Press.

Views

Abstract - 173

PDF (Russian) - 118

PlumX


Copyright (c) 2017 Zbenovich C.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.