Karasik V.I. Language Spiral: Values, Signs, Motives: monograph / V.I. Karasik. - Volgograd: Paradigma, 2015. - 432 p.

Cover Page

Abstract



Новая монография Владимира Ильича Карасика «Языковая спираль: ценности, знаки, мотивы», посвященная актуальным проблемам таких направлений современного языкознания, как аксиологическая лингвистика, лингвоперсонология, лингвоконцептология, нарратология и теория дискурса, является логическим продолжением ряда предыдущих трудов автора («Языковой круг: личность, концепты, дискурс». Волгоград: Перемена, 2002; М.: Гнозис, 2004; «Языковые ключи». М.: Гнозис, 2009; «Языковая кристаллизация смысла». М.: Гнозис, 2010; «Языковая матрица культуры». М.: Гнозис, 2013; «Языковое проявление личности». Волгоград: Парадигма, 2014; М.: Гнозис, 2015). Проявление принципа антропоцентризма, характеризующего состояние современной лингвистики и реализуемого в ее различных парадигмах, наиболее заметно в выделении таких взаимосвязанных между собой предметов исследования, как ценности, языковая личность, коммуникативные модели и векторы поведения. Данному кругу проблем посвящены соответственно три главы рецензируемой монографии. В первой главе выделяются и рассматриваются аксиогенные (ценностно порождающие) ситуации, в которых сконцентрировано выражение моральных и/или утилитарных ценностей и которые воплощаются в различных дискурсивных жанрах и текстотипах, включающих паремии, мифы, легенды, притчи, анекдоты и др. Автор замечает, что «список аксиогенных ситуаций очень велик и в определенном плане соотносим со списком сюжетов мировой литературы» (с. 8). Наиболее подробному анализу подвергаются аксиогенные ситуации в апокрифическом произведении «Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова», в притчах, аллюзивных афоризмах и комических паремиях, в анекдотах о новых русских и телевизионном сериале, что позволяет выявить определенные корреляции между типами текста/жанра и ценностями, фиксируемыми в них. Высшей ценностью поведения в апокрифических назиданиях и поучениях, характеризуемых прямолинейной дидактичностью, признаются мудрость и основные добродетели, определяющие поведение мудреца: праведность, скромность, правдивость, законопослушность, честность, доброжелательность и т.д. Анализируя аксиологические ситуации, представленные в притчах, В.И. Карасик, во-первых, выводит основные ценности, соотносимые с соблюдением этических норм и выполнением утилитарных предписаний; во-вторых, предлагает трехмерную оценочную модель для квалификации ситуации с различных позиций: характеристика положения дел (достойно одобрения/осуждения, сожаления/осмеяния), субъекты (созерцатель в роли констатирующего субъекта или деятель, ориентированный на преобразование действительности), диктальная и модусная оценки, позволяющие разным субъектам неодинаково оценивать одну и ту же ситуацию; в-третьих, устанавливает типичные соотношения разновидностей оценочной локализации, ориентации и тональности, указывая на частотность их проявления, например, оценка субъекта-деятеля преимущественно является одобрительной или осуждающей, в то время как сожаление в большей степени свойственно субъекту-созерцателю (с. 49-77). Несомненный интерес читателя вызовет часть монографии, посвященная анализу аксиогенных ситуаций в анекдотах о новых русских, образ которых вызывает крайне негативную реакцию и «резкий протест у представителей интеллигенции, испытавшей разочарование по поводу основных результатов изменения ценностей в обществе» (с. 139), а также выделенные автором в результате анализа телевизионной саги «StarGate» («Звездные врата») стереотипы поведения и ценности американской лингвокультуры (с. 140-156). Заслуживает внимания вывод о закономерном росте значимости косвенных поучений или назиданий, представленных в игровой форме, в юмористическом или развлекательном видах дискурса, поскольку прямая назидательность оказывается не всегда действенной (с. 157). В монографии предложено новое направление развития лингвоперсонологии, учитывающее ценностное измерение общения при выявлении личностных ориентиров и построении аксиологических моделей личности. Во второй главе обсуждаемой монографии рассматриваются лингвистически релевантные характеристики личности, имеющиеся в психологии и психиатрии (психофизические, диспозициональные и дименсиональные психотипы), в определенной степени коррелирующие с классификациями языковых личностей, представленными в лингвистических исследованиях. Выделение диспозиционального типа позволяет автору дифференцировать личности по их отношению к себе, миру, другим личностям и к ценностям, а также охарактеризовать специфическое выражение подобного отношения в коммуникативном поведении определенного психотипа. Весьма интересным представляется выявление и описание приоритетных проявлений личности - самопрезентации, манипуляции и криминализации сознания - в доминирующих сегодня типах коммуникации. Самопрезентация, наиболее заметная в массмедийном, рекламном дискурсе и интернет-коммуникации, выражается в коммуникативном поведении ироничного комментатора, телеведущего, субъекта рекламного текста и проявляется, по мнению автора, в особом типе публичности - «сценичной искренности, акцентированной эмоциональности и постоянной готовности переключить общение в карнавально-развлекательный формат» (с. 362). Представив многогранное описание феномена манипуляции, В.И. Карасик приходит к закономерному выводу о возрастании манипулятивной составляющей в современной институциональной коммуникации, что, в свою очередь, ведет к деградации системы ценностей в социуме. В книге также обсуждается ставшая знаком современной жизни криминализация массового русскоязычного сознания, индикаторами которой являются частотность блатных песен в радио- и телеэфире, доминирование сюжетов жестокости и насилия в медиапространстве, активное проникновение арготизмов, жаргонизмов в повседневную речь и институциональную коммуникацию, проявление призонизации поведения (вторжение норм и обыкновений тюремной зоны в массовую культуру) и др. Третья глава посвящена определению интерпретативных векторов освоения действительности и осмысления ценностей. Автор демонстрирует опыт комплексного анализа имеющихся подходов к интерпретации дискурса, предполагающих выделение объектных, субъектных и инструментальных характеристик, коррелирующих с базовыми измерениями дискурса - топиком, форматом и модусом. Одной из важных, теоретически значимых авторских находок, представленных в данной части исследования, на наш взгляд, является выделение, с одной стороны, типов личности по их склонности к определенному способу реагирования - инстинктивной, рассудочной и интуитивной, с другой - типов текстов, соотнесенных с данными реакциями и определенным способом освоения реальности. Анализ подобных текстов, сюжетных топиков, триггеров и траверсов позволяет описать отраженные в них интерпретативные ориентиры мировосприятия и поведения, выявить аксиогенные ситуации, объяснить перефокусировку оценочных позиций, акцентируя внимание на модификациях и трансформациях ценностей в современном обществе, изменении способов их вербальной репрезентации. «Раскручивая» множество актуальных вопросов и научно-исследовательских проблем вокруг оси, центром которой являются ценности и ценностно порождающие ситуации, Владимир Ильич вовлекает читателя в захватывающий процесс глубокого осмысления современной действительности, заставляя по-новому взглянуть на ставшие привычными факты нашей жизни, ценностные ориентиры и модели поведения, воплощенные в языке. Серьезное научное произведение читается на одном дыхании: логика изложения, четкость в систематизации материала, научная точность сочетаются с увлекательным эмпирическим материалом и его последующей интерпретацией. Рецензируемая монография несомненно будет полезна начинающим исследователям и специалистам, работающим в самых различных лингвистических парадигмах: лингвокульторологии, лингвоперсонологии, теории коммуникации и дискурса, жанроведении, лингвоконцептологии, социо- и прагмалингвистике, нарраталогии и др. Она будет интересна и рядовому читателю и всем, кого не оставляют равнодушными проблемы человеческого мировосприятия, гармонизации общения, осмысления действительности, современной эпохи и самого себя.

Nadejda Nikolaevna Panchenko

Email: panchnn@yandex.ru

Views

Abstract - 169

PDF (Russian) - 189


Copyright (c) 2016 Панченко Н.Н.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.