Gupta, P. (2019). Portuguese Decolonization in the Indian Ocean World. History and Ethnography. London: Bloomsbury Academic, 160 p

Cover Page

Abstract


-


События, к анализу которых обратилась гоанская исследовательница Памила Гупта, разворачивались на широком географическом пространстве Индийского океана и охватывали как районы бывшей Португальской Африки, так и Португальскую Азию и материковую Португалию. Автор поставила перед собой амбициозную задачу - показать сложность и комплексность процессов деколонизации, протекавших в указанном регионе во второй половине ХХ в., и переосмыслить состояние постколониальности, резко изменившей способ существования множества людей не по их собственному выбору. Сделать это по истечении десятилетий оказалось не так просто. В 1960-1970-е гг. имели место передача государственной власти, массовое перемещение людей, идей и вещей через обширные водные пространства и земли, осуществленное в краткие сроки, возникновение диаспор. В 2005-2017 гг. автор проводила полевые этнографические и этносоциологические исследования во многих районах Южной Африки. Беседы в Индии (Гоа), Намибии и ЮАР с гоанцами-иммигрантами из Мозамбика и Анголы позволяют лучше понять историю и особенности этнографии населения бассейна Индийского океана в этот сложный исторический период. Воспоминания романистки Миа Коуто о мозамбикском обществе и свидетельство польского журналиста Рышарда Капущинского о ситуации в Луанде в последние дни колониализма сопоставляются с рассказами информантов. Автор рассматривает Южную Африку с точки зрения глобальной региональной перспективы, пересекая национальные границы и физически, и эмоционально. Приводятся факты, позволяющие лучше прочувствовать материальность деколонизации в регионе, ощутить последствия. Книга разделена на семь глав, каждая из которых посвящена отдельному аспекту темы, иллюстрирована историческими фотографиями Рикардо Рангела, сделанными им в Мозамбике в 1961-1975 гг., и картой [Gupta 2019]. Территории, находящиеся в фокусе исследования, вполне соответствуют традиционной португальской историографии. В границы созданного в 1505 г. Португальского Государства Индия (Estado da Índia) включались обширные пространства от Восточной Африки до Дальнего Востока, куда добрались португальские мореплаватели (Carreira da Índia). Центром Португальского Государства Индия стал Кочин, с 1534 г. - Гоа. Постоянное перемещение чиновников, военных, миссионеров, сопровождавших их лиц самого разного этнического происхождения привело к значительным изменениям в системе мировой торговли между Старым и Новым Светом, направлениях торговых маршрутов, составе товаров. Появились новые порты и крепости, многие старые населенные пункты были заброшены. Новые виды животных и растений ввозились в Европу, Азию, Африку, Америку. Подверглись изменению многие бытовые привычки. Необходимо отметить, что воздействие португальской культуры в разных ее аспектах ощущалось даже в таких местах, где не происходило завоевания, а торговля с португальцами была не очень развита (Индокитай, Ява и др.). Варианты этого процесса были очень разнообразны, и их внимательное изучение, несомненно, принесло и приносит пользу для уточнения многих важных моментов истории португальской колониальной империи. Речь идет не только о влиянии, но и о взаимовлиянии. Обе стороны, вступившие во взаимодействие, не только оказывали влияние, но и подвергались ему сами. Роль Гоа в индо-португальских отношениях определяется не только тем фактом, что он был центром экспансии. Это была своего рода лаборатория, в которой отрабатывалась методика взаимодействия культур. Многие результаты этого процесса впоследствии отразились на территориях, расположенных за пределами Европы и Португальской Азии, в частности в португальских колониях в Восточной Африке. Португальский Мозамбик находился под косвенным управлением из Гоа вплоть до середины XVIII в. Гоанцы начали переселяться в Мозамбик уже в середине XVI в., а в XVIII в. во многом заменили там португальцев, предпочитавших уезжать в Бразилию, и обладали в Мозамбике значительными правами и преимуществами. Португалия в значительной степени опиралась на подобные группы эмигрантов. Это явление социолог Б. ди Соуза Сантуш предложил обозначить термином «детерриториализированный постколониализм» [Santos de Sousa 2002: 37]. Чувства и ощущения разных категорий людей, вовлеченных в сферу португальской колонизации и деколонизации, П. Гупта попыталась отразить в своей книге. Она делает упор на то, что приставка «де-» является частью слова, означающей отрицательное действие. Материальность же процесса деколонизации в исторической литературе обычно игнорировалась. Но если для Гоа деколонизация была неожиданной и драматичной и происходила в течение нескольких недель 1961 г., то для Мозамбика и Анголы она растянулась на шесть месяцев 1975 г. Первая глава посвящена теории и осмыслению проблем и последствий деколонизации. 25 апреля 1974 г. в Португалии произошла «Революция гвоздик», в результате которой все колонии Португалии получили независимость. Во второй главе рассматриваются условия, в которых происходила деколонизация Португальской Индии (Гоа) и «третьей империи» Португалии (Мозамбик, Ангола) во взаимосвязи, с учетом исторических особенностей каждого случая, внутренних и внешних факторов в их переплетении. Ход эмиграции гоанцев в Африку и из Африки в ХХ в. рассмотрен в третьей главе. В конце XIX в. значительные по численности группы переселенцев осели в Мозамбике - в порту Бейра, в центральной провинции Иньямбане и в столице г. Лоренсу-Маркише. В четвертую главу включено исследование небольшой общины гоанских рыбаков, проживающей в заливе Катембе, описаны некоторые их ритуалы (праздник рыбаков в день св. Петра превратился в день памяти предков, пересекших океан). В пятой главе описывается эвакуация португальцев и отъезд гоанцев из Мозамбика. Мозамбикский и ангольский процессы деколонизации происходили с интервалом в шесть месяцев и были напрямую связаны с тем, что происходило в Лиссабоне. Чтобы вывести людей и их имущество, использовались корабли, караваны, машины и самолеты. Было эвакуировано более 70 тыс. португальских солдат. Почти 450 тыс. португальцев в течение шести месяцев покинули Мозамбик, оставив свои дома, из Анголы около 350 тыс. португальцев были вывезены в течение нескольких недель в ноябре 1975 г. В метрополии их называли retornados (возвратившиеся) и рассматривали как граждан второго сорта. Болезненный процесс лишения собственности как последствие деколонизация затронул и португальцев, и гоанцев, перебиравшихся в Намибию и в ЮАР. Тема лишения прав собственности рассматривается в главе 5 «Уничтожение вещей» и в главе 6 «Переезд из Анголы в Южную Африку». Однако деколонизация стимулирует инновационные постколониальные процессы. Обновление городских инфраструктур рассматривается в главе 7 «Ремонт в Бейре». Тем самым автор заканчивает свое исследование на позитивной ноте надежды. Выявленный автором двойной процесс деколонизации обусловлен тем, что гоанцы попали в непредсказуемые судьбоносные процессы: из Индии в 1961 г. они ехали в Восточную Африку в поисках привычного способа существования, а в 1975 г. им вновь пришлось искать новое место жительства. Однократно и повторно пережитые процессы деколонизации стали травматичны для этнических меньшинств, зажатых между матрицами новой и старой силы. Как они это ощущали в историческом и этнографическом отношении, показано в главах 3, 4 и 6 на примере гоанских и португальских меньшинств. Национальная психологическая травма их ухода из Африки ярче всего выражается в дискурсе о вещах: персонализированная память, ностальгия и тоска по былому часто порождает связь материальных объектов с политикой, романтизируя португальский колониализм. Однако постнациональные истории и этнография данных районов требуют особого изучения. Исследование Памилы Гупта наглядно демонстрирует, что метрополию и бывшие колонии продолжают объединять разные виды связей, что деколонизация становится стимулом для мобильности во многих смыслах и направлениях, что миграция (гоанцев в Мозамбик, мозамбикцев в Португалию, Гоа и Южную Африку, ангольцев в Южную Африку и т.д.) способствует образованию диаспоры, которая в наши дни существует в разных странах мира. Автором намечены возможные направления дальнейшего изучения темы: этапы мужской и женской миграции из Гоа в Африку, место гоанцев в португальском колониальном порядке, интеграция мигрантов из Португальской Африки в южноафриканское общество в условиях апартеида, формы маргинализации, формирование диаспор с множественными и многоуровневыми идентичностями и т. д. Португальскую деколонизацию в «Мире Индийского Океана» П. Гупта аргументированно расценивает как способ соединения Индии и Южной Африки.

Elena Stanislavovna Soboleva

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera), RAS

Author for correspondence.
Email: soboleva@kunstkamera.ru
St. Petersburg, Russian Federation

PhD in History, Senior Research Fellow, the Department of South and South-East Asia

  • Gupta, P. (2019). Portuguese Decolonization in the Indian Ocean World. History and Ethnography. London: Bloomsbury Academic.
  • Santos de Sousa, B. (2002). Between Prospero and Caliban: Colonialism, Postcolonialism, and Inter-Identity. Luso-Brazilian Review, 2, 9—43.

Views

Abstract - 171

PDF (Russian) - 28

PlumX


Copyright (c) 2020 Soboleva E.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.