Students’ International Academic Mobility in the Context of Internationalization of Higher Education (RUDN University Case)

Cover Page

Abstract


The relevance of the research topic is due to the growing role of student mobility as a form of internationalization of higher education in Russia. In recent years higher education has become more widespread and available, influenced by the development and distribution of educational services export and its transformation into a global educational market. In the context of “mass” higher education the special role of Russian education is of special interest for practitioners and researchers in the field of international educational cooperation. The article focuses on academic mobility in the field of higher education based on the experience of RUDN University. The aim of the study is to identify the effective participation of Russia in the global process of education on the example of international academic mobility of students on the basis of a comparative analysis of the works of Russian and foreign researchers. The objectives of the research are to study the best practices and implement the best developments in Russian conditions; to form the infrastructure and institutional basis for the mobility of students and researchers at all levels. Obviously, mobility is an integrative and determinative part of integration processes in the educational field. The article describes the experience of implementing academic mobility on the example of RUDN University using the comparative analysis of statistical data. All-inclusive academic mobility strategy serves as a tool for internationalization of higher education. The problem of competitiveness of Russian higher education in the dimension of internationalization is thoroughly discussed.


Приоритетные направления сотрудничества России и европейских стран в сфере высшего образования в 1999-2009 гг. Социальное измерение и академическая мобильность Благодаря образованию люди получают шанс к построению лучшей жизни для них и их будущих семей [Чистохвалов, Мошляк 2010: 78]. В современных условиях, когда элементы политики «мягкой силы» приобретают все большее значение в формировании имиджа государства, Российской Федерации важно демонстрировать свои передовые достижения в сфере науки и образования, расширять международное культурное сотрудничество. РУДН занимается постоянным совершенствованием системы преподавания в процессе подготовки квалифицированных кадров для многих стран мира [Борзова, Медина Гонзалес 2018: 217-218]. Для РУДН расширение и углубление процессов интернационализации в самых различных сферах деятельности является не только необходимостью, обусловленной интеграцией российской системы высшего образования в европейскую и мировую образовательную систему, но и обязательным условием развития в условиях постоянного усиления конкуренции на рынке образовательных услуг. В настоящее время интернационализация высшего образования не просто общемировая тенденция; она повсеместно декларируется в качестве стратегического направления развития университетов [Ткач, Филиппов 2014: 207]. За организацию академической мобильности студентов в РУДН отвечает Служба проректора по международной деятельности РУДН. Нормативная документация в РУДН существует в виде положений, соглашений о сотрудничестве вузов и т. д. В РУДН существуют самые популярные стипендиальные фонды отдельных стран, то есть наиболее востребованные программы академической мобильности: национальная программа «Глобальное образование» (аналог казахстанской «Болашак»), Сетевой университет (СУ) СНГ, СУ УШОС, СУ БРИКС, программа ЕС Erasmus+, американская программа Фулбрайт, немецкая служба по обмену студентами (DAAD), английская национальная программа Chevening. Например, разница между академической мобильностью студентов в рамках СУ СНГ и Erasmus+ состоит в том, что первая реализуется в странах - партнерах сетевых университетов, а вторая - исключительно странах - членах ЕС. Erasmus+ - программа Европейского союза, направленная на поддержку сотрудничества в области образования, профессиональной подготовки, молодежи и спорта на период с 2014 по 2020 г. Название программы происходит от имени голландского философа Эразма Роттердамского, известного оппонента догматизма, который жил и работал во многих странах Европы, чтобы расширить свой кругозор и приобрести новые знания [Маслова 2018]. С 1987 по 2013 г. в программе Erasmus+ участвовало порядка 3 млн студентов, причем только в 2012-2013 гг. - около 270 тыс. студентов. Полученные результаты исследования позволяют программе высоко оценить возможности будущей занятости, инклюзивности и содействия интернационализации вузов1. Исследование 2014 г. о влиянии программы обмена студентами Erasmus+ показывает, что выпускники, получившие в процессе обучения международный опыт, трудоустраиваются на глобальном рынке труда намного лучше. У них вдвое меньше шансов на длительную безработицу по сравнению с теми, кто не осуществлял академическую мобильность в период обучения, и через пять лет после окончания университета их уровень безработицы на 23 % ниже2. Какие же задачи призвана решать академическая мобильность в РУДН? Прежде всего, это: · повышение качества принимаемых иностранных абитуриентов; · развитие и совершенствование системы академической мобильности обучающихся, в том числе и через реализацию образовательных программ в сетевой форме; · расширение сотрудничества с выпускниками/работодателями; · снижение безработицы среди молодежи при помощи получения зарубежного опыта при участии в академической мобильности. Известно, что основными критериями, которыми руководствуются абитуриенты при выборе университета, являются авторитет государства, язык обучения, порядок признания дипломов, репутация учебного заведения, условия жизни и быта. По многим показателям российские вузы пока отстают от своих зарубежных конкурентов [Адилханулы 2014: 202]. Некоторые сотрудники подразделений вуза, ведущие набор и прием иностранных граждан, недостаточно информируют их о действующих в России положениях (например, о добровольной медицинской страховке) 1 The Plus of Erasmus+ // European Commission. URL: https://ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/node_en (accessed: 17.01.2019). 2 The Erasmus Impact Study // European Commission. 2014. URL: http://ec.europa.eu/dgs/education_culture/ repository/education/library/study/2014/erasmus-impact_en.pdf (accessed: 03.03.2019). на основе действующего законодательства о приеме и сопровождении абитуриентов для обучения в вузах России, что затрудняет финансовое положение студента, прибывшего на обучение. В настоящее время на повестке дня стоит вопрос гармонизации систем образования Запада и Востока, сопряжения образовательных пространств Евразии. На совещаниях министров образования, проводимых в рамках Форума «Азия - Европа» (ASEM), обсуждается вопрос формирования евразийского пространства академической мобильности, взаимного признания квалификаций между европейским и азиатско-тихоокеанским образовательными пространствами [Филиппов, Сунь 2015]. Проблематичность конкурентоспособности высшего образования современной России определяется некоторыми показателями в сравнении с зарубежными вузами: · недостаточным финансированием высших учебных заведений; · несовершенством процедур взаимного признания дипломов; · непродуманной политикой в отношении мотивации наиболее талантливых выпускников для работы на российском рынке труда. Процедура взаимного признания дипломов является инструментом конкурентной борьбы вузов. Что касается РУДН, то выпускникам вуза гарантировано международное признание среди мирового академического сообщества, поскольку многие из них прошли обучение по программам академической мобильности в европейских странах. Основной миссией сетевых «консорциумов» в отношении политики международной академической мобильности студентов является удержание студентов. Для повышения востребованности дипломированных выпускников на международном рынке труда в РУДН впервые в России была создана ассоциация «Международный клуб работодателей»3. 3 См.: В РУДН создан первый в России «Международный клуб работодателей» // Официальный веб-сайт РУДН. 03.12.2018. URL: http://www.rudn.ru/media/news/ karera/v-rudn-sozdan-pervyy-v-rossii-mejdunarodnyy-klubrabotodateley (дата обращения: 15.04.2019). Таблица 1 / Table 1 Глобальный поток международных мобильных студентов образовательных организаций в 2016-2018 гг. / Global flow of international mobile students of educational organizations, 2016-2018 Входящая мобильность студентов / Incoming mobility of students Исходящая мобильность студентов / Outgoing mobility of students № Страна / Country 2016 Страна / Country 2016 2017 2018 1 Казахстан / Kazakhstan 69,895 Германия / Germany 9,620 2 Украина / Ukraine 22,440 Республика Чехия / Czech Republic 5,979 3 Узбекистан / Uzbekistan 19,893 Соединенные Штаты Америки / USA 5,156 4 Туркменистан / Turkmenistan 16,521 Великобритания / Great Britain 3,974 5 Беларусь / Belarus 15,488 Франция / France 3,555 6 Таджикистан / Tajikistan 15,126 Финляндия / Finland 2,799 7 Азербайджан / Azerbaijan 14,121 Италия / Italy 2,210 8 Китай / China 10,693 Канада / Canada 1,704 9 Республика Молдова / Republic of Moldova 5,749 Беларусь / Belarus 1,647 10 Кыргызстан / Kyrgyzstan 5,700 Австрия / Austria 1,390 11 Индия / India 5,250 Армения / Armenia 1,357 12 Армения / Armenia 5,043 Турция / Turkey 1,275 13 Малайзия / Malaysia 2,038 Казахстан / Kazakhstan 1,234 Источник / Source: составлено авторами по данным Института статистики ЮНЕСКО. URL: http://uis.unesco.org/en/uisstudent-flow (accessed: 16.04.2019). Изучение статистических данных непосредственно по позиции России в отношении интернационализации и участия в глобальном направлении международной академической мобильности студентов отражено в табл. 1. Наиболее талантливые студенты из таких стран постсоветского пространства, как Республика Казахстан, Украина, Республика Узбекистан, на сегодняшний день занимают в РУДН первую тройку по входящей мобильности. Отличаются показатели, собранные по исходящей мобильности студентов. Германия (1-е место), Соединенные Штаты, Великобритания - это страны, которые пользуются большим спросом у российских студентов. В 2011 г. была принята обновленная Азиатско-Тихоокеанская региональная конвенция о признании квалификаций (Токийская конвенция), открыта процедура ее ратификации. В практической плоскости интеграционные мероприятия в сфере образования с участием России осуществляются на уровне таких объединений, как СНГ4, ШОС5, 4 Решение Совета Глав Правительств СНГ о Концепции формирования единого (общего) образовательного БРИКС, в том числе в рамках формата сетевых университетов [Филиппов, Краснова, Сюлькова 2012: 7-11; Филиппов 2015: 204]. В СУ СНГ отмечается положительная динамика развития: крепнет межвузовское взаимодействие, открываются новые программы обучения, есть большое желание других вузов различных регионов России присоединиться к проекту. Отдельно необходимо отметить, что успешно развивающийся сетевой университет привлек внимание коллег из Европейского союза, которые, в свою очередь, предоставили возможность представителям СУ СНГ провести презентацию своей работы в Женеве [Коваленко, Смолик 2014: 212]. Иные примеры - это попытки образовательной интеграции в рамках СНГ и ЕАЭС; усилия по облегчению академической мобильности в Ази- пространства СНГ. Москва, 17 января 1997 г. URL: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_524/doc524a264x886.htm (дата обращения: 07.04.2019). 5 Соглашение между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области образования от 15 июня 2006 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/902029746 (дата обращения: 07.04.2019). атско-Тихоокеанском регионе, а также весь комплекс мероприятий Болонского процесса - имеют своей целью содействие мобильности в европейском регионе и привлечение в Европу большего количества учащихся из других регионов мира [Ткач, Филиппов 2014: 38]. Особое внимание страны Содружества уделяют сотрудничеству в сфере образования, в значительной степени способствующему углублению интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Проблема развития и совершенствования сотрудничества в образовании постоянно присутствует в повестке дня саммитов СНГ. Сохранение единого образовательного пространства в формате двусторонних и многосторонних связей является залогом повышения конкурентоспособности стран Содружества на мировой арене. Работа многочисленных международных конференций, «круглых столов», симпозиумов, межгосударственных выставок и т. д. нацелена на развитие взаимодействия в образовательной сфере, сохранение и преумножение тех конкурентных преимуществ, которые были заложены в системах образования бывших советских республик. С началом работы Сетевого университета можно с уверенностью говорить о том, что основы системы академической мобильности закладываются нормативными и правовыми актами государств - участников СНГ. Для многих студентов из стран Содружества создана возможность пройти обучение как в своем вузе, так и в другом вузе - участнике проекта и получить соответствующие дипломы о высшем образовании [Курылев, Савичева 2012: 66-72]. Навыки, умения и знания, полученные по сетевым программам, позволяют выпускникам таких программ рассматривать в дальнейшем свое трудоустройство не только на региональном, но и на глобальном рынке труда. Расширение рамок мобильности Очевидно, что на сегодняшний день развития такого направления, как академическая мобильность, уже недостаточно, потому что «интернационализация является растущим явлением с глобальным измерением, перерастающим рамки сотрудничества и мобильности». В настоящее время возникает проблема, когда многие европейские вузы и страны уже имеют стратегии по интернационализации высшего образования, но они слишком заняты студенческой мобильностью, фрагментированы и не «связаны с институциональной или национальной стратегией»6. Рекомендацией Европейской комиссии как для государств, так и для вузов в ответ на подобную ситуацию является разработка «комплексной стратегии интернационализации», которая заключается в дополнении мобильности за пределами Европы комплексной интернационализацией, которая включает сотрудничество и партнерство, а также «интернационализацию и совершенствование учебных программ и цифрового обучения»7. Данная идея была поддержана европейским экскомиссаром по вопросам образования, культуры, мультилингвизма и делам молодежи Андруллой Василиу, которая отметила, что «европейцам нужен... сдвиг в институциональном мышлении. Уже недостаточно просто поощрять студентов к учебе за границей». Она продолжила: «Университеты должны разработать комплексные стратегии, выходящие за рамки мобильности и охватывающие многие другие виды академического сотрудничества, такие как совместные степени, поддержка профессионального развития исследовательских проектов и программ дистанционного обучения. Им также нужно подготовиться к „интернационализации дома“ для тех 80-90 % студентов, которые не стремятся к мобильности»8. Ранее в рамках Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) был разработан «Позиционный документ» по «виртуальному обмену», согласно которому показатель международной академической мобильности составлял 4,5 % (по данным 2014 г.). В документе также отмечается, что даже если к 2020 г. показатель 6 European higher education in the world. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions, COM (2013) 499 final, Brussels // European Commission. 2013. URL: https://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri= COM:2013:0499:FIN:en:PDF (accessed: 17.01.2019). 7 Ibid. 8 Why European universities need to think global. Speech by Androulla Vassiliou to the European Higher Education in the World conference, Vilnius // European Commission. September 5, 2013. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_ SPEECH-13-678_en.htm (accessed: 17.01.2019). академической мобильности составит 20 %, то 80 % студентов все равно останутся «без международного, межкультурного опыта»9 . Этот аргумент был приведен для того, чтобы начать разрабатывать целостную стратегию виртуального обмена с целью консолидации ресурсов вузов и стран. Если рассмотреть стратегию «Европейской комиссии 2020», то академическая мобильность и цифровые инициативы сформулированы в ней отдельно и представлены в виде документов «Молодежь в движении» и «Цифровая повестка дня для Европы» [Lawton 2015: 77-83]. Очевидно, что важность интернационализации для современной политики и руководства высшего образования нельзя недооценивать. Кроме того, можно было бы добавить, что мы не должны забывать уделять пристальное внимание влиянию интернационализации на традиционные роли преподавателей, роль университета в обществе и, самое главное, на качество обучения студентов [Knight 2007: 207]. Интернационализация обусловливает вышеперечисленные изменения в университетах, в частности, решает проблемы трудоустройства студентов, не участвующих в программах академической мобильности. Сегодня российские университеты, равно как университеты многих других стран, волнует вопрос поиска баланса между борьбой за достойное место в международном пространстве и решением национальных задач, чтобы стать университетом мирового класса - игроком глобального академического поля, который проводит научные исследования, привлекает международных студентов, включаясь в международные научные и образовательные коллаборации и, значит, глубоко погружаясь в глобальную повестку, ориентируясь в том числе на английский язык как язык преподавания и исследований, и при этом не только сохраняет связь с национальной культурой, но и является активным участником решения национальных социально-экономических задач, драйвером регионального развития [Альтбах 2018: 9-10]. 9 Position paper: Virtual exchange in the European Higher Education Area // UNICollabration. 2014. URL: http://www2.usc.es/export9/sites/www2/gcompostela/en/ descargas/COIL_Position_paper.pdf (accessed: 17.01.2019). Разработка внутривузовской системы оценки мобильных студентов остается одной из ключевых задач при приеме и направлении студентов в то или иное высшее учебное заведение [Мошляк 2014: 220]. В связи с этим в настоящее время в учебный процесс активно вводится такое понятие, как «окна мобильности», которые обязывают обучающегося проходить обучение в вузе-партнере от одного образовательного модуля и более с последующим завершением обучения в направляющем вузе. Академическая мобильность обучающихся РУДН в 2017-2019 учебных годах Общее число студентов и аспирантов, участвующих в академических обменах в 2017 г., составило 881 человек (табл. 2). Обучение в рамках программ академической мобильности сроком не менее месяца на базе РУДН прошли 569 иностранных студента, 174 из которых являются представителями стран дальнего зарубежья. Краткосрочное обучение в РУДН наиболее популярно среди студентов из вузов стран СНГ; долгосрочные программы востребованы среди студентов (преимущественно магистрантов) из европейских стран (ФРГ, Италия, Франция) и Китая. Количество обучающихся, принявших участие в программах академической мобильности в 2018 г., по данным мониторинга, составило 1326 человека, из которых исходящая мобильность - 691 студент, входящая - 635 студентов. По количеству приехавших на обучение в РУДН студентов в 2018 г. лидировали студенты из Китая. В 2018 г. в рамках Программы «5-100» были учтены 800 обучающихся, из которых 635 студентов по входящей мобильности и 165 студентов по программам исходящей академической мобильности. В рамках входящей академической мобильности в РУДН прошли включенное обучение студенты из Байротского университета, Даляньского университета иностранных языков, РоссийскоАрмянского университета, Северо-восточного педагогического университета, Сианьского университета иностранных языков, Страсбургского университета, Казахского национального универ- Академическая мобильность студентов по учебным годам / Academic mobility of students per academic years Таблица 2 / Table 2 Учебные годы / Academic years 2017 2018 2019 Количество обучавшихся / Number of students 881 1 326 596* *Количество обучавшихся на программах академической мобильности в первом полугодии / The number of students of academic mobility programs in the first half of the year. Источник / Source: составлено авторами по данным РУДН по состоянию на 26.09.2019 г. ситета им. аль-Фараби, Таджикского национального университета, Университета Болоньи, Университета г. Фес, Университета г. Потсдама, Университета Жан Жорес, Университета Комплутенсе, Университета Ниццы - Софии Антиполис, Университета Палермо, Университета Сиены, Университета Сорбонны, Университета Ханкука, Университета Хасана II, Университета Сиди Мохаммеда бен Абдаллаха, Уханьского университета, Хайнаньского университета экономики и права, Хайнаньского университета, Хэнаньского университета и Шаньдунского университета. Исходящая академическая мобильность студентов РУДН осуществлялась в следующие европейские вузы: Свободный университет Брюсселя, Университет Гренобль Альпы, Университет Рима «Тор Вергата», Университет Лиссабона, Университет Страны Басков, Институт политических исследований Университета Бордо, Университет Комплутенсе, Масариков университет, Университет Пизы, Университет Потсдама, Университет Порту, Университет Палермо, Университет Тампере, Университет Бордо Монтень, Эдинбургский университет, а также вузы Азии (Пекинский университет, Северо-восточный педагогический университет, Уханьский университет, Хэнаньский университет, Шаньдунский университет, Сеульский национальный университет, Университет Сока) и Ближнего Востока (Иорданский университет, Университет Мухаммеда V, Университет Хасана II). Целесообразно отметить положительную динамику развития академической мобильности обучающихся факультета гуманитарных и социальных наук, инженерной академии, Медицинского института, экономического факультета и Аграрно-технологического института. В первом полугодии 2019 г. 596 студентов приняли участие в программах академической мобильности, из которых: · 401 студент приехал на обучение в РУДН из университетов Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германии, Греции, Испании, Италии, Колумбии, Кореи, Китая, Латвии, Польши, Туниса, Франции, Шри-Ланки, Японии и стран СНГ (см. табл. 2); · 195 студентов РУДН прошли обучение в таких странах, как Македония, Италия, Нидерланды, Япония, Греция, Польша, Турция, Португалия, Перу, Франция, Великобритания, Кипр, Словакия, Испания, Австрия, Венгрия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Азербайджан, Канада, Эквадор, США, Чехия, Германия, Литва, Марокко, Ливан и Болгария. План по академической мобильности обучающихся на конец 2019 г. составляет 900 человек, из которых 675 должны пройти обучение в РУДН сроком более месяца. В августе 2019 г. подано 103 заявки из ведущих зарубежных университетов на обучение по образовательным программам включенного обучения, реализуемым в сетевой форме. Также 30 студентов прибудут на обучение в рамках совместных образовательных программ двойных дипломов. Таким образом, в первом семестре 2019/2020 учебного года планируется принять на обучение граждан пятнадцати стран (Армении, Германии, Ирана, Испании, Италии, Казахстана, Китая, Кореи, Латвии, Мексики, Марокко, Турции, Франции и Японии) из 36 университетов. В 2019/2020 учебном году в рамках СУ СНГ выделено 129 квот и в рамках УШОС - 220 квот на обучение в РУДН. В настоящее время в соответствии с межправительственными соглашениями в течение периода от 6 до 10 месяцев по направлениям Министерства науки и высшего образования РФ в РУДН проходят стажировку порядка 80 студентов. В рамках СУ БРИКС в 2018 г. были подписаны соглашения о реализации совместных образовательных программ двойных дипломов “International Marketing” с Федеральным университетом Флуминенсе и “International Marketing and Business” с Федеральным университетом Минас Жерайс. На данные программы поданы на обучение две заявки из бразильских вузов. Стипендиальные программы РУДН Top Student Mobility и RUDN International Scholarship Для поддержки входящей академической мобильности студентов из зарубежных университетов в 2017 г. была создана конкурсная стипендиальная программа Top Student Mobility. В 2017 г. поддержку по ней получили более 70 студентов из 8 стран мира (Японии, Италии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Китая, Франции). В 2018 г. была продолжена стипендиальная программа Top Student Mobility, предусматривающая 48 стипендий в размере 41 500 руб. для студентов из ведущих вузов, прибывающих на обучение в РУДН. По итогам конкурного отбора, участие в котором приняли 96 студентов, в первом полугодии 2018 г. было назначено 20 стипендий победителям конкурса. Во втором полугодии 2018 г. выплачено еще 28 стипендий победителям, отобранным из 53 поданных заявок. В 2019 г. запланирована также выплата 48 стипендий в размере 41 500 руб. В первом полугодии стипендию уже получили 20 студентов. Во втором полугодии планируется провести конкурс и выплатить 28 стипендий для студентов - победителей из вузов-партнеров. В июне 2018 г. решением Ученого Совета РУДН была учреждена стипендиальная программа RUDN International Scholarship, нацеленная на поддержку студентов РУДН, участвующих в программах исходящей академической мобильности с ведущими университетами на срок не менее месяца. В рамках данной программы стипендию в размере 41 500 руб. получили 32 студента с факультета физико-математических и естественных наук, Инженерной академии, факультета гуманитарных и социальных наук, экономического факультета, Института мировой экономики и бизнеса, филологического факультета и Юридического института, обучавшиеся в ведущих вузах-партнерах из Великобритании, Германии, Испании, Италии, Китая, Латвии, Португалии и Франции. В 2019 г. в качестве финансовой поддержки выплачено 45 стипендий в размере 41 500 руб. студентам РУДН из Аграрно-технологического института, Института мировой экономики и бизнеса, Юридического института, Инженерной академии, экономического факультета, экологического факультета, факультета гуманитарных и социальных наук и филологического факультета. Сотрудничество РУДН с вузами ТОП-500 В 2017 г. количество действующих программ сотрудничества с вузами ТОП-500 составило 54 единицы, в числе которых подписанные в 2017 г. с Университетом Палермо по линии экологического факультета и с Казахским национальным университетом им. аль-Фараби по линии факультета физико-математических и естественных наук. Данный показатель был достигнут путем проведения ряда мероприятий, таких как реализация совместных образовательных программ, совместных научных исследований, а также участие в конференциях, осуществление академической мобильности и др. В 2018 г. в РУДН реализовывались уже 60 действующих программ сотрудничества с вузами ТОП-500, из которых были открыты программы с Университетом Барселоны (Испания), Еврейским университетом в Иерусалиме (Израиль), Университетом Пизы (Италия). В августе 2019 г. в РУДН насчитывалось 66 действующих программ сотрудничества с вузами ТОП-500, из которых осуществляется академическая мобильность студентов и НПР с Университетом Киото (Япония), Университетом Гранады (Испания), Сеульским национальным университетом (Южная Корея), Свободным университетом Брюсселя (Бельгия) и др.10 10 Данные РУДН по состоянию на 26.09.2019 г. Проведенный сравнительный анализ выявил, что участие студентов РУДН в программах академической мобильности значительно возросло, но при этом сохранился дисбаланс потока международных мобильных студентов. РУДН проводит большую работу с целью привлечения, удержания и стимулирования к учебе международных студентов. Для облегчения их адаптации в новых условиях учебной деятельности выделяются существенные финансовые ресурсы (стипендиальные программы Top Student Mobility и RUDN International Scholarship) 11 . Эти меры направлены на ин- 11 Поздравляем победителей стипендии «TOP STUDENT MOBILITY»! // Официальный веб-сайт РУДН. тернационализацию университета и превращение его в научно-исследовательский университет. В связи с тем что РУДН является одним из самых интернациональных вузов Российской Федерации, его опыт в реализации международной деятельности, в частности академической мобильности, может быть полезен в качестве ориентира для создания и развития данного аспекта интернационализации в российских вузах.

Nazym Bakytzhanovna Imankulova

RUDN University

Author for correspondence.
Email: nazym_0507@mail.ru
Moscow, Russian Federation

Postgraduate Student, Comparative Educational Policy Department

Gabriel Alekseevna Moshlyak

RUDN University

Email: moshlyak-ga@rudn.ru
Moscow, Russian Federation

PhD in History, Associate Professor, Comparative Educational Policy Department, Head of the Interuniversity cooperation office

  • Adilhanuly, N.А. (2014). The Competition between the Leading Foreign Schools for the Future of Kazakhstan. Vestnik RUDN. International Relations, 4, 201—206. (In Russian).
  • Altbach, Ph.G. (2018). Global Perspectives on Higher Education. Moscow: HSE Publishing House. (In Russan).
  • Borzova, A.Yu. & Medina González, Vinicio Xavier. (2018). RUDN University and Latin-Caribbean America: New Directions of Interaction in the Educational Sphere. Vestnik RUDN. International Relations, 18 (1), 208—220. doi: 10.22363/2313-0660-2018-18-1-208-220. (In Russian).
  • Chistohvalov, V.N. & Moshlyak, G.A. (2010). Integrative Tendencies in Realization of Priority Dimensions of Cooperation among Higher Schools in Russia and the European Countries. Vestnik RUDN. International Relations, 4, 77—83. (In Russian).
  • Filippov, V.M. (2015). Internationalization of Higher Education: Major Trends, Challenges and Prospects. Vestnik RUDN. International Relations, 15 (3), 203—211. (In Russian).
  • Filippov, V.M., Krasnova, G.A. & Syulkova, N.V. (2012). On the State and Prospects of International Networking of Russian Universities in the Implementation of Educational Programs in Various Regions of the World (Europe, CIS, SCO, APEC). University Management, 2, 7—11. (In Russian).
  • Filippov, V.M., Sun’, Yu. (2015). The Role of the University of the Shanghai Cooperation Organization in Conjugation of the Educational Spaces of Eurasia. Public Administration, 6 (98), 15—17. (In Russian).
  • Knight, J. (2007). Internationalization: Concepts, Complexities and Challenges. In: International Handbook of Higher Education. Springer Dordrecht. P. 207—227.
  • Kovalenko, S.A. & Smolik, N.G. (2014). Participation of Peoples’ Friendship University of Russia (PFUR) in the Activities of CIS Network University. Vestnik RUDN. International Relations, 4, 207—213. (In Russian).
  • Kurylev, K.P. & Savicheva, E.M. (2012). The Factor of Culture in Modernization and Predicting the Commonwealth of Independent States Future. Vestnik RUDN. International Relations, 1, 61—72. (In Russian).
  • Lawton, W. (2015). Digital Learning, Mobility and Internationalisation in European Higher Education. In: De Wit, H., Hunter, F., Howard, L. & Egron-Polak, E. (Eds.). Internationalisation of Higher Education. Brussels: European Parliament. P. 77—81.
  • Maslova, O.V. (2018). Erasmus+ International Staff Exchange Week in Vilnius. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 15 (3), 364—367. doi: 10.22363/2313-1683-2018-15-3-364-367. (In Russian).
  • Moshlyak, G.A. (2014). Organization of Cooperation in Education and Science with Latin American Countries. Vestnik RUDN. International Relations, 4, 218—221. (In Russian).
  • Tkach, G.F. & Filippov, V.M. (2014). Organizational, Legal and Practical Mechanisms to Ensure Academic Mobility and Expand the Export of Educational Services. Moscow: RUDN publ. (In Russian).

Views

Abstract - 94

PDF (Russian) - 62

PlumX


Copyright (c) 2019 Imankulova N.B., Moshlyak G.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.