International Development Agenda in Resolutions of General Assembly and ECOSOC of the United Nations from 1946 to 2000

Cover Page

Abstract


The United Nations established after the Second World War by the winner countries was a key institution which formed the conceptual basis for international development possessed all necessary instruments and knowledge for its implementation in concrete countries. The paper explores a role of two main UN bodies - General Assembly (UN GA) and Economic and Social Council (ECOSOC) in forming and pushing international development from the Organization establishment and till adoption of the Millennium Development Goals (MDGs) in 2000. To implement this research task the authors apply content-analysis and comparative historical analysis methods. A special database of the UN GA and ECOSOC documents dated 1946-2000 devoted to the development issues was made as well. The authors come to a conclusion that at the initial stage (1946-1959) both the UN GA and ECOSOC handled the similar tasks aimed at creating a new system of development institutions. After the adoption in 1961 the first Development Decade by the UN and till 2000 a process of division of powers of two bodies started. During this period a share of program documents in the GA discourse increased that laid a foundation for adoption by the global community the MDGs in 2000, operational and organizational issues were absorbed by the ECOSOC. The UN General Assembly was an important platform for the international dialogue on development which made it possible for the global community to adopt the Millennium Development Goals and Sustainable Development Goals (SDGs) in the 21st century. The UN GA acted as a catalyzing power for inclusion of new development issues in the agenda and creations of instruments and mechanisms for their implementation. The ECOSOC played a technical and coordinating role in a process of elaborating the international development agenda.


Введение Учрежденная после окончания Второй мировой войны странами-победительницами Организация Объединенных Наций (ООН) стала ключевым институтом, в рамках которого формировались концептуальные рамки международного развития. Согласно Уставу ООН, принятому в 1945 г., тремя основополагающими целями организации стали поддержание международного мира и безопасности; развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление международного сотрудничества для гармоничного социально-экономического развития всех стран мира. Для достижения поставленных целей были созданы соответствующие органы - Совет Безопасности (СБ ООН), Генеральная Ассамблея (ГА ООН), а также Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Именно на Генеральную Ассамблею на уровне специальных комитетов и на ЭКОСОС были возложены задачи по формулированию и совершенствованию подходов Организации к проблематике содействия развитию. Цель настоящего исследования - определить характер участия Генеральной Ассамблеи и ЭКОСОС в развитии рассматриваемой повестки на основе анализа принятых резолюций и решений. В качестве хронологических рамок исследования был выбран период с 1946 по 2000 г. Первые сессии Генеральной Ассамблеи и Экономического и Социального Совета состоялись спустя год после создания ООН, а рубеж XXI в. ознаменовался принятием Целей развития тысячелетия (ЦРТ) и значительным изменением парадигм международного сотрудничества в целях развития, основа для которого была сформирована в предыдущий полувековой период. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что ни в отечественной, ни в зарубежной исследовательской практике подобный анализ пока не проводился. ООН представляет научный интерес, в первую очередь, с точки зрения изучения Совета Безопасности [Meltzer 1978; Chesterman 2011], сотрудничества по секторальным вопросам (борьба с ВИЧ/СПИДом обеспечение безопасности, продвижение гендерных вопросов) [Breen 2007; Seckinelgin 2009; Исаченко 2010; Rushton 2010; Jansen et al. 2014; Гнатик 2014], «разделения труда» между ООН и неформальными институтами глобального управления [Cinelli 2013], приоритетов конкретных стран в ООН [Борзова 2012], работы отдельных органов [Green 1952; Lubin, Murden 1955; Sharp 1968; Chimni 2011; Fasulo 2015], в том числе по тематике развития [Weiss 2013; Ларионова, Сафонкина 2018]. Кроме того, в ряде имеющихся исследований встречаются тезисы о недостаточной вовлеченности ЭКОСОС в процесс формирования и совершенствования повестки международного развития. Авторы настоящего исследования утверждают, что подобные заключения некорректны. Генеральная Ассамблея и ЭКОСОС, как будет наглядно продемонстрировано в ходе анализа, действовали на основе принципа «разделения труда», что позволяло эффективно реагировать на возникающие вызовы и проблемы международного развития. Для проведения исследования авторы при помощи контент-анализа проанализировали документы ГА ООН и ЭКОСОС, принятые с 1946 по 2000 г., и отобрали документы, касающиеся развития, в специальную базу данных. Всего было отобрано 1010 резолюций Генеральной Ассамблеи и 576 резолюций ЭКОСОС. Для классификации документов внутри базы данных авторы использовали категории, выделенные профессором М.В. Ларионовой в ходе анализа резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, принятых в первые десятилетия сотрудничества для развития [Ларионова, Сафонкина 2018]. Эти категории включают: основные программные документы; торговлю и развитие; финансирование развития; отраслевое развитие; специальные потребности отдельных стран; организационные и операционные вопросы; создание инструментария ООН; разоружение и развитие; специальные вопросы развития (гендерная повестка и др.). От послевоенного восстановления к новой концепции международного развития: первые годы работы (1946-1959 гг.) Исследователи-девелопменталисты разделяют вторую половину XX в. на несколько периодов, для каждого из которых характерна определенная парадигма сотрудничества в целях развития, опирающаяся на соответствующую международную нормативно-правовую базу [например, Дегтерев 2013; Rietkerk 2015]. Ключевую роль в формировании парадигмы на протяжении всех периодов играла ООН и ее головной орган - Генеральная Ассамблея. На начальном этапе перед Организацией стояла задача восстановления пострадавших в ходе Второй мировой войны стран мира, в том числе за счет создания новой системы институтов и налаживания их деятельности. Это подтверждает преобладание четырех категорий резолюций в общем массиве резолюций ГА ООН по вопросам развития - специальные потребности отдельных стран (26%), финансирование развития (23%), создание инструментария ООН (19%) и организационные и операционные вопросы (18%) (рис. 1). В качестве основных достижений работы ГА ООН в области развития этого периода можно выделить учреждение Международного Чрезвычайного фонда помощи детям и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ); определение порядка бюджетного и финансового взаимодействия со специализированными учреждениями; выработку политики в отношении экономического развития малоразвитых стран, в том числе учреждение программ технической помощи ООН. Как и в случае с Генеральной Ассамблеей, перед ЭКОСОС на начальном этапе стояла задача решения организационных вопросов, поиска инструментов финансирования развития и создания 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 23% 18% 30% 26% 34% 18% 19% 10% 5% 2% 6% 4% 4% 2% 1% 0% 1% 0% 1% 1% ГА ООН ЭКОСОС Рис. 1. Соотношение документов ГА ООН и ЭКОСОС по категориям, 1946-1959 гг. / Fig. 1. The ratio of documents of the UN General Assembly and ECOSOC by categories, 1946-1959 Источник / Source: рассчитано авторами. инструментария, что подтверждается статистическими показателями (34, 18 и 10% соответственно) (рис. 1). В ходе 1-й сессии в 1946 г. было принято два решения, на основании которых были учреждены Комиссия по вопросам экономики и занятости (Резолюция 1/6 от 16.02.1946 г.), роль которой включала изучение процесса экономического развития слаборазвитых стран, но не ограничивалась этим, и Статистическая комиссия (Резолюция 1/8 от 16.02.1946 г.), на которую в дальнейшем будут возложены задачи по обеспечению развивающихся стран необходимой экспертизой, а также подготовка национальных кадров для статистических ведомств. В отличие от Генеральной Ассамблеи в повестке Совета в этот период было много вопросов отраслевого развития (доля составляет 30%), например, индустриализации, земельной реформы, использования энергетических ресурсов слаборазвитыми странами. Наиболее значительным результатом работы ЭКОСОС в сфере развития до первой Декады развития ООН стало создание региональных экономических комиссий. Специальные Экономические комиссии были учреждены для стран Европы, Азии и Дальнего Востока, Ближнего (Среднего) Востока, Латинской Америки и Африки. В список первоочередных задач региональных экономических комиссий входило содействие восстановлению подотчетных регионов, проведение экономических исследований и др. В первой половине 1950-х гг. была создана институциональная основа для взаимодействия ЭКОСОС с международными финансовыми организациями в интересах развития. По поручению Совета, Международный банк реконструкции и развития (МБРР) на протяжении ряда лет предоставлял экспертную оценку различных аспектов создания Международной финансовой корпорации (например, Резолюция № 416 (XIV) от 23.06.1952 г.; Резолюция № 482 (XVI) от 04.08.1953 г.). Корпорация была учреждена как структура в составе Всемирного банка в 1956 г. и в том же году был выдвинут проект Соглашения между ООН и Международной финансовой корпорацией о совместной деятельности в интересах финансирования развития (Резолюция № 634 (XXII) от 17.12.1956 г. и Резолюция № 635 (XXII) от 19.12.1956 г.). Десятилетия развития ООН: эволюция решений Генеральной Ассамблеи и ЭКОСОС 19 декабря 1961 г. ООН была принята первая программа международного экономического сотрудничества - «Декада развития», которая предполагала помощь в индустриализации развивающихся стран, модернизации их сельскохозяйственного сектора, мобилизации внутренних ресурсов, ликвидации голода и болезней, развитии образования и профессиональной подготовки. В этот и последующий периоды (1970-1980 гг.) 30% 25% 27% 20% 15% 10% 5% 0% 15% 8% 15% 7% 11% 8% 15% 14% 9% 8% 15% 12% 8% 0% 15% 8% 4% ГА ООН ЭКОСОС Рис. 2. Соотношение документов ГА ООН и ЭКОСОС по категориям, 1960-1970 гг. / Fig. 2. The ratio of documents of the UN General Assembly and ECOSOC by categories, 1960-1970 Источник / Source: рассчитано авторами. наблюдается наибольший период активности ГА ООН в отношении вопросов международного развития. На первое место вышли организационные и операционные вопросы (27%), далее с отставанием почти в два раза - программные документы (15%) и вопросы отраслевого развития (14%) (рис. 2). Основные достижения ГА ООН в этот период включают учреждение Фонда капитального развития ООН и Конференции ООН по торговле и развитию, а также Программы развития ООН; наращивание секторального сотрудничества, в том числе в сфере подготовки кадров, научно-технического сотрудничества, охраны природы. В указанный период на повестке ЭКОСОС в равной мере стояли организационные вопросы, вопросы отраслевого развития, торговли и развития и разоружения (по 15%) (рис. 2). В ходе 34-й сессии (1962 г.) ЭКОСОС впервые обратился к вопросу о взаимосвязи сокращения военных расходов и финансирования программ развития (Резолюция № 891 (ХХХIV) от 26.07.1962 г.), который впоследствии прочно войдет в повестку ГА ООН. В 1970-е гг. основным из вопросов международного сотрудничества в целях развития становится борьба с бедностью. В этот период немного снижается доля резолюций ГА ООН по организационным и операционным вопросам (с 27 до 26%), однако возрастает доля программных документов (с 15 до 21%) и документов, посвященных специальным потребностям отдельных стран (с 9 до 13%). Внимание Генеральной Ассамблеи в 1970-е гг. было сфокусировано на вопросах международного валютного положения, решения проблемы растущих долговых обязательств развивающихся стран, международной торговли, охраны окружающей среды. В 1974 г. была принята Хартия экономических прав и обязанностей государств, направленная на укрепление международного сотрудничества в целях развития. В этот период в силу политических подвижек в диалоге между двумя сверхдержавами - СССР и США - по вопросам приостановки гонки вооружений ГА ООН начинает принимать резолюции по вопросу использования ресурсов, высвободившихся в результате разоружения, для развития, доля которых возрастет в 1980-е гг. (с 1 до 2%). В русле концепции «Юг-Юг», получившей распространение в тот период, ГА ООН выступила в поддержку экономического сотрудничества между развивающимися странами. Во втором десятилетии развития ООН ЭКОСОС активно участвовал в процессе выработки общих стратегий и программ развития. В отличие от ГА ООН, где доля организационных 40% 35% 30% 25% 20% 21% 11% 11% 14% 13% 26% 48% 15% 10% 5% 0% 11% 10% 4% 1% 8% 7% 1% 1% 0% 7% 6% ГА ООН ЭКОСОС Рис. 3. Соотношение документов ГА ООН и ЭКОСОС по категориям, 1970-1980 гг. / Fig. 3. The ratio of documents of the UN General Assembly and ECOSOC by categories, 1970-1980 Источник / Source: рассчитано авторами. вопросов снизилась, в ЭКОСОС она резко возросла (до 48%), что свидетельствует о передаче Генеральной Ассамблеей Совету ряда вопросов развития для проработки. В указанный период в повестке дня ЭКОСОС сохранили актуальность вопросы отраслевого развития (14%) и финансирования развития (11%). Резко снижается доля документов по вопросам разоружения (с 15 до 0%), что может быть обусловлено переходом этого вопроса в повестку ГА ООН. Наблюдается увеличение доли программных документов (с 1% на начальном этапе до 11%) (рис. 3). Среди достижений работы Совета в этот период можно выделить обращение к Генеральной Ассамблее об утверждении Программы действий по ликвидации голода и недоедания (Резолюция № 2124 (LXIII) от 04.08.1977 г.); предложение об учреждении межправительственного комитета (Резолюция № 1980 (LIX) от 31.07.1975 г.) и детальное рассмотрение вопроса гуманитарных обменов между развитыми и развивающимися странами, а именно утечки квалифицированных кадров. 1980-е гг. стали периодом распространения неолиберальных идей, снижения роли государства в экономике и, соответственно, в этот период в поведении стран-доноров наблюдалось стремление заменить официальную помощь развитию частными инвестициями. На первое место в распределении резолюций ГА ООН по категориям вышли программные документы (26%), что демонстрирует осознание государствами - членами ООН необходимости трансформации формата сотрудничества и выработки единой глобальной парадигмы международного развития (рис. 4). Этот процесс займет 20 лет и завершится принятием Целей развития тысячелетия в 2000 г. В центре повестки ГА ООН в этот период были вопросы сотрудничества в промышленной, энергетической, научно-технической сферах с развивающимися странами, укрепления доверия в международных экономических отношениях и развития устойчивых моделей потребления. Важным решением стало принятие в 1986 г. Резолюции A/RES/41/128 с Декларацией о праве на развитие. Во время третьего десятилетия развития ООН резко возрастает доля документов ЭКОСОС в области отраслевого развития (с 11 до 38%) и по специальным вопросам развития, например, о роли женщин в экономическом развитии (Резолюция № 1982/19 от 04.05.1982 г., а также резолюции под номерами 1982/19, 1985/46, 1986/27, 1986/28, 1986/31, 1987/18, 1987/19, 1987/20 и др.), о мерах поддержки коренного населения (Резолюция № 1985/38 от 30.05.1985 г.), о роли традиционных институтов в развитии (Резолюция № 1983/23 от 26.05.1983 г.). В то же время практически уходят из повестки дня вопросы 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0% 26% 13% 6% 4% 0% 1% 38% 20% 14% 0% 20% 11% 11% 2% 1% 1% 25% 7% ГА ООН ЭКОСОС Рис. 4. Соотношение документов ГА ООН и ЭКОСОС по категориям, 1980-1990 гг. / Fig. 4. The ratio of documents of the UN General Assembly and ECOSOC by categories, 1980-1990 Источник / Source: рассчитано авторами. 45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 30% 6% 10% 16% 30% 9% 43% 19% 12% 10% 5% 0% 4% 2% 4% 3% 3% 0% 4% 6% 1% ГА ООН ЭКОСОС Рис. 5. Соотношение документов ГА ООН и ЭКОСОС по категориям, 1990-2000 гг. / Fig. 5. The ratio of documents of the UN General Assembly and ECOSOC by categories, 1990-2000 Источник / Source: рассчитано авторами. финансирования развития и торговли и развития, что было обусловлено общим разочарованием в существующих подходах в этой сфере. В 1990-е гг. продолжает расти разочарование существующей системой международного развития и осознание необходимости ее пересмотра, что отражается в высокой доле программных резолюций ГА ООН в указанный период (30%) (рис. 5). После распада СССР и налаживания отношений между Российской Федерацией и США вопросы разоружения вновь становятся актуальными для глобальной повестки дня. Доля резолюций ГА ООН по этому вопросу выросла до 4%, максимального показателя с момента создания ООН. В 1990-е гг. ГА ООН уделяла повышенное внимание укреплению сотрудничества Организации с другими международными институтами и внутренней коммуникации, поиску новых источников финансирования развития и др. - вопросам, решить которые было необходимо для формирования новой глобальной парадигмы развития. Именно в 1990-е гг. охрана окружающей среды стала рассматриваться в повестке дня ГА ООН как неотъемлемая составляющая развития. Снова выросла доля торговых вопросов в резолюциях ГА ООН, посвященных развитию, что было обусловлено активизацией торговых переговоров и созданием ВТО в 1995 г. Работа ЭКОСОС в годы четвертого десятилетия развития ООН была сосредоточена на повышении эффективности системы содействия международному развитию, а также проблемах отраслевого развития. Поскольку Генеральная Ассамблея была сфокусирована на разработке программных документов, на плечи Совета легла задача решения организационных вопросов, и в этой связи их доля в общем объеме документов резко возрастает (с 11 до 43%). Заключение Таким образом, проведенное исследование решений и резолюций Генеральной Ассамблеи и ЭКОСОС ООН в области развития, принятых в 1946-2000 гг., позволило определить некоторые закономерности в эволюции интересующей повестки и роли в этом процессе рассматриваемых органов ООН. Несмотря на изначально различные задачи, возложенные на Генеральную Ассамблею и Экономический и Социальный Совет в рамках процесса послевоенного восстановления и последующего развития, только к началу второго десятилетия развития ООН данные органы перешли на модель «разделения труда». В течение предшествующих периодов (в 1946-1959 гг. и 1960- 1970 гг.), когда перед ООН стояла задача восстановления пострадавших в ходе Второй мировой войны стран мира и формирования концептуальной и функциональной базы содействия развитию, Генеральная Ассамблея и ЭКОСОС принимали схожие по своему характеру решения, направленные на создание инструментов и институтов содействия международному развитию. Начиная с 1970-х гг. ГА ООН и ЭКОСОС работали в различных предметных областях - Генеральная Ассамблея формулировала и принимала основные решения и документы в области развития, тогда как ЭКОСОС обеспечивал согласованную работу специализированных органов и совершенствование инструментов содействия международному развитию. Слаженная деятельность ГА ООН и ЭКОСОС позволила выработать концептуальные рамки, в том числе в отношении нужд малоразвитых стран и регионов, которые составили основу Целей развития тысячелетия и Целей устойчивого развития.

Alexander Alexandrovich Ignatov

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA)

Author for correspondence.
Email: ignatov-aa@ranepa.ru
Moscow, Russian Federation

Researcher of the Center for International Institutions Research (CIIR)

Elizaveta Andreyevna Safonkina

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA)

Email: safonkina-ea@ranepa.ru
Moscow, Russian Federation

Researcher of the Center for International Institutions Research (CIIR)

  • Borzova, A.Yu. (2012). Brazil Approaches to the UN Reform. International Organisations Research Journal, 7 (3), 237—245.
  • Breen, С. (2007). The Necessity of a Role for the ECOSOC in the Maintenance of International Peace and Security. Journal of Conflict and Security Law, 12 (2), 261—294. doi: 10.1093/jcsl/krm012.
  • Chesterman, S. (2011). The Outlook for UN Reform. NYU School of Law, Public Law Research Paper No. 11—55. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=1885229 (accessed: 24.10.2018).
  • Chimni, B.S. (2011). ECOSOC and International Economic Institutions. In: Wilde, R., Charlesworth, H., Schrijver, N., Krisch, N., Chimni, B.S., Gowlland-Debbas, V., Klabbers, J., Yee, S. & Shearer, I. United Nations Reform Through Practice: Report of the International Law Association Study Group on United Nations Reform. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=1971008 (accessed: 24.10.2018).
  • Cinelli, C. (2013). The G-20 at the UN ECOSOC: A Complementary Perspective. In: Bossone, B., Cafaro, S., Di Bene¬detto, S. & Malaguti, M.C. Legitimacy and Effectiveness in Global Economic Governance. Cambridge Scholars Publishing. P. 80—106.
  • Degterev, D.A. (2013). International Development Assistance: Aid Efficiency and Evolution of International Law Regimes. Moscow: LENAND.
  • Fasulo, L. (2015). An Insider’s Guide to the UN. 3rd ed. Yale University Press.
  • Gnatik, E.A. (2014). Role of the UN in the Elaboration of International Health Standards. RUDN Journal of Law, 4, 304—313.
  • Green, J.F. (1952). ECOSOC: Its Role and Its Achievements. World Affairs, 115 (3), 74—76.
  • Isachenko, T.M. (2010). The Interaction of international Organizations in the Processes to Formation of Trade Policy. Vestnik MGIMO-University, 6, 215—221.
  • Jansen, R. (Eds.). (2014). Measuring International Trade and Economic Globalization. Paper Prepared for the IARIW 33rd General Conference, Rotterdam, the Netherlands, August 24—30. URL: https://unstats.un.org/unsd/trade/events/ 2014/mexico/documents/session1/IARIW%20-%20Session%207C%20-%20Jansen%20Paper.pdf (accessed: 04/10/2018).
  • Larionova, M.V. & Safonkina, E.A. (2018). The First Five Decades of Cooperation for Development. Actors, Achievements and Challenges. International Organisations Research Journal, 13 (4), 96—121. doi: 10.17323/1996-7845-2018-04-05.
  • Lubin, I. & Murden, F. (1955). ECOSOC: Concept Versus Practice. Journal of International Affairs, 9 (2), 67—78.
  • Meltzer, R.I. (1978). Restructuring the United Nations System: Institutional Reform Efforts in the Context of North—South Relations. International Organization, 32 (4), 993—1018. doi: 10.1017/S0020818300032069.
  • Rietkerk, A. (2015). In Pursuit of Development: the United Nations, Decolonization and Development Aid, 1949—1961. PhD thesis, London School of Economics and Political Science (LSE). URL: http://etheses.lse.ac.uk/3158/ (accessed: 24.10.2018).
  • Rushton, S. (2010). AIDS and International Security in the United Nations System. Health Policy Plan, 25 (6), 495—504. doi: 10.1093/heapol/czq051.
  • Seckinelgin, H. (2009). Global Social Policy and International Organizations: Linking Social Exclusion to Durable Inequality. Global Social Policy, 9 (2), 205—227. doi: 10.1177/1468018109104626.
  • Sharp, W.R. (1968). Decision-making in the Economic and Social Council. International Organization, 22 (4), 881—901.
  • Weiss, T.G. (2013). ECOSOC and the MDGs: What Can Be Done? Global Poverty Summit in Johannesburg, GPS 1/26. 2013. doi: 10.4324/9780203104798.

Views

Abstract - 112

PDF (Russian) - 95

PlumX


Copyright (c) 2019 Ignatov A.A., Safonkina E.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.