Book Review: Mittelman, J.H. (2018). Implausible Dream. The World-Class University and Repurposing Higher Education. Princeton: Princeton University Press, 262 p

Cover Page

Abstract



За последние 20-30 лет многие социальные инновации превратились в рутину с точки зрения их общественного восприятия. Однако есть области, революционные изменения в которых по-прежнему являются чувствительными для любого общества. Высшее образование остается как раз той сферой, которая совмещает сугубо традиционный подход с массой новаторских разработок и требует крайне осторожного использования всего того массива предлагаемых инициатив, которые позволяют университетам выживать и продвигаться в эпоху глобализации образования и, как следствие, тотальной конкуренции за студентов, финансирование, научное имя и международные рейтинги. Любая фундированная публикация касательно образования неизменно вызывает живой интерес у аудитории, причем как профессиональной, так и у более широкого круга читателей. Книга Джеймса Миттельмана, ученого с мировым именем и заслуженного профессора Американского университета (США), с броским названием «Несостоятельная мечта» как раз пример такой публикации, которая любопытна с точки зрения сравнительного анализа образовательных практик разных стран и, что немаловажно, располагает читателей из-за взвешенного подхода автора ко многим насущным и спорным вопросам университетской политики. Стержневая тема исследования - анализ тотального стремления вузов достичь статуса университетов мирового уровня и реальных возможностей в воплощении столь амбициозной и для большинства неправдоподобной мечты. Ценность издания не только в рационально-критическом подходе, но и в попытке предложить альтернативные опции, которые помогут сформировать иную парадигму развития для подавляющего большинства вузов вместо слепого копирования стратегии небольшой группы наиболее мощных и развитых вузов по достижению бренда «университета мирового класса». Автор прагматично описывает нынешние тенденции в образовании, всецело относя университеты к категории полноценных акторов на мировой арене, которые получили ключевой толчок к развитию после 1945 г. по аналогии с межправительственными и неправительственными институтами. В этом качестве университеты генерируют «рыночную власть», являясь двигателем «мягкой силы» [Mittelman 2018]. В стремлении приблизиться к уровню мирового класса вузы как некогда оплоты социального развития постепенно отходят от выполнения своей исконной миссии по «развитию демократической гражданственности, поощрения критического мышления и защиты академической свободы». В борьбе за национальные и международные рейтинги вузы применяют «новую форму утилитаризма», которая продвигает в образовательной среде жесткие законы рыночной экономики и конкуренции в ущерб академическим ценностям. Так, приоритетными становятся «полезные знания и навыки решения проблем» в ущерб широкой фундаментальной подготовке. В этой связи автор цитирует письмо А. Эйнштейна, адресованное New York Times в 1952 г., в котором он предостерегает сторонников образовательной модели, основанной на узкой специализации, говоря о том, что студент в таких условиях «скорее превратится в хорошо дрессированную собаку, нежели чем в гармоничную полноценную личность» [Mittelman 2018]. По мнению автора, подобная образовательная модель, основанная на законах рынка, получила сегодня повсеместное распространение и стала нормой. Соответственно, в качестве общей проблематики автор формулирует следующие вопросы: Насколько вузы, как акторы, в состоянии мудро и ответственно проецировать свою власть? Что заставляет институты вставать на путь жесткой борьбы за право причислить себя к классу «элиты» с брендом «университет мирового уровня»? Насколько это разумно и в принципе возможно для подавляющего большинства вузов? [Mittelman 2018]. С точки зрения методологии книга более чем доступна рядовому читателю, так как основывается преимущественно на эмпирическом анализе и сравнительном кейс-стади. Профессор Дж. Миттельман, используя свой поистине богатейший опыт, сравнивает три непохожих друг на друга национальных подхода: неолиберальный подход США, продвигающий образовательную модель, ориентированную преимущественно на рынок в условиях усиливающейся глобализации; пример Финляндии в качестве иллюстрации активной социальной политики государства в области образования; пример Уганды как постколониального государства с исторически государственным регулированием образовательной модели, но вступившего на путь активного формирования частной университетской системы [Mittelman 2018]. Бесспорным преимуществом выступает подробнейшее изложение исторических условий формирования каждой модели, а также тщательный разбор преимуществ и недостатков с учетом современных реалий. Автор отмечает удивительный парадокс - вузы становятся все более похожими друг на друга на фоне одновременно увеличивающихся различий. Тенденции в виде конвергенции и усиления отличий между вузами взаимообусловлены и образуют полиморфизм [Mittelman 2018]. В каждом конкретном кейсе Дж. Миттельман обращает внимание читателей не только на исторические предпосылки, но и на современный контекст развития вуза. Автор указывает на общность изученных кейсов: университеты создавались в странах, переживших гражданские войны и международные военные конфликты; изначально вузы формировались под влиянием религиозного фактора; по мере приобретения светского характера институты адаптировались под европейскую модель; каждая образовательная система так или иначе вращалась вокруг национальной идентичности [Mittelman 2018]. Профессор Дж. Миттельман полагает, что все 30 тыс. вузов мира не могут одновременно стать университетами мирового класса. Прямая конкуренция с хабом богатых научно-исследовательских университетов «развитого Севера», в распоряжении которых имеются значительные ресурсы, подчас контрпродуктивна [Mittelman 2018]. Это своего рода образовательная утопия. В условиях глобализации всегда будет присутствовать неравное распределение ресурсов и возможностей, что изначально предопределяет более сложную иерархию университетов, чем данные рейтингов или акредитационных агентств. Автор ни в коем случае не призывает вузы отказываться от своих долгосрочных стратегий, ведь глобальная мечта по продвижению к уровню университета мирового класса может вдохновлять на реализацию краткосрочных точечных проектов. Но если мечта слишком амбициозна и явно несбыточна, то создаются ложные ожидания. Более прагматичный и дальновидный подход - развивать свои конкурентные преимущества с опорой на альтернативные жизнеспособные стратегии. Автор выдвигает пять, по его выражению, скромных предложений в виде структурных реформ, которые, будучи использованными в комплексе, способны произвести системный эффект. В частности, он призывает: 1) сформировать правильный образовательный дискурс в целях грамотного определения миссии вуза; 1. соединить глобальный и локальный уровни; 2. продвигать культуру креативности и творчества; 4) создавать стимулы работы интеллектуальной элиты; 5) соблюдать политику жесткой экономии [Mittelman 2018]. Легкость и незамысловатость предложенных инициатив не означает простой и быстрый характер их имплементации. В каждом конкретном случае требуются основательные и тщательно проработанные механизмы реализации. Ведь, как справедливо заметил профессор Дж. Миттельман, конкурентная борьба университетов будет только обостряться...

Vladimir Mikhailovich Filippov

RUDN University

Email: rector@rudn.ru
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Academician of the Russian Academy of Education, Rector of the Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University), Chairman of the Higher Attestation Commission at the Ministry of Science and Higher Education of Russian Federation

  • Mittelman, J.H. (2018). Implausible Dream. The World-Class University and Repurposing Higher Education. Princeton: Princeton University Press

Views

Abstract - 479

PDF (Russian) - 113

PlumX


Copyright (c) 2019 Filippov V.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.