Book Review: Shekhar, V. (2018). Indonesia’s Foreign Policy and Grand Strategy in the 21st Century. London: Routledge, 243 p

Cover Page

Abstract



Вибханшу Шекхар - известный исследователь АСЕАН, Индонезии и Азии в целом, профессор Американского университета в Вашингтоне. В марте 2018 года вышла его новая книга: Indonesia’s Foreign Policy and Grand Strategy in the 21st Century (Rise of an Indo-Pacific Power). Она суммирует ряд предыдущих работ автора по исследованию индонезийской внешней политики и ее региональной роли [Shekhar 2011; Shekhar 2015]. В первую очередь, следует отметить, что для книги при анализе азиатских стран характерны классические для «западной» литературы реалистический, геополитический и геоэкономический подходы. Индонезия оценивается, прежде всего, как мощная сила в Азиатском регионе, как сила, которая способна противостоять главному азиатскому дракону - Китаю и остальным региональным силам [Acharya 2014; Roberts, Habir, Sebastian 2015]. Автор подразделяет работу на шесть глав, первые четыре - затрагивают вопросы геополитического влияния Индонезии в регионе. Оставшиеся две посвящены вопросам взаимодействия с АСЕАН и внешним миром в целом [Shekhar 2018: 9]. Общая логика анализа эволюции внешней политики строится по классическому для индонезиеведческих работ принципу разделения на президентские сроки. Безусловно, такой подход позволяет наилучшим образом выявить ключевые этапы развития внешнеполитических идей, так как в индонезийской политике большую роль с момента обретения страной независимости играет личность президента и его ближайшего окружения [Shekhar 2018: 26]. В. Шекхар обращает внимание читателя на то, что в Индонезии внешняя политика является в первую очередь отображением настроений ее элиты [Shekhar 2018: 35]. Обосновывая усиление влияния Индонезии в регионе, ученый упоминает о все более возрастающих показателях ВВП и общих экономических показателях страны. В западной литературе и в работах авторов из АСЕАН, в особенности из Сингапура, подобная точка зрения на методы оценки влияния превалирует. Шекхар справедливо отмечает, что стремление к возвышению роли экономических факторов проистекает из общенаучного и даже бытового восприятия Индонезии как третьего азиатского тигра со многими сопутствующими стереотипами и надеждой на то, что данное государство в скором времени займет лидирующие позиции [Shekhar 2018: 30]. Однако автор стремится обратить внимание на необходимость учета специфики индонезийской политики, преемственности ее классических традиций и влияния новшеств, которые, с одной стороны, призваны изменить мышление политической элиты в отношении внешнеполитических вопросов, а с другой - задуматься о сохранении исконных ценностей в основе базовых доктрин и принципов индонезийской дипломатии. Данная монография демонстрирует пример успешного анализа эволюции внешней политики Индонезии. Автором подробно рассмотрены различные периоды истории страны. Так, он акцентирует внимание на том факте, что эра двух президентов Сукарно и Сухарто закрепила исконные для Индонезии противоположные начала: лидерство (временами агрессивное) в регионе и невмешательство, посредничество и добрые услуги на глобальном уровне. Автор также упоминает доктрину активной и независимой внешней политики (bebas dan aktif) и идею «лавирования между двумя камнями» Мохаммада Хатта, первого вице-президента Индонезии. Шекхар отмечает, что после свержения Сухарто в 1998 г. перед страной, которая вошла в период реформ, встала задача по лавированию уже не между «двумя камнями, а сразу несколькими десятками камней» [Shekhar 2018: 114]. Период президентства Б.Ю. Хабиби и Мегавати Сукарнопутри и др. демократических президентов периода Реформации автор объективно оценивает как бифуркационный этап для внешней политики Индонезии, которая с началом XXI в. активно вовлекается в мировые дела, стремится показывать себя страной - лидером АСЕАН и сохранить позиции значительной региональной державы, которые ранее завоевала при двух авторитарных президентах [Shekhar 2018: 28]. При этом В. Шекхар на конкретных примерах доказывает, что преобладание классических концепций времен холодной войны было очевидным [Shekhar 2018: 120]. Усиление регионального влияния Индонезии в новом веке автор связывает с приходом в 2004 г. президента Сусило Бамбанг Юдойоно, который занимал пост два срока в течение 10 лет до 2014 г. Шекхар, как и ряд других ученых, развивает идею о значении АСЕАН для периода Юдойоно. Действительно, роль Индонезии в АСЕАН наиболее полно проявилась именно в десятилетие правления Юдойоно. Например, в период с 2011 г. индонезийский министр иностранных дел Марти Наталегава активно продвигал институциональные реформы в АСЕАН, а его Доктрина «динамического равновесия» привела к усилению руководящей роли Индонезии в деле инициирования институциональных реформ, учреждений АСЕАН, первостепенной региональной организации для доминирования Индонезии в регионе, а также к активности в решении основных актуальных современных проблем, с которыми сталкиваются государства - члены АСЕАН [Shekhar 2018: 135]. Упоминается Шекхаром и концепция Юдойоно: «Тысяча друзей и ни одного врага», которая в первую очередь провозглашала активное участие Индонезии в деле выстраивания отношений с Западом и, что немаловажно, с мусульманским миром, в рамках которого Индонезия также начала позиционироваться как потенциальный лидер мировой Уммы с самым крупным мусульманским населением в мире. Шекхар в целом оценивает период президентства Юдойоно как время формирования фундамента той Индонезии, которая сейчас может быть оценена как региональный лидер с потенциалом мировой державы. Завершает подробный анализ внешней политики оценка деятельности нынешнего президента Джоко Видодо и его администрации. Период Джокови оценивается автором как ключевой для оформления современного регионального лидерства Индонезии в силу пересмотра старых принципов невмешательства и посреднической роли [Shekhar 2018: 145]. Автор отмечает, что после победы в 2014 году новый президент обнародовал доктрину «Индонезия - Морская ось мира» (ИМОМ). По его мнению, стремление Индонезии стать морской державой свидетельствует о новом уровне индонезийского самосознания, что разительно отличается от предыдущих попыток только лишь восстановить и улучшить международный имидж [Shekhar 2018: 194]. Ее смысл состоит в превращении Индонезии в мировую морскую державу. Концепция «морской оси» затрагивает интересы во многих секторах мировой политики и экономики. Анализирует Шекхар и действия Индонезии по защите интересов в Южно-Китайском море. Автор также отмечает отход Индонезии от асеаноцентричности [Shekhar 2018: 172]. Рецензируемая работа представляет собой серьезную и интересную книгу на довольно редкую тему. Она представляется одной из наиболее систематизированных трудов по эволюции внешней политики Индонезии. Следует отметить, что благодаря подробному анализу автора возможно сформировать представление об истории регионального влияния Индонезии и ее современном положении, роли, статусе, а также о ее значении в мировой политике.

Nikita Sergeevich Kuklin

RUDN University

Email: kouklinesawicki@gmail.com
MA student of the Department of Theory and History of International Relations, Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)

  • Acharya, A. (2014). Indonesia Matters: Asia's Emerging Democratic Power. Singapore: World Scientific Publishing Co. Pte. Ltd.
  • Roberts, C.B., Habir, A.D. & Sebastian, L.C. (Eds.). (2015). Indonesia. Indonesia’s Ascent: Power, Leadership, and the Regional Order. Houndmills: Palgrave Macmillan.
  • Shekhar, V. (2011). The Politics of Islam. Nation-Building and Development ethnic violence and Terrorism in Indonesia. New Delhi: Anamika Publishers & Distributors (P) Ltd.
  • Shekhar, V. (2015). Indonesia’s Rise: Seeking Regional and Global Roles. New Delhi: Pentagon Press.
  • Shekhar, V. (2018). Indonesia’s Foreign Policy and Grand Strategy in the 21st Century. London: Routledge, 243 p.

Views

Abstract - 109

PDF (Russian) - 120

PlumX


Copyright (c) 2019 Kuklin N.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.