Book Review: Yu Cheng, Lilei Song & Lihe Huang (Eds.). (2018). The Belt & Road Initiative in the Global Arena. Chinese and European Perspectives. Palgrave Macmillan, 2018, 266 p

Cover Page

Abstract


-


Монография «The Belt & Road Initiative in the Global Arena. Chinese and European Perspectives» носит коллективный характер и состоит из трудов китайских и европейских исследователей. Работа посвящена рассмотрению основных аспектов реализации инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП), а также анализу особенностей европейского направления внешней политики Китая и приоритетных сфер китайскоевропейского сотрудничества на современном этапе. Актуальность монографии обусловлена тем фактом, что роль Китая в современных международных отношениях и системе глобального экономического управления неуклонно возрастает. По мнению академика В.В. Михеева, свое лидерство Китай может осуществить только во взаимодействии, пусть и конкурентном, с существующими глобальными лидерами и другими ориентирующимися на них странами при отказе от противодействия им. И чтобы иметь успех, Китай должен будет предлагать новые идеи, приемлемые для остального мира [Михеев, Луконин, Игнатьев 2017]. Одним из таких проектов является инициатива «Один пояс, один путь», реализация которого, по замыслу руководства страны, является главным практическим инструментом в построении «сообщества единой судьбы человечества» и «системы международных отношений нового типа». Инициатива состоит из двух крупных экономических проектов: Экономического пояса Шелкового пути (далее - ЭПШП) и Морского Шелкового пути XXI века. В сентябре 2013 г. Председатель КНР Си Цзиньпин в своей лекции в Назарбаев Университете (Астана, Казахстан) предложил инициативу Экономического пояса Шелкового пути как возрождения древнего Шелкового пути, связывающего Китай со странами Евразии, Среднего и Ближнего Востока. В октябре 2013 г. Председатель КНР Си Цзиньпин в своем обращении к парламенту Индонезии выдвинул концепцию Морского шелкового пути XXI века (МШП) как возрождения древнего Морского Шелкового пути [Киреева 2018]. Оба проекта предполагают организацию в Евразии транспортно-логистической сети, включающей в себя железнодорожные и автомобильные магистрали, воздушные и морские пути, развитие коммуникационных линий. Вдоль транспортных маршрутов создается и модернизируется соответствующая инфраструктура. Предполагается, что все это сформирует интегрированный экономический коридор, который свяжет Китай со странами Европы, Африки и в перспективе Латинской Америки. Инициатива «Один пояс, один путь» охватывает многие сферы международного сотрудничества: торгово-экономическое взаимодействие, взаимную политическую поддержку, а также гуманитарные связи. Внимание к гуманитарному аспекту нашло отражение в формулировке «путь цивилизации» во время выступления Председателя КНР Си Цзиньпина на Форуме Высокого уровня «Один пояс, один путь» в Пекине в мае 2017 г. - он должен быть основан на взаимном понимании и уважении между разными цивилизациями, между которыми не должно быть барьеров и конфликтов [Ломанов 2017]. Важная роль гуманитарного сотрудничества подчеркивается в первом разделе монографии «Comprehension and Communication on the „Belt and Road“ Initiative», подготовленной интернациональным коллективом авторов из Китая и стран Восточной Европы. Авторы глав справедливо отмечают, что китайско-европейское гуманитарное взаимодействие является важной составляющей инициативы «Один пояс, один путь» [The Belt & Road Initiative... 2018]. Особый интерес вызывает глава «Public Opinions on the Belt and Road Initiative: A Cross-Cultural Study», подготовленная китайским исследователем Юй Чэном. Автор проводит сравнительный анализ межкультурных различий в формировании имиджа инициативы «Один пояс, один путь», а также выявляет роль общественного мнения в европейских странах и европейских СМИ в отношении инициативы [The Belt & Road Initiative... 2018]. Значительный интерес в первом разделе монографии представляет глава «A Model for the Belt and Road Initiative: China’s Cultural Diplomacy Toward Central and Eastern European Countries», авторами которой также являются исследователи из Китая Лилэй Сун и Чжао Цици. Данная проблематика чрезвычайно актуальна, так как авторы рассматривают инструментарий культурной дипломатии Китая на европейском направлении на примере деятельности Институтов Конфуция, китайских СМИ в Центральной и Восточной Европе, что, по их мнению, должно привести к улучшению восприятия населением этих стран инициативы «Один пояс, один путь», а также закрепить экономические результаты, достигнутые в рамках формата «16+1» (Форум «ЦВЕ - Китай» - Прим. авт.) [The Belt & Road Initiative... 2018]. Во втором разделе «Regional Cooperation in the „Belt and Road“ Initiative» авторы из Венгрии и Польши анализируют региональные аспекты инициативы «Один пояс, один путь» на примере Восточной Европы в целом и китайско-польских отношений в частности [The Belt & Road Initiative... 2018]. В главе «One Belt, One Road: Connecting China with Central and Eastern Europe?» венгерский ученый Агнес Суномар раскрывает взаимные интересы сторон во взаимодействии в рамках ОПОП, которые заключаются, по его мнению, в развитии инвестиционного и инфраструктурного сотрудничества. В качестве основного примера автором приводится проект строительства высокоскоростной железнодорожной Белград-Будапешт, вызвавший, однако, недовольство со стороны руководства Евросоюза [The Belt & Road Initiative... 2018]. Петр Байор в главе «Determinants and Directions of Polish-Chinese Cooperation in the Context of the One Belt, One Road Initiative» подробно рассматривает приоритетные направления взаимоотношений между Китаем и Польшей, а также выявляет роль Польши во внешней политике Китая в Восточной Европе, делая вывод о приоритетном характере китайско-польских отношений [The Belt & Road Initiative... 2018]. В третьем разделе «Economic Cooperation in the „Belt and Road“ Initiative», на наш взгляд, наиболее интересной является глава «China- Europe Investment Cooperation: A Digital Silk Road». Автор главы, Мирейя Пауло, рассматривает цифровую индустрию, в частности рынок пятого поколения мобильной связи (5G), который, по его мнению, открывает ряд новых возможностей для реализации «Цифрового Шелкового пути» и сотрудничества между Китаем и ЕС в рамках Европейского фонда стратегических инвестиций [The Belt & Road Initiative... 2018]. В четвертой части монографии «Geopolitical Challenge in the „Belt and Road“ Initiative» рассматривается роль Центрально-Азиатского региона в реализации Экономического пояса Шелкового пути, через который проходит большинство его транспортных маршрутов. По мнению авторов Филиппо Коста Буранелли и Питера Мартона, в процессе реализации ЭПШП Китай сталкивается с рядом угроз безопасности проекта: с нестабильной социально-экономической и политической ситуацией в некоторых странах Центральной Азии, с фактором близости Афганистана к маршрутам ЭПШП, что также ставит под угрозу безопасность транспортировки товаров и энергоносителей и др. [The Belt & Road Initiative... 2018]. Наконец, в главе «China in Central Asia and the Balkans: Challenges from a Geopolitical Perspective» автор Цзюнбо Цзянь указывает на опасность столкновения геополитических интересов Китая в рамках реализации Экономического пояса Шелкового пути с интересами других «игроков» в Центральной Азии (к ним автор относит Россию и ЕС), а также вероятность усиления противоречий между Евросоюзом и Китаем в контексте укрепления влияния последнего на Балканах [The Belt & Road Initiative... 2018]. В целом в коллективной монографии удалось собрать воедино ряд наиболее актуальных для научного сообщества вопросов китайско-европейского взаимодействия в рамках реализации инициативы «Один пояс, один путь», не получавших ранее столь пристального освещения. Безусловно, работа выполнена на достойном уровне и заслуживает ознакомления.

Anatoly Vladimirovich Tsvyk

RUDN University

Author for correspondence.
Email: tsvyk-av@rudn.ru

PhD in History, Senior Lecturer of Department of Theory and History of International Relations, Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)

  • Kireeva, A.A. (2018). Belt and Road Initiative: Overview, Objectives and Implications. Comparative Politics Russia, 2, 61—74. doi: 10.18611/2221-3279-2018-9-3-61-74. (In Russian).
  • Lomanov, A.V. (2017). New Concepts of China’s Foreign Policy. Asia and Africa Today, 12, 8—18. (In Russian).
  • Mikheev, V.V., Lukonin, S.A. & Ignatev, S.V. (2017). China and Global Leadership. Outlines of Global Transformations: Politics, Economics, Law, 10 (5), 152—161. doi: 10.23932/2542-0240-2017-10-5-152-161. (In Russian).
  • Yu Cheng, Lilei Song & Lihe Huang (Eds.). (2018). The Belt & Road Initiative in the Global Arena. Chinese and European Perspectives. Palgrave Macmillan, 2018.

Views

Abstract - 189

PDF (Russian) - 184

PlumX


Copyright (c) 2019 Tsvyk A.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.