RUSSIAN-CHINESE HUMANITARIAN COOPERATION WITHIN THE SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION

Cover Page

Abstract


The article is devoted to the development of Russian-Chinese humanitarian cooperation within the framework of the Shanghai Cooperation Organization. The author analyzes main aspects of humanitarian cooperation between the SCO member states, due to the fact that cooperation in this field is very important within the SCO’s agenda. At the same time, the special significance of Russian-Chinese relations in this sphere is highlighted in connection with the fact that Russia and China were the first among SCO member states to declare humanitarian cooperation. Since that time both countries were actively developing bilateral cooperation in various spheres. The article examines various spheres of humanitarian relations within the SCO, namely education, culture, academic mobility, sports and tourism. Recently, the humanitarian component has become increasingly important in Russian-Chinese cooperation, which in the last two decades has begun to include not only traditional spheres of interaction such as culture and education, but also health, sports, mass media and tourism. In addition, after the establishment of strategic partnership between the Russian Federation and the People's Republic of China, humanitarian cooperation, having received great state support, began to develop very fast. With the advent of a new international regional organization, which member-states are Russia, China, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Turkmenistan, Uzbekistan, and since 2017, India and Pakistan, a new format of bilateral cooperation between Moscow and Beijing in the framework of the SCO has emerged.


ВВЕДЕНИЕ Активное участие в международном гуманитарном сотрудничестве является одним из приоритетных направлений внешней политики каждого государства в контексте обеспечения своих национальных интересов на международной арене. При этом понятие международного гуманитарного сотрудничества характеризуется всеобъемлющим наполнением и включает в себя межгосударственную кооперацию по вопросам культуры, науки, информации, спорта, туризма и др. Национальные органы власти и международные организации осознают значимость гуманитарного сотрудничества, вкладывая в его развитие значительные финансовые средства [Altbach 2016]. Государства практикуют «культурную дипломатию», продвижение национального языка и культуры на международном уровне, связь с соотечественниками за рубежом, основной целью чего является формирование положительного имиджа государства и, как следствие, возрастающий интерес других стран к сотрудничеству с ним на международном уровне [Ganshina, Tsvyk 2016]. Гуманитарной составляющей в рамках ШОС придается достаточно большое значение, так как одной из целей развития Организации является создание общего гуманитарного пространства. Согласно Хартии ШОС, сотрудничество в гуманитарной области является одним из приоритетных задач организации1. В статье 3 Хартии ШОС от 7 июня 2002 г. определены основные направления сотрудничества в рамках структуры, в которые входит и гуманитарное сотрудничество, а именно «расширение взаимодействия в области науки и техники, образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма»2. Главы государств - членов ШОС неоднократно подчеркивали, что Организация должна уделять больше внимания гуманитарному вектору, который становится одной из динамично развивающихся сфер взаимодействия как в рамках ШОС, так и на двусторонней основе между государствами - участницами Организации. Наиболее успешными и продуктивными областями гуманитарного сотрудничества в рамках ШОС являются образование и культура, а с недавних пор также развивается сотрудничество в области здравоохранения [Aris 2008]. ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ ШОС За годы существования Шанхайской организации сотрудничества странычлены наладили практическое взаимодействие в области культуры, образования, науки и техники, спорта, туризма, защиты окружающей среды, здравоохранения, молодежной политики и СМИ. Министры культуры стран ШОС на одном из первых совещаний глав соответствующих ведомств приняли программу многостороннего культурного сотрудничества в рамках Организации. Начиная с 2005 г. ежегодно, одновременно с саммитом ШОС, проводится фестиваль культуры и искусств. Вместе с образованием «Шанхайской пятерки», а впоследствии ШОС, в международном сообществе появилось новое понятие - «Шанхайский дух»3. Необхо- димо подчеркнуть, что «Шанхайский дух» играет немаловажную роль и в развитии культурно-гуманитарных отношений между странами - участницами ШОС. Вместе с тем между странами - членами Организации особое внимание уделяется сотрудничеству в сфере искусства, науки и техники. На саммитах ШОС стало традицией организовывать различные мероприятия в этой области [Valeev, Alikberova 2015]. Также налажено регулярное проведение встреч руководителей министерств образования, науки и культуры государств - членов ШОС. Следует отметить такие мероприятия, как ежегодный фестиваль искусств, проводимый в рамках саммитов ШОС. Сотрудничество в гуманитарной сфере заложило прочную базу для укрепления дружбы между странами ШОС, обладая тенденцией нарастающего развития. Благодаря особенностям гуманитарных ресурсов каждой страны у государств - членов Организации имеется огромный потенциал для взаимодействия. Прежде всего, это многовековые тесные культурные связи между народами стран Центральной Азии (ЦА), которые углубляют взаимопонимание между ними и содействуют обогащению национальных культур друг друга. В то же время корни отношений Китая со странами Центральной Азии уходят в далекое прошлое. Великий Шелковый путь являлся основным средством межкультурной коммуникации Китая и народов Центральной Азии в древности, а реализуемая КНР в настоящее время инициатива «Один пояс, один путь» призвана способствовать углублению сотрудничества между странами региона. В то же время стоит отметить, что государства Центральной Азии исторически находятся под большим влиянием русской культуры. Русский язык является универсальным языком общения в регионе. Исходя из этого, Шанхайская организация сотрудничества обладает уникальными условиями для содействия обмену и сотрудничеству в гуманитарной области. КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ И КИТАЯ В РАМКАХ ШОС Рассматривая культурное взаимодействие в рамках ШОС, необходимо подчеркнуть, что Организация изначально позиционировала себя как структура, стремящаяся развивать все аспекты международного гуманитарного сотрудничества. В ее основополагающем документе, Хартии ШОС, отмечено, что сотрудничество в гуманитарной области является одной из приоритетных задач Организации4. Определенные усилия для расширения взаимодействия деятелей культуры прилагает Секретариат ШОС - главный административный орган. В апреле 2007 г. данное направление сотрудничества получило закрепление в Договоре о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств - членов ШОС, которое было подписано на саммите ШОС в г. Бишкеке5. В Статье 1 Договора определены основные направления сотрудничества в области культуры между странами - членами ШОС: «Стороны в соответствии с нормами международного права и национальным законодательством своих государств осуществляют взаимодействие в области музыкального, театрального, изобразительного искусства, кинематографии, архивного, библиотечного и музейного дела, охраны объектов культурного наследия, народных промыслов, декоративного-прикладного, самодеятельного, эстрадного и циркового искусства, а также других видов творческой деятельности»6. Это активизировало культурный обмен и увеличило количество предусмотренных им культурных мероприятий. В частности, был разработан альбом «Диалог цивилизаций», представляющий собой обзор культур государств - членов ШОС, проведены Иссык-Кульский кинофестиваль и художественный форум в г. Ханчжоу [Ганьшина 2015а]. В апреле 2009 г. в ходе Совещания министров культуры стран - участниц ШОС в г. Казани была принята Декларация Совещания министров культуры государств - членов Шанхайской организации сотрудничества, в которой большое внимание уделено сотрудничеству в области молодежной политики, роли представителей молодежи в сохранении национального культурного наследия и развитии многостороннего культурного сотрудничества. В связи с этим 4 мая 2009 г. в г. Екатеринбурге государствами - членами Организации была подписана Декларация о создании Молодежного совета ШОС. Целью Молодежного совета Шанхайской Организации Сотрудничества являются сотрудничество и обмен опытом представителей молодого поколения стран ШОС в различных областях развития молодой личности, которое смогло бы обеспечить фундаментальную преемственность политики ШОС и способствовать реализации ее исторической миссии. С каждым годом увеличивается число совместных культурных мероприятий в рамках ШОС, их программа становится насыщеннее. Такие мероприятия однозначно способствуют развитию и углублению культурных связей народов ШОС, учитывая возрастающий авторитет Организации на международной арене [Цвык 2013]. ШОС становится форматом эффективного политического и экономического сотрудничества, а формирование общего культурного пространства, несомненно, способствует более тесному сближению народов стран этой Организации. Формирование единого культурно-информационного пространства - это один из важнейших созидательных, результативных механизмов, с помощью которого происходит расширение границ человеческих представлений о многообразии мира, глубинных внутренних процессов, о различных преобразованиях, происходящих в мировом сообществе. Именно единое культурно-информационное пространство способно в будущем обеспечить человечеству значительный прорыв в продвижении народов к мирному сосуществованию и объединению созидательных усилий [Ганьшин 2009]. Поэтому Шанхайская организация сотрудничества имеет большой потенциал на среднесрочную и долгосрочную перспективы для реализации и углубления многостороннего гуманитарного сотрудничества в области культуры, как в рамках Организации, так и со странами - наблюдателями ШОС и партнерами по диалогу. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МОСКВЫ И ПЕКИНА В РАМКАХ ШОС Образовательное сотрудничество является одним из приоритетных направлений российско-китайских отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия7. Основными задачами в области образования России и Китая являются обмен информацией, стимулирование прямого сотрудничества между высшими учебными заведениями стран-участниц, формирование списка сотрудничающих вузов, взаимная языковая поддержка образовательных программ и многое другое [Гревцева 2017]. Особое внимание уделяется российским и китайским абитуриентам, поступающим в магистратуру и аспирантуру [Филиппов 2015]. 26 октября 2005 г. Совет глав правительств стран ШОС принял решение об активизации сотрудничества в сфере образования, в рамках которого были предусмотрены совещания министров образования государств - членов ШОС и утверждено создание постоянно действующей Экспертной рабочей группы в области образования. 15 июня 2006 г. в Шанхае было подписано Соглашение между правительствами государств - участников ШОС о сотрудничестве в области образования, которое положило начало развитию многостороннего сотрудничества стран - участниц ШОС в области образования8. Согласно данному соглашению, государства - члены Организации намерены поддерживать развитие интеграционных процессов в области образования, содействовать взаимному обмену обучающимися и научно-педагогическими работниками, обмениваться информацией по вопросам образования, поощрять изучение языков, истории, культуры государств Организации. 18 октября 2006 г. в Пекине было проведено первое заседание министров образования государств - членов ШОС, на котором стороны договорились о создании механизма многостороннего взаимодействия в области образования, а также определили основные направления и задачи образовательного сотрудничества в рамках ШОС. Основными направлениями многостороннего сотрудничества стран - участниц ШОС в области образования являются: 1. обмен опытом и информацией о реформах, проводимых в области образования в государствах ШОС; 2. развитие интеграционных процессов в области образования и создание в этих целях информационной и нормативной базы по вопросам политики государств - участников ШОС в области образования; 3. взаимный обмен обучающимися и научно-педагогическими работниками образовательных учреждений/организаций государств - членов ШОС; 4. сотрудничество в области повышения качества образования; 5. создание механизмов обеспечения прозрачности и сравнимости квалификаций и дипломов об образовании, признания и установления эквивалентности документов об образовании государственного образца, выдаваемых образовательными учреждениями/организациями государств - членов ШОС. В 2006 г. прошли первые консультации по линии кадровых служб, учебных заведений и дипломатических академий внешнеполитических ведомств государств - членов ШОС. МИД РФ предложил создать рабочую группу, перед которой поставлена цель разработки совместно с Советом национальных координаторов и Секретариатом ШОС подходов и принципов кадрового обеспечения для постоянно действующих органов Организации. Следует также отметить, что до 2007 г. в Шанхайской организации сотрудничества не было единых подходов к вопросам экспорта и импорта образовательных услуг. Отсутствовал также единый информационный центр по образовательным услугам государств - членов Организации. Для решения этого вопроса был создан специальный сайт ШОС. С 2007 г. начался выпуск Информационного бюллетеня о сотрудничестве в области образования. Вместе с тем следует отметить, что с 2008 г. регулярно проводятся «Недели образования государств - членов ШОС», форумы ректоров ведущих университетов, а с 2009 - форумы ректоров академий государственной службы государств - членов ШОС [Cao 2014]. Сотрудничество в области образования и науки между Россией и Китаем в рамках ШОС способствует укреплению традиционных отношений, что будет способствовать развитию отношений и в других областях. Одной из перспектив подобного сотрудничества в дальнейшем может стать создание общего рынка услуг в сфере образования, что усилит интеграционные тенденции в регионе. Однако в данном случае речь должна идти о создании нового, общего образовательного пространства на основе взаимного доверия и сотрудничества, а не доминирующей роли какой-либо из стран - членов Шанхайской организации сотрудничества. В то же время перед ШОС стоит задача выработки единых стандартов образования, свободного перемещения знаний и специалистов. По мнению российских экспертов, «решение этих проблем расширит возможности предоставления образовательных услуг российскими вузами гражданам государств ШОС и будет способствовать повышению конкурентоспособности российского образования, увеличению экспорта российских образовательных услуг на азиатском материке». Этим целям будет служить и реализация идеи создания Университета ШОС, предложенная В.В. Путиным в 2007 г. УНИВЕРСИТЕТ ШОС В РОССИЙСКО-КИТАЙСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ Университет Шанхайской организации сотрудничества (УШОС) - это сетевой университет, включающий в себя международную образовательную программу на пространстве Азии. 28 октября 2008 г. на совещании министров образования государств - членов ШОС в г. Астане был подписан ряд документов, отразивших общее стремление стран к появлению Университета ШОС, а также подтвердивших общее содержание концепции УШОС и основные направления обучения: регионоведение, энергетика, нанотехнологии, IT-технологии, экология, педагогика, экономика. Университет ШОС является азиатским проектом - аналогом системы Единого Европейского Образовательного Пространства, создаваемого (в том числе по инициативе России) в рамках «Болонской трансформации системы образования» [Филиппов, Сунь 2015] . Основной миссией Университета Шанхайской организации сотрудничества является осуществление совместной подготовки высококвалифицированных кадров на основе согласованных инновационных образовательных программ по специальностям, представляющим приоритетный интерес для экономического и социального развития государств - членов Шанхайской организации сотрудничества9. Известно, что существуют некоторые трудности в процессе согласования учебных программ, их соответствия друг другу, в вопросе критериев оценивая и количестве учебных часов, учебных дисциплин и их содержания [Ганьшина 2015б]. В связи с этим, учитывая различия в системах образования стран - участниц ШОС, на данный момент существует обмен обучающихся на магистерском и аспирантском уровнях. Университет ШОС функционирует как сеть существующих университетов в государствах - членах ШОС: Индии, Казахстане, Китае, Кыргызстане, Пакистане, России, Таджикистане и Узбекистане, а также в странах-наблюдателях - Иране, Монголии. Россия финансирует данные программы с 2010 г. за счет ассигнований федерального бюджета Российской Федерации в пределах квоты, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 638 и постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2013 г. № 891 (табл. 1)10. Что касается Китая, то с 2011 г. он финансирует эти проекты за счет ассигнований национального бюджета для всех государств - участников УШОС. Вместе с тем Москва и Пекин использует внебюджетные средства университетов - участников УШОС и иные источники средств, не противоречащие законодательству страны местонахождения университета-партнера. Количество мест, Таблица 1 / Table 1 выделенных в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты на обучение иностранных граждан в рамках УШОС в 2010-2018 гг. / The quota of the Government of the Russian Federation for foreign students in the framework of USCO in 2010-2018 Страна / 2010/ 2011/ 2012/ 2013/ 2014/ 2015/ 2016/ 2017/ ИТОГО / Country 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 TOTAL Казахстан / Kazakhstan 39 58 61 55 133 118 89 70 623 Кыргызстан / Kyrgyzstan 26 35 24 28 53 48 32 13 259 Таджикистан / Tajikistan 16 23 28 31 25 38 13 14 188 Китай / China 0 78 89 135 76 137 34 107 656 ВСЕГО / TOTAL 81 194 202 249 287 341 168 204 1 726 Источник / Source: Составлено автором на основе данных Минобрнауки России. Подготовка кадров высшей квалификации должна в перспективе осуществляться по таким видам образовательных программ, как подготовительные языковые курсы, бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура, программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки [Ганьшина 2016]. Все больше экспертов отмечают, что без создания совместных согласованных образовательных программ УШОС останется лишь конъюнктурной организацией и не перерастет в союз народов, осознающих общие интересы и общность судьбы. УШОС будет обладать большей устойчивостью, притягательной силой, если проекты по сотрудничеству будут подкрепляться кадрами, которые будут хорошо ориентироваться в ареале Центрально-Азиатского региона, а также России и Китая, чувствовать специфику менталитета коренных народов, знать особенности внешнеэкономической, инвестиционной деятельности в этих условиях, владеть рабочими языками ШОС [Гусевская 2014]. В этом контексте проект формирования Университета ШОС стал основной формой гуманитарного сотрудничества в формате этой международной структуры. В первую очередь, между Россией и Китаем, так как давно сложившиеся двусторонние отношения в области образования уже имели хорошую и прочную базу. Целесообразно расширять сеть вузов, которые готовят специалистов для ШОС в регионах государств-участников. Это обусловлено рядом факторов. Во-первых, в приграничных районах всегда развита сеть образовательных учреждений с углубленным изучением языка, культуры и специфики соседней страны. Во-вторых, население подобных регионов с культурно-социальной, географической точки зрения более нацелено на сотрудничество с приграничным государством. На Дальнем Востоке России существует ряд институтов, которые уже наладили эффективное сотрудничество с Китаем по программам обмена студентов и преподавателей. Стоит отметить, что страны ШОС имеют целый ряд общих черт, среди которых: географическая близость, опыт существования пяти стран - участниц организации в формате одного государства (СССР), наличие общего языкового и образовательного пространства, более тесные связи в области образования и культуры [Медяник 2017]. По нашему мнению, сетевой университет может стать альтернативой обучению в вузах западных стран и в их филиалах за рубежом, что предоставит ШОС дополнительные финансовые ресурсы и поможет решить проблему с интеллектуальной эмиграцией. Сетевой университет ШОС на территории Центрально-Азиатского региона становится основой объединения всех существующих систем высшего образования, результатом которого впоследствии будет формирование единой сложившейся системы высшего образования на основе согласованных стандартов и программ, открытой для сближения с другими подобными ей системами [Ефремова, Федоров 2017]. Именно сеть образовательных учреждений с подобным статусом, подобным географическим и межкультурным охватом может явиться примером того, как различные цивилизации и религии могут находить точки соприкосновения, работать на общее благо, демонстрировать высокий уровень доверия и равноправия государств-участников, открытости к внешнему миру и готовности к диалогу. В заключение стоит подчеркнуть, что формат международного сотрудничества и взаимодействия в рамках сетевых форм реализации образовательных программ между Россией и Китаем, в частности через проект УШОС, позволит успешно преодолевать социокультурные барьеры на пути интеграции и интернационализации образования на пространстве Шанхайской организации сотрудничества. *** В настоящее время ШОС превратилась в многопрофильную организацию, имеющую международное влияние и авторитет. Следует отметить, что важнейшим фактором является поиск новых форм взаимодействия, одной из которых становится гуманитарное сотрудничество, включающее образование, культурные связи, медицину, туризм и т.д. Одна из основных проблем гуманитарного сотрудничества заключается в том, что эта Организация объединяет страны с разными культурными традициями, разными языками и разными образовательными системами. По нашему мнению, развитие российско-китайских отношений является значимым фактором развития ШОС. Двустороннее сотрудничество России и Китая в рамках Организации во многом определяет тренды во всем регионе ШОС. Важную роль здесь играет российско-китайское гуманитарное сотрудничество (Российско-Китайская комиссия по гуманитарному сотрудничеству, в которую входят подкомиссии по образованию, культуре, туризму и медицине, создание Университета ШОС, открытие культурных центров, проведение выставок, про- ведение национальных годов и т.д.) [Ефремова 2017]. Долгое время гуманитарное сотрудничество в ШОС проходило на двустороннем уровне, например, в рамках Российско-китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству, Китайскоказахстанской подкомиссии по культурному и гуманитарному сотрудничеству и др. С развитием сотрудничества в регионе ШОС двусторонний формат переходит на уровень многостороннего сотрудничества, сохраняя при этом те же принципы взаимодействия. Создаются постоянно действующие экспертные комиссии в области образования, культуры, здравоохранения, планируется создать аналогичные многосторонние комиссии по спорту, туризму, СМИ и т.д. При этом важно подчеркнуть особую значимость региона ШОС для России. Как уже было отмечено, Россия имеет общее историческое прошлое со странами Центральной Азии, которые также входят в состав ШОС. Москва, безусловно, заинтересована в укреплении своих позиций в этом регионе, развитии политических, военных, экономических, социальных и гуманитарных отношений с этими государствами. По нашему мнению, именно посредством многостороннего сотрудничества в рамках ШОС Россия сможет достигнуть этих целей и обеспечить свои интересы в регионе. Особую роль в этом процессе должны играть именно гуманитарные связи ввиду фактора русского языка, который является языком общения во всех странах Центральной Азии. Кроме того, на территории этих государств проживает большое количество как этнических русских, имеющих российское и местное гражданство, так и представителей других национальностей, имеющих гражданство Российской Федерации. Все эти факторы в совокупности создают благоприятные условия для расширения влияния России в данном регионе, что напрямую отвечает национальным интересам нашего государства в создании пояса добрососедства и сотрудничества по периметру границ. Вместе с тем, по нашему мнению, следует усовершенствовать нормативноправовую базу российско-китайского двустороннего и многостороннего гуманитарного сотрудничества в рамках ШОС, дополнить ее более широкими функциями и полномочиями, расширить области гуманитарного сотрудничества [Valeev, Alikberova 2016]. Одновременно стоит рассмотреть возможность увеличения присутствия различных государственных, коммерческих и общественных организаций России на территориях стран - участниц ШОС в целях популяризации русского языка и культуры. В то же время особое внимание следует уделить вопросу подготовки высококвалифицированных востоковедов, продвигать в большей степени российскую школу китаистики, увеличить количество квот на бесплатное обучение в вузах Китая российских студентов, специалистов и аспирантов. Для того чтобы не потерять темп, заданный ШОС начиная с Уфимского саммита, потребуются серьезные дополнительные усилия. Прошедшая в Ташкенте в июне 2016 г. юбилейная встреча глав государств - членов ШОС подтвердила сохранение Организацией набранной позитивной динамики [Конаровский 2016]. А уже в июне 2017 г. в Астане состоялось историческое заседание Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества, в ходе которого статус государства - члена Организации был предоставлен Республике Индия и Исламской Республике Пакистан. Следует отметить, что расширение ШОС и дальнейшее углубление сотрудничества с государствами-наблюдателями и партнерами по диалогу имеют важное значение для развития и повышения потенциала Организации. На степень успеха эволюции ШОС в гуманитарной области серьезное влияние будет оказывать общее стремление к этому государств-участниц, но, в первую очередь, как для России, так и для Китая, перспективы двустороннего сотрудничества в данной сфере [Медяник 2016]. Именно они будут давать толчок для развития и внедрения новых инициатив в формат многостороннего сотрудничества в рамках ШОС. Формирование региональной организации зависит не только от географических особенностей, но и от соединения общих интересов, мнений и целей всех стран-членов. Для ШОС в сфере безопасности - это борьба с «тремя силами зла», в сфере политики - защита регионального мира и стабильности, в экономике - стимулирование движения ресурсов, товаров и инвестиций. В ситуации динамично меняющегося современного мира, полного противоречий, без общего коллективного взаимного познания и взаимопонимания, осознания общих ценностей, роли нравственного фактора в современных международных отношениях нельзя развивать полноценное сотрудничество [Курылев, Станис 2015]. Следовательно, необходимо и в дальнейшем действовать исходя из «шанхайского духа», который заключается в уважении многообразия культур, что коренным образом отличается от западной концепции «столкновения цивилизаций». На этой основе быстрыми темпами развивается гуманитарное сотрудничество, включая культурные обмены, образование, науку, туризм и др. Подчеркивая неизменную приверженность миру, совместному развитию и равноправному сотрудничеству, расширению диалога и взаимодействия с международным сообществом, государства - члены Организации приложат все усилия для укрепления безопасности и стабильности, углубления связей в торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах на пространстве ШОС в соответствии со Стратегией развития ШОС до 2025 г. и Планом действий на 2016-2020 гг. по ее реализации.

Galina Igorevna Tsvyk

Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)

Author for correspondence.
Email: ganshina_gi@rudn.university

postgraduate student of the Department of Theory and History of International Relations of Peoples’ Friendship University of Russia

  • Altbach, F.G. (2016) Global Perspectives on Higher Education. Baltimore: Johns Hopkins University Press.
  • Aris, S. (2008) Russian-Chinese Relations through the Lens of the SCO. IFRI policy papers. Russie. Nei. Visions, 34.
  • Cao, Zhi. (2014) A Review of the SCO’s Education Collaboration in 2013. Annual Report on the Shanghai Cooperation Organization (2014). Social Sciences Academic Press (China).
  • Efremova, L.I. (2017). Russian-Sino Cooperation in Education. Vestnik RUDN. International Relations, 17 (4), 857—865. doi: 10.22363/2313-0660-2017-17-4-857-865.
  • Efremova, L.I. & Fedorov, R.G. (2017) 10 years of University of the Shanghai Cooperation Organization: main results. RUDN Journal of World History, 9(4), 363—369. (In Russ.).
  • Filippov, V.M. (2015). Internationalization of Higher Education: Major Trends, Challenges and Prospects. Vestnik RUDN. International Relations, 15 (3), 203—211. (In Russ.).
  • Filippov, V.M. & Sun’, Yu. (2015). The role of the University of the Shanghai Cooperation Organization in conjugation of the educational spaces of Eurasia. Public service, 6 (98), 15—17. (In Russ.).
  • Ganshin, I.N. (2009). Formation and realization of priority interstate relations of the Russian Federation and the People’s Republic of China in 1991—2005: experience and prospects. [dissertation]. Moscow, 153. (In Russ.).
  • Ganshina, E.I. (2015) The interests and prospects for Russia's participation in the formation of a common educational space within the SCO. National Strategy Issues, 3(30), 40—58. (In Russ.).
  • Ganshina, E.I. (2015) Russian-Chinese Humanitarian Cooperation in the 1990-s. Vestnik RUDN. International Relations, 1, 88—97. (In Russ.).
  • Ganshina, G.I. (2016) The problem of development of humanitarian cooperation in the SCO. In: The foreign policy of Russian Federation towards the CIS. Materials of the Interuniversity Scientific Conference. Peoples’ Friendship University of Russia. Ed. by K.P. Kurylev. Moscow, PFUR. p. 61—73. (In Russ.).
  • Ganshina, G. & Tsvyk, A. Promotion of Russian Language in China As a Tool of Cultural Diplomacy of the Russian Federation. Proceedings of the 2016 International Conference on Arts, Design and Contemporary Education. Book Series: Advances in Social Science Education and Humanities Research. Vol. 64. France, Paris, Atlantis Press, 2016. P. 1285—1289. Accession Number: WOS: 000389214900313.
  • Grevtseva, G.Y. (2017) Russia and China: cooperation in the education sphere. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education, Educational Sciences, 9(2), 43—52. (In Russ.).
  • Gusevskaya, N.U. Networked learning as a factor of cooperation among the SCO countries in the humanitarian sphere. In: Scientific and educational and cultural cooperation of the SCO member countries. XII International Scientific and Practical Conference: a collection of articles; 2014, 73—77. (In Russ.).
  • Konarovsky, M.A. (2016) Russia and the Shanghai Cooperation Organization: Some Elements of Strategy. International Organisations Research Journal, 11(4), 149—161. (In Russ.).
  • Kurylev, K.P. & Stanis, D.V. The process of the Eurasian integration: history, current issues and perspectives. Modern science, 2, 13—18. (In Russ.).
  • Medianik, E.I. (2016) Joint Educational Projects as an Innovative Form of Cooperation between Russia and China in the XXI Сentury. Vestnik RUDN. International Relations, 16 (1), 54—64. (In Russ.).
  • Medianik, E.I. (2017) Joint Universities as a Tool for Promoting the National Interests of Russia and China. International Organisations Research Journal, 12(1), 7—23. (In Russ.).
  • Tsvyk, A.V. International legal aspects of the SCO. In: Traditions and innovations in the system of modern Russian law. Materials of the XII International Scientific and Practical Conference of Young Scientists; 2013, 307—308. (In Russ.).
  • Valeev, R.M. & Alikberova A.R. (2015) Russian-Chinese Relations in the Field of Culture (1990-s — 2000-s). Journal of Sustainable Development, 8(4), 135—147.
  • Valeev, R.M. & Alikberova, A.R. (2016) Humanitarian communication in the system of RussianChinese relations: results of research work. The Turkish Online Journal of Design, Art and Communication — TOJDAC. Special Edition. P. 2358—2363. doi: 10.7456/1060NVSE/029.

Views

Abstract - 151

PDF (Russian) - 86

PlumX


Copyright (c) 2018 Tsvyk G.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.