RUDN University and Latin-Caribbean America: new directions of interaction in the educational sphere

Cover Page

Abstract


The article analyzes the international cooperation of the Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University) in the field of higher education and science, shows its role in training highly qualified personnel from Latin America and the Caribbean, with a special focus on Ecuador. The purpose of the article is to show the cross-section of the Latin American contingent of pupils at the present stage on the basis of a comparative analysis, and for this purpose are set the following tasks: to identify new priorities in education that are in demand in modern society and are embodied in the PFUR, to show the importance of the internationalization of education as one of the factors ensuring educational cooperation for RUDN University. The task is also to show the cooperation of the Ecuadorian government and RUDN University in the preparation of competitive specialists for the implementation of ambitious plans for the country’s development, identify the features of the Yachai project for the development of Ecuador’s scientific potential, and outline the prospects for bilateral interaction in the training system. Conclusion: for 58 years of its activity PFUR has achieved significant results in the internationalization of education, developed interesting methods of teaching Russian and other subjects, introduced the study of a number of subjects in English, which made this university attractive for foreign, in particular, Latin American students.


В современном мире, когда ускорение научно-технического прогресса и быстрое внедрение научных достижений в производственный процесс оказывают решающее влияние на экономический потенциал государства, качественное образование и подготовка конкурентоспособных специалистов становятся все более востребованными. Университет призван формировать социальный и человеческий капитал, поскольку уровень университетского образования, исследований тесно связан с развитием экономики страны [Колдунова, Лунев 2017]. Постоянное совершенствование системы высшего образования не только содействует развитию человеческого потенциала, но и обеспечивает стране достойную роль на рынке образовательных услуг, способствует формированию положительного имиджа государства на мировой арене. Интернационализация образования становится одним из важных факторов продвижения интересов страны на мировом рынке образовательных услуг и развития международного сотрудничества в этой области [Филиппов 2015]. Международное сотрудничество в области высшего образования и науки, распространение своего языка и культуры стали неотъемлемой частью политики «мягкой силы» как одного из ключевых компонентов влияния государства на международную среду. Она позволяет дополнять ограниченный потенциал в военно-политической и экономической области и формировать долгосрочные каналы воздействия на партнеров. «Сила „мягкой“ власти (soft power)... действует таким образом, что субъект свободно и добровольно ей подчиняется, воспринимает ее предписания как результат своего свободного выбора» [Русакова 2010: 174]. В Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной президентом страны В.В. Путиным 30.11.2016 г., говорится: «Неотъемлемой составляющей современной международной политики становится использование для решения внешнеполитических задач инструментов „мягкой силы“»[154]. Речь идет о комплексном инструментарии решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии. Российский университет дружбы народов (РУДН) играет важную роль в реализации концепции «мягкой силы», достойно представляя страну на рынке современного образования в разных государствах мира, в том числе и в странах Латино-Карибской Америки. ИЗ ИСТОРИИ СОТРУДНИЧЕСТВА Еще Советский Союз помогал развивающимся странам с подготовкой национальных кадров, предоставляя их гражданам возможность учиться в своих учебных заведениях, и содействовал созданию системы национального образования во многих странах мира. Это сотрудничество приобрело по-настоящему серьезный размах только после того, как рухнула колониальная система и сотни представителей молодежи из десятков бывших колоний стали прибывать в Советский Союз для обучения в вузах. В 1956 г. начинается прием в вузы СССР граждан Африки и Азии, а в 1957 г. прием открылся и для молодежи Латинской Америки. С начала 1960-х гг. в вузах СССР обучались тысячи студентов из почти 30 стран Африки, более 20 государств Азии и примерно такого же количества стран Латинской Америки. Основным центром подготовки высококвалифицированных кадров для стран латиноамериканского, африканского и азиатского регионов стал РУДН (Университет дружбы народов, УДН имени Патриса Лумумбы), созданный 5 февраля 1960 г. Организаторами - учредителями Университета стали такие организации, как Союз советских обществ дружбы с народами зарубежных стран (ССОД), Советский Комитет защиты мира, Комитет советских женщин. Именно эти организации помогали в становлении Университета и на первых порах осуществляли подбор контингента в УДН [Филиппов, Краснова, Лукичев 2011]. Первые латиноамериканские студенты стали прибывать в Москву с самого начала функционирования УДН им. Патриса Лумумбы в 1960-х гг. [Волосюк, Марчук 2009: 22-23]. Отсутствие системного, качественного высшего образования в странах Латинской Америки было одним из тех факторов, которые ограничивали активное участие молодежи в социально-экономическом развитии своих стран и повышении конкурентоспособности ее экономики [Ермольева 2014: 22-38; Jameson 1997]. Ведущие страны латиноамериканского региона, прежде всего Бразилия, уделяли растущее внимание совершенствованию системы образования, развитию международного сотрудничества в образовательном пространстве [Борзова 2014]. УДН им. П. Лумумбы стал ведущим вузом, где получали образование иностранные, в том числе и латиноамериканские, граждане. Представители трех континентов становились студентами УДН по линиям общественных организаций, правительственных учреждений, консульств и посольств СССР. УДН принимал студентов в возрасте до 35 лет вне зависимости от расы, национальности и вероисповедания. Параллельно с деятельностью Университета дружбы народов в 1960-1970-х гг. в Москве при Доме дружбы народов с зарубежными странами функционировал специальный латиноамериканский семинар для студентов из СССР и Латинской Америки. Всесоюзное общество «Знание» направляло лекторов и в латиноамериканский регион. А в 1961 г. при Академии наук СССР был создан Институт Латинской Америки (ИЛА РАН), ставший одним из авторитетных центров латиноамериканских исследований. Таблица 1 / Table 1 Распределение латиноамериканских студентов по специальностям в УДН/РУДН в 1960-2008 гг. (%) / Distribution of Latin American students by specialties in PFU/PFUR, 1960-2008 Специальности / Specialties 1960-1982 гг. 2008 г. Инженеры / Engineers 27,8 22,1 Физики, химики, математики / Physicists, chemists, mathematicians 15,6 7,1 Историки, филологи / Historians, philologists 9,9 24,5 Экономисты, юристы / Historians, philologists 15,3 17,4 Медики / Medical students 17,1 19,4 Агрономы, зоотехники / Agronomists, zootechnicians 14,4 4,8 Экологи / Ecologists - 4,8 Итого: 100,0 100,0 Источник: [Борзова, Волосюк 2009: 93] / Source: [Borzova, Volosyuk 2009: 93]. Данные табл. 1 демонстрируют несколько тенденций. Количество студентов, обучающихся на физико-математических (равно как и химических) специальностях, сократилось со времен СССР вдвое. Историческое и филологическое направления, напротив, становятся намного популярнее. Такие изменения можно объяснить «модой» на прикладные технические специальности в СССР и тем, что после распада Советского Союза гуманитарные специальности стали более «восприимчивы» к западным подходам и избавились от идеологических наслоений, имевших место ранее, что сделало их более востребованными. РУДН И ЛАТИНО-КАРИБСКАЯ АМЕРИКА В начале 1990-х гг. РУДН переживал не самые легкие времена. Правление Университета сделало ставку на учащихся из СНГ и увеличение количества платных мест. Процент иностранцев (точнее, иностранцев из дальнего зарубежья) и в РУДН, и во всей системе российского образования заметно упал и пока не вышел на уровень советских времен. Первый выпуск РУДН 1965 г. состоял на 83,6% из иностранных студентов (и на 16,4% - из советских). Через 44 года цифры стали практически диаметрально противоположными: в 2009 г. в РУДН обучалось 79,4% студентов из СНГ, а 20,6% приходилось на студентов дальнего зарубежья [Волосюк, Марчук 2009: 50]. Доля латиноамериканских учащихся также сократилась. Если в советские времена она составляла примерно 19% от числа всех иностранных студентов, то в России конца 2000-х гг. она уменьшилась ровно в 2 раза [Волосюк, Марчук 2009: 51]. Также сместился кадровый баланс: если в советские времена большинство студентов из Латинской Америки получали образование по инженерным специальностям, то теперь значительная часть учащихся в РУДН латиноамериканцев - гуманитарии. Уменьшившееся почти втрое количество агрономов, вероятно, связано с тем, что на рубеже веков ряд латиноамериканских стран перешел от экономики, в которой преобладал сельскохозяйственный сектор, к экономике с преобладанием индустриальных секторов (добыча сырья и т.д.). С 2013 г. можно говорить о возобновлении интереса латиноамериканских студентов к получению образования в РУДН, что связано как с улучшением общей ситуации в стране, так и с продуманной политикой РУДН по интернационализации образования и совершенствованию его системы. Это нашло отражение в открытии новых привлекательных специальностей, оптимизации изучения русского языка на факультете русского языка и общих дисциплин (ФРЯ и ОД), улучшении материально-технической базы университета и условий проживания в студенческом городке, открытии магистратуры и аспирантуры на английском языке. Для РУДН стало характерно серьезное сотрудничество в сфере высшего образования с вузами других стран, привлечение иностранных преподавателей, проведение межвузовских студенческих научных конференций и круглых столов, развитие совместных научно-исследовательских проектов с предприятиями страны, расширение производственной базы для прохождения практики студентами. На основании данных табл. 2 можно сделать вывод о том, что численность латиноамериканских студентов постепенно увеличивается, и наибольшее количество учащихся из этого региона пришлось на 2016 г. Если в 2013-2014 гг. преобладали студенты из Эквадора, Колумбии, Перу, Гаити, Ямайки, Бразилии, Венесуэлы, Доминиканской Республики и Мексики, то в дальнейшем наблюдается рост числа учащихся из Панамы, Чили, Сальвадора, Сент-Винсент и Гренадин, Кубы, Гватемалы, Аргентины. Интересным является тот факт, что растет количество латиноамериканцев, обучающихся в магистратуре, аспирантуре, как и число ординаторов, интернов и стажеров. Кроме того, среди общего числа латиноамериканских студентов возрастает количество контрактных учащихся. Таблица 2 / Table 2 Учащиеся РУДН из Латинской Америки и Карибского бассейна в 2013-2017 гг. / PFUR students from Latin America and the Caribbean, 2013-2017* № п/п Страна / Country 2013 2014 2015 2016 2017 Всего / Total Студенты / Students Аспиран-ты / Postgradua-tes Все-го / Total Студенты / Students Аспиранты / Post-gra-dua-tes Все-го / Total Студенты / Students Аспиранты / Post-gra-dua-tes Все-го / Total Студенты / Students Аспиранты / Post-gra-dua-tes Всего / Total 1 Антигуа и Барбуда / Antigua and Barbuda 4 4 5 5 5 5 4 4 2 Аргентина / Argentina 4 4 3 3 1 1 5 5 4 3 Боливия / Bolivia 16 14 2 13 11 2 14 10 4 24 18 6 32 4 Бразилия / Brazil 34 30 4 29 25 4 13 10 3 19 15 4 19 5 Венесуэла / Venezuela 18 16 2 39 37 2 27 22 5 33 27 6 21 6 Гайана / Guyana 6 6 6 6 6 6 8 8 11 7 Гаити / Haiti 46 38 8 39 30 9 24 17 7 23 17 6 18 8 Гватемала / Guatemala 13 13 16 16 6 6 10 10 7 9 Гондурас / Honduras 1 1 10 Гренада / Grenada 3 3 3 3 3 11 Доминика / Dominica 2 2 1 1 1 1 1 1 1 12 Доминиканская Республика / Dominican Republic 19 19 12 11 1 6 5 1 10 9 1 8 13 Колумбия / Colombia 91 85 6 82 76 6 65 56 9 91 79 12 81 14 Коста-Рика / Costa Rica 13 13 11 10 1 6 6 8 7 1 6 15 Куба / Cuba 4 4 7 7 4 4 17 15 2 28 16 Мексика / Mexico 17 17 14 14 16 16 20 19 1 11 17 Никарагуа / Nicaragua 9 9 8 8 5 5 7 7 5 18 Панама / Panama 10 9 1 8 7 1 3 2 1 3 3 3 19 Парагвай / Paraguay 1 1 1 1 1 1 1 1 20 Перу / Peru 48 43 5 37 31 6 26 20 6 34 28 6 27 21 Сальвадор / Salvador 1 1 4 4 12 12 25 25 22 22 Сент-Винсент и Гренадины / Saint Vincent and the Grenadines 14 14 18 18 15 15 15 15 15 23 Уругвай / Uruguay 1 1 1 1 3 3 2 24 Чили / Chile 9 8 1 5 5 9 9 8 8 6 25 Эквадор / Ecuador 81 69 12 78 66 12 72 55 17 101 67 34 116 26 Ямайка / Jamaica 39 38 1 40 39 1 35 35 36 36 31 Всего / Total 499 457 42 477 432 45 377 324 53 509 430 79 477 *Таблица составлена авторами на основе базы данных ЕИС по состоянию на 01.04.2017 (РУДН). РУДН И ЭКВАДОР Эквадор проявлял интерес к сотрудничеству с нашей страной еще со времен Советского Союза, когда два государства обменивались студентами и научными сотрудниками, делали выводы о системах образования. На данный момент отношения двух стран в сфере образования вышли на качественно новый уровень: обмен научным опытом и системой подготовки кадров реализуется сразу между несколькими университетами, где РУДН принадлежит ведущая роль. По мере интенсификации сотрудничества в образовательной сфере между РУДН и рядом университетов Эквадора были подписаны важные документы, такие как: Договоры между РУДН и Центральным университетом Кито (1970), Университетом Гуаякиля (1983), Высшей военной политехнической школой и Католическим университетом в г. Кито (1994), Техническим университетом Мачалы (1995), Аграрным университетом Эквадора (2009) [Борзова, Волосюк 2009: 96]. Договоры, подписанные РУДН с Технологическим университетом Экиноксиаля (2013), Национальным университетом Лохи (2015), Национальной политехнической школой (2016) преследуют такие цели, как обмен студентами и преподавателями, организационным опытом в системе образования, образовательными программами[155]. Большой интерес Эквадора к развитию сотрудничества с РУДН в сфере науки и образования связан с тем, что с 2008 г. страна начала претворять «Национальный план для хорошей жизни» по развитию социальной структуры и улучшению условий жизни населения. В этом плане важная роль отводится совершенствованию системы образования и подготовки кадров [Ponce, Loyaza 2012]. Только с 2006 по 2011 г. объем финансирования эквадорского образования увеличился более чем в восемь раз (финансовые меры были направлены как на повышение размера стипендий, так и на расширение доступа к образовательным кредитам), выросла доступность среднего и высшего образования для всех этнических групп населения. Так, в 2006-2011 гг. на 22% увеличился доступ к образованию для индейского населения и на 14% - для афроэквадорского. Следует упомянуть о расширении бесплатного доступа к государственному высшему образованию и об увеличении финансирования образования в 8 раз в этот период [Савала 2014]. В «Национальном плане для хорошей жизни» на 2013-2017 гг. на развитие науки и человеческого потенциала планируется выделить 8246 млн дол. США, на социальное развитие - 6984 млн дол. США[156]. В Эквадоре за последние годы произошла настоящая социальная революция, и проведенные глубокие реформы сделали образование более доступным и качественным, обеспечили выходом в Интернет большинство населения [Эквадор на пути «Гражданской революции» 2009: 77]. Эквадорское государство также закрыло ряд неэффективных вузов и приступило к реализации масштабного проекта по созданию технологического института «Ячай» («Город знаний»), который должен стать центром технических прикладных исследований в Латинской Америке. К началу 2015 г. на проект «Ячай» было потрачено порядка 600 млн дол. США, а весь «Город знаний» ориентировочно обойдется в 20 млрд дол. США, что беспрецедентно для региона [157]. Сама концепция проекта «Ячай» была разработана в 2012-2013 гг. группой ученых, имеющих международное признание, в тесном сотрудничестве с Министерством науки и технологий Эквадора (SENESCYT). Проект «Ячай», взяв за образец лучшие исследовательские университеты мира, ставит перед собой амбициозные задачи: стать ведущим мировым исследовательским университетом и лучшим научным и технологическим университетом в Латинской Америке; привлекать к работе исследователей с мировым именем через инновационные и междисциплинарные исследования; повышать образовательный уровень граждан для развития новых технологий, экономики, предпринимательства, культуры в Эквадоре и Латинской Америке; предоставлять государственные услуги для развития многочисленных этнических сообществ Эквадора[158]. К настоящему моменту строительство «Ячай» закончено еще неполностью, но в нем уже ведутся исследования, по результатам которых опубликовано более 100 научных работ. Правительство Эквадора ставит задачи обеспечить доступ к Интернету в 90% учебных заведений, охватить 95% населения в возрасте от 16 до 24 лет общим средним образованием и говорит о необходимости того, что 80% студентов должны получать дипломы в установленные сроки[159]. В «Национальном плане для хорошей жизни» качественное образование провозглашается не просто целью, а непрерывным процессом по развитию человеческого потенциала [Савала 2014]. Именно поэтому Эквадор выбирает для своей страны лучшие элементы из образовательных систем тех вузов, которые имеют всемирную известность. В этом плане у РУДН блестящая репутация по части подготовки иностранных студентов как на языковых, так и на профильных программах, что доказано за 58 лет работы университета. За годы существования в Российском университете дружбы народов прошли обучение более 460 студентов и аспирантов из Эквадора [Волосюк, Марчук 2009: 37]. Как следует из данных табл. 3, студенты из Эквадора отдают предпочтение медицине, инженерным наукам, изучению экологических проблем, аграрного хозяйства и нанотехнологий. Эквадорцы проявляют интерес к изучению русского языка, и именно поэтому в их стране был открыт «Центр по исследованию и популяризации русского языка», а также языковые курсы при университетах Эквадора. Только в 2014 г. более 70 эквадорцев получили стипендии на обучение в ведущих образовательных учреждениях России от правительства РФ [Звягина 2012]. Таблица 3 / Table 3 Студенты из Эквадора в РУДН (2014-2017) / Students from Ecuador in PFUR (2014-2017)* ФАКУЛЬТЕТ / ИНСТИТУТ / FACULTY / INSTITUTE 2014 2015 2016 2017 ФРЯ и ОД / FRL and CD Бакалавриат, cпециалитет / Bachelor’, Specialty Магистратура / Master ФРЯ и ОД / FRL and CD Бакалавриат, cпециалитет / Bachelor, Specialty Магистратура / Master ФРЯ и ОД / FRL and CD Бакалавриат, cпециалитет / Bachelor’, Specialty Магистратура / Master ФРЯ и ОД / FRL and CD Бакалавриат, cпециалитет / Bachelor, Specialty Магистратура / Master Всего / Total Аграрно-технологический институт / Agrarian and Technological Institute 0 3 1 5 9 Факультет гуманитарных и социальных наук / Faculty of Humanities and Social Sciences 1 2 2 1 1 2 1 1 5 3 19 Инженерная академия / Engineering Academy 3 1 2 5 1 1 6 2 5 4 10 9 49 Медицинский институт / Medical Institute 16 1 5 5 17 19 10 73 Факультет физико-математических и естественных наук / Faculty of Physics and Mathematics and Natural Sciences 2 1 1 1 5 Филологический факультет / Faculty of Philology 1 1 1 1 1 2 1 8 Экологический факультет / Faculty of Ecology 2 1 1 2 4 2 2 6 20 Экономический факультет / Faculty of Economics 2 1 1 1 2 1 2 2 12 Юридический институт / Law Institute 1 1 1 3 Институт гостиничного бизнеса и туризма / Institute of Hospitality and Tourism 0 Институт иностранных языков / Institute of the Foreign Languages 1 1 Институт международных программ / Institute of International Programs 0 УНИСОП / UNISOP 0 Институт мировой экономики и бизнеса / Institute of World Economy and Business 0 Институт космических технологий / Institute of Space Technology 0 Институт биохимической технологии и нанотехнологий / Institute of Biochemical Technology and Nanotechnology 0 1 1 2 4 ВСЕГО / TOTAL 25 3 5 13 11 8 34 6 11 28 30 29 203 *Таблица составлена авторами на основе базы данных ЕИС по состоянию на 01.10.2017 (РУДН). РУДН играет, без преувеличения, стратегическую роль в отношениях между Россией и Эквадором в плане подготовки кадров, что нашло отражение в многочисленных визитах государственных деятелей Эквадора в РУДН. Так, 30 октября 2009 г. президент страны Рафаэль Корреа Дельгадо посетил РУДН в первый раз. В ходе визита он уделил особое внимание тому, что эквадорских студентов Университета ждут после окончания учебы на родине. Президент призвал их к активной работе по преобразованию страны[160]. Через четыре года Рафаэль Корреа Дельгадо повторил визит в РУДН. На этот раз президент Эквадора обсудил с ректором Университета В.М. Филипповым вопросы подготовки кадров, а также сотрудничества в науке и культуре. Президент выступил перед студентами с речью о социальной справедливости и подлинном народовластии, после чего получил звание Почетного доктора РУДН[161]. 1 декабря 2015 г. РУДН посетил министр-координатор Института развития человеческого таланта (Instituto de Fomento al Talento Humano) Андрес Арос. В своем выступлении он затронул важность заключенных между Университетом и Эквадором соглашений, а также обозначил перспективы их расширения[162]. 30 марта 2016 г. с визитом в РУДН прибыла Габриэла Риваденейра, председатель Национальной ассамблеи Республики Эквадор, которая отметила, что «РУДН стирает все границы, позволяет молодежи из 150 стран мира взаимодействовать друг с другом и дает возможность совершенствоваться не только в изучении академических наук и технологий, но и в самых лучших человеческих качествах»[163]. В ходе мероприятия была достигнута договоренность об увеличении числа студентов из Эквадора в РУДН. Также Г. Риваденейра посетила Центр управления космическими полетами. Ощутимым результатом четырех визитов стало увеличение числа студентов из Эквадора в РУДН. Эквадорские учащиеся РУДН объединены в ассоциацию, которая существует с 1968 г. В задачи этой организации входит помощь своим согражданам во всех сферах благоустройства и самореализации. Ассоциация эквадорских студентов РУДН следит за поддержанием дисциплины, порядка, а также занимается организацией культурных, спортивных и развлекательных мероприятий. Особую роль в ассоциации играют академический секретарь, который следит за успеваемостью студентов, секретарь по спорту, ответственный за организацию спортивных мероприятий, и секретарь по культуре, планирующий танцевальные, художественные и музыкальные акции. В самом Эквадоре активно работает Ассоциация выпускников РУДН и других российских вузов. Выпускники российских вузов трудятся в самых разных отраслях государственного и частного секторов на благо Эквадора. Финансовая сторона обучения граждан Эквадора в Российской Федерации заслуживает отдельного упоминания. Образовательные программы российских университетов для иностранных граждан включают места, оплачиваемые правительством России из средств федерального бюджета. Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) организовывает деловые контакты между вузами России и других стран. Студентам и аспирантам из Эквадора денежные средства на обучение и все сопутствующие расходы выделяются не только из бюджета России. Правительство этой латиноамериканской страны считает стипендию, получаемую учащимися РУДН, недостаточной. Для улучшения сложившейся ситуации правительство Эквадора разработало программу под названием «Дополнительная стипендия международного сотрудничества» при Институте развития человеческого таланта. Программы дополнительной стипендии в рамках международного сотрудничества стали частью национальной стипендиальной программы и разработаны для студентов, которые желают обучаться в Бразилии, Словакии, России, Венесуэле и на Кубе. Программа направлена на дополнительное финансирование стипендиатов из Эквадора, чтобы те успешно завершили учебу за рубежом. Институт развития человеческого таланта курирует программу для своих сограждан, одаренных студентов и аспирантов, продемонстрировавших значительные достижения в учебе. Стипендия для талантливых студентов и аспирантов из Эквадора, обучающихся не только в РУДН, но и в других вузах на территории России, составляет 502,62 дол. США в месяц в течение всего периода обучения. Институт также осуществляет страхование жизни и здоровья студентов из Эквадора, предоставляет им авиабилеты эконом-класса[164]. Пришедший к власти в мае 2017 г. президент Эквадора Ленин Морено сохранил образовательный курс, взятый «Гражданской революцией», где государству отводится важная роль в развитии системы образования [Пятаков 2017]. Он заявил о расширении стипендиальной поддержки студентов, развитии контактов вузов с производственным сектором. В «Плане национального развития на 2017-2021 гг.» отмечено стремление увеличить число общественных библиотек в Эквадоре, расширить информационную сеть с целью сокращения разрыва в доступе к Интернету между разными слоями населения, развивать не только техническое, но и гуманитарное образование, а также образование в сфере искусств [Plan Nacional de Desarrollo 2017-2021]. *** В современных условиях, когда элементы «мягкой силы» приобретают все большее значение в формировании имиджа государства, Российской Федерации важно демонстрировать свои передовые достижения в сфере науки и образования, расширять культурное сотрудничество. РУДН играет роль авангарда в процессе интернационализации образования, занимается постоянным совершенствованием системы преподавания в процессе подготовки квалифицированных кадров для многих стран мира, в том числе и для Латинской Америки. Проведенный анализ контингента латиноамериканских студентов РУДН позволяет сделать вывод о том, что образование, которое предлагает Университет, пользуется спросом в странах Латинской Америки, и студенты все активнее стремятся продолжить обучение и после получения диплома бакалавра и магистра. Для Эквадора, одной из небольших стран региона, сотрудничество с РУДН в подготовке кадров, имеет серьезные перспективы. За последние годы количество граждан Эквадора, обучающихся в РУДН, неуклонно росло. А первые лица латиноамериканского государства, которые посещали РУДН с визитами, только подтвердили правильность нынешнего вектора российско-эквадорских отношений и той роли, которую играет Университет в укреплении двусторонних связей.

Alla Jur’evna Borzova

RUDN University (Peoples’ Friendship University of Russia)

Author for correspondence.
Email: borzova_ayu@rudn.university

Doctor of History, Associate Professor of the Department of Theory and History of International Relations of the RUDN University

González Vinicio Medina Xavier

RUDN University (Peoples’ Friendship University of Russia)

Email: medina_gv@rudn.university

postgraduate student, Assistant of the Department of Theory and History of International Relations of the RUDN University

  • Borzova, A.Yu. (2014). Approaches of Brazil to the problem of education. In: BRICS: cooperation for development: materials of the IV International Scientific Conference. Moscow, May 28, 2014. Moscow: RUDN University, 146—151. (In Russ.).
  • Borzova, A.Y. & Volosyuk, O.V. (2009). 50 Years of Collaboration: Peoples’ Friendship University of Russia and the Universities of Latin America. RUDN Journal of World History, (2), 93—100. (In Russ.).
  • Davydov, V.M. (Ed.) (2009). Ecuador on the road to the “Civil Revolution”. Moscow: ILA of RAS. (In Russ.).
  • Ermolieva, E.G. (2014). Education in Latin America: adaptation to the challenges of time. Moscow: ILA of RAS. (In Russ.).
  • Filippov, V.M, Krasnova, G.A. & Lukichev, G.A. (2011). PFUR-50 years: experience in training for developing countries in the world. Rector of the university, 1, 30—37. (In Russ.).
  • Filippov, V.M. (2015). Internationalization of Higher Education: Major Trends, Challenges and Prospects.Vestnik RUDN. International Relations, 15(3), 203—211. (In Russ.).
  • Jameson, K. (1997). Higher Education in a Vacuum: Stress and Reform in Ecuador. Higher Education, 33 (03), 265—281.
  • Koldunova, E.V. & Lounev, S.I. (2017). The processes of transformation of the education system and science in Asia in the estimates of international organizations and transnational ranking agencies. Vestnik RUDN. International Relations, 17(1), 190—200. doi: 10.22363/2313-0660-2017-17-1-190-200. (In Russ.).
  • Plan Nacional de Desarrollo 2017—2021. Toda una Vida © Secretaría Nacional de Planificación y Desarrollo — Senplades 2017 Quito — Ecuador. URL: http://www.planificacion.gob.ec/wp-content/uploads/downloads/2017/10/PNBV-26-OCT-FINAL_0K.compressed1.pdf (accessed: 25.11.17).
  • Ponce, J. & Loyaza, Y. (2012). Elimination of User-fees in Tertiary Education: A Distributive Analysis for Ecuador. International Journal of Higher Education, 1 (1), 138—147.
  • Pyatakov, A.N. (2017). The victory of Lenin Moreno in Ecuador. Latin America, 6, 17—27. (In Russ.).
  • Rusakova, O.F. (2010). The concept of “soft power” in modern political philosophy. Scientific Yearbook of the Institute of Philosophy and Law of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 10, 173—192. (In Russ.).
  • Savala, P.A.C. (2014). Landmarks and achievements of the “Decent Life” plan. Latin America, 3, 56—74. (In Russ.).
  • Volosyuk, O.V. & Marchuk, N.N. (2009). PFUR and Latin America — 50 years of cooperation. Moscow: RUDN. (In Russ.).
  • Zvyagina, D.A. (2012). “Soft power”: structural analysis. Initiatives of the XXI century, 3, 135—137. (In Russ.).

Views

Abstract - 2717

PDF (Russian) - 243


Copyright (c) 2018 Borzova A.J., Medina Xavier G.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.