О РОССИЙСКО-КИТАЙСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Обложка

Аннотация


Автор, основываясь на практическом опыте реализации двустороннего взаимодействия КНР и РФ в области образования, раскрывает основные направления этого сотрудничества и анализирует его ключевые особенности. В статье приводятся конкретные примеры из опыта работы российских вузов и организаций с китайскими партнерами по согласованным направлениям двустороннего сотрудничества, совместного взаимодействия в области изучения и преподавания русского и китайского языков, создания ассоциаций профильных вузов России и Китая и пр. Целью данного исследования является выявление особенностей практики взаимодействия ведущих российских и китайских университетов по развитию и реализации совместных образовательных программ с выдачей двойных дипломов. Отдельно анализируется актуальная нормативно-правовая база российско-китайского сотрудничества в области образования. Одной из задач статьи стало рассмотрение сотрудничества обеих стран по продвижению русского и китайского языков, состояния вопроса изучения государственных языков стран-партнеров. Проводится статистический анализ количества китайских студентов, обучающихся в российских вузах, числа партнерских соглашений и программ, объемов бюджетной квоты, выделяемой на обучение китайских студентов в российских вузах. В целом, актуальность статьи обусловлена общей тенденцией по расширению сотрудничества России и Китая в области образования, в частности, в рамках проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», по которому КНР является одним из приоритетных государств, а число китайских студентов, обучающихся на различных формах подготовки в российских образовательных организациях должно увеличиться до 100 тыс. человек. Представляется, что статья привлечет внимание руководителей и работников международных подразделений вузов Российской Федерации, государственных и частных компаний, занимающихся сотрудничеством в сфере образования и науки с Китайской Народной Республикой.


Л И Ефремова

Лицо (автор) для связи с редакцией.
efremova_li@rudn.university
Российский университет дружбы народов

Ефремова Лариса Ивановна - канд. филос. наук, руководитель российской части Российско-китайской рабочей группы по вопросам взаимодействия в изучении и преподавании русского и китайского языков, развития двусторонних академических обменов и научно-технического сотрудничества вузов; проректор по международной деятельности Российского университета дружбы народов

  • Ганьшина Е.И. Российско-китайское гуманитарное сотрудничество в 90-е гг. XX в // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015. № 1. C. 88-97.
  • Гурулева Т.Л. Интеграция России в образовательное пространство АТР (на примере образовательного сотрудничества с КНР) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015. Т. 15. № 4. C. 147-158.
  • Коршунов С. В. Ассоциация технических университетов России и Китая - новый институт международного сотрудничества в области образования // Высшее образование в России. 2015. № 4. С. 97-104.
  • Лейфа А.В., Сергиенко Ю.П., Лукина Е.Ю., Лю Ю. Опыт международного сотрудничества Китая и России в сфере образования // Педагогика. 2015. № 5. С. 121-125.
  • Медяник Е.И. Совместные проекты в области образования как инновационная форма сотрудничества России и Китая в XXI вв. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2016. Т. 16. № 1. C. 54-64.
  • Никитенко Е.В. Мотивация выбора вуза иностранными студентами: Дисс.. канд. соц. наук. Хабаровск, 2016.
  • Филиппов В.М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015. Т. 15. № 3. C. 203-211.
  • Филиппов В.М., Сунь Ю. Роль Университета Шанхайской организации сотрудничества в сопряжении образовательных пространств Евразии // Государственная служба. 2015. № 6 (98). С. 15-17.

Просмотры

Аннотация - 2432

PDF (Russian) - 884


© Ефремова Л.И., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.