RUSSIA RETURNS TO AFGHANISTAN: PROSPECTS OF BILATERAL ECONOMIC COOPERATION

Cover Page

Abstract


He article discusses the dynamics of the development of the economic situation in the Is-lamic Republic of Afghanistan after the fall of the Taliban regime in 2001, and the current state and prospects of development of Russian-Afghan trade and economic relations. Russia and Afghanistan have a long history of cooperation. In the XX century, the Soviet Union provided economic assistance to Afghanistan, including the financing and construction of objects of industry and infrastructure, which are now in need of rehabili-tation and modernization. The accumulated experience of cooperation makes Russia may be one of the major players in Afghani-stan and participate in reconstruction of the country. The relevance of this article stems from the fact that at the present time in conditions of economic sanctions and the deterioration of relations with countries of the West, Russia intends to renew and develop relationships with long-term partners. Today Afghanistan is trying to recover from the devastating effects of years of civil war, and invite Russia to join this process. This means that Russia had a unique chance to return and gain a foothold in the market of Afghanistan, which will be an advantage for the development of cooperation between the two countries. The task of the article is analysis of the economic situation in Afghanistan, in order to study the possibilities of deepening and development of Russian-Afghan trade and economic cooperation. The analysis of Russian-Afghan relations showed that to date, despite the existence of certain problems faced by our country, the development of trade and economic relations is a promising direction of bilateral cooperation.


В настоящее время правительство Афганистана направляет значительные усилия на стабилизацию политической ситуации и возрождение национальной экономики. Важным компонентом такой политики может стать налаживание торговых контактов с другими государствами, в частности с Россией. Афганистан в прошлом достаточно плодотворно сотрудничал с Советским Союзом, большинство инфраструктурных объектов в стране было построено благодаря активной помощи СССР. Сегодня восстановление экономических отношений с Россией, правопреемницей СССР, безусловно, окажет положительное воздействие на восстановление экономики Афганистана. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В АФГАНИСТАНЕ За последние 10 лет Афганистан добился значительного, хоть и нестабильного, экономического роста, а также больших результатов в области реконструкции, развития и увеличения доходов на душу населения. Улучшены показатели развития человеческого потенциала, включая доступ к школьному образованию, чистой воде, услугам и т.д. В целом страна постепенно восстанавливается после нескольких десятилетий конфликтов. С 2005 г. ВВП Афганистана показывает хорошие темпы роста, их пик пришелся на 2009 г., когда рост ВВП составил 21% [Cibea et al. 2013: 6]. До 2014 г. быстрое развитие экономики поддерживалось благодаря международной помощи и присутствию иностранных войск, которые искусственно раздули экономический рост. Однако, вывод международных сил безопасности, начавшийся в 2012 г., отрицательно сказался на экономической ситуации в стране, поскольку значительная часть торговли, особенно в секторе услуг, стимулировалась за счет иностранных войск. Поэтому с 2013 г. наблюдается заметный спад экономики, если в 2012 г. рост ВВП составил 14,4%, то в 2013 г. - 1,9%, а в последующие 2 года рост ВВП не превышал 1,3% 1 . Несмотря на улучшение социально-экономических показателей, таких как увеличение продолжительности жизни, доходов населения и грамотности, а также успехов в создании демократических институтов, Афганистан остается одной из беднейших стран мира и по-прежнему нуждается в иностранной помощи. Экономическое состояние Афганистана тесно связано с политической ситуацией в стране, а также уровнем безопасности. Несмотря на множество национальных экономических программ и большие суммы международной помощи, отсутствие безопасности внутри страны и невозможность правительства распространить власть на всю территорию страны усилия правительства и мирового сообщества дают минимальный эффект [Коргун 2004: 4]. Эта ситуация усугубляется наличием теневой экономики. Согласно данным Международного валютного фонда, в 2013 г. в Афганистане было произведено 5,5 тыс. тонн опия, а доход от его продажи составил 15% от ВВП страны. Это делает Афганистан крупнейшим производителем опия в мире. В наркосфере занято более половины работоспособного населения страны, что, по данным Всемирного банка, составляет около 376 тыс. человек [Greenfield et al. 2015: xi]. Международное сообщество прилагает значительные усилия по экономическому развитию Афганистана. В период между 2003-2016 гг. суммарные дотации стран - доноров Афганистана составили более 83 млрд долл. США. На международной конференции, которая прошла 4-5 октября 2016 г., страны-доноры пообещали выделить 15,2 млрд долл. США до 2020 г. на развитие Афганистана 2 . Правительство Афганистана под руководством президента Ашраф Гани Ахмадзая активно проводит экономические реформы. Тем не менее реформы потребуют времени, и страна в обозримом будущем будет по-прежнему зависеть от иностранной помощи. Развитие торговых отношений может стать одним из факторов скорейшего восстановления Афганистана. В 2016 г. Афганистан стал членом Всемирной торговой организации, благодаря чему страна получила более широкий доступ к глобальным рынкам. Это поможет заложить основу для дальнейшего экономического роста, так как страна богата минеральными ресурсами, такими как нефть, газ, медь, хром и железо, а также драгоценными камнями. Однако из-за отсутствия финансирования сектор добычи природных ресурсов не развивается, а вступление в ВТО дает большие возможности получить доступ к иностранным инвестициям. ВОЗВРАЩЕНИЕ РОССИИ В АФГАНИСТАН Россия и Афганистан имеют долгую историю сотрудничества еще со времен существования Российской империи. С СССР экономические отношения были установлены в конце 1950-х гг., а после военного переворота в 1978 г. в Афганистане СССР активно оказывал финансовую помощь новому правительству. К 1980-м гг. более половины всех промышленных, транспортных, энергетических объектов и объектов здравоохранения и науки в Афганистане было создано с участием СССР [Siddiqui, Butt 2014: 622, 623]. Однако ввод ограниченного контингента советских войск в 1979 г. в Афганистан отрицательно сказался на торговоэкономических отношениях, а спад в экономике РФ в 1990-е гг. привел к дальнейшему ослаблению позиций России на рынке Афганистана. Таким образом, Россия на несколько десятилетий выпала из афганского экономического процесса, уступив место США, Китаю, Пакистану, Ирану, Индии, Турции и т.д. В связи с этим, по мнению российских исследователей А.Н. Михайленко и А.В. Кожухова, которые предложили модель с доминирующим элементом для определения рамок двустороннего российско-афганского сотрудничества, экономика не может стать центральным компонентом этих отношений [Михайленко, Кожухов 2014: 136]. На данный момент Афганистан во внешней политике России занимает важное место. Несмотря на то что мировое сообщество лишь недавно заговорило о возвращении РФ в эту страну, на протяжении последних 15 лет ситуация в ИРА и угрозы, исходящие с ее территории, занимали одно из центральных мест в повестке дня российской политики в области безопасности. В Концепции внешней политики РФ за 2016 г. делается акцент на то, что «сохраняющаяся нестабильность ситуации в Исламской Республике Афганистан на фоне вывода из страны большей части международных военных контингентов несет серьезную угрозу безопасности России и других государств - участников СНГ» 3 . Несмотря на отдельные достижения, международным силам не удалось выполнить главную задачу - создать и сохранить безопасную обстановку в стране. А ввиду того что нестабильность в Афганистане представляет угрозу для безопасности РФ и ее соседей, политика по возвращению России в Афганистан может стать одной из эффективных мер по защите национальных интересов российского государства. Поэтому налаживание двусторонних экономических отношений остается одним из приоритетных направлений российско-афганского взаимодействия в регионе. После того как в 2002 г. на конференции в Токио международные доноры приняли решение об оказании финансовой помощи для восстановления Афганистана [Коргун 2004: 8], Россия предложила сразу несколько проектов для восстановления основных отраслей афганской экономики: энергетики, ирригации и инфраструктуры. В последнее время российские предприниматели и представители деловых кругов все активнее интересуются сотрудничеством с Афганистаном в области добычи разработки природных ресурсов, строительства и инфраструктуры. Значителен интерес российских инвесторов к Афганистану, в период с 2007-2010 г. объем российских инвестиций в афганскую экономику составил 34 млн долл. США [Топорков 2013: 227]. Современный этап торгово-экономических отношений России и Афганистана начался в 2002 г. после визита афганской делегации во главе с главой временной администрации Афганистана Хамидом Карзаем. Афганская сторона выразила заинтересованность в российском участии в послевоенном восстановлении страны. В ходе визита стороны на различных уровнях обсуждали вопросы торгово-экономических отношений. В частности, были обсуждены возможности сотрудничества в таких сферах, как добыча энергоресурсов, восстановление инфраструктуры, транспорта и сельского хозяйства, а также поставка стройматериалов, техники и продовольствия. Серьезной проблемой торгово-экономических отношений оставался афганский долг СССР, а затем России. Общая сумма долга на 2006 г. составляла 11,1 млрд долл. США 4 , и была сформирована за счет поставок советского оружия и военной техники, а также строительства промышленных объектов. В 2006 г. в ходе Лондонской международной конференции по Афганистану стороны договорились решить эту проблему в рамках Парижского клуба. 6 августа 2007 г. Россия и Афганистан подписали Соглашение об урегулировании задолженности Исламской Республики Афганистан (ИРИ) РФ по ранее предоставленным кредитам. Соглашение предполагало списание 10,4 млрд долл. США и реструктуризацию остальной части на 23 года. Таким образом, Россия списала 93% долга в 2007 г., а оставшаяся часть - 891 млн долл. - была списана в 2010 г. [Лалетин]. Тем не менее признание Афганистаном долга и готовность выплатить его часть стало сигналом к возможности построения долгосрочных российско-афганских экономических связей. В феврале 2007 г. при содействии Торгово-промышленной палаты РФ был создан Российско-Афганский деловой совет (РАфДС). РАфДС стал площадкой для деловых кругов двух стран, заинтересованных в расширении экономического сотрудничества. 22 октябре 2007 г. Торгово-промышленной палатой РФ была организована презентация перспективных проектов российско-афганского торгово-экономического сотрудничества. В мероприятии приняли участие 25 государственных и частных компаний, а также посол ИРИ в РФ Залмай Азиз, президент Афганского агентства по инвестициям Омар Захилвал, представители Министерства иностранных дел и Министерства экономического развития России, члены РАфДС и представители российских научных, общественных и предпринимательских кругов. Российские предприниматели выразили интерес в расширении сотрудничества в области энергетики, строительства, транспорта, горнодобывающей промышленности, инфраструктуры и связи. Всего с 2007 по 2009 г. компании - члены делового совета вложили в различные совместные проекты более 40 млн долл. США [Menkiszak 2011: 31]. Одним из путей восстановления Афганистана могут стать именно иностранные инвестиции. Крупнейшими донорами на сегодняшний день являются США, Турция, Япония, Евросоюз, Германия, а также такие международные организации, как Всемирный Банк и Азиатский банк развития. Основными отраслями, на развитие которых направлены международные финансы, являются энергетика, промышленность, связь и транспорт [Ханеев 2008: 55]. Россия хотя и не занимает первые места в списке основных инвестиционных партнеров Афганистана, но инвестиционное сотрудничество между Россией и Афганистаном существует и поступательно развивается. Среди российских инвесторов наблюдается интерес к афганским проектам, особенно в сфере совместной разработки месторождений. Однако российские инвестиции в Афганистан требуют правовой поддержки и защиты в силу региональной нестабильности. Афганистан пытается создать благоприятный нормативно-правовой климат для зарубежной помощи. В октябре 2005 г. был принят «Закон о внутреннем и иностранном инвестировании», что упростило процедуру оформления внешней помощи Афганистану. А в 2006 г. было создано Агентство по поддержке инвестиций для облегчения регистрации, лицензирования и продвижения инвестиционных проектов в Афганистане. Создание законодательной базы и национальных институтов помогли привлечь российских инвесторов в Афганистан. С 2005 г. на территории Афганистана работают российские компании «Инсет» и «Норманн», занимающиеся строительством мини-ГЭС. В 2007 г. российская государственная инжиниринговая компания «Технопромэкспорт» выиграла тендер на ремонт ГЭС «Наглу», расположенной недалеко от Кабула [Арунова 2012: 161-162]. С конца 2004 г. на территории страны действует компания «Мультинет» (филиал Ростелекома), которая в партнерстве с афганской компанией «Telecom Development Company Afghanistan Ltd» является одним из крупнейших интернет-провайдеров и операторов связи. Кроме того, российские авиакомпании «Вертикаль-Т», «UTair» и «Волга-Днепр» предоставляют услуги грузоперевозок на территории Афганистана [Чихринова 2015: 146]. Афганские компании также осуществляют инвестиционную деятельность в России. В основном инвестиции сосредоточены в области торговли и ремонта дорог. В мае 2009 г. в Москве состоялся первый Российско-Афганский форум, посвященный 90-летию установления дипломатических отношений между Россией и Афганистаном. В ходе форума стороны обсудили вопросы расширения сотрудничества во всех областях двусторонних отношений. Итогами форума стала резолюция, в которой содержались предложения и рекомендации для правительств России и Афганистана по углублению сотрудничества в области культуры, экономики и безопасности. В области экономики резолюция предполагала принятие ряда мер, таких как: 1) подписание межправительственного соглашения о сотрудничестве в области энергетики, промышленности и сельского хозяйства; 2) совместное восстановление 142 хозяйственных объектов, созданных при содействии СССР, а также возобновление более 100 нереализованных проектов; 3) создание Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, а также активизация сотрудничества в рамках таких региональных организаций, как ШОС, СНГ, ЕврАзЭс и т.д.; 4) предоставление правительству Афганистана, в случае необходимости, долгосрочного кредита, а также облегчение условий и снижение пошлин на импорт афганских товаров; 5) содействие российским инвесторам и открытие филиалов российских банков на территории Афганистана для облегчения процесса кредитования; 6) институционализация постоянного диалога между государственными экономическими структурами обоих государств 5 . Эти усилия принесли результаты. В мае 2010 г. было подписано соглашение о сотрудничестве между Торгово-промышленными палатами двух стран, а осенью того же года в Москве открылся афганский бизнес-центр, который стал выполнять функции Торгово-промышленной палаты. Главной задачей новой структуры стала защита интересов афганских бизнес-кругов и содействие торгово-экономическому сотрудничеству Афганистана и России. Так, на конец 2010 г. крупнейшими российскими проектами на территории ИРА стали: модернизация ГЭС «Наглу» стоимостью 40 млн долл. США и строительство мини-ГЭС в провинциях Бамиан, Кунар, Пактия, Панджшер и Бадахшан [Мендкович 2012]. В январе 2011 г. в Москву с официальным визитом прибыл президент Афганистана Х. Карзай. Главной темой переговоров стало экономическое сотрудничество. По итогам визита стороны заключили соглашение, которое предусматривало создание Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Еще одним важным событием этого визита стала встреча Х. Карзая с представителями российских бизнес-кругов. В результате встречи стороны подписали важное соглашение о намерении по поставке нефтепродуктов в Афганистан 6 , а также Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве. Соглашение содержит меры по развитию и поощрению российско-афганских экономических отношений, а именно введение режима наибольшего благоприятствования касательно таможенных пошлин, правил регулирования импорта и экспорта, налогов и сборов, транспортировки, международного перевода платежей и т.д. 7 Это соглашение помогло Афганистану войти в перечень стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия применяет режим наиболее благоприятных условий. В результате значительных усилий обеих сторон товарооборот между Россией и Афганистаном в 2011 г. увеличился более чем в 12 раз по сравнению с 2004 г., в основном за счет увеличения российского экспорта. В 2011 г. Россия стала крупнейшим экспортером нефти и нефтепродуктов в Афганистан. 26 мая 2011 г. «Рособоронэкспорт» и правительство США подписали контракт на сумму 367,5 млн долл. США на поставку 21 российского вертолета для афганской армии. В 2012 г. стороны подписали дополнительное соглашение на поставку еще 12 вертолетов, а в 2013 г. - на поставку еще 30 вертолетов. Сумма всего контракта на поставку 63 вертолетов оценивается в 1,2 млрд долл. США 8 . В марте 2012 г. состоялось первое заседание Российско-Афганской межправительственной комиссии. В ходе заседания стороны выразили удовлетворенность темпами роста торгово-экономического сотрудничества и выделили приоритетные задачи, среди которых: модернизация Кабульского домостроительного комбината и цементного завода в городе Джабаль-ус-Сирадж, восстановление туннеля «Саланг» и строительство новых ГЭС [Бондаренко 2011: 50]. В рамках работы комиссии Министерство энергетики РФ и Министерство торговли и промышленности ИРА подписали Меморандум о взаимопонимании в области топливно-энергетического комплекса, который предполагал дальнейшее углубление и расширение партнерских отношений в энергетической сфере. Тем не менее российско-афганские экономические отношения уступают отношениям Афганистана с другими странами. В 2016 г. доля России от общего импорта Афганистана составила всего 2%, что больше, чем США (0,38%), но меньше, чем у основных поставщиков: Иран (22%), Пакистан (17%), Китай (14%), Казахстан (13%) и Туркменистан (7,7%) 9 . В этом же году доля России в общем объеме афганского экспорта составила 0,71% (США - 0,25%, Китай - 0,23%), а крупнейшими импортерами афганской продукции стали: Индия (46%), Пакистан (41%), Иран (3,1%), Ирак (2,1%) и Турция (1,9%) 10 . Таким образом, в 2016 г. Россия обогнала США по товарообороту с Афганистаном, однако по этому показателю намного уступает другим региональным игрокам, в частности Китаю. Китай в последнее время вносит заметный вклад в реконструкцию Афганистана. Китайские компании являются одними из самых крупных иностранных игроков, которые участвуют в тендерах на проекты в области освоения и разработки природных ресурсов, в области строительства инфраструктурных объектов и т.д. В 2008 г. 2 китайские государственные корпорации выиграли тендер на разработку второго по величине месторождения меди в мире - месторождения Айнак. Сумма контракта составила 2,9 млрд долл. США [Amin 2017]. Особенно привлекательной для иностранных инвестиций является энергетическая сфера и сфера добычи природных ресурсов. В связи с этим многие государства стремятся наладить сотрудничество с Кабулом, однако инвесторов отталкивают большие риски, связанные с небезопасной обстановкой в стране. Россия здесь не является исключением. Российские компании стремятся к участию в энергетических проектах на территории Афганистана. Россия выражает заинтересованность в участии в проекте газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ), а также в проекте строительства линии электропередачи для экспорта электроэнергии из стран Центральной Азии в Афганистан и Пакистан - CASA-1000. Россия также является активным участником Стамбульского процесса и выступает за вовлечение Афганистана в региональное политико-экономическое сотрудничество [Сафронова 2012: 288]. ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОАФГАНСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В 2013 г. на фоне резкого замедления экономического роста Афганистана начинает падать объем российско-афганского товарооборота. Если в 2012 г. объем товарооборота между двумя странами составлял более 700 млн долл. США, то в 2013 г. упал до 431,9 млн долл. США; в последующие годы объем торговли продолжил свое падение и в 2014 г. составил - 420,4 млн долл. США, а в последующие 2 года - 223,5 млн долл. США в 2015 г. и 190,4 млн долл. США в 2016 г. 11 В 2016 г. наметился существенный прогресс в сфере энергетического сотрудничества. 24 марта 2016 г. афганский «Azizi Bank» и российский «Транскапиталбанк» подписали Меморандум о взаимопонимании о запуске механизма взаиморасчетов в национальных валютах. Это должно было заметно облегчить участие российских компаний в проектах на территории Афганистана. В феврале 2016 г. российская делегация в рамках заседания Российско-Афганской межправительственной комиссии посетила Кабул для обсуждения вопросов энергетических поставок. Стороны обсудили возможности расширения энергетического сотрудничества с учетом привлечения российских компаний к модернизации и строительству объектов энергетической инфраструктуры. В частности, обсуждалось строительство нового нефтеперерабатывающего завода на территории Афганистана. 3 марта 2017 г. посол ИРА в России Абдул Каюм Кочай встретился с заместителем министра энергетики РФ Юрием Сентюриным. Во время встречи А. Корчай заявил, что афганская сторона рассчитывает, что российские компании будут активнее участвовать в восстановлении Афганистана, тем самым усиливая экономическое присутствие России. Эту инициативу поддерживает лично президент Ашраф Гани. С этой целью уже создан Высший экономический совет, который возглавил А. Гани, кроме того, он пообещал лично посодействовать укреплению позиций российского бизнеса в Афганистане. Ю. Сентюрин заявил, что около 30 российских фирм готовы к сотрудничеству. 9 марта А. Корчай обратился к российским бизнесменам с призывом инвестировать в экономику Афганистана и участвовать в тендерах на восстановление инфраструктуры страны. Он также подчеркнул, что с Афганистаном активно сотрудничают Китай и США, но афганский народ хотел бы, чтобы именно Россия активнее наращивала свое экономическое присутствие в Афганистане. Об этом говорил и бывший президент ИРА Хамид Карзай. В интервью американской газете «The Washington Post» он заявил, что «советские финансы пошли именно на нужды афганского народа. Советский Союз эффективно тратил свои деньги и делал это через афганское правительство [Rytövuori-Apunen 2016: 249]. Тем не менее проблема наращивания российских инвестиций упирается именно в отсутствие стабильной политической и экономической ситуации, а также в неблагоприятный инвестиционный климат в стране. *** Россия и Афганистан имеют долгую историю экономических отношений. Благодаря помощи Советского Союза в Афганистане было построено более половины промышленных, транспортных, энергетических объектов и объектов здравоохранения и науки. После нескольких десятилетий разрушительной гражданской войны Афганистан нуждается в восстановлении этих и строительстве новых объектов промышленности и инфраструктуры. В 2002 г. начался современный этап российско-афганских экономических отношений. Афганистан активно призывает российских бизнесменов инвестировать в реконструкцию страны. Несмотря на то что экономическая сфера не является основной в российско-афганских отношениях, однако у нее есть много перспектив на будущее. Правительство Афганистана, оглядываясь на прошлый опыт сотрудничества, отдает предпочтение именно российским компаниям в восстановлении и строительстве инфраструктурных объектов, таких как: дороги, туннели, мосты, гидросооружения, заводы и т.д. Кроме того, существует ряд экономических проектов с третьими странами, такие как газопровод ТАПИ и линия электропередач CASA-1000, по которым будет поставляться газ и электричество из Центральной Азии в Афганистан и Пакистан. В целом, экономика Афганистана могла быть стать очень выгодным местом приложения российских инвестиций, если бы страна смогла улучшить свой инвестиционный климат. Сейчас же российские компании с осторожностью вкладывают деньги в афганские проекты. Однако правительство Афганистана прикладывает определенные усилия для того, чтобы привлечь российских бизнесменов в Афганистан и расширить российское экономическое присутствие в стране.

Naderi Asef

Peoples Friendship University of Russia (RUDN University)

Author for correspondence.
Email: asef.naderi@gmail.com

Asef Naderi - post-graduate student of the Department of theory and history of international relations of the Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)

  • Amin, M. (2017). The Story Behind China’s Long-Stalled Mine in Afghanistan. The Diplomat. URL: http://thediplomat.com/2017/01/the-story-behind-chinas-long-stalled-mine-in-afghanistan/ (accessed: 11.08.2017).
  • Arunova, M.R. (2012). Afghanistan and Pakistan: current state and development prospects. Moscow: IV RAN, 155—168. (In Russ.).
  • Bondarenko, I.N. (2011). Afghan Notes: History with the Builder’s Eyes. Stroitel’nyye materialy, oborudovaniye, tekhnologii XXI veka, 3 (146), 50—51. (In Russ.).
  • Chikhrinova, A.I. (2015). Russia’s foreign policy interests in Afghanistan: modern priorities [dissertation]. Moscow: RUDN University. (In Russ.).
  • Cibea, A., Dearing, S., Gures, G., Khan, A. & Wolfsgruber, I. (2013). Budapest Process: a silk routes partnership for migration. Vienna: International Centre for Migration Policy Development.
  • Greenfield, V., Crane, K., Bond, C., Chandler, N., Luoto, J. & Oliker, O. (2015). Reducing the Cultivation of Opium Poppies in Southern Afghanistan. Santa Monica: RAND Corporation.
  • Khaneyev, M. (2008). Political instability in Afghanistan: the war of ideas or the struggle of clans? Asia and Africa today, 11, 51—56. (In Russ.).
  • Korgun, V.G. (2004). Afghanistan in the beginning of the XXI century. Moscow: Institut izucheniya Izrailya i stran Blizhnego Vostoka. (In Russ.).
  • Laletin, Y.P. Russian-Afghan relations at the present stage. URL: https://mgimo.ru/ upload/iblock/b57/b5731488fe76d68718d1247008145d71.pdf (accessed: 11.08.2017). (In Russ.).
  • Mendkovich, N.А. (2012). Russia’s policy in Afghanistan in 2001—2011. Fond istoricheskoy perspektivy. URL: http://www.perspektivy.info/rus/desk/politika_rossii_v_afganistane_v_20012011_gg_ 2012-02-17.htm. (In Russ.).
  • Menkiszak, M. (2011). Russia’s Afghan problem. The Russian Federation and the Afghanistan problem since 2001. Warsaw: Centre for Eastern Studies.
  • Mikhailenko, A.N. & Kozhukhov, A.V. (2014). The dominant factor in Russian-Afghan relations. Etnosotsium i mezhnatsional’naya kul’tura, 10 (76), 134—143. (In Russ.).
  • Rytövuori-Apunen, H. (2016). The Regional Security Puzzle around Afghanistan: Bordering Practices in Central Asia and Beyond. Opladen: B. Budrich.
  • Safronova, E.I. (2012). Optimizing the economic relations of the “SCO-Afghanistan”. Kitay v mirovoy i regional’noy politike. Moscow: IDV RAN, 280—293. (In Russ.).
  • Siddiqui, A. & Butt, K. (2014). Afghanistan-Soviet Relations during the Cold War: A Threat for South Asian Peace. A Research Journal of South Asian Studies, 2 (29), 617—631.
  • Toporkov, V.M. (2013). Russia’s national interests in Afghanistan and prospects for its regional policy. Vestnik Permskogo Universiteta, 3(23), 225—232. (In Russ.).

Views

Abstract - 825

PDF (Russian) - 215

PlumX


Copyright (c) 2017 Asef N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.