Regional integration of developing countries. Interview with Amr Moussa, the Secretary General of the League of Arab States (2001-2011)

Cover Page

Abstract


Amr Mussa is one of the most experienced diplomats with rich experience in international organizations. In 1958 Mr. Moussa joined the Ministry of Foreign Affairs of Egypt, where he worked in several departments and Egyptian missions including Egypt’s UN mission (1985-1972). In 1974-1977 Amr Moussa was an Assistant and Advisor to the Minister for Foreign Affairs of the Arab Republic of Egypt. In 1977-1981 and 1986-1990 he held office of the Department of International Organizations as the Director in the Ministry of Foreign Affairs of Egypt. In 1981-1983 Mr. Moussa was an Alternate Permanent Representative of Egypt to the United Nations in New York. In 1983-1986 he worked as Ambassador to India. Amr Moussa worked as Permanent Representative of the Arab Republic of Egypt to the United Nations in 1990-1991. In 1991-2001 he was a head of the Ministry of Foreign Affairs of Egypt. In 2001-2011 he worked as Secretary General of the League of Arab States. In his interview, Mr. Amr Moussa talks about the role of international organizations in the developing world, the peculiarities of regional political and economic integration of developing countries. Particular attention is paid to the problems of peacekeeping activities at the regional level.


- Уважаемый г-н Муса! Вы - известный египетский дипломат, занимали высокие дипломатические должности, являясь Министром иностранных дел Египта, возглавляя Лигу арабских государств (ЛАГ). Вы были одним из кандидатов на пост президента АРЕ на выборах в мае 2012 г. и получили большое количество голосов в свою поддержку. В одном из своих интервью вы произнесли такие слова: «Я служил Египту». Не в этом ли секрет вашей популярности среди соотечественников? - Я думаю, что в этом есть доля правды; действительно, всю жизнь я работал во благо Египта, служил его интересам и интересам своего народа. Я не стремился к тому, чтобы моя деятельность получила одобрение со стороны отдельных режимов, и не действовал в угоду отдельным личностям в ущерб национальным интересам страны. Я твердо убежден, что любой человек, занимающий официальную должность, должен придерживаться именно такой позиции и мыслить в таком русле, иначе неизбежны ошибки и неверные шаги. - У вас огромный опыт дипломатической работы, авторитет не только в арабском мире, но и на международной арене. В 2001-2011 гг. вы возглавляли ЛАГ и приложили немало сил, чтобы реформировать эту организацию, сделать ее деятельность более эффективной в интересах арабского мира. Как вам удается в своей профессиональной деятельности совмещать такие качества, как, с одной стороны, стремление к новому, к модернизации и обновлению, а с другой, - приверженность стабильности и сохранению статус-кво? - Сохранение статус-кво никогда не входило в мои цели. Чтобы соответствовать реалиям XXI в., приходится не отставать от постоянной гонки, нацеленной на развитие и модернизацию. «Арабский порядок» в его прежнем измерении уже не мог адекватно отвечать на современные вызовы, более того, он страдал от накопившихся за десятилетия проблем нерационального управления, что привело в итоге к дисбалансу в самой системе. Что касается ЛАГ, то наиболее эффективная работа проводилась в ее экономических, административных и социальных институтах, и именно этим структурам, в отличие от политического направления, удалось достичь конкретных результатов, благодаря которым были созданы условия для арабской интеграции. Отметим и другое важное обстоятельство: когда граждане арабских стран видят, что ЛАГ выступает от их имени, и когда они осознают, что позиция Лиги является отражением их устремлений, это укрепляет доверие к организации. И если ЛАГ честно представляет интересы народов стран-участниц, то авторитет самой организации и уважение к ней укрепляются во всем мире. - К сожалению, Ближний Восток является самым конфликтным регионом в мире. За последнее десятилетие здесь вспыхнуло немало новых серьезных конфликтов при том, что остались неурегулированными старые - прежде всего, палестино-израильский. Кстати, вы лично сделали немало для его урегулирования, что получило высокую оценку со стороны палестинского руководства. Как вы полагаете, какую роль могут сыграть арабские региональные организации в разрешении конфликтных ситуаций на Ближнем Востоке и в Северной Африке? Эффективно ли они действуют на настоящий момент? - Я полагаю, что неспособность урегулировать давние конфликты и старые споры стала непосредственной причиной возникновения новых конфликтных ситуаций и противоречий, идет ли речь о палестинской проблеме, или об арабо-иранских разногласиях, или о внутренних коллизиях в странах региона. Страны Ближнего Востока стали заложниками проблемы «управления» кризисами, вместо их реального урегулирования и разрешения. К сожалению, ведущие мировые державы не осознали всей опасности затягивания такого рода конфликта, как палестино-израильский, на целых семь десятилетий. На мой взгляд, палестинская проблема остается источником и причиной многих проблем и бед региона. А если будут предприняты серьезные шаги для ее урегулирования, то это окажет глубочайшее положительное воздействие на все проблемные зоны региона. Арабские страны сделали все от них зависящее для урегулирования конфликта, они представили мировому сообществу «арабскую инициативу», которая получила беспрецедентную поддержку со стороны всего исламского мира, в том числе Ирана. И сегодня, спустя много лет, мы еще ждем ответного шага со стороны Израиля, который, по сути, даже не отреагировал на эту инициативу, и именно израильтяне в сложившейся ситуации больше всех выигрывают от «управления» кризисом при отсутствии его реального решения. - В своей деятельности, занимая высокие посты, вы самое пристальное внимание уделяли проблеме безопасности, как национальной, так и региональной. Египет традиционно является одним из ключевых государств арабского Востока, он играет значимую роль в поддержании стабильности и безопасности, в урегулировании конфликтов, выполняя важные посреднические функции. Как вы оцениваете роль Египта, а также других арабских стран в стабилизации ситуации в регионе? Какую роль, по вашему мнению, играет Россия в этом процессе? - Позвольте с вами не согласиться в полной мере, поскольку роль Египта более значимая и ответственная, нежели простое посредничество в разрешении споров или в поддержании стабильности в регионе. Египет является незаменимым участником в разрешении важнейших проблем арабского и исламского мира, а его эпизодическое отсутствие на этих аренах (арабской и исламской) создает невосполнимый вакуум. Египет занимает ключевые позиции в геополитическом раскладе ближневосточного региона, являясь здесь одним из наиболее влиятельных и сильных государств. Он имеет развитую экономику и достаточно сильные вооруженные силы, выделяется своими достижениями в области культуры и искусства. Некоторое время назад мною был озвучен тезис о том, что Ближний Восток нуждается в новой региональной системе и новой системе безопасности. В этой связи все страны региона должны прийти к общему пониманию того, каким они хотят увидеть будущее нашего региона. Мы открыты всему миру - и Востоку, и Западу, но у нас есть свои интересы. Мы уважаем интересы других, однако судьба Арабского Востока должна определяться самими его жителями, т.е. арабами. Я считаю, что Россия имеет сильные позиции в регионе, особенно это касается сирийского досье. При этом вижу большую ошибку в том, что практически в отсутствие самих арабов урегулированием кризиса занимаются Россия, США, Турция и Иран. Это может привести к опасной ситуации, при которой исключается роль жителей этого региона. - Господин Муса, как вы видите будущее Ближнего Востока? Сумеют ли страны региона преодолеть колоссальные трудности, выпавшие на их долю - гражданские войны, конфликты, угрозу распада государств, терроризм, распространение оружия массового уничтожения, экологические проблемы, бедность и т.д. Какую роль в этом может сыграть многосторонняя дипломатия и дипломатия на высшем уровне? - Если мы углубимся в историю, то вспомним, как целый континент, такой как Европа, был буквально растерзан конфликтами, распрями и войнами, а затем смог восстановиться и продемонстрировать прогресс. Есть надежда, что и Ближний Восток в состоянии решить свои проблемы и двигаться вперед. Необходимо, чтобы вмешательство международного сообщества и стран региона в конфликтные ситуации было ответственным, нацеленным на стабилизацию и поддержку конструктивных тенденций. К сожалению, у многих людей складывается впечатление, что вмешательство зачастую направлено на разрушение тех государств, которые еще сохраняют свою целостность и стабильность. У арабов нет другого выхода, кроме как работать сообща, так как имеющиеся вызовы, проблемы, безответственное вмешательство реально угрожают региону. И если мы не будем должным образом отвечать на эти вызовы, то ответственность перед будущими поколениями за продолжение и усугубление такой ситуации ляжет на наши плечи. - Мы привыкли к тому, что Европейский союз - это идеал интеграционной группировки как экономической, так и политической. Но в последние годы ореол этого идеала несколько померк, появились проблемы с мигрантами, с дефицитом бюджета[196], уже не идет речь о дальнейшем расширении Евросоюза. Приход Д. Трампа, 45-го президента США, внес еще больше смятения в ряды сторонников создания мощных интеграционных объединений и мегаблоков, таких, как Трансатлантическое и Транстихоокеанское партнерство. А как обстоит дело с развивающимися странами? Верите ли вы в эффективную политическую и экономическую интеграцию в странах Азии, Африки и Латинской Америки? - ЕС представляет собой уникальный политический и экономический проект на международной арене. Однако каждый эксперимент все же уязвим, успешные периоды подъема сменяются временами трудностей и проблем. Сегодня ЕС переживает серьезное испытание в связи с выходом Великобритании, а также политическим подъемом правых партий во многих странах ЕС. Полагаю, что не следует оценивать ЕС с точки зрения текущих трудностей и проблем, которые он переживает в настоящее время. Не стоит забывать о том, что этот уникальный опыт, во многом, способствовал избавлению народов европейских стран от тяжелых последствий мировых войн, а также холодной войны, обеспечил им высокий уровень жизни, а также дал миру сильного и успешного партнера. Даже при нынешних экономических трудностях, миграционном кризисе, переживаемых ЕС, этот проект все же остается, как нам представляется, успешным и востребованным. Я думаю, что развивающиеся страны сейчас находятся в ситуации, диктующей необходимость интеграции и создания партнерских и союзных форматов. Им надлежит воспользоваться теми серьезными изменениями, которые сейчас происходят в мире, чтобы занять свою нишу в системе международных отношений. - В последние годы все чаще говорят о механизмах глобального управления, значительно активизировалась деятельности «Группы двадцати», БРИКС, других институтов. Как вы считаете, какую роль могли бы сыграть развивающиеся страны «Глобального Юга» (Азия, Африка и Латинская Америка) в институтах глобального управления? Что необходимо сделать для повышения их влияния? - Странам «Глобального Юга» не хватает того, о чем мы говорили, отвечая на предыдущий вопрос, т.е. общей платформы, используя которую они могли бы заявить о себе и своих интересах на международном уровне. Существуют множество региональных организаций, однако Азия, Африка и Латинская Америка не действуют сообща, а двигаются порознь. Я считаю, что у каждого региона должны быть представители в политических и экономических структурах, которые бы отстаивали их интересы в глобальных объединениях.

E M Savicheva

Author for correspondence.
Email: interj@rudn.university

  • Sahling, C. (2017). Imbalances in the development of European currency integration: key issues and recent trends. Vestnik RUDN. International Relations, 17 (1), 74—85. (In Russ.).

Views

Abstract - 488

PDF (Russian) - 409

PlumX


Copyright (c) 2017 Savicheva E.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.