The East-Asian vector of the Indian external policy: priorities in the South-East Asia

Cover Page

Abstract


The aim of this research is the analysis of the key direction of the East-Asian vector of the Indian external economic policy in 1990-2000s - its ties with the South-East Asian countries. The article highlights the main direction of the Indian government’s policy in the region - trade cooperation. The author examines the composition of the Indian exports to the South-East Asian countries and imports from this region as well as the main trade partners. The article also presents statistical data on the Grubel-Lloyd Index which measures India and the ASEAN-countries intra-industry trade of five main import and export products. The article also highlights the current bilateral investment interaction. It is noted that the investment cooperation between India and the South-East Asian countries is characterized by significantly higher activity of Indian investors. As a whole it helps accelerating bilateral economic relations. The author notes the mechanism of the Indian assistance to the South-East Asian countries and points out that providing assistance India wins markets for their products as well as favorable conditions for its companies to penetrate the South-East Asian region which ultimately stimulates the growth of bilateral trade. The author stresses that the Indian policy of providing assistance aims at consolidating its economic positions in the region as well as at spreading its geopolitical influence. The article presents statistical data characterizing the present state of the Indian external economic ties with this region.


Индийская политика «Движение на Восток» (Act - East Policy), пришедшая на смену в 2014 г. политике «Взгляд на Восток» (Look - East Policy), направлена на укрепление торгово-экономических связей с регионами Восточной и Юго-Восточной Азии и расширение зоны своего влияния в азиатском регионе в целом. Выступая на 14-м саммите АСЕАН - Индия, состоявшемся 8 сентября 2016 г. в г. Вьентьян (Лаос), премьер-министр Индии Н. Моди заявил: «Страны АСЕАН являются краеугольным камнем политики «Движение на Восток». Наши связи цементируются общими интересами и несут региону мир, стабильность и процветание. Наше стратегическое партнерство включает экономические, социально-культурные аспекты, а также сотрудничество в сфере обеспечения безопасности»[53]. Успешные либеральные реформы 1990-2000-х гг. позволили Индии укрепить свой экономический потенциал и теснее сблизиться с государствами - членами АСЕАН: в 1992 г. Индия получила статус партнера по секторальному диалогу, а в декабре 1995 г. стала полноправным партнером по диалогу. С 2002 г. на регулярной основе (в среднем один раз в год) проводятся саммиты АСЕАН - Индия[54]. Потенциал сотрудничества Индии и АСЕАН весьма значителен: по результатам 2015 г. здесь проживает свыше 1,8 млрд человек и производится около 6,5 % мирового ВВП по обменному курсу[55]. ТОРГОВЛЯ ИНДИИ СО СТРАНАМИ АСЕАН В 2000-е гг. В октябре 2003 г. в ходе второго саммита АСЕАН - Индия на о. Бали (Индонезия) между Индией и Ассоциацией было подписано рамочное соглашение о всестороннем экономическом сотрудничестве, которое заложило основу для формирования между сторонами региональной торговой и инвестиционной зоны (The ASEAN-India Regional Trade and Investment Area), а также в обозримом будущем зоны свободной торговли, означающей свободное передвижение товаров, услуг и капитала [Hariharan, Jebaraj 2003]. Плодотворные усилия обеих сторон в этом направлении привели к установлению с 1 января 2010 г. между Индией и странами АСЕАН зоны свободной торговли, предусматривающей, помимо прочего, постепенное снижение тарифных ставок на 90 % товаров, торгуемых между сторонами. Если в 1993 г., на заре активизации сотрудничества с АСЕАН, товарооборот Индии с этим региональным блоком составлял 2,9 млрд долларов, то в 2003 г. он возрос до 12,1 млрд[56]. В 2005-2015 гг. объемы ежегодного товарооборота между Индией и странами АСЕАН увеличивались в среднем более чем на 25 % и по результатам 2014/15 фин. г.[57] достигли 76,5 млрд долларов, что вывело Индию на седьмую позицию среди основных торговых партнеров Ассоциации. В настоящее время на Индию приходится 2,7 % всего товарооборота этой интеграционной группировки (табл. 1). Для Индии же блок АСЕАН является вторым крупнейшим (после ЕС) торговым партнером, на который в последние годы стабильно приходится около 10 % ее внешнеторгового оборота (около 2 % - в экспорте и 3,4 % - в импорте). Таблица 1 Взаимная торговля Индии и АСЕАН в 2007/08 фин. г. - 2015/16 фин. г. 2007/08 фин. г. 2014/15 фин. г. 2015/16 фин. г. (апрель-ноябрь) млрд долларов США % млрд долларов США % млрд долларов США % Экспорт 16,4 10,1 31,8 10,2 16,0 9,2 Импорт 22,67 9,0 44,7 10,0 27,4 10,5 Оборот 39,1 9,4 76,5 10,1 43,4 9,9 Источник: Economic Survey 2009/10 / Government of India. Ministry of Finance. Department of Economic Affairs. Economic Division. - February 2010. P. A93, A98; Economic Survey 2015/16 / Government of India. Ministry of Finance. Department of Economic Affairs. Economic Division. - February 2016. P. A115-А116, A123-А124 В «пятерку» крупнейших торговых партнеров Индии из числа стран АСЕАН традиционно входят Индонезия (2,5 % общего объема индийского товарооборота), Сингапур (2,2 %), Малайзия (2,2 %), Таиланд (1,2 %) и Вьетнам (1,2 %)[58]. При этом только с Сингапуром и Вьетнамом у Индии баланс торговли в последнее десятилетие стабильно сводится с положительным сальдо (табл. 2). Таблица 2 Торговля Индии с ведущими партнерами из числа стран - участниц АСЕАН в 2014/15 фин. г. (млрд долларов США) Сингапур Вьетнам Малайзия Индонезия Таиланд Экспорт 9,8 6,3 5,8 4,0 3,5 Импорт 7,1 3,0 11,1 15,0 5,9 Оборот 16,9 9,3 16,9 19,0 9,4 Сальдо 2,7 3,3 -5,3 -11,0 -2,4 Источник: Economic Survey 2015/16[59] Примечательно, что индийский импорт из стран АСЕАН является более диверсифицированным, чем экспорт. Основными статьями индийского экспорта в страны АСЕАН являются сельскохозяйственная продукция (по результатам 2014 г. свыше 28 %), фармацевтические товары (7,3 %), минеральные удобрения (6,6 %), драгоценные и поделочные камни (4,5 %), транспортные средства (2,4 %). Среди основных статей индийского импорта - сельскохозяйственная продукция (15,8 %), органические удобрения (8,1 %), минеральное топливо (5,0 %), пластмассы и изделия из пластмасс (4,9 %), натуральный каучук (3,2 %), натуральные и поделочные камни (3,1%), инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные и др. (2,4 %), реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства (1,8 %), электрические машины и оборудование (1,8 %)[60]. Интересные данные были получены автором статьи при расчете для взаимной торговли Индии и АСЕАН индекса Грубеля-Ллойда, характеризующего уровень внутриотраслевой торговли сторон. Рассчитанный автором индекс Грубеля-Ллойда по 5 наименованиям, входящим в число 10 ведущих во взаимной торговле Индии и АСЕАН, по данным за 2014 г., свидетельствует о достаточно высоком уровне внутриотраслевой торговли этими наименованиями (табл. 3). Таблица 3 Индекс Грубеля-Ллойда во взаимной торговле Индии и АСЕАН в 2014 г. ТН ВЭД Продукция Индекс Грубеля-Ллойда 27 Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки, битуминозные вещества; воски минеральные 0,821 29 Органические химикаты 0,732 71 Жемчуг природный или культивированный, драг. и поделочные камни, драг/металлы, металлы, плакированные драг/металлами, и изделия из них 0,860 84 Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства 0,563 85 Электрические машины и оборудование 0,294 Источник: подсчитано и составлено и автором по ASEAN Statistical Yearbook 2015[61] ИНВЕСТИЦИОННОЕ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ИНДИИ И АСЕАН Активно развивается и инвестиционное сотрудничество: ежегодный объем прямых индийских инвестиций в страны АСЕАН неуклонно возрастает - если в 2008 г. он составлял 476,8 млн долларов, то в 2009 г. - 811,18 млн долларов, а в 2010 г. - 2,58 млрд долларов[62]. Хотя в 2011 г. объем несколько сократился, уже в 2012 г. он превысил 4,3 млрд долларов, и Индия заняла по этому показателю 5-е место среди основных инвесторов в экономику стран АСЕАН (см. табл. 4). Таблица 4 Индийские прямые инвестиции в страны АСЕАН в 2005-2014 гг. (млрд долларов) 2005 г. 2010 г. 2012 г. 2014 г. Объем инд/инвестиций в АСЕАН 0,420 3,500 4,266 0,819 Всего в АСЕАН 42,489 100,360 115,453 136,181 Источник: ASEAN Statistical Yearbook 2015[63] По результатам 2014 г., несмотря на определенное снижение объема вложений (0,819 млрд долларов), Индия уверенно входит в первую десятку крупнейших инвесторов АСЕАН, занимая 8-е место[64]. Примечательно, что инвестиционное сотрудничество между Индией и странами ЮВА характеризуется значительно большей активностью индийских инвесторов. Накопленный же объем прямых инвестиций из стран ЮВА в индийскую экономику за 2000-2014 гг. составил 27,973 млрд долларов, или 12,6 % общего объема ПИИ [Connecting Asia... 2016]. При этом основной объем капитала поступил из Сингапура и Малайзии (табл. 5). Таблица 5 Географическое распределение прямых инвестиций в индийскую экономику из стран АСЕАН в 2000-2014 гг. Объем индийских прямых инвестиций (млрд долларов) Доля (%) Всего из региона ЮВА 27,973 100,0 Сингапур 26,417 94,4 Малайзия 0,719 2,6 Индонезия 0,621 2,2 Таиланд 0,174 0,6 Филиппины 0,033 0,2 Мьянма 0,009 ничт. Источник: Connecting Asia: Infrastructure for Integrating South and Southeast Asia[65] Индия не ограничивается лишь торгово-инвестиционными связями с этими странами, наращивается взаимодействие и в других сферах. Так, в настоящее время под эгидой Фонда развития науки и технологий АСЕАН-Индия (The ASEAN-India Science and Technology Development Fund) реализуется ряд проектов в области фундаментальной науки и технологий, космоса и ИКТ, в сфере авиации и туризма. Так, если в 2008 г. страны АСЕАН посетило менее 2 млн индийских туристов, то в 2009 г. - 2,1 млн, в 2010 г. - 2,47 млн, в 2011 г. - 2,71 млн, а в 2014 г. - 3,071 млн[66]. Усиливаются также связи и в области сельского и лесного хозяйства. Стороны намерены сообща решать проблемы продовольственной безопасности, обмениваться знаниями и наработками, а также реализовывать совместные научные проекты по соответствующим направлениям. Одной из важных составляющих механизма взаимодействия Индии со странами АСЕАН является работа совместных фондов. На современном этапе выделяется деятельность фонда «АСЕАН-Индия» по борьбе с изменением климата (The ASEAN - India Green Fund) и фонда сотрудничества «АСЕАН-Индия» (The ASEAN - India Cooperation Fund). Успешно реализуется план действий «АСЕАН-Индия» (The Plan of Action), принятый на 3-м саммите АСЕАН-Индия во Вьентьяне 30 ноября 2004 г. и рассчитанный первоначально на период 2004-2010 гг. На 9-м саммите АСЕАН-Индия 19 ноября 2011 г. на о. Бали (Индонезия) план действий, ныне включающий 82 направления сотрудничества (помимо торгово-экономического и инвестиционного, борьбу с различными экономическими преступлениями, морским пиратством, международным терроризмом и др.), был продлен на период 2010-2015 гг.[67] ИНДИЯ - НОВЫЙ ДОНОР СТРАН АСЕАН В настоящее время Индия укрепляет свои экономические связи с АСЕАН, в том числе и благодаря выделению финансовой помощи [Галищева 2011]. Ее начало было положено еще в 1950-е гг. - поначалу Бирме (с октября 2010 г. Республика Союз Мьянма), а затем и другим странам региона. Первый кредит Индонезии был предоставлен в 1965 г., и к 1969 г. островное государство уже получило от Индии 200 млн рупий [Седов 1971]. В целом в 1960-1970-е гг. Индонезия и Малайзия неоднократно получали от Индии кредиты на закупку индийского оборудования. В этот период и в последующие десятилетия Индия оказывала странам ЮВА и техническое содействие, финансируя инфраструктурные проекты. В частности, Индия участвовала в строительстве ряда предприятий в Малайзии (всего около 30 проектов), Камбодже, Индонезии, Лаосе и Вьетнаме. Кроме того, она также предоставляет образовательные и консультативные услуги и проч. В 1950-1970-е гг. в Индии прошли обучение 356 специалистов из Малайзии, 270 - из Филиппин, 100 - из Индонезии [Седов 1971]. Предоставляя помощь странам ЮВА, Индия обеспечивает рынки сбыта своих товаров, а также благоприятные условия индийским компаниям для проникновения в регион ЮВА, что, в конечном счете, стимулирует рост двусторонней торговли [Галищева 2011]. Очевидно, что страны ЮВА стратегически важны для Индии, так как помимо прочего обладают богатой ресурсной базой и значительным научно-техническим потенциалом. В этом регионе Индия проводит политику оказания активного технического содействия, финансируя инфраструктурные проекты на условиях грантов и льготных кредитов. Кроме того, она также предоставляет образовательные и консультативные услуги и пр. Одной из важных «площадок» взаимодействия стала Организация сотрудничества стран бассейнов рек Меконг и Ганг (The Mekong-Ganga Cooperation) [Bijoy 2010]. На 4-м саммите АСЕАН-Индия в Куала-Лумпуре (Малайзия) 13 декабря 2005 г. было объявлено об открытии специальных курсов для повышения квалификации дипломатов стран-участниц, а также о планах строительства в Камбодже, Лаосе, Вьетнаме и Мьянме центров развития предпринимательства (Entrepreneurship Development Centres), оказывающих содействие развитию малого и среднего бизнеса, организующих изучение английского языка и других дисциплин, в том числе путем дистанционного обучения и др. В ходе 8-го саммита АСЕАН-Индия во Вьетнаме в октябре 2010 г. такой центр был открыт в Ханое [Иностранная помощь 2013]. Индия стремится закрепить свое присутствие в ЮВА также оказанием помощи странам региона в развитии их транспортной инфраструктуры, социальной сферы и др. [Kapila 2005]. Так, например, Лаосу индийское правительство предоставляет помощь в реализации проектов в сфере энергетики и реставрации памятников архитектуры, в частности храма VI в. Ват Пхоу, расположенного в провинции Чампасак, объявленного в 2001 г. ЮНЕСКО мировым наследием. Вьетнаму Индия в 2000-е гг. предоставила на условиях грантов 100 млн рупий на сооружение Центра по развитию информационных технологий в Ханое и 122,07 млн рупий на поддержку развития человеческого потенциала в сфере ИТ в шести образовательных учреждениях Вьетнама. На условиях льготных кредитов Индия осуществляет сооружение ЛЭП, оросительных установок и водяных насосов в Камбодже. Индийская помощь Республике Индонезия в основном выделяется на условиях грантов в форме технического содействия [Галищева 2013], а также на ликвидацию последствий стихийных бедствий и природных катастроф. Так, например, Индия была одной из первых стран, предоставивших Индонезии помощь в объеме 1 млн долларов в связи с масштабным цунами в Индийском океане, обрушившимся на островное государство в декабре 2004 г. Индийское правительство выделило также 40 т продовольствия, предметов первой необходимости и 3 т медицинских препаратов и медтехники. Один из кораблей впоследствии был преобразован в плавучий госпиталь на побережье вблизи г. Ванда-Ачех [Price 2005]. Примечательно, что значительная часть помощи была направлена в район г. Медан, где сосредоточена основная часть проживающей в Индонезии индийской диаспоры. Спустя 4 месяца Индия предоставила еще 2 млн долларов на ликвидацию последствий землетрясения, нанесшего 28 марта 2005 г. значительный ущерб северной части о. Суматра, а еще через год (в мае 2006 г.) еще 2 млн долларов на ликвидацию последствий землетрясения на о. Ява. Значительная часть индийской помощи Мьянме направляется на ликвидацию последствий стихийных бедствий, причем, главным образом, на условиях грантов. Примечательно, что в настоящее время интерес Индии к Мьянме обусловлен как экономическими факторами, так и политическими (борьба с сепаратистскими группировками в индийских северо-восточных штатах, конкуренция с КНР, Японией, США и др. за влияние в Мьянме и регионе ЮВА в целом). Кроме того, на территории Мьянмы в настоящее время проживают порядка 2 млн выходцев из Индии [Yhome 2009]. Индийская политика предоставления помощи странам ЮВА явно преследует цель не только закрепления своих экономических позиций в этом регионе, но и в определенном смысле распространения на него своего геополитического влияния. Эту идею поддерживает и один из ведущих американских индологов, профессор Пенсильванского университета Франсина Р. Фрэнкель, отметившая, что проведение индийским правительством политики «Взгляд на Восток», нацеленной на активное развитие двусторонних связей со странами, имеющими напряженные отношения с Китаем, свидетельствует о новом витке индийско-китайского соперничества в Азии [Frankel 2011]. Укрепление же китайских позиций в регионе ЮВА стало результатом реализации его политики, известной как Neighbouring Diplomacy (превращение соседей в партнеров). Как полагает китайский исследователь Ки Хуайгао, Neighbouring Diplomacy - важнейший компонент китайской внешнеэкономической политики, включающей при этом различные форматы, в том числе Чиангмайскую инициативу[68], зону свободной торговли Китай-АСЕАН и др. [Qi 2009]. Китайский курс на упрочение своего статуса ведущей державы в регионе ЮВА включает, среди прочего, также и выделение помощи, совокупный объем которой в первое пятилетие ХХI в. составил около 3 млрд долларов [Бергер 2006]. Нельзя не согласиться с тезисом Франсины Р. Фрэнкель, анализирующей индийско-китайское соперничество в ЮВА. Она полагает, что «частично совпадающие притязания на влияние в Южной и Юго-Восточной Азии, а также в Индийском океане, не высказывающиеся открыто ни в Китае, ни в Индии, вылились в серьезное стратегическое соперничество. Очевидно, что поскольку из этих двух азиатских гигантов Индия слабее и менее опасна (с точки зрения попадания в перспективе в экономическую и иную зависимость. - Прим. авт.], небольшие страны региона, обеспокоенные быстрым подъемом Китая, готовы охотно рассматривать ее как партнера» [Frankel 2011]. Как тут не вспомнить два известных высказывания. Одно из них принадлежит государственному и политическому деятелю Индии Сардару К.М. Паниккару: «Будущее Индии, без сомнения, будет решаться на море. Оно неразрывно связано с успехами в регионе Индийского океана» [Murdock 2011]. Автор же второго высказывания - Альфред Т. Махан: «Тот, кто контролирует Индийский океан, доминирует в Азии. Этот океан - ключ к семи морям. В ХХI в. судьба мира будет вершиться именно в его водах» [Frankel 2011]. Таким образом, сотрудничество со странами АСЕАН в XXI в. стало одним из ключевых направлений внешнеэкономической политики Индии.

Natalia Valerievna Galistcheva

Moscow State Institute of International Relations (MGIMO-University), Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation

Author for correspondence.
Email: galistcheva@yandex.ru
Moscow, Russia

  • Berger, Ya. M. (2006). Kitai – global’naya derzhava 21 v.? [Is China a global state in the 21st century?]. Aziya i Africa segodnya, 8, pp. 2-12.
  • Galishcheva, N.V. (2013). Indiya v mirivom khozyaistve na rubezhe vekov: vneshneekonomicheskie svyazi i vneshneekonomicheskaya politika [India in the world economy at the turn of the century: international economic ties and external economic policy]. Moscow: Buki Vedi.
  • Galishcheva, N.V. (2011). Indiya – novyi finansovyi donor [India is a new financial donor]. Aziya i Africa segodnia, 8, pp. 16-22.
  • Galishcheva, N.V. (2011). Sovremennaya vneshneekonomicheskaya strategiya Indii: sotrudnichestvo “Yug”-“Yug” [Contemporary External Economic Strategy of India: “South – South” Cooperation]. Vestnik MGIMO-Universiteta, 5(20), pp.96-106.
  • Inostrannaya pomoshch’ [The Foreign aid]. (2013). Ed. by Kapitsa L.M. Moscow: MGIMO-Universitet.
  • Sedov, I.A. (1971). Ekonomicheskie svyazi Indii s razvivayushchimisya stranami Azii i Afriki [Indian economic relations with the developing countries of Asia and Africa]. Moscow: Izdatel’stvo Nauka. Glavnaya redaktsiya vostochnoi literatury.
  • Bijoy, C.R. (2010). India: Transiting to a Global Donor. Campaign for Survival and Dignity. The Reality of Aid. Special Report on South-South Cooperation. URL: http://www.realityofaid.org/userfiles/roareports/roareport_3ce2522270.pdf (accessed: 20.10.2011).
  • Frankel, Francine R. (2011). The Breakout of China - India Strategic Rivalry in Asia and the Indian Ocean. Journal of International Affairs, 64 (2). URL: http://c.ymcdn.com/sites/www.india-us.org/resource/resmgr/docs/article_by_francine_frankel.pdf (accessed: 01.05.2012).
  • Hariharan, S.V., Jebaraj, J. (2003). Trade between SAARC and other Developing Countries. New Delhi: Serials Publications.
  • Kapila, U. (2005). Indian Economy. New Delhi: Academic Foundation.
  • Murdock, Paul I. (2011). Tiger, Tiger Burning Bright - or Not? India-US Relations in the 21st Century. US Naval War College. Strategic Research Department. Research Report 6-96. URL: http://www.dtic.mil/cgi-bin/GetTRDoc?AD=ADA313473 (accessed: 19.05.2012).
  • Price, G. (2005). Diversity in Donorship: the Changing Landscape of Official Humanitarian Aid. India’s Official Aid Programme. Humanitarian Policy Group Background Paper. URL: http://www.odi.org.uk/resources/docs/416.pdf (accessed: 15.02.2011).
  • Qi, Huaigao (2009). China’s New Neighbouring Diplomacy. Contemporary International Studies, Sept./October, pp.89-110.
  • Yhome, K. India-Myanmar Relations (1998-2008). A Decade of Redefining Bilateral Ties. Delhi: Observer Research Foundation, 2009. URL: http://www.observerindia.com/cms/export/orfonline/modules/occasionalpaper/attachments/ind-myn-OP_1236338801296.pdf (accessed: 16.03.2011).
  • Connecting Asia: Infrastructure for Integrating South and Southeast Asia. (2016). ADB, 2016. Ed. by Michael G.Plummer et al. URL: https://www.adb.org/sites/default/files/publication/180191/adbi-connecting-asia-infrastructure-integrating-south-southeast-asia.pdf (accessed: 02.10.2016).

Views

Abstract - 193

PDF (Russian) - 370

PlumX


Copyright (c) 2016 Галищева Н.В.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.