Abdelaziz Bouteflika’s Role in the Settlement of the Internal Algerian Conflict

Cover Page

Abstract


This article presents political activity of the Algerian president Abdelaziz Bouteflika who has been holding this office since 1999. During this period Algeria has undergone serious political transformations, ended civil war, restored its positions in the international arena, made a step forward in the economic sphere. The personality of the president - consummate politician and diplomat contributed to this success. He has managed to draw the Algerian society together in tough times and suggested the ways towards the exit from the crisis. Under the direction of Abdelaziz Bouteflika Algeria have had great success particularly in fighting against terrorism. During the 2000s the authorities have made to reduce drastically the level of violence, practically suppress the radical Islamic movement and initiate process of social harmony recovery in the society. Bouteflika’s holdover for 4th period have proved that significant part of the Algerians keeps supporting the president’s policy and considers him as a national leader. Carrying out the political reforms in 2011 initiated by the president let Algeria avoid some new revolutionary disturbances that conflagrated other Arab countries.


Важное место в современной политической истории Алжирской Народной Демократической Республики занимает ее действующий президент Абдель Азиз Бутефлика, почти шестнадцать лет возглавлявший Министерство иностранных дел Алжира, а с 1999 г. и до настоящего времени являющийся главой этого государства. С учетом столь долгого пребывания у власти, деятельность А. Бутефлики, равно как и его биография[135], получили достаточно полное освещение в отечественной и зарубежной литературе и публицистике. В апреле 2014 г. А. Бутефлика был переизбран на четвертый срок, одержав победу в первом туре голосования и набрав 81,53 % голосов избирателей (в 1999 г. он набрал 74 % голосов, в 2004 г. - 85 %, в 2009 г. - 90,24 %). Многие задавались вопросом: способен ли 77-летний Бутефлика в очередной раз возглавить государство. Однако большинство избирателей видели в нем гаранта политической стабильности страны, что было на тот момент наиболее важным с учетом переживаемых арабским регионом трансформационных процессов и потрясений. «Он олицетворяет безопасность, он обеспечил нам стабильность и дал мир», - говорили избиратели[136]. Для многих алжирцев А. Бутефлика - спаситель народа, травмированного гражданской войной, длившейся на протяжении почти всех 1990-х годов. Именно этот образ широко использовался его предвыборным штабом. События «арабской весны» не обошли стороной и Алжир. Массовые акции протеста начались в Алжире раньше чем в Тунисе, в декабре 2010 г., и были вызваны безработицей и другими накопившимися социальными проблемами. 12 января 2011 г. в столице состоялась многотысячная акция протеста, а уже 3 февраля президент Алжира Абдель Азиз Бутефлика сообщил о начале проведения политических реформ, направленных на дальнейшую демократизацию общественно-политической жизни, в рамках которых было подготовлено несколько важных законопроектов. Процесс обсуждения этих реформ проходил открыто, с привлечением представителей оппозиции, профсоюзов, молодежных организаций, дебаты транслировались по телевидению. Кроме того, правительство увеличило минимальную заработную плату госслужащим, было отменено чрезвычайное положение (действовавшее почти 20 лет). С этого момента волна выступлений стала быстро спадать, внутриполитическая ситуация нормализовалась. Таким образом, Алжиру фактически удалось избежать тех потрясений, которые пережили соседние арабские страны, в чем немалая заслуга и самого президента страны, его авторитета среди алжирцев, которые считали, что если изменения в стране и назрели, то проходить они должны в рамках закона и без насилия. СТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТИКА Абдель Азиз Бутефлика родился 2 марта 1937 г. в марокканском городе Уджде. Его отец, выходец из Тлемсена, занимавшийся мелким предпринимательством, поселился в 1930-х гг. в столице восточного Марокко. Будущий президент алжирского государства провел свое детство и юность в этом городе. Получив среднее образование, уже с раннего возраста А. Бутефлика начал углубленно изучать философию. На выбор жизненного пути молодого человека, в 18 лет получившего степень бакалавра (по окончании арабской медресе, где он изучал арабский язык и литературу, и французского лицея), повлияла ведущаяся на родине война против французского колониализма. Эту войну возглавил Фронт национального освобождения Алжира (ФНО), возникший в результате многолетнего сопротивления алжирского народа французскому колониальному господству. Важно отметить, что среди колониальных владений Франции у Алжира было особое положение, поэтому национально-освободительная борьба была крайне ожесточенной и продолжительной. По словам французского исследователя Ж. Шальяна, колониальная ситуация Алжира была настолько иной, чем в других странах, что «с политической, экономической и культурной точек зрения алжирское общество явилось одним из наиболее обездоленных в мире» [Комар 1985: 106]. В районе Орана (недалеко от Уджды) была сформирована Армия национального освобождения (АНО) - вооруженное крыло ФНО, которое призвало всех студентов и лицеистов идти в партизаны. Бутефлика внял этому призыву и, нелегально перейдя границу в 1956 г., влился в одно из боевых подразделений АНО, которым командовал Хуари Бумедьен - будущий второй президент Алжира. Первоначально АНО насчитывала 3 тыс. бойцов, но уже к концу 1955 г. в ее рядах сражалось до 15-20 тыс. бойцов [Ланда 1999: 108]. Молодой А. Бутефлика довольно быстро добился успехов в служебной карьере, продемонстрировав командирские способности и талант организатора. Вскоре, после выполнения ряда важных миссий по стране, он был переведен в штаб командования пятой вилаи (подразделения АНО). Основной ставкой командования стала Уджда, где были созданы учебно-тренировочные лагеря. В этой вилайе А. Бутефлика получил возможность установить и поддерживать постоянные контакты с высшим руководством АНО; он начинает выполнять наиболее сложные поручения. Военный псевдоним А. Бутефлики - Абдель Кадер. Однако в 1958 г., выполняя задание Х. Бумедьена по структуризации воинских подразделений на юго-западе страны на границе с Мали, он получил и прозвище «малиец». Несмотря на свой молодой возраст - 21 год, он обладал мужеством и смелостью, что помогло ему проложить важный в стратегическом отношении для алжирской пограничной армии «соляной путь» от алжирского Туат Гурара до малийских городов Томбукту и Мопти [Богучарский 2007: 268]. Х. Бумедьен доверял молодому Бутефлике самые деликатные миссии, которые блестяще выполнялись благодаря таким качествам, как ум, ораторское искусство, организаторские способности, умение маневрировать. В 1960 г. была проведена реорганизация Армии национального освобождения, был создан Генеральный штаб, который возглавил Х. Бумедьен. Тогда же будущий президент Алжира А. Бутефлика начал представлять интересы Генштаба на различных мероприятиях вне Алжира [Chaliand 1976]. 7 марта 1962 г. между Францией и Алжиром начались переговоры в городе Эвиане, которые завершились 18 марта подписанием целого комплекта различных документов, получивших впоследствии название «Эвианских соглашений». Длительный процесс переговоров между представителями французского правительства и Временным правительством Алжирской Республики завершился заключением соглашения о прекращении военных действий и согласованием текстов деклараций, предусматривающих достижение Алжиром независимости путем проведения референдума о самоопределении. В 1962 г. армия поддерживает кандидатуру Бен Беллы на пост первого президента Алжира. Бутефлика избирает политическую карьеру и становится представителем города Тлемсен в Учредительном собрании и одновременно министром молодежи, спорта и туризма, самым молодым членом правительства Бен Беллы. Одновременно он входил в состав ЦК и с 1964 по 1981 гг. был членом Политбюро правящей партии Фронт национального освобождения; неоднократно избирался депутатом законодательного собрания. После убийства главы алжирской дипломатии Мохаммеда Кхемисти А. Бутефлика становится министром иностранных дел АНДР (когда он занял этот пост, ему было всего 25 лет). На посту главы внешнеполитического ведомства он работает с 1963 по 1979 гг., способствуя в немалой степени укреплению международного авторитета Алжира в сложный для него период становления политической и экономической самостоятельности. К 1965 г. в результате обострения внутриполитической борьбы осложнились отношения между партийным и армейским руководством, а армия была реальной политической силой, с которой нельзя было не считаться. 19 июня 1965 г. армия отстранила Бен Беллу от власти, а ее руководство образовало Революционный совет и взяло власть в свои руки, провозгласив своей целью «выправление линии революционного развития» [Комар 1985: 41]. В ходе этих событий А. Бутефлика занял сторону тех, кто отстранил от власти 18 июня Ахмеда Бен Беллу. Во времена Х. Бумедьена А. Бутефлика был не просто министром иностранных дел, а его правой рукой, фактически вторым лицом в государстве. Он зарекомендовал себя не только как активный и действенный политик, но и как искусный дипломат. Уже в 1962 г. в самом начале своей политической карьеры он свободно и непринужденно стал появляться перед широкой публикой и средствами массовой информации. Он оттачивал свое ораторское мастерство, председательствуя на сессии совета министров ОАЕ в 1968 г., на саммите Движения неприсоединения в 1973 г., на посту председателя Генеральной ассамблеи ООН в 1974 г. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПОСТУ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ Для первого периода независимого развития Алжира основной задачей, как и для многих освободившихся стран, стало закрепление только что завоеванной политической независимости, укрепление суверенитета, противостояние натиску бывших колонизаторов в экономической и политической сфере, которые пытались восстановить свое влияние в бывших колониях и превратить их независимость в фикцию. Алжиру удалось добиться крупных успехов в области индустриализации и превращения своей промышленности в костяк национальной экономики [Ланда 1999: 167]. Многое в решении поставленных задач зависело от внешнеполитического курса молодого государства, от того, сумеет ли оно занять достойное место в мировой политике и международных отношениях. Решением этой задачи и занялся молодой министр иностранных дел А. Бутефлика, который начал проводить активную внешнюю политику [Миронова 2004: 93-99]. Прежде всего, алжирская дипломатия начала проявлять свою активность в работе международных и региональных организаций. Уже в 1962 г. Алжир стал членом Организации Объединенных Наций (ООН), в 1963 г. - членом Организации Африканского Единства (ОАЕ), принимал активное участие в работе Организации Исламской Конференции (ОИК), играл важную роль в Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК). На XXIX сессии ГА ООН, председателем которой стал А. Бутефлика, Алжир добился принятия положительных решений по таким актуальным проблемам, как запрещение воздействия на окружающую среду и климат, созыв Всемирной конференции по разоружению (ВКР), определение агрессии и др. Важным вектором внешнеполитической деятельности Алжира стало африканское направление, что определялось, прежде всего, потребностями национальной экономики и стремлением страны отойти от однобокой ориентации на нефтегазовый комплекс. В 1965 г. А. Бутефлика возглавил алжирскую делегацию на третьей конференции глав государств и правительств ОАЕ, состоявшейся в столице Ганы Аккре, участие в работе которой позволило А. Бутефлике укрепить и расширить связи с африканскими лидерами. В последующем А. Бутефлика широко использовал это событие, чтобы превратить Алжир в место объединения лидеров национально-освободительных движений Африки. В 1974 г. А. Бутефлика был единогласно избран председателем Генеральной ассамблеи ООН. Его пребывание на этом посту ознаменовалось исключением из ООН ЮАР, где еще господствовал режим апартеида. Это событие вызвало бурю восторга среди африканских делегаций, которые устроили овацию Бутефлике, а представитель Сенегала в ООН кричал: «Бутефлика, хотя у тебя зеленые глаза, но ты самый черный из всех африканцев!» [Богучарский 2007: 271]. В эти годы советско-алжирское сотрудничество успешно развивалось во всех областях - в политике, экономике, науке и культуре. При содействии социалистических стран в Алжире было построено свыше 100 народно-хозяйственных объектов (более 80 с помощью СССР). В период нахождения А. Бутефлики на посту министра иностранных дел Алжир стал лидером Движения неприсоединения (в кулуарах его часто называли «рупором» Движения неприсоединения). К концу председательствования Алжира в Движении неприсоединения его престиж был в зените. Благодаря своей последовательной и твердой позиции Алжир занял значительное место в мировой политике[137]. Визит А. Бутефлики в июле 1973 г. в Париж положил начало политическому диалогу с бывшей метрополией на новой основе. Эту поездку инициировала алжирская сторона, а французское правительство уделило исключительное внимание министру Алжира и активно подчеркивало свою заинтересованность в улучшении франко-алжирских отношений. В декабре 1978 г. неожиданно скончался президент Хуари Бумедьен, и это событие усилило внутриполитическую поляризацию сил внутри ФНО. Одна группировка выступила за либерализацию общественно-политической системы Алжира. Другое направление было представлено сторонниками укрепления курса социалистической ориентации. В сложной обстановке внутриполитической борьбы решение приняла армия, которая выдвинула и поддержала кандидатуру Шадли Бенджедида «как старейшего офицера, имеющего самое высокое звание», которое в то время присваивалось в алжирской армии. Для А. Бутефлики начинается сложный период. Чтобы упрочить свою власть, Ш. Бенджедид проводит политику «демумедьенизации» государственного аппарата. В 1979 г. А. Бутефлика был назначен министром - советником при президенте, однако в 1980 г. он был отстранен от работы в правительстве, в 1981 г. исключен из членов ЦК ФНО, а затем вынужден был эмигрировать за границу. В 1987 г. А. Бутефлика вернулся в Алжир, однако долгое время он не занимался никакой политической деятельностью. В январе 1992 г. после снятия президента Шадли Бенджедида со своего поста, А. Бутефлике было предложено руководить страной в течение переходного периода - периода возвращения к избирательному процессу. Однако, полагая, что условия для этого пока не созрели, он отклонил данное предложение. Пытаясь не допустить дальнейшего продвижения исламской партии к власти, военные объявили в стране чрезвычайное положение и создали переходный внеконституционный орган государственной власти - Высший государственный совет (ВГС) [Сапронова 1999: 43-77]. Эти события повлекли за собой противостояние исламских партий военному режиму, переросшему со временем в полномасштабную гражданскую войну, массовый террор и акты насилия, продолжавшиеся в Алжире в 1990-е гг. ПЕРИОД ПРЕЗИДЕНТСТВА: ВЫХОД ИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА В 1998 г., когда президент Ламин Зеруаль заявил о досрочном проведении президентских выборов, политическая ситуация в стране была совершенно иной. А. Бутефлику поддерживала правящая элита, с ним связывали надежды на примирение и умеренные исламисты, и модернисты. В отличие от большинства ведущих алжирских государственных деятелей, он имел имидж порядочного политика. В своей предвыборной программе А. Бутефлика заявил, что является сторонником политики «объединения всех алжирцев с целью спасения Алжира» и установления подлинной демократии. Выступая в качестве независимого кандидата, он одержал убедительную победу на президентских выборах 15 апреля 1999 г. Его кандидатуру поддержали входящие в правительственную коалицию партии Национальное демократическое объединение (НДО), Фронт национального освобождения (ФНО) и исламское Движение общества за мир (ДОМ), а также алжирское профсоюзное объединение - Всеобщий союз алжирских трудящихся (ВСАТ). Многие западные специалисты по странам Магриба полагали, что именно А. Бутефлика пользовался особой поддержкой военной элиты и силовых структур. С этим мнением согласны и российские исследователи [Долгов 2004: 170], особенно с учетом того, что предвыборным штабом А. Бутефлики руководил генерал Ларби Бельхейр, которого пресса называла одним из самых влиятельных офицеров в алжирской армии. В то же время в ближайшее окружение Бутефлики входили видные военные и бывшие руководители службы безопасности, с которыми его связывали давние служебные и личные отношения. Взаимоотношения руководителя страны с военной элитой являлись одним из наиболее важных факторов, определявших до известной степени социально-политическое развитие независимого Алжира. Армия была реальной и основной политической силой в стране, и ее поддержка становилась главным условием нахождения у власти того или иного руководителя. В первом публичном заявлении после избрания на пост президента А. Бутефлика сказал, что своей приоритетной задачей он считает прекращение кровопролития. Он стал первым алжирским руководителем, который признал, что одной из причин, способствовавших началу вооруженного противостояния, было прерывание избирательного процесса в январе 1992 г. Одним из главных направлений деятельности нового президента стала политика в направлении стабилизации финансово-экономического положения страны. В 1994 г. Алжир находился на грани финансового краха и был вынужден временно прекратить внешние платежи. Его выплаты по обслуживанию долга сравнялись с экспортными поступлениями и составили соответственно 9 млрд долларов и 8,4 млрд долларов. А уже в 2000 г. Алжиру удалось сократить внешнюю задолженность на 3 млрд долларов с 28,31 до 25,26 млрд долларов - это был самый низкий уровень задолженности за последние десять лет [Миронова 2004: 82]. Став президентом страны, А. Бутефлика проявил себя активным государственным деятелем, интересовавшимся всеми сторонами деятельности государства, стремящимся вникнуть во все детали актуальных проблем. Одним из первых шагов нового президента стало официальное признание достигнутого между руководством алжирской армии и Исламской армии спасения (вооруженного крыла партии Исламский фронт спасения) перемирия, а также обнародование проекта закона «О восстановлении гражданского согласия», который включал положение об амнистии всех участников исламистского движения, «чьи руки не запятнаны кровью». Данный закон стал одним из главных элементов президентской программы, направленной на прекращение длительного вооруженного противостояния. Согласно этому закону, лицам, выразившим «чистосердечное раскаяние» и желание прекратить «преступную террористическую деятельность», гарантировалась возможность реадаптироваться в «гражданское общество»[138]. Важнейшим шагом на пути национального примирения стал проведенный 16 сентября 1999 г. общенациональный референдум в поддержку президентской программы. Принятие закона «О восстановлении гражданского согласия», одобренного алжирским парламентом, и предпринятые в дальнейшем на его основе меры привели к существенному ослаблению вооруженного противостояния исламистской оппозиции с властями. Довольно значительное число боевиков из различных экстремистских группировок, воспользовавшись законом об амнистии, начали сдаваться властям: к январю 2000 г. сдалось около 1800 боевиков из общего числа, оцениваемого в 3 тыс. [Долгов 2004: 172] Став инициатором важнейшей кампании по национальному примирению и проведению широкомасштабных социально-экономических реформ в стране, Бутефлика способствовал укреплению авторитета и веса Алжира на международной арене, его превращению в одного из региональных лидеров. Алжирский лидер заслужил похвалу со стороны Запада за поддержку войны с террором. Внутри страны многие алжирцы ставили в заслугу президенту то, что он сделал их жизнь более безопасной. В 1990-е гг. в период разгула в стране экстремистских группировок и массовой гибели мирных жителей Алжир убеждал западные страны в необходимости принятия совместных мер по борьбе против терроризма. Подобные призывы долгое время оставались без ответа. Ситуация начала меняться только после террористических актов в США 11 сентября 2001 г. Как политическую победу расценили в Алжире подписание 19 декабря 2001 г. в Брюсселе соглашения об ассоциации между Европейским Союзом и АНДР [Khelladi 2004]. Сам этот акт означал, что европейцы после долгих колебаний согласились с алжирским тезисом о международном характере терроризма. Стремясь всеми силами создать благоприятный внешний имидж, Алжир в период нахождения у власти Бутефлики провел ряд крупных международных форумов. Одним из них, в частности, стал проведенный в августе 2001 г. 15-й Всемирный фестиваль молодежи и студентов (подобный форум впервые проводился в африканской и арабской стране). Избрание А. Бутефлики президентом республики в апреле 1999 г. совпало с подготовкой страны к проведению очередной конференции глав государств и правительств стран - членов Организации Африканского Единства (ОАЕ). Безусловно, само проведение конференции и последующее пребывание в течение года на посту председателя этой авторитетной региональной организации открывало перед А. Бутефликой двери столиц многих стран мира и международных организаций, давало ему возможность проявить себя в качестве активного государственного деятеля, видного дипломата, имеющего богатый опыт работы на международной арене. Возглавив ОАЕ (в настоящее время Африканский Союз), он начал свою миссию с борьбы за урегулирование многих конфликтов, раздирающих африканский континент, чем способствовал серьезному снижению напряженности в этом регионе. Так, несомненным успехом Алжира стала сыгранная им посредническая роль в урегулировании конфликта между Эритреей и Эфиопией. 12 декабря 2000 г. эти страны подписали в Алжире всеобъемлющее мирное соглашение, прекратившее двухлетний кровавый вооруженный конфликт на Африканском Роге. Направляя усилия на укрепление международного авторитета Алжира, А. Бутефлика продолжил активную деятельность по урегулированию отношений с Францией, Марокко, Израилем. В 2004 г. совместно с президентом Туниса Зин аль-Абидином Бен Али он предпринимал попытки по возобновлению деятельности региональной организации Союз арабского Магриба (САМ), руководил подготовкой и проведением XVII саммита ЛАГ, состоявшегося в Алжире 22-23 марта 2005 г. Сохраняя в целом приоритетное направление на сотрудничество с Западом, Алжир в то же время был заинтересован в восстановлении связей со своими «традиционными» партнерами, и, прежде всего с Россией, что связано с соображениями прагматического характера, в частности, со стремлением уменьшить зависимость от опеки Запада. Россия, в свою очередь, также имеет в Алжире свои экономические и политические интересы, поэтому после довольно длительного перерыва в отношениях, связи России и Алжира при А. Бутефлике начали довольно быстро активизироваться. В 2001 г. отчетливо проявилась тенденция к увеличению боевого потенциала Национальной народной армии (ННА) Алжира. В этом отразилось намерение А. Бутефлики вернуть Алжиру статус признанной региональной державы, каким он был в эпоху Хуари Бумедьена, посредством целенаправленного перевооружения армии. Эта тенденция нашла отражение в серии контактов, проведенных представителями Алжира со своими традиционными поставщиками оружия: было подписано соглашение с Россией, были проведены переговоры с Китаем и ЮАР, заключены контракты с Катаром. В апреле 2001 г. А. Бутефлика находился с официальным визитом в Российской Федерации. В ходе этого визита президент Алжира продемонстрировал свой искренний интерес к историко-культурному наследию России, показав свое хорошее знание русской литературы, в частности произведений А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова. Российско-алжирские соглашения о сотрудничестве в области обороны, в целом, возобновили традиционное военное сотрудничество между странами. Новый импульс развитию экономических, политических, военных, научно-технических и культурных связей между Алжиром и Россией дал обмен официальными визитами руководителей двух стран в 2006 и 2007 гг. Таким образом, под руководством А. Бутефлики Алжир быстро начал восстанавливать свое влияние и престиж как в арабском мире, так и на международной арене в целом. В период нахождения у власти А. Бутефлики Алжир добился существенных успехов, прежде всего в борьбе с терроризмом. В 2000-е гг. властям удалось резко снизить уровень насилия, практически подавить радикальное исламское движение и начать процесс восстановления гражданского согласия в обществе. Этому в немалой степени способствовали и существенные положительные сдвиги в экономической сфере, прежде всего в нефтегазовом секторе, жилищном строительстве, реализации социальных проектов. Переизбрание Бутефлики на четвертый президентский срок подтвердило, что значительная часть алжирцев продолжает поддерживать политический курс президента и воспринимает его в качестве общенационального лидера. После возвращения в 1999 г. во власть А. Бутефлика, несмотря на критику со стороны своих оппонентов, сыграл ключевую роль в возрождении Алжира после десяти лет гражданской войны.

Marina Anatolyevna Sapronova

Moscow State Institute of International Relations

Author for correspondence.
Email: m.sapronova@inno.mgimo.ru
Moscow, Russia

  • Bogutharskiy, E.M. (2007). Diplomatiya I diplomatitheskaya slugba Algira (1962-2006) [Diplomacy and diplomatic service of Algeria]. Moscow: MGIMO.
  • Dolgov, B.V. (2004). Islamistskii vizov i algirskoe obsthestvo (1970-2004). [Islamist issue and Algerian society]. Moscow, Institut izutheniya Izrailia I Blignego Vostoka.
  • Komar, V.I. (1985). Ideino-polititheskoe razvitije FNO Algira (1954-1984). [Ideological and political development of Algerian National Liberation Front]. Moscow: Nauka.
  • Landa, R.G. (1999). Istorija Algira. XX vek. [Algerian History. ХХ century]. Moscow: Institut Vostokovedenija RAN.
  • Mironova, E.I. (2004). Algir: smena prioritetov razvitija. [Algeria: shift in development priorities]. Moscow: Institut Afriki RAN.
  • Sapronova, M.A. (1999). Politika I konstitutsionnij protsess v Algire. [Politics and constitutional process in Algeria]. Moscow, Institut izutheniya Izrailia I Blignego Vostoka.
  • Chaliand, J. (1976). “Mythes revolutionnaires” du Tiers-Monde. Paris: Le Seuil.
  • Khelladi, Aissa. (2004). Democratie a l’algerienne. Les lecons d’une election. Alger: Marsa.

Views

Abstract - 136

PDF (Russian) - 121


Copyright (c) 2016 Сапронова М.А.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.