Possibilities of telecommunicational training and information system and MOOC in comprehensive solution of tasks of teaching foreign students in Russian universities

Cover Page

Abstract


Problem and goal. The article actualizes the problem of integrating the capabilities of a massive open online course (MOOC) and a telecommunicational training and information system (TUIS) of the university, taking into account the identification of opportunities for this integration for a comprehensive solution of the problems of teaching foreign students at the university. Methodology. One of the most effective solutions in the framework of the considered prospects for the development of a modern university is the integration of MOOC and TUIS systems. Results. The possibilities of innovative forms of distance education for the organization of the educational process in the university are revealed. The perspective possibilities of integration of the MOOC and the telecommunication educational and information system within the functioning of the modern digital educational environment of the university are identified and disclosed. Conclusion. The integration of MOOC and TUIS systems allows to neutralize the nuances associated with the orientation of MOOC to a large number of users. Despite the fact that the number of university students is high, taking into account the characteristics of a particular university is provided by the interaction of MOOC and TUIS systems, which makes the educational process progressive, innovative and focused on modern development trends.


Full Text

Постановка проблемы. Развитие информационных и телекоммуникационных технологий, их стратегическая направленность, обусловливающая увеличение информационного потенциала современного вуза, являются на сегодняшний одними из основных показателей рейтинговой позиции образовательного учреждения на международной арене. Данные характеристики определяют не только способность вуза к вхождению в мировое информационное пространство, но и огромные возможности самого вуза в эффективном использовании этих ресурсов [2; 7]. Наибольшую значимость в этой связи приобретают возможности организации образовательного процесса и его функциональная поддержка, роль которых неуклонную расширяется в рамках привлечения к обучению в вузе студентов - граждан других государств и их сопровождения в процессе профессиональной подготовки. Эта значимость опосредована двумя основными факторами: с одной стороны, это развитие информационнои телекоммуникационной сети образовательного учреждения, а с другой - уровень их использования в данном образовательном учреждении [5; 6; 9; 12; 14; 15]. Необходимо отметить, что данные факторы являются взаимозависимыми, взаимодействующими и взаимообусловливающими, что актуализирует достаточно важный аспект: современная развитая информационно-коммуникационная сеть позволяет реализовать в образовательной среде и наиболее инновационные технологии, а следовательно, делать образовательный процесс эффективнее, что, в свою очередь, обеспечит стимулирование к обучению студентов и преподавателей данного вуза [3; 11]. Необходимо отметить, что в контексте развития информационных и телекоммуникационных технологий (в нашем случае в вузах), использующих современные средства коммуникации, как правило, функционируют интегрировано несколько сетей связи, которые и определяют задачи, стратегические направления, а также тактику использования данных технологий для формирования современной образовательной среды [10]. Данный вектор развития инноваций в контексте информационно-коммуникационных технологий не просто определяет технологические стороны реализации образовательной политики современных вузов, но формирует в соответствии с современными реалиями так называемую информационную среду обитания, которая в рамках образовательного учреждения должна на сегодняшний день отвечать требованиям языковой интегрированности, то есть полностью обеспечивать образовательные потребности студентов, имеющих принадлежность к различным языковым группам [4; 13]. Помимо этого, так называемая потребительская ценность [2] реализации в вузе телеи информационно-коммуникационных технологий обучения (что особенно важно для иностранных студентов) позволяет образовательному учреждению успешно представлять собственные конкурентные позиции на международном образовательном рынке, предлагая различные инновационные решения использования вышеуказанных технологий в плане создания новых образовательных продуктов, образовательных ресурсов, а также услуг. На этой основе современный вуз необходимо рассматривать с позиции сложной функциональной системы, в которой взаимосвязаны все процессы: научно-исследовательская деятельность, учебная деятельность, финансово-экономическая, информационно-маркетинговая, в рамках которой формирование цифровой образовательной среды позволяет осуществлять эффективное повышение качества предлагаемых образовательных услуг и т. п. [8]. Методы исследования. В современной системе образования намечены перспективные стратегии, отражающие следующие основные тенденции: · переход от традиционных форм, а также традиционной организации обучения к инновационно-технологическим и их «перевод» в самостоятельную деятельность студентов; данный фактор обусловливает масштабный процесс разработки и внедрения в учебный процесс открытых онлайн-курсов, или МООК, реализацию смешанного обучения (blended learning), так называемые перевернутые классы, представляющие собой сочетание традиционных форм и организации обучения с использованием элементов электронного обучения (e-learning, m-learning, BYOD); в каждом из этих видов и способов обучения используются специальные компьютерные технологии, а также информационно-технологический инструментарий коммуникативного взаимодействия (компьютерное сетевое, телекоммуникационные системы связи: мобильная спутниковая, подвижная, транкинговая, циркулярная и др.), позволяющие интегрировать в разрабатываемые электронные образовательные ресурсы различные интерактивные элементы всевозможных форматов коммуникации (к таким форматам можно отнести телекоммуникационную учебноинформационную систему - ТУИС); · трансформация традиционной ролевой деятельности преподавателя от носителя знаний и его передачи обучающимся к разнофункциональной ролевой идентификации в образовательном процессе: преподаватель-модератор, преподаватель-тьютор, преподаватель-наставник, преподаватель-корректор, преподаватель-направляющий, преподаватель-координатор и т. д.; необходимо отметить, что часть данных ролей в процессе реализации информационно-коммуникационных и телекоммуникационных технологий может выполняться и самими студентами в пределах организации оперативного доступа к информационным (в том числе образовательным) ресурсам вуза в рамках компетенции и прав доступа студентов. Таким образом, необходимо говорить о формировании единого информационно-коммуникационного пространства, в котором совокупность учебнометодических, программных, организационных и технологических компонентов будет объединена функционирующими в рамках вуза (а также по необходимости и за его пределами) телекоммуникационными средствами взаимодействия. Именно в таком ракурсе становится необходимым и востребованным развитие цифрового образовательного пространства, в котором обеспечивается оперативный доступ к образовательным ресурсам и осуществляется оперативное коммуникационное взаимодействие в контексте использования данных ресурсов. Одним из наиболее эффективных решений в рамках рассматриваемых перспектив развития современного вуза является на сегодняшний день интеграция таких систем, как МООК и ТУИС. МООК (массовые открытые онлайн-курсы) как инновационная форма дистанционного образования делает современное образование открытым и доступным, то есть отвечающим основным регулирующим принципам гуманизации образования, что является особенно значимым с позиций удовлетворения образовательных потребностей иностранных граждан, обучающихся в иноязычной и инокультурной образовательной среде. Неограниченное временем, локацией, точкой доступа и количеством обращение к образовательному ресурсу делает перспективной данную образовательную технологию. На сегодняшний день большинство МООК представлено видеолекциями, сопровождаемыми одним или несколькими преподавателями. Как правило, такая видеолекция имеет поддержку в виде аудиои видеоматериалов, а также ссылок на дополнительные ресурсы. Лекция поддерживается функцией контроля, которая реализуется в тестовом формате: это позволяет осуществлять контроль и самоконтроль обучения; понимание изложенного материала, долю усвоенной информации и глубину ее усвоения; также реализуется функция закрепления представленного материала, основанная на приложенных к курсу дополнительных материалов для самостоятельной работы. Среди наиболее известных проектов в сфере массового онлайн-образования можно назвать такие, как Coursera, edX, Udacity и другие, позволяющие осуществлять публикацию образовательных материалов в интернет-среде в виде набора различных онлайн-курсов [1]. Среди российских образовательных платформ можно выделить Stepik (образовательная платформа со встроенным конструктором открытых онлайнкурсов), UNIWEB и «Универсариум», ориентированные на распространение качественного образования на русском языке и др. Среди многих преимуществ подобных образовательных ресурсов можно выделить основные: · курсы МООК имеют совмещенность с различными компьютерными системами, информационно-коммуникационными ресурсами и соответствующим технологическим интернет-инструментарием; · разработка МООК сопровождается использованием существующих средств программного обеспечения, что значительно облегчает процесс создания данного электронного образовательного ресурса; · разработка МООК поддерживается интеграцией с такими средствами коммуникации и телекоммуникации, как вебинар, форум, блоги, электронные почти, мессенджеры, подкасты и прочие; особенно это имеет огромное значение в обучении языкам, позволяя сочетать практически все виды образовательной деятельности; · МООК ориентированы на использование их в учебном процессе образовательных учреждений, что позволяет решать многие задачи, связанные с учетом специфики этапа адаптации студентов, языковой поддержки студентов - иностранных граждан, дополнительного образования в рамках индивидуального образовательного маршрута и мн. др.; · обеспечение взаимодействия участников курсов между собой, а также с преподавателями; это позволяет студентам объединяться в группы при выполнении заданий, получать оперативные консультации и другую информационную поддержку и т. д. Необходимо отметить, что системы МООК обеспечивают поддержку процесса общения на основе средств электронной коммуникации. И, если отталкиваться от выявления недостатков МООК как открытых доступных систем в мировом интернет-пространстве, можно отметить, что интеграция средств коммуникации в систему функционирования курсов ориентирована на широкий круг участников курсов (большие группы участников), что, например, затрудняет общение в режиме реального времени или является недостаточно подходящим по расписанию. Также следует отметить и то, что взаимное оценивание деятельности является не всегда эффективным. Все эти возможные минусы призвана учесть ТУИС (телекоммуникационная учебно-информационная система), представляющая собой систему информационно-коммуникационного взаимодействия, отражающую специфику конкретного образовательного учреждения. Необходимо отметить, что успешная интеграция ТУИС и МООК реализована во многих ведущих высших образовательных учреждениях. К таким вузам относятся МГУ имени М.В. Ломоносова, РУДН и др. Взаимодействие ТУИС и МООК позволяет учебному заведению оптимизировать процесс организации учебной деятельности, эффективно корректировать его в соответствии не только с высокой численностью обучающихся, но и с их особыми образовательными потребностями (к таким обучающимся относятся и иностранные студенты). Результаты и обсуждение. Перспективные возможности интеграции ТУИС и МООК в комплексном решении задач обучения иностранных студентов заключаются в следующих основных аспектах: · информационной доступности на основе создания информационнокоммуникационной поддержки как преподавателей, так и студентов; · простоте использования образовательной платформы для субъектов образовательного процесса, а также удобстве учебно-методической поддержки: это реализуется за счет того, что интеграция ТУИС и МООК позволяет преподавателям осуществлять удобное использование разработанных (для данной телекоммуникационной системы и электронной платформы) электронных конструкторов при создании электронных образовательных ресурсов, поддерживаемых данными системами, использовать встроенные конструкторы для разработки электронных учебных пособий и т. д.; помогает преподавателю учесть многие факторы обучения иностранных студентов, а иностранным студентам быстрее адаптироваться к образовательной среде; · гибкости настроек в процессе работы с электронной образовательной платформой: каждый преподаватель может сделать удобные для себя настройки и выбрать способ общения со студентами; · расширении функциональных возможностей платформы и системы коммуникации для создания и использования электронных образовательных ресурсов и обратной связи, а также организации учебного процесса в условиях обучения студентов различного уровня подготовленности; · функциональной поддержке учебных материалов, обеспечивающейся наличием внутри электронной образовательной платформы средств для разработки электронного образовательного контента без использования стороннего редактора; · единой и удобной системе коммуникации и формирования отчетов по результатам образовательной деятельности иностранных студентов (это важно как для преподавателей, так и для студентов); · удобной системе организации пользователей курсов с наличием средств коммуникации и каналов обратной связи: управление потоками и группами студентов, возможность распределения студентов не только по большим потокам, но и по группам (для дифференциации учебной деятельности) и др. Заключение. Интеграция ТУИС и МООК позволяет нивелировать минусы, связанные с ориентацией МООК на большое количество пользователей. Несмотря на то что численность студентов вузов также высока, все же учет особенностей конкретного вуза (контингент обучающихся, расписание, учет национальных особенностей иностранных студентов, учет дифференциации и возможностей индивидуализации процесса на основе сопровождающей деятельности и пр.) обеспечивается взаимодействием этих двух систем, что делает учебный процесс прогрессивным, инновационным и ориентированным на современные тенденции развития.

About the authors

Alexander A. Beloglazov

Moscow State University of Humanities and Economics

Author for correspondence.
Email: beloglazov@inbox.ru
49 Losinoostrovskaya St, Moscow, 107150, Russian Federation

candidate of technical sciences, associate professor, associate professor of the department of applied mathematics and informatics by the fields of the faculty of applied mathematics and informatics

Lilia B. Beloglazova

People Friendship University of Russia (RUDN University)

Email: a-abe@yandex.ru
10 Miklukho-Maklaya St, bldg. 3, Moscow, 117198, Russian Federation

candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor

Igor M. Malkov

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University

Email: im.malkov@s-vfu.ru
58 Belinskogo St, Yakutsk, 677000, Russian Federation

senior lecturer at the department of theory and methods of teaching informatics at the Institute of Mathematics and Informatics

Natalia A. Antonova

People Friendship University of Russia (RUDN University)

Email: kafedra1rki@rudn.ru
10 Miklukho-Maklaya St, bldg. 3, Moscow, 117198, Russian Federation

candidate of philology, associate professor, associate professor of the Russian language department

Liliya A. Alekseeva

People Friendship University of Russia (RUDN University)

Email: pikgass@yandex.ru
10 Miklukho-Maklaya St, bldg. 3, Moscow, 117198, Russian Federation

senior lecturer at the Russian language department

Polina A. Kopylova

People Friendship University of Russia (RUDN University)

Email: kafedra1rki@rudn.ru
10 Miklukho-Maklaya St, bldg. 3, Moscow, 117198, Russian Federation

senior lecturer at the Russian language department

Natalia V. Novoselova

People Friendship University of Russia (RUDN University)

Email: amaray70@yandex.ru
10 Miklukho-Maklaya St, bldg. 3, Moscow, 117198, Russian Federation

senior lecturer at the Russian language department

Sofya D. Pudovkina

People Friendship University of Russia (RUDN University)

Email: kafedra1rki@rudn.ru
10 Miklukho-Maklaya St, bldg. 3, Moscow, 117198, Russian Federation

teacher of the Russian language department

Irina A. Beloglazova

Automation Center, LLC

Email: irinabeloglazova@bk.ru
21 Lokomotivnyi Passage, bldg. 5, Moscow, 127238, Russian Federation

assistant translator at the Moscow Automation Center

References

  1. Azimov EG. Using МООС in teaching Russian as a foreign language (achievements and opportunities). RUDN Journal of Language Education and Translingual Practices. 2014;(4):124–129.
  2. Arkhipova ZV. Sovremennye informacionno-telekommunikacionnye sistemy kak faktor povysheniya konkurentosposobnosti vysshih uchebnyh zavedenij [Modern information and telecommunication systems as a factor of increasing the competitiveness of higher educational institutions]. Izvestiya Bajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta [Proceedings of the Baikal State University]. 2014;(1):126–130.
  3. Beloglazov AA, Beloglazova LB, Mokashov VV, Kopylova PA. Remote training as one of the methods of effective training for foreign students. RUDN Journal of Informatization in Education. 2018;15(1):38–45.
  4. Bem NA. MOOC kak trend sovremennogo onlajn-obrazovaniya [MOOC as a trend of modern online education]. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International research journal]. 2015;11(42)–4:63–64.
  5. Boitsova NN. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo vuzov kak vazhnyj komponent v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya [International cooperation of higher education institutions as an important component in the system of continuous education]. Molochnohozyajstvennyj vestnik [Molochnohozyajstvennyj vestnik]. 2012;3(7):16–21.
  6. Budlyanskaya NI, Molchan AYu. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo i eksport obrazovatel'nyh uslug v sfere vysshego obrazovaniya [International cooperation and export of educational services in the field of higher education]. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk [Actual problems of humanities and natural sciences]. 2017;(2–4):23–25.
  7. Vacyutina TL, Stahno RE. Primenenie sovremennyh informacionnyh tekhnologij v obuchenii [Application of modern information technologies in training]. Problemy sovremennoj nauki i obrazovaniya [Problems of modern science and education]. 2016; 7(49):52–54.
  8. Zavorina EG. MOOC v cifrovom marketinge obrazovatel'nyh produktov [MOOC in digital marketing of educational products]. Moskovskij ekonomicheskij zhurnal [Moscow economic journal]. 2019;(8):771–783.
  9. Egorova AYu. Formirovanie gotovnosti inostrannyh studentov k ispol'zovaniyu informacionno-kommunikacionnyh tekhnologij pri obuchenii v tekhnicheskom vuze [Formation of readiness of foreign students to use information and communication technologies when studying at a technical university]. Available from: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=27688 (accessed: 10.09.2019).
  10. Kartashova AA. Universitet kak slozhnaya samorazvivayushchayasya sistema [University as a complex self-developing system]. Vektory blagopoluchiya: ekonomika i socium [Vectors of well-being: economy and society]. 2013;2(8):131–135.
  11. Kushcheva NB, Terekhova VI. Sovremennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda v vysshem obrazovanii Rossii [Modern digital educational environment in higher education in Russia]. Problemy sovremennoj ekonomiki [Problems of modern economy]. 2018; 1(65):191–194.
  12. Rasskazova AN. Model' ocenki effektivnosti povysheniya individual'nyh kompetencij na osnove onlajn-obucheniya [Model for evaluating the effectiveness of improving individual competencies based on online training]. E-learning stakeholders and researchers summit: materials of the international conference (p. 145–160). Moscow; 2017.
  13. Ustyuzhanina EV, Evsyukova EV. Cifrovizaciya obrazovatel'noj sredy: vozmozhnosti i ugrozy [Digitalization of the educational environment: opportunities and threats]. Vestnik Rossijskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G.V. Plekhanova [Bulletin of the Russian Economic University named after G.V. Plekhanov]. 2018;1(97):3–12.
  14. Chikishev EM, Chikisheva AA. Ocenka roli uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya v social'noj adaptacii i integracii inostrannyh obuchayushchihsya v rossijskuyu sredu [Assessment of the role of higher education institutions in social adaptation and integration of foreign students in the Russian environment]. Russian Journal of Education and Psychology. 2015;8(52):408–427.
  15. Shakhman IS. Adaptaciya k usloviyam obucheniya v rossijskih vuzah kak opredelyayushchij faktor effektivnosti obrazovatel'nogo processa inostrannyh studentov [Adaptation to the conditions of study in Russian universities as a determining factor of the effectiveness of the educational process of foreign students]. Nauka i shkola [Science and School]. 2014;(4):154–158.

Statistics

Views

Abstract - 73

PDF (Russian) - 17

Cited-By


PlumX

Dimensions


Copyright (c) 2020 Beloglazov A.A., Beloglazova L.B., Malkov I.M., Antonova N.A., Alekseeva L.A., Kopylova P.A., Novoselova N.V., Pudovkina S.D., Beloglazova I.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies