Possibilities for solving the problems of social adaptation of orphants with the help of information resources

Cover Page

Abstract


The problem and the goal. Informatization and computerization of society has affected almost all types of human life, including the scope of receiving and providing services. The rarity of online shopping at the beginning of the 21st century has become something commonplace that many people face almost every day, and some of them don’t remember the last time they stood in line at the cash register. Drastic changes have affected other types of services, such as banking services, services for registration, the provision of documentation and so on. Every day, a huge number of services becomes available remotely, and users who are faced with this every day easier to adapt to new conditions. Russia is one of the countries in the list of 10 countries actively using the electronic method of providing services. One of the most used types of electronic resources are services providing services related to the payment of taxes and fines, enrollment of children in kindergarten, obtaining banking services, etc. [17]. For some people living in social isolation, it may be difficult to use the designated information resources. For example, for students in closed educational institutions, such as orphanages, boarding schools and other similar organizations. In such institutions, students for the most part of their time are isolated from society and cannot be active participants in all processes taking place in society [14]. The use of an information service that can act as an aggregator of electronic services and accompanying information to them can contribute to the information adaptation of orphans. Methodology. Consideration of the problem of information adaptation and the reasons for its occurrence in orphaned children allowed to build the necessary conditions for its solution, such as: attracting specialists with experience in helping social adaptation of orphans, development of an information service corresponding to the declared functionality, approbation of the information service to help in the information adaptation of orphans. Results. During the consideration of the problem, the topics of the information service sections were determined and their content with information content was planned. As a result, a work plan was developed, and the most pressing issues were identified. Conclusion. The developed strategy for solving the problem of information adaptation of orphans can help with further development and testing of the designated service, as well as its implementation in the work of specialists in social adaptation of orphans.


Постановка проблемы. Некоторые выпускники школ-интернатов, детских домов и других закрытых образовательных учреждений могут иметь определенные признаки социальной изоляции. Несмотря на то, что дети-сироты являются полноправными членами общества, их адаптация к новым социальным условиям протекает сложнее, чем у других. Это связанно с тем, что при переходе из одной социальной группы в другую, например, при поступлении в учебные заведения или трудоустройстве на работу, наблюдается замкнутое поведение молодых сирот, являющееся нормой в данных ситуациях: только формальное общение и только в рамках обстоятельств, возникающих в новом коллективе, сведение неформальных взаимоотношений к минимуму [11; 14]. В связи с этим у выпускников могут возникнуть проблемы, приводящие к социальной депривации, то есть снижению возможности общения с другими людьми, что может сказаться на дальнейшей жизни неблагоприятным образом. Нарушение общения также может привести к расстройству психики и развитию психических заболеваний [3; 5]. Отдельные воспитанники привязываются к сложившемуся образу жизни и таким образом создают свою зону комфорта, связанную с пребыванием в коллективе себе подобных. Выход из привычной жизни в стенах школы-интерната или детского дома нарушает привычный режим существования, но вместе с тем и расширяет круг общения. Однако выход из зоны комфорта может негативно повлиять на социальное общение [1; 8; 9]. Люди, не привыкшие к постоянно меняющейся жизни, могут потерять стабильность и уверенность в завтрашнем дне, что может также негативно повлиять на общение с внешним миром и привести к десоциализации [4]. Над проблемой социальной адаптации выпускников детских домов работают специалисты, и процесс социальной адаптации рассматривается как активное приспособление детей к жизни в обществе, а также как результат направленных действий специалистов, обеспечивающих такое приспособление. Таким образом, за показатель эффективности данного процесса принимается уровень социальной адаптации выпускников [2; 13]. Одним из ярчайших примеров социальной адаптации детей-сирот в истории педагогики является теория трудового воспитания Антона Семеновича Макаренко [7]. Основной идеей данной теории стало то, что всем обучающимся давалось не только среднее образование, но и рабочая профессия. Наивысшие результаты данной идеи были достигнуты в коммуне имени Ф.Э. Дзержинского, где, собственно, и работал А.С. Макаренко. Воспитанникам давалось среднее образование, а в остальное время они трудились на производстве со сложно техникой, где от них требовались усердие и высококачественный труд. Методы исследования. В современной практике социальная адаптация детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является востребованной темой для некоторых политических и педагогических деятелей. И если проблемы социальной адаптации решаются через успешные проекты, то вопрос информационной адаптации остается открытым. Детям-сиротам не хватает социальных навыков для самостоятельной жизни после выпуска из специализированных образовательных организаций. Не все вышеупомянутые учреждения внедряют в свою деятельность современные подходы к решению данного вопроса: у некоторых организаций либо не хватает, либо совсем нет в своем штате сотрудников, которые были бы ответственны за это. Есть организации, которые внедряют свои собственные программы по развитию навыков самостоятельной жизни у детей сирот, но их количество невелико. На практике встречается, что не все из выпускников адаптированы к жизни: выясняется, что они не знают, как оплачивать коммунальные услуги, куда идти искать работу, какие шаги нужно предпринять, чтобы правильно выбрать высшее учебное заведение или профессию, как оказывается медпомощь, куда можно обратиться за юридической помощью и т.д. Внутри детских домов часто создается отдельная субкультура детей-сирот, в данном случае это обусловлено феноменом «МЫ», предполагающим, что у воспитанников формируется понимание их общности, собственной закрытой субкультуры, объединенную обидой и невозможностью самореализации. Дети начинают идентифицировать себя друг с другом и не хотят принимать никакого участия в жизни внешнего мира [6; 12; 16]. Переход из среды, в которой не было возможности усвоить социальные нормы, в среду, где в обществе есть сложившиеся нормы и культурные ценности, - сложный процесс, требующий повторной адаптации - ресоциализации. Ресоциализация является одной из составляющих социальной адаптации [3; 10]. Отсутствие навыков информационной адаптации у детей, являющихся социальными сиротами, определяет новую проблему информационного общества, заключающуюся в отсутствии средств, помогающих социальным сиротам адаптироваться в информационном обществе. Результаты и обсуждение. Рассматривая обозначенную проблему, был предложен вариант ее решения при помощи сети Интернет. Одной из задач решения обозначенной проблемы является создание информационного пространства, которое могло бы поспособствовать самостоятельной адаптации социальных сирот в обществе. В качестве данного пространства предполагается создать онлайн-площадку, которая могла бы помочь детям-сиротам в процессе становления частью общества. Целью данного сервиса является преимущественно обезличенная помощь детям-сиротам с использованием современных интернет-технологий, основанных на концепции Web 3.0. На основе данной технологии предполагается создать высококачественный контент для пользователей, способный помочь им разобраться в трудных ситуациях или тех моментах жизнедеятельности, с которыми они ранее не сталкивались, наиболее быстрым способом. С этой целью предлагается выделить несколько основных информационных блоков, в качестве которых можно выделить следующие группы: · образование; · профориентация и трудоустройство; · экономические услуги; · здравоохранение; · транспорт и транспортные услуги; · юридические услуги; · социальная поддержка; · досуг и отдых; · дополнительные услуги; · онлайн-консультант; · форум единомышленников. Отметим примерное содержание блоков сайта. Блок «Образование». В этом разделе будут рассматриваться темы, связанные с учебными заведениями, которые могут помочь детям-сиротам разобраться с поступлением и вопросами по указанной тематике. Список тем, возможных к включению в раздел «Образование», обусловлен наиболее частыми вопросами, возникающими у абитуриентов при выборе вуза. В качестве примерных вопросов задаваемых поступающими были рассмотрены рубрики FAQ нескольких российских университетов (Высшей школы экономики, Университета информационных технологий, механики и оптики, Томского государственного университета) [15]. Одним из первых вопросов, который задает себе абитуриент - «Кем я хочу быть?». Ответом на этот вопрос может стать тема: «Как выбрать подходящий вуз». В рамках данной темы предполагается ориентирование абитуриентов из категории социальных сирот на выбор направления для обучения в высших учебных учреждениях. В данном разделе будут предложены проморолики вузов, которые согласны принять участие в данном проекте. Одно из условий участия - наличие льготных мест для детей-сирот. Основная идея этого раздела заключается в возможности показать детям, что у них есть будущее и что общество готово их принимать, тем самым помогая им адаптироваться не только в социальном плане, но и в информационном, посредством современного образования. Другой немаловажный вопрос, который задают некоторые абитуриенты - «Какие существуют условия поступления?», часто сопровождаемый вопросами о процессе поступления: «Как происходит подача документов?», «Куда подавать документы?», «В какие сроки происходит прием документов?» и многими другими, а также о предоставлении льгот. Раздел «Условия поступления» может помочь абитуриентам и уменьшить их неопределенность. Еще один из вопросов, которые могут задавать абитуриенты, - «Как сдать ЕГЭ?». Для тех, кто сдает или планирует сдавать ЕГЭ в будущем, но не знает, как и с чего начать, поможет самостоятельно разобраться с этим вопросом указанный раздел. В нем будут рассматриваться и другие вопросы, например: «Когда проходит экзамен?», «Правила сдачи экзаменов», «Ресурсы для подготовки» и т.д. «Как сдать внутренние вступительные экзамены?» - такой вопрос можно встретить у абитуриентов, которые рушили поступать в высшие учебные заведения после колледжей. В этом случае поступить в вуз можно сдав внутренние вступительные экзамены, а не ЕГЭ. В данном разделе могут рассматриваться вопросы, связанные непосредственно с этим типом поступления. Блок «Профориентация и трудоустройство». Проблемы с выбором специальности встречаются не только у детей-сирот. Каждый год выпускники школ задаются вопросами о верном избрании будущей профессии, и лишь немногие находят на них ответы. В связи с этим данный блок должен быть представлен максимально подробно. В его рамках предполагается организовать сотрудничество с работодателями, заинтересованными в социальной адаптации детей-сирот, которые будут отсортированы по разделам, соответствующим отраслям их деятельности: экономика, металлургия и др. Каждая организация может разместить свой проморолик и требования к сотрудникам. Участие организации может помочь не только в трудоустройстве детей-сирот, но в усиление имиджа самой компании. Блок «Экономические услуги». Вопросы, рассматриваемые в этом блоке, требуют пристального внимания, так как на данный момент взаимодействие с экономическими онлайн-сервисами является одной из острых проблем современного общества. В рамках этой темы можно рассмотреть следующие аспекты жизнедеятельности: как взаимодействовать с интернет-банками и как с их помощью оплачивать услуги и покупки, как не попасться мошенникам, как управлять своими финансами. Но не только взаимодействие с интернет-банкингом важно, также необходимо осветить вопросы, связанные с получением выплат и льгот. Для этого будут созданы отдельные рубрики по каждой теме, которые смогут помочь детям-сиротам при использовании того или иного сервиса, предоставляющего экономические услуги. Блок «Здравоохранение» направлен на рассмотрение сервисов, позволяющих получить здравоохранительные услуги, такие как вызов скорой помощи или дежурного врача на дом и т.д. Чтобы портал оказался полноценным и выпускники учреждений могли легко записаться на прием к врачу, данные сервисы можно внедрить в описываемую платформу. Блок «Юридические услуги». Данный блок будут освещать возможности получения юридических консультаций по наиболее частым вопросам. Помимо оказания услуг, будет создан форум, позволяющий обсудить ту или иную проблему со специалистами или другими участниками портала. Указанный сервис можно постоянно дополнять новыми разделами, а существующие должны постоянно обновляться. Стоит отдельно отметить, что данный ресурс может охватить все виды социальной жизни, в которых могут возникнуть проблемы у детей-сирот. Также данный сервис может быть интегрирован с уже существующими, например с официальным сайтом Мэра Москвы (mos.ru), на котором представлены только неполное описание некоторых услуг и возможность их заказать, а подробности процесса получения той или иной услуги отсутствуют, из-за чего могут возникнуть проблемы. К тому же многие иные сложности, с которыми сталкиваются выпускники, не затрагиваются на сайте. Заключение. Все описанные услуги предоставляются различными сервисами и организациями. Порой бывает сложно найти то или иное отделение какой-либо службы, в которую необходимо обратиться. Предложенный сервис решает эту проблему, объединяя их в себе. Стоит отметить, что рассмотренный сервис направлен не только на решение имеющихся проблем, но и на их предупреждение.

Mikhail A. Patrin

Moscow City University

Author for correspondence.
Email: PatrinMA@mgpu.ru
29 Sheremetyevskaya St., Moscow, 127521, Russian Federation

master’s student of the Institute of Digital Education, Moscow City University

Tat’yana A. Novohackaya

Moscow City University

Email: tanibato@yandex.ru
29 Sheremetyevskaya St., Moscow, 127521, Russian Federation

bachelor of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the Moscow City University

Ivan S. Grigorev

Resource Center of Universal Design and Rehabilitation Technologies of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation

Email: grigorivs@icloud.com
39 Azovskaya St., bldg. 1, Moscow, 117542, Russian Federation

specialist of the Department of Logical Analysis and Technological Support of the Resource Center of Universal Design and Rehabilitation Technologies of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation

Grigory A. Revazyan

Department of rehabilitation Industry of the Department of Development of the Industry of Socially Significant Goods of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation

Email: revazyan001@yandex.ru
10 Presnenskaya Naberezhnaya, bldg. 2, Moscow, 123317, Russian Federation

deputy head of the Rehabilitation Industry Division of the Department of Industry Development of Socially Important Goods of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation

  • Petrovskii B.V. (ed.). Bol’shaya medicinskaya enciklopediya: v 30 t. T. 29 [Great medical encyclopedia: in 30 vols. Vol. 29]. Moscow: Sovetskaya enciklopediya Publ., 1988. Pp. VII, 3, 388.
  • Divicina N.F. Social’naya rabota s det’mi gruppy riska [Social work with risk group children]. Moscow: VLADOS Publ., 2008. 351 p.
  • Zhmurov V.A. Deprivaciya social’naya [Deprivation social]. Moscow: Dzhangar Publ., 2012. 864 p.
  • Kovaleva A.I. Desocializaciya [Desocialization]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill]. 2006. No. 1. P. 187.
  • Kravchenko A.I. Desocializaciya i resocializaciya: uchebnoe posobie dlya vuzov [Desocialization and resocialization: textbook for universities]. Moscow, 2001. 178 p.
  • Leont’eva M.S. Teoreticheskie problemy socializacii i social’noj adaptacii detej-sirot [Theoretical problems of socialization and social adaptation of orphans]. Izvestiya Tul’skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki [News of Tula State University. Humanities]. 2013. No. 3–2. Pp. 149—160.
  • Makarenko A.S. Pedagogicheskaya poema [Pedagogical poem]. Moscow: ITRK Publ., 2003. 736 p.
  • Maslou A. Motivaciya i lichnost’ [Motivation and personality]. Saint Petersburg: Piter Publ., 2012. 105 p.
  • Muhina V.S. Psihologicheskaya pomoshch’ detyam, vospityvayushchimsya v uchrezhdeniyah internatnogo tipa [Psychological assistance to children brought up in institutions of residential type]. Voprosy psihologii [Questions of psychology]. 1989. No. 1. Pp. 32—39.
  • Perinskaya N.A. Resocializaciya [Resocialization]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill]. 2005. No. 4. Pp. 161—162.
  • Prihozhan A.M., Tolstyh N.N. Psihologiya sirotstva [Psychology of orphanhood]. Saint Petersburg: Piter Publ., 2005. 400 p.
  • Rubinshtejn S.L. Osnovy obshchej psihologii [Fundamentals of General psychology]. Saint Petersburg: Piter Publ., 2000. 712 p.
  • Ukaz Prezidenta RF ot 29.05.2017 № 240 “Ob ob’yavlenii v Rossijskoj Federacii Desyatiletiya detstva” [The decree of the President of the Russian Federation from 29.05.2017 No. 240 “Declaring in the Russian Federation the Decade of childhood”]. http://base.garant.ru/71684480/#friends (accessed: 20.03.2019).
  • Hryashcheva N.Yu. Osobennosti psihicheskih sostoyanij v usloviyah izolyacii [Features of mental states in isolation]. Psihicheskie sostoyaniya. Vyp. 10 [Mental states. Vol. 10]. Leningrad: LGU Publ., 1981. Pp. 83—89.
  • Chasto zadavaemye voprosy [Frequently asked questions]. https://ba.hse.ru/faq (accessed: 13.02.2019).
  • Chislennost’ detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej, vyyavlennyh v techenie odnogo goda [Number of children left without parental care identified within one year]. http://www.usynovite.ru/ statistics/2015/1/ (accessed: 18.02.2019).
  • Elektronnye gosuslugi [E-government services]. http://www.tadviser.ru/a/310868 (accessed: 20.03.2019).

Views

Abstract - 58

PDF (Russian) - 74

PlumX


Copyright (c) 2019 Patrin M.A., Novohackaya T.A., Grigorev I.S., Revazyan G.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.