Web-quest technology usage in professional self-determination

Cover Page

Abstract


The purpose of this work is to analyze the theoretical research of information technologies and experimental research among high school students and students in order to study the career orientation, the choice of priorities in the profession and the effectiveness of web-quests in career guidance. In the course of the work the following research methods were used: analysis special (scientific and methodical) literature, testing, questioning, interviewing, experiment, theoretical and practical analysis of pedagogical ideas. The professional information and practical web-quest “In the world of IT professions” was developed on the basis of the results of the conducted researches. The use of the proposed web-quest will allow young people to form an idea of the professional of IT field, the requirements imposed on a person in the profession; help to reveal approximately their personal and professional interests and tendencies, and also promote in formation of school pupils and students readiness independently and consciously to approach the solution of the professional development.


Важным этапом в жизни каждого молодого человека является выбор будущей профессии, обеспечивающей не только материальное благополучие, но и возможность реализации своих способностей, предпочтений, возможностей и желаний. Правильному выбору профессии способствует профессиональная ориентация. В этой связи тема профориентации молодежи приобретает все большую значимость. Под профессиональной ориентацией понимают комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания, выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или смену рода деятельности [8]. Профессиональное самоопределение - это процесс и результат формирования у личности отношения к себе как субъекту профессиональной деятельности [4]. Можно выделить несколько способов выбора профессии. Первый - метод «проб и ошибок», заключающийся в поиске человеком подходящей ему профессии посредством апробации себя в различных сферах деятельности, т.е. человек осуществляет поиск до тех пор, пока не найдет ту профессию, которая будет удовлетворять его материальным и духовным потребностям. Но этот путь довольно долгий и трудный, потому что на сегодняшний день имеется более сорока тысяч различных профессий и специальностей. Второй способ заключается в изучении, прежде всего, самого себя, в выявлении своих интересов и склонностей, особенностей характера и темперамента, образа мышления и т.д.; затем - знакомство с различными профессиями и требованиями, предъявляемыми этими профессиями к человеку, а также идентификация личных особенностей с этими требованиями. Значительное место в жизни современной молодежи занимают информационно-коммуникационные технологии, применяемые в различных сферах деятельности. Благодаря применению информационных технологий в повседневной жизни можно отметить ряд позитивных тенденций, наметившихся в области творчества, общения и образования [2; 3]. В связи с этим стремительно развивающаяся компьютерная техника и постоянно растущие возможности всемирной компьютерной сети Интернет являются основой и реальным ресурсом в обновлении форм и принципов профориентационной работы [6]. В данном исследовании основу профессионально-ориентационной деятельности представляет веб-квест, являющийся определенным новшеством в информационных технологиях. Лучшему усвоению знаний учащимися, как показывает анализ научной литературы и опыт профессиональной деятельности, способствует самостоятельное добывание и систематизация новой информации. Веб-квест, по сути своей, - это образовательный проект, базирующийся на поиске информации с помощью различных источников в сети Интернет, т.е. учащиеся получают не «готовые знания», а сами добывают их. Веб-квест (web - веб, сеть; quest - поиск) - представляет собой проблемное задание, которое решается на основе ресурсов и данных Интернета [1]. Разработчиком веб-квеста является профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США) Берни Додж. Термин «образовательный веб-квест» был предложен им в 1995 г. В настоящее время в педагогической науке проведен комплекс исследований по методологии и эффективности применения веб-квестов в образовательном процессе. В России наиболее часто веб-квесты используются как способ активизации учебной деятельности учащихся при изучении иностранных языков. Однако новым направлением, до недавнего времени еще не являвшимся предметом научного исследования, выступает применение технологии «веб-квест» в осуществлении профориентационной деятельности. Таким образом, научная новизна представленной разработки заключается в обосновании эффективности и действенности применения технологии «вебквест» в проведении профориентационных мероприятий, способствующих профессиональному самоопределению. Все вышеизложенное обусловило необходимость проведения исследования, состоящего из нескольких этапов: 1. этап - проведение анкетирования для анализа информации о профориентационной работе в школах; проведение социологического опроса касательно осведомленности молодежи о разновидностях IT-профессий; 2. этап - применение технологии «веб-квест» в проведении профориентации молодежи; 3. этап - подведение итогов о проделанной работе. Рассмотрим более подробно каждый из этапов. В течение нескольких месяцев проводилось анкетирование учащихся старших классов и студентов первого курса вуза, касающееся профориентационной работы в школах. В анкетировании приняли участие 152 человека. Согласно полученным данным с 45 % опрошенных никакие виды профориентационной работы не проводились, 32 % указали на то, что разговаривали о своей будущей профессии только с родителями, и лишь 23 % опрошенных беседовали о конкретной профессии непосредственно с представителем данной отрасли и бывали на встречах с представителями других профессий [5-7]. Помимо этого, требовалось выявить наиболее популярные на сегодняшний день профессии по мнению молодежи для определения уровня осведомленности молодых людей о спросе на рынке труда. В январе-феврале 2018 г. было проведено анкетирование старшеклассников, в результате которого выяснилось, что, вопреки установившемуся мнению о наибольшей популярности сегодня творческих профессий, лишь 3 % опрошенных школьников планируют свою специальностью в творческой сфере. Большая часть современных подростков настроена гораздо прагматичнее: 51 % респондентов считают профессии, связанные с экономической сферой, наиболее востребованными, 36 % - делают ставку на государственную службу. Сфера IT, которая сегодня считается, по мнению экспертов рынка труда, наиболее перспективной, привлекает только 10 % старшеклассников. При этом большая часть опрошенных среди профессий сферы IT называют только программиста. Все это подчеркивает слабую осведомленность молодежи о разнообразии и новых перспективах мира профессий. Решением данной проблемы может выступить применение технологии веб-квеста в проведении профориентационных мероприятий. В процессе опытно-экспериментального исследования был создан и апробирован профориентационный информационно-практический веб-квест «В мире IT-профессий». Техническая реализация выполнена с помощью конструктора WIX, который позволил разместить весь необходимый материал по заданной структуре. Содержательная часть Цель веб-квеста - мотивация обучающихся к необходимости выбора будущей профессии, ознакомление их с миром IT-профессий. Задачи: · выявить склонность молодых людей к профессиям сферы IT; · ознакомить обучающихся с миром IT-профессий; · мотивировать к выбору профессии с учетом собственных потребностей и возможностей; · усовершенствовать навыки работы с интернет-источниками. Целевая аудитория: старшеклассники, студенты СПО и ВО. Структурные элементы веб-квеста Главная страница. Попав на главную страницу, посетитель сайта может ознакомиться с основной информацией данного ресурса: цель квеста, участники, маршрут квеста, информация о разработчике. Нажав кнопку «Начать», посетителю будет необходимо пройти регистрацию. Инструкция участника. Пройдя регистрацию, участник сможет ознакомиться с инструкцией прохождения квеста. Маршрут квеста построен на последовательном прохождении пяти уровней (5 IT-специальностей): · web-дизайнер; · UI-дизайнер; · SMM-специалист; · технический писатель; · программист. Каждый из уровней имеет 3 последовательных этапа прохождения: · теория - просмотр видео от ведущих профессионалов отрасли; · практика - создание IT-продукции (выполняется по желанию); · игра-тест - переход на следующий уровень квеста по коду, полученному в результате ответов. Этапы веб-квеста Основные моменты каждого из этапов подробно описаны (рис. 1). После нажатия кнопки «Перейти к квесту» участник переходит на первый уровень - знакомство с профессией web-дизайнера, где изучает информацию о профессии: получает краткую характеристику специальности, просматривает видео. По желанию может выполнить два практических задания (рис. 2). Рис. 1. Основные этапы квеста Рис. 2. Практические задания к профессии «web-дизайнер» Затем участнику квеста будет предложен перечень (с указанием ссылок) онлайн-курсов по данной специальности, а также список учебных заведений (ссылка на сайт: https://www.ucheba.ru), осуществляющих подготовку специалистов данной отрасли. Далее, нажав кнопку «Продолжение квеста. Этап 2», участник перейдет на созданную с помощью Google-формы игру-тест и за правильные ответы получит баллы (рис. 3). После прохождения игры можно ознакомиться с количеством своих баллов и верных/неверных ответов. А затем, перейдя по ссылке, указанной в диалоговом окне, участник попадет на следующий уровень (UI-дизайнер). Каждый из последующих уровней имеет вышеописанную структуру этапов. На заключительной стадии прохождения квеста участник получает письмо с поздравлением о прохождении веб-квеста и пожеланиями дальнейших успехов. Данный веб-квест уже был апробирован небольшой группой старшеклассников и студентов. Все прошедшие этот квест проявили к нему большой интерес и отметили его удобство, интерактивность, занимательность и увлекательность. Помимо этого нами были рассмотрены и приняты рекомендации об усовершенствовании квеста, поступившие со стороны участников. Таким образом, профориентация молодежи - это важная составляющая подготовки будущих квалифицированных кадров в условиях общего среднего, профессионального и высшего образования. Однако анализ результатов оценки состояния разработки профориентационных мероприятий на практике свидетельствует о значительных недостатках, корректировка которых возможна с помощью применения IT-технологий, в частности проведения веб-квеста со школьниками и студентами. Верное и адресное использование данного метода способствует формированию внутренней готовности молодежи самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего профессионального развития. Рис. 3. Игра-тест На основе результатов проведенных исследований нами был разработан профориентационный информационно-практический веб-квест «В мире ITпрофессий». Применение данного веб-квеста в профориентационной деятельности позволило выявить склонность молодых людей к профессиям сферы IT, ознакомить обучающихся с миром IT-профессий, мотивировать к выбору профессии с учетом собственных потребностей и возможностей, способствовать совершенствованию навыков работы с интернет-источниками.

Yulia Mikhailovna Tsarapkina

Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy

Author for correspondence.
Email: julia_carapkina@mail.ru
49 Timiryazevskaya St., Moscow, 127550, Russian Federation

candidate of pedagogical sciences, associate professor, professor of pedagogy and psychology, Russian state agrarian university - Moscow Timiryazev agricultural academy

Elmira Yunirovna Yakubova

Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy

Email: yakubova.97@mail.ru
49 Timiryazevskaya St., Moscow, 127550, Russian Federation

3rd year student of the faculty of humanities of Russian state agrarian university - Moscow Timiryazev agricultural academy

  • Azimov E.G., Shchukin A.N. Novyj slovar’ metodicheskih terminov i ponyatij (teoriya i praktika obucheniya yazykam) [New dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of language teaching)]. M.: IKAR, 2009. 448 p.
  • Grigor’ev S.G., Grinshkun V.V. Uchebnik — shag na puti k sisteme obucheniya “Informatizacii obrazovaniya” [Textbook — a step towards the system of education informatization]. M.: ISMO RAO, 2015. 225 p.
  • Grinshkun V.V., Grigor’ev S.G. Obrazovatel’nye ehlektronnye izdaniya i resursy [Educational electronic editions and resources]. Kursk: KGU, 2013. 222 p.
  • Zemlyanskaya E.N. Innovacionnaya nachal’naya shkola: podgotovka magistrov po pedagogike v usloviyah setevogo vzaimodejstviya [Innovative primary school: training of masters in pedagogy in the conditions of network interaction]: monografiya. M.: MPGU, 2015. 250 p.
  • Lemeshko T.B., Yakubova E.Yu. Proforientacionnaya igra kak metod, sposobstvuyushchij professional’nomu samoopredeleniyu molodezhi [Career guidance game as a method of promoting professional self-determination of youth]. Professional’noe samoopredelenie molodezhi innovacionnogo regiona: problemy i perspektivy [Professional self-determination of youth innovative region: problems and prospects]: sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Krasnoyarsk, 2018. Pp. 146—148.
  • Carapkina Yu.M. Ispol’zovanie informacionnyh tekhnologij v proforientacii kak osnova professional’nogo samoopredeleniya [The use of information technologies in career counseling as a basis of professional self-determination]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Informatizacija obrazovanija [RUDN Journal of Informatization in Education]. 2017. Vol. 14. No. 4. Pp. 430—434.
  • Carapkina Yu.M. Ehlektronnoe portfolio kak osnova samorazvitiya studentov [E-portfolio as a basis of students ‘ self-development]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Informatika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Informatics and Informatization of Education series]. 2017. No. 3(41). Pp. 82—87.
  • Shapiro S.A., Samuilova E.K., Balandina O.V., Veshkurova A.B. Koncepcii upravleniya chelovecheskimi resursami [Concept of human resource management]: uchebnoe posobie. M.; Berlin: Direkt-Media, 2015. 343 p.

Views

Abstract - 137

PDF (Russian) - 78

PlumX


Copyright (c) 2018 Tsarapkina Y.M., Yakubova E.Y.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.