ON THE EFFICIENCY OF THE USE OF ONLINE LECTURES AND WEBINARS IN THE TRAINING OF PHARMACOLOGY OF FUTURE PEDIATRICS

Cover Page

Abstract


The article focuses on the fact that in the modern world information technologies are becoming increasingly important. It is important for students of all specialities in higher education institutions. In medical universities also popular online-technologies. Widely used at the moment to teach any subjects, including pharmacology, among pediatricians not only computer programs in practical classes, but also online lectures. Lectures can be done online, what opens up the opportunities for discussion and immediate clarifying of unclear moments. Online lectures are also elements of distance learning. In medical institutions of higher education for pediatricians, as innovative approaches in teaching discipline pharmacology used webinars. Webinars on some themes show, that students appear much more prepared for those themes. And the possibility of immediate clarification of unclear points, additions or discussions, comprehensively complete the learning process in the relevant practical classes. Informatization in General and innovative technologies in some areas contribute to the development of logical connections among students, expanding the learning audience.


В настоящее время новые технологии внедряются во все сферы современного общества. Они заменяют очное общение между людьми на общение через посредника - компьютерные технологии. Не стала исключением и сфера образования. С появлением новых технологий учебный процесс во всех учебных заведениях стал наиболее живым и интересным, что позволяет отметить его более высокую ступень развития [4]. На сегодняшний день в высших учебных заведениях студенты активно используют информационные онлайн методы обучения в целях получения информации, необходимой в процессе подготовки. А преподаватели, свою очередь, выступают в роли лекторов, консультантов и направляющего «вектора» [5; 7]. Студентам, особенно на начальных курсах обучения, трудно самостоятельно выделить необходимую для понимания темы информацию. В настоящий момент, активно внедряется методика подачи информации студен- там посредствам проведения, например, вебинаров, показов презентаций или аудиодокладов. Многие инновационные достижения транслируются в режиме реального времени. Это позволяет мобильно в виде дискуссии, выяснить интересующие моменты [2]. Интернет-обучение - это результат технического прогресса, представляет собой дистанционное обучение в пределах сети Интернет. В связи с этим этот способ получения информации имеет ряд достоинств [1]: · не требует физического присутствия студента в определенном месте и может проводиться в любой точке мира; · студенту предоставляется учебный материал в переработанном виде, т.е. именно то, что необходимо для подготовки по данной теме. Это значительно уменьшает время подготовки; · вопросно-ответная система обучения в режиме реального времени для разрешения спорных и неясных вопросов; Информационные учебные источники более многогранны, чем те, которые используются в традиционных методах обучения [3]. Таким образом, применение онлайн методик обучения в различных сферах преподавания дисциплин, в том числе и дисциплины фармакология позволяет осуществить более качественную подготовку специалистов [6]. Цель исследования: внедрить в образовательный процесс кафедры фармакологии онлайн методики обучения. Объект исследования: студенты 3 курса педиатрического факультета Курского государственного медицинского университета. Предмет исследования: фармакология противоаллергенных лекарственных средств, фармакология болеутоляющих средств, фармакология макролидов, фармакология противовирусных средств Методы исследования: проведение вебинаров по соответствующей тематике с последующей проверкой усвоенного материала, посредством анкетирования. Материалы исследования: результаты тестирования студентов. В исследовании принимали участие студенты четырех групп педиатрического факультета 3 курса (табл. 1). На практических занятиях по фармакологии были проведены вебинары по четырем темам: фармакология противоаллергенных лекарственных средств, фармакология болеутоляющих средств, фармакология макролидов, фармакология противовирусных средств. Каждый вебинар состоял из лекции в режиме настоящего времени и дискуссии, касательно неясных моментов. В вебинарах по соответствующим четырем темам принимали участие № 1 и 2 группы педиатров. Группы № 3 и 4 готовились к практическим занятиям самостоятельно в рамках методических рекомендаций к практическим занятиям студентов-педиатров. На соответствующих практических занятий, согласно перечисленной тематике, всем четырем группам было предложено анкетирование в режиме «вопрос-ответ». Каждая анкета включала по 10 вопросов. К каждому вопросу предлагалось выбрать один из пяти предложенных вариантов ответа. Результаты оценивались по пятибалльной системе (табл. 2). Таблица 1 Таблица 2 Количественная характеристика студентов-педиатров Схема оценки студентов-педиатров № группы Количество студентов 1 13 2 12 3 11 4 14 Количество правильных ответов Оценка 10-9 5 8-7 4 6-5 3 Менее 5 2 Результаты проведенного исследования. В исследовании принимали участие четыре группы студентов-педиатров (50 человек). Из них группы № 1 и 2 - исследуемые группы, а группы № 3 и 4 - контрольные группы. В отношении групп № 1, 2 (всего 25 человек) применялись онлайн методы обучения, а в отношении групп № 3, 4 (всего 25 человек) «классические» методы обучения. Полученные результаты наблюдения, сгруппированные по темам вебинаров (табл. 3-6), показывают, что в исследуемых группах № 1 и 2 по всем демонстрируемым темам получено положительных оценок более 50%, а в контрольных группах № 3 и 4 - менее 50%. Фармакология противоаллергенных лекарственных средств Таблица 3 № исследуемых групп Количество положительных оценок («4» и «5»), % № контрольных групп Количество положительных оценок («4» и «5»), % 1 85 3 45 2 90 4 40 Фармакология болеутоляющих средств Таблица 4 № исследуемых групп Количество положительных оценок («4» и «5»), % № контрольных групп Количество положительных оценок («4» и «5»), % 1 95 3 51 2 92 4 47 Фармакология макролидов Таблица 5 № исследуемых групп Количество положительных оценок («4» и «5»), % № контрольных групп Количество положительных оценок («4» и «5»), % 1 87 3 50 2 82 4 48 Фармакология противовирусных средств Таблица 6 № исследуемых групп Количество положительных оценок («4» и «5»), % № контрольных групп Количество положительных оценок («4» и «5»), % 1 89 3 48 2 91 4 46 Полученные в настоящем наблюдении данные позволяют сделать выводы в пользу применения информатизации в образовательном процессе и наглядно демонстрируют улучшенные показатели в подготовке к практическим занятиям исследуемых студентов, в сравнении с самоподготовкой с помощью «классической» литературы. Заключение. Информационный процесс давно стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Мультимедийные технологии широко шагнули и в мир образования. Применение технических инноваций способствует не только рациональному расходованию рабочего и учебного времени, но и значительно повышает мыслительные процессы у обучающихся. Трансляцию вебинаров в режиме настоящего времени можно внедрить при отсутствии возможности у студента в момент проведения практического занятия присутствовать лично. Достаточно только применить технологические средства, которые сейчас легкодоступны каждому студенту, предоставляя ему возможность не пропускать занятия. Как дистанционная, так и контактная технология обучения широко способствуют развитию логических умозаключений у студентов. Развивает быстроту реакций, способность общения с аудиторией. Не всегда и не каждый студент прилюдно может в свободной форме высказывать свои соображения. Инновационные подходы интересны и педагогам. В бурно развивающемся научном мире необходимо максимально быстро переходить на новый уровень научной деятельности. Находящиеся в доступе многообразные источники литературы, результаты проводимых исследований, новейшие методики и другая научная информация позволяют педагогу повысить и свой уровень информации. А инновационные методики обучения способствуют качественному и быстрому доведению информации до студентов вузов. Доступные информационные средства позволяют очень быстро вносить коррективы в ранее подготовленную педагогами информацию.

Olga Vitalievna Polyakova

Kursk state medical university

Author for correspondence.
Email: PolyakovaOV@kursksmu.net
K. Marks str., 3, Kursk, Russia, 305041

candidate of medical sciences, assistant of the department of pharmacology of Kursk state medical University

Galina Sergeevna Mal’

Kursk state medical university

Email: MalGS@kursksmu.net
K. Marks str., 3, Kursk, Russia, 305041

ctor of medicine, full professor of pharmacology department of Kursk state medical University.

Natalya Vladimirovna Boldina

Kursk state medical university

Email: BoldinaNV@kursksmu.net
K. Marks str., 3, Kursk, Russia, 305041

candidate of medical sciences, assistant of the department of pharmacology of Kursk state medical University

  • Andreev V.I. Problemy pedagogicheskogo monitoringa kachestva obrazovaniya [Problems of pedagogical monitoring of education quality]. Izvestiya Rossijskoj Akademii Nauk [Izvestiya Rossiiskoi Akademii Nauk]. 2001. No. 1. Pp. 37—42.
  • Bulygin V.G. Osnovy avtomatizacii processa obucheniya [Basis of automation of the learning process]. Joshkar-Ola: Vertikal’, 2003, 189 p.
  • Grigor’ev S.G., Grinshkun V.V., Remorenko I.M. «Umnaya auditoriya»: ot integracii tekhnologij k integracii principov [“Smart audience”: from integration of technologies to integration of principles]. Informatika i obrazovanie [Informatics and education]. 2013. No. 10 (249). Pp. 3—8.
  • Gulidov I.N. Pedagogicheskij kontrol’ i ego obespechenie [Pedagogical control and its maintenance]: uchebnoe posobie. M.: Forum, 2005. 240 p.
  • Danilov V.V. Pedagogicheskij process pod upravleniem komp’yuternoj programmy [Pedagogical process under the control of computer program]. Molodoj uchenyj [Molodoj uchenyj]. 2011. No. 8. T. 2. Pp. 104—107.
  • Platonova S.Yu. Monitoring v obespechenii ehffektivnogo upravleniya sistemoj professional’nogo obrazovaniya [Monitoring to ensure effective management of the professional education system]. Standarty i monitoring v obrazovanii [Standards and monitoring in education]. 2007. No. 1. Pp. 28— 29.
  • Ryabova N.V. Komp’yuternye tekhnologii v monitoringe professional’noj deyatel’nosti stanovleniya studentov [Computer technologies in monitoring of professional activity of formation of students]. Standarty i monitoring v obrazovanii [Standards and monitoring in education]. 2007. No. 1. Pp. 23— 27.

Views

Abstract - 2

PDF (Russian) - 0


Copyright (c) 2018 Polyakova O.V., Mal’ G.S., Boldina N.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.