Философский аспект обучения обратным задачам математической физики

Обложка

Аннотация


В статье излагаются частные вопросы обучения студентов обратным задачам математической физики. При обучении обратным задачам математической физики до понимания студентов доводятся сведения о том, что обратные задачи математической физики с философской точки зрения являются задачами определения неизвестных причин по известным следствиям, и поиски их решения обладают большим научно-познавательным потенциалом. При этом причины конкретизируются в виде неизвестных коэффициентов, правой части, начальных условий математической модели обратных задач, а в качестве следствий выступают функционалы от решения этой математической модели. В процессе обучения обратным задачам математической физики уделяется внимание философским аспектам феномена информации и выявляемых причинно-следственных связей. Подчеркивается, что в процессе логического анализа прикладного и гуманитарного характера, студенты осознают, что информация всегда оказывается связанной с фундаментальными философскими вопросами, что анализ прикладных и гуманитарных аспектов полученных результатов обратной задачи математической физики позволяет студентам сделать соответствующие логические выводы об изучаемом процессе и получить, в конечном счете, новую информацию, изучить ее свойства и осмыслить ее ценность. Философское осмысление понятия информации открывает студентам новые методологические возможности в постижении мира и помогает по-новому осмыслить уже имеющиеся в науке и философии теории, связанные с раскрытием взаимосвязи всех явлений реальности.


Виктор Семенович Корнилов

Лицо (автор) для связи с редакцией.
vs_kornilov@mail.ru
Московский городской педагогический университет Шереметьевская ул., 29, Москва, Россия, 127521

доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой информатизации образования Московского городского педагогического университета

  • Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Владос, 1994. 58 с.
  • Ашихмин В.Н. Введение в математическое моделирование: учеб. пособие. М.: Логос, 2015. 440 с.
  • Бидайбеков Е.Ы., Корнилов В.С., Камалова Г.Б. Обучение будущих учителей математики и информатики обратным задачам для дифференциальных уравнений // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2014. № 3 (29). С. 57-69.
  • Блехман И.М., Мышкис А.Д., Пановко Я.Г. Прикладная математика: предмет, логика, особенности подходов. М.: КомКнига, 2005. 376 с.
  • Болотова Е.А. Информация как философская категория: онтологические и гносеологические аспекты: дисс.. канд. филос. наук. Краснодар, 2005. 127 с.
  • Бухгейм А.Л. Введение в теорию обратных задач. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1988. 181 с.
  • Грекова И. Методологические особенности прикладной математики на современном этапе ее развития // Вопросы философии. 1976. № 6. С. 104-114.
  • Корнилов В.С. О междисциплинарном характере исследований причинно-следственных обратных задач // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2004. № 1 (2). С. 80-83.
  • Корнилов В.С. Некоторые обратные задачи идентификации параметров математических моделей: учеб. пособие. М.: МГПУ, 2005. 359 с.
  • Корнилов В.С. Психологические аспекты обучения студентов вузов фрактальным множествам // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2011. № 4. С. 79-82.
  • Корнилов В.С. Лабораторные занятия как форма организации обучения студентов фрактальным множествам // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2012. № 1 (23). С. 60-63.
  • Корнилов В.С. Обратные задачи в содержании обучения прикладной математике // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2014. № 2. С. 109-118.
  • Корнилов В.С. Обучение студентов обратным задачам математической физики как фактор формирования фундаментальных знаний по интегральным уравнениям / Бюллетень лаборатории математического, естественнонаучного образования и информатизации. Рецензируемый сб. науч. тр. Самара: Самарский филиал МГПУ, 2015. Т. VI. С. 251-257.
  • Корнилов В.С. Обучение студентов обратным задачам для дифференциальных уравнений как фактор формирования компетентности в области прикладной математики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2015. № 1. С. 63-72.
  • Корнилов В.С. Реализация научно-образовательного потенциала обучения студентов вузов обратным задачам для дифференциальных уравнений // Казанский педагогический журнал. 2016. № 6. С. 55-59.
  • Корнилов В.С. Базовые понятия информатики в содержании обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2016. № 1. С. 70-84.
  • Корнилов В.С. Теория и методика обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений: монография. М.: Изд-во «ОнтоПринт», 2017. 500 с.
  • Корнилов В.С. Формирование фундаментальных знаний по математическому моделированию при обучении обратным задачам для дифференциальных уравнений // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2017. № 1 (39). С. 92-99.
  • Корнилов В.С. Обучение обратным задачам для дифференциальных уравнений как фактор развития научно-познавательного потенциала студентов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2017. № 3 (41). С. 26-32.
  • Левченко И.В., Корнилов В.С., Беликов В.В. Роль информатики в подготовке специалистов по прикладной математике // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2009. № 2 (18). С. 108-112.
  • Малинецкий Г.Г. Управление риском. Риск, устойчивое развитие, синергетика. М.: Наука, 2000. 431 с.
  • Пашков Л.Т. Математические модели процессов в паровых котлах. М.: Институт компьютерных исследований, 2002. 208 с.
  • Прилепко А.И. Избранные вопросы в обратных задачах математической физики // Условно-корректные задачи математической физики и анализа. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1992. C.151-162.
  • Романов В.Г. Обратные задачи математической физики. М.: Наука, 1984. 264 с.
  • Рузавин Г.И. Методология научного познания: учеб. пособие для вузов. М.: Юнита-Дана, 2012. 287 с.
  • Самарский А.А., Вабишевич П.Н. Численные методы решения обратных задач математической физики. М.: УРСС, 2004. 478 c.
  • Тарасевич Ю.Ю. Математическое и компьютерное моделирование. Вводный курс: учеб. пособие. М.: Едиториал УРСС, 2004. 149 с.
  • Хакен Г. Информация и самоорганизация: макроскопический подход к сложным системам. М.: URSS, 2014. 317 с.
  • Чернавский Д.С. Синергетика и информация. Динамическая теория хаоса. М.: Наука, 2001. 105 с.

Просмотры

Аннотация - 66

PDF (English) - 76


© Корнилов В.С., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.