DESIGN OF ORGANIZATION AND REALIZATION OF PEDAGOGICAL VIDEO-PRACTICE WITH THE USE OF NETWORK EDUCATIONAL RESOURCE OF ORGANIZATION

Cover Page

Abstract


In article the processes proceeding at the organization and carrying out video experts which are subject to modeling are opened requirements to modeling of the organization and carrying out pedagogical video experts are formulated.The order and structure of information exchange between organizers pedagogical video experts during preparation and between its participants are stated during. Development of pourochny planning for the period of passing pedagogical video experts according to the training program, thematic and pourochny planning of the teacher of basic school is discussed. Modeling of the organization and carrying out pedagogical video experts with use of a network educational resource of the organization is analyzed. Requirements to process of modeling of the organization and carrying out pedagogical video experts decide on use of a network educational resource of the organization and development of model.


Моделирование организации и проведения педагогической видео-практики с использованием сетевого образовательного ресурса организации предполагает имитацию: прохождения информации между учреждениями (вуз, базовая школа), задействованными в организации и проведении видео-практики; работы должностных лиц, организовывающих и контролирующих педагогическую видеопрактику (должностные лица деканата вуза, методического отдела, кафедры, школы), основных видов деятельности участников педагогической видео-практики (преподаватели вуза, студенты, учителя базовой школы); работы сетевого образовательного ресурса; работы информационной системы, обеспечивающей проведение педагогической видео-практики (см., например, работу [8]). По результатам моделирования оцениваются: порядок и структура информационного обмена между организаторами педагогической видео-практики в период подготовки и между ее участниками в ходе проведения; пропускная способность информационной системы по обеспечению проведения педагогической видео-практики; способность реализации функций контроля и обучения студентов в режиме онлайн на примере проведения «Пробного урока и занятия» в формате видео-практики; возможность реализации в педагогической видео-практики основных видов деятельности студентов - составление индивидуального календарного плана выполнения заданий педагогической практики; изучение школьной учебно-материальной базы, обеспечивающей процесс обучения информатике; обеспечение изучения содержания и структуры школьной документации; на примере «Открытого урока и занятия»: изучение структуры педагогической деятельности учителя, классного коллектива, его психолого-педагогической характеристики и интеллектуального уровня, способов реализации учителем образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения; изучение и анализ учебного плана, учебных программ и школьных учебников по информатике; определение стиля общения учителя с учащимися, направления изготовления наглядных и демонстрационных пособий; разработка поурочного планирования на время прохождения педагогической видео-практики в соответствии с учебной программой, тематическим и поурочным планированием учителя базовой школы; контроль (наблюдение) за использованием студентом (учителем) методов обучения на различных этапах проведения педагогической видео-практики; контроль и оказание помощи при определении студентом видов домашних учебных заданий и степени самостоятельности школьников в их выполнении; оказание помощи студентам в подготовке раздаточного материала, разработки контрольных заданий; участие студента в анализе не менее 10 «Открытых уроков и занятий»; участие студента в проведении и анализе не менее 10 «Пробных уроков и занятий» однокурсников; подготовка и проведение студентом не менее 10 «Пробных уроков и занятий», два из которых служат зачетными уроками. Моделирование организации и проведения педагогической видео-практики с использованием сетевого образовательного ресурса организации предполагает создание согласованного комплекса структурно-логических, аналитических и расчетных зависимостей, отражающих динамику информационного обеспечения между всеми участниками педагогической видео-практики, задействованными в ее организации: администрация вуза, учебное учреждение прохождения педагогической практики (школа), кафедра, педагог ведущий дисциплины, студенты, орган отвечающий за техническое обеспечение проведения педагогической видео-практики (см., например, работы [2; 4; 7]). Исходя из этого, моделирование процесса организации педагогической видео-практики должно быть представлено как совокупность элементов и взаимосвязей, отражающих динамику функционирования системы исследуемого процесса как комплекса работ, выполняемых задействованными должностными лицами и студентами при организации педагогической видео-практики, а также порядок прохождения информации, «наложенной» на данный процесс (функциональная и информационная составляющая). Таким образом, объем процесса организации педагогической видеопрактики, которым должно быть охвачено моделирование - это многовариантное поле структуры в алгоритмическом описании процесса. Порядок организации педагогической видео-практики определяется как совокупность способа действий лиц, принимающих в ней участие, а также матрицы структуры системы, выражающей сеть связей между этими лицами (см., например, работы [1; 3; 5; 6]). Если способ действий элементов системы будет постоянным, то изменение матрицы структуры системы повлечет за собой изменение закона функционирования системы, а преобразование порядка организации педагогической практики приведет к изменению порядка ее функционирования, что, в свою очередь, должно привести к преобразованию элементов системы. Данный вывод является базисом для определения требований к процессу моделирования организации и проведения педагогической видео-практики с использованием сетевого образовательного ресурса организации и разработки модели. Проектируемая модель должна: разрабатываться на принципах системного подхода - учитывать уже имеющийся опыт в организации и проведении педагогической практики; организационно входить в иерархическую структуру информационной системы вуза, базовой школы и отражать структурные и функциональные зависимости должностных лиц, задействованных в организации и проведении педагогической видео-практики, а также возможности технических средств коммуникации; отражать существующие структурно-функциональные и информационные отношения и связи между вузом и базовой школой, между студентом, проводящим «Пробный урок и занятие», и другими участниками проведения педагогической видео-практики; быть основана на единой информационной базе организации и проведения педагогической видео-практики, основу которой должен составлять сетевой образовательный ресурс организации; обладать способностью обеспечивать реализацию существующих и разработку методов организации и проведения педагогической видео-практики за счет совершенства информационного обмена; быть пригодной для непосредственного диалогового режима работы; быть наглядной и в описании использовать общепринятые категории без лишней формализации представленных результатов моделирования; моделировать процесс организации и проведения педагогической видео-практики в соответствии с пространственно-временной динамикой ее подготовки в диалоговом режиме; соответствовать минимальным затратам времени на проведение расчетов и доведение их результатов; обеспечивать выработку вариантов организации и проведения педагогической видео-практики в зависимости от ввода новых объектов моделирования и количества информации; быть построенной по модульному (блочному) типу; иметь структуру, соответствующую моделируемым процессам и учитывающей уже реализуемый процесс проведения педагогической практики. Таким образом, исходя из раскрытых требований к модели, можно сделать вывод, что при моделировании организации и проведения педагогической видеопрактики наиболее важной функцией при оценке всего процесса будет информационная функция, реализуемая информационной системой. Информационная функция из всего перечня функций - определяющая, ввиду того, что для реализации повышения уровня компетенций студентов, проходящих педагогическую практику, именно получение информации о ходе проведения «Пробного урока и занятия» в режиме онлайн, без присутствия сторонних участников педагогической практики в классе ее проведения дает возможность максимально раскрыть студенту-преподавателю свои возможности по организации и проведению образовательного и воспитательного процесса в классе, ученикам - не отвлекать свое внимание на «присутствующих удаленно» других участниках педагогической видео-практики, преподавателю совместно со студентами-наблюдателями вести обучающий процесс на основе разбора «Пробного урока и занятия» в режиме реального времени, а также после окончания «пробного урока и занятия» провести со студентом-учителем разбор на основе полученного видео-материала.

K M Korneev

New Petrovsky high comprehensive school

Author for correspondence.
Email: reverant_08@mail.ru
Polevaja str., 7, selo Novopetrovskoe, Istrinskij rajon, Moscow region, Russia, 143570

teacher of NewPetrovsky high educational school of the selо «Novopetrovskoe» of the Istra district of the Moscow region

  • Beljaev M.I., Vymjatnin V.M., Grigor’ev S.G., Grinshkun V.V., Demkin V.P., Zimin A.M., Krasnova G.A. i dr. Osnovy koncepcii sozdanija obrazovatel’nyh jelektronnyh izdanij (OJeI) [Bases of the concept of creation of the educational electronic editions (EEE)] // Osnovnye napravlenija razvitija jelektronnyh obrazovatel’nyh izdanij i resursov [Main directions of development of electronic educational editions and resources]: sb. nauchn. rabot. M., 2002. Pp. 24—50.
  • Grigoriev S.G., Grinshkun V.V. Celi, soderzhanie i osobennosti podgotovki pedagogov v oblasti informatizacii obrazovanija v magistrature pedagogicheskogo vuza [The purposes, contents and features of training of teachers in the field of informatization of education in a magistracy of pedagogical higher education institution] // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija «Informatika i informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Moscow city pedagogical university. “Informatics and Informatization of Education” series]. 2013. No. 1 (25). Pp. 10—18.
  • Kuznetsov A.A., Grigoriev S.G., Grinshkun V.V. Obrazovatel’nye jelektronnye izdanija i resursy: metodicheskoe posobie [Educational electronic editions and resources]. M.: Drofa, 2009. 156 p.
  • Grigoriev S.G., Grinshkun V.V. Krasnova G.A. Osnovnye principy i metodiki ispol’zovanija sistemy portalov v uchebnom processe [The basic principles and techniques of use of system of portals in educational process] // Internet-portaly: soderzhanie i tehnologii [the Internet portals: contents and technologies]. Vol. 2: Sb. nauch. tr. M.: Prosveshhenie, 2004. Pp. 56—84.
  • Grigoriev S.G., Grinshkun V.V. Celi, soderzhanie i osobennosti podgotovki pedagogov v oblasti informatizacii obrazovanija v magistrature pedagogicheskogo vuza [The purposes, contents and features of training of teachers in the field of informatization of education in a magistracy of pedagogical higher education institution] // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija «Informatika i informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Moscow city pedagogical university. “Informatics and Informatization of Education” series]. 2013. No. 1 (25). Pp. 10—18.
  • Grigoriev S.G. Razrabotka i ispol’zovanie sredstv informatizacii v institute matematiki i informatiki [Development and use of means of informatization at institute of mathematics and information scientists] // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija «Informatika i informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Moscow city pedagogical university. “Informatics and Informatization of Education” series]. 2013. No. 2(26). Pp. 19—22.
  • Grinshkun V.V. Kachestvo informacionnyh resursov i professional’nye kachestva pedagogov. vzaimosvjaz’ i problemy [Quality of information resources and professional qualities of teachers. interrelation and problems] // Informatika i obrazovanie [Informatics and education]. 2013. No. 1 (240). Pp. 79—81.
  • Levchenko I.V., Zaslavskaja O.Ju., Dergacheva L.M. Programma i spravochno-metodicheskij material dlja pedagogicheskoj praktiki po informatike [Program and reference material for student teaching for informatics]: uchebno-metodicheskoe posobie dlja studentov pedvuzov i universitetov. M.: MGPU, 2006. 123 p.

Views

Abstract - 192

PDF (Russian) - 77

PlumX


Copyright (c) 2017 Korneev K.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.