Адаптация иностранных учащихся к условиям обучения в российском вузе: комплексный подход

Обложка

Аннотация


Целью настоящего исследования является изучение динамики процесса адаптации иностранных учащихся к условиям жизни и обучения в России. Авторы утверждают необходимость комплексного и многоаспектного анализа данного процесса, при этом подчеркивается значимость тесной связи социально-психологических проблем с этнолингвистическими особенностями испытуемых. Для исследования использовался метод анкетирования иностранных студентов - представителей разных регионов на нескольких этапах процесса адаптации в трех ее аспектах: бытовом, академическом, социокультурном. В результате анализа полученных данных были выявлены сходства и различия в протекании адаптации у представителей разных регионов, а также определены основные факторы, влияющие на продолжительность и успешность адаптационного процесса: степень близости родной культуры к российской, ее открытый/закрытый характер; коммуникабельность конкретного этнотипа; приоритет духовного/ материального в национальном менталитете; типологические особенности родного языка/ языка-посредника; степень мотивированности к учебе; интерес к культуре и традициям страны проживания (России) и др. Проведенное исследование может служить фундаментом целостной научной концепции адаптации в условиях неродной культурной и языковой среды. Его результаты могут найти практическое применение при разработке конкретных методических рекомендаций для специалистов, чья профессиональная деятельность предполагает общение с иностранными студентами - представителями разных этносов, носителями разных языков и культур.


Иван Алексеевич Пугачев

Лицо (автор) для связи с редакцией.
pugachev-ivan@mail.ru
Российский университет дружбы народов Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка Инженерной академии

Марина Борисовна Будильцева

budilceva51@bk.ru
Российский университет дружбы народов Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

кандидат филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка Инженерной академии

Ирина Юрьевна Варламова

varlamova60@mail.ru
Российский университет дружбы народов Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка Инженерной академии

  • Табацкая И.Г. Социокультурные аспекты процесса обучения иностранных студентов в российских университетах [Электронный ресурс]. URL: http://socio.tamb.ru/10.htm (дата обращения: 14.01.2018).
  • Зинковский А.В. Адаптация иностранных студентов к обучению в университетах России // Обучение иностранных студентов: состояние и перспективы. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1997. С. 37-43.
  • Иванова М.А., Титкова Н.А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов первого года обучения в вузе. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1993.
  • Пугачев И.А. Этноориентированная методика в поликультурном преподавании русского языка как иностранного: монография. М.: РУДН, 2011.
  • Боронина Л.Н., Вишневский Ю.Р., Дидковская Я.В. Адаптация первокурсников: проблемы и тенденции // Университетское управление: практика и анализ. 2001. № 4(19). С. 65-69.
  • Жерлицына Н.А. Социально-культурная адаптация африканских студентов в России (на основе опроса африканских студентов ряда российских вузов) // Африканцы в России: образование, брак, судьба. М.: ИАф РАН, 2009. С. 75-85.
  • Тарасов Е.Ф. Межкультурное общение - новая онтология анализа в общении народов мира // Этнокультурная специфика языкового сознания. М.: ИЯ РАН, 1996. С. 7-22.
  • Hall E.T. Beyond Culture. Anchor Books, 1989.
  • Сорокин Ю.А., Марковина И.Ю. Этнопсихолингвистика. М.: Наука, 1988.
  • Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур. М.: Слово/Slovo, 2008.
  • Плешакова А.Ю., Чупина В.А. Социально-культурная адаптация иностранных студентов в образовательной среде российского университета // Перспективы, организационные формы и эффективность развития сотрудничества российских и зарубежных вузов. III ежегодная международная научно-практическая конференция. Алькор Паблишерс: Технологический университет, 2015. С. 272-275.
  • Пугачев И.А. Этнокультурная адаптация иностранных учащихся к условиям жизни и обучения в России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2012. № 4. С. 21-27.
  • Нурсеитова М.Р., Целевич Т.И. Cоциокультурная адаптация иностранных студентов в образовательном процессе российского вуза (на примере Омского государственного педагогического университета) // Психолого-педагогические исследования в Сибири: сб. трудов преподавателей и студентов факультета психологии и педагогики. Омский государственный педагогический университет. Омск, 2016. С. 39-42.
  • Lewis R. The CulturalImperative, Global Trends in 21th Сеntury, Intercultural Press, Inc. WarnfordHouse,Warnford, Hamshire SO 32 3LNH, United Kingdom, 2003.
  • Hofstede G. Culture’s Consequence: Comparing Values, Behaviours, Institutions and Organizations Across Nations. SAGE Publications Inc. (USA), 2003. 596 p.
  • Триандис Г.К. Культура и социальное поведение. М.: Форум, 2011.

Просмотры

Аннотация - 34

PDF (Russian) - 25


© Пугачев И.А., Будильцева М.Б., Варламова И.Ю., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.