Речевое воздействие и речевая манипуляция (по данным ассоциативного эксперимента)

Обложка

Аннотация


Статья посвящена проблеме манипулятивного воздействия рекламных текстов на языковое сознание подростка. В работе рассматривается влияние рекламы на ассоциативное поведение испытуемых, а также на усвоение ключевых слов рекламного текста и формирование устойчивых образов сознания у подростков. Эксперимент проводился на основе корпуса современных телевизионных видеороликов. В результате мы пришли к выводу, что эффективность рекламы зависит от ряда факторов, в том числе и от канала воздействия на реципиента. Для телевизионной рекламы характерна повторяемость ключевых слов или комплекса средств, тематически связанных с ключевым словом.


Нина Викторовна Щенникова

Лицо (автор) для связи с редакцией.
ninashenn@gmail.com
Российский университет дружбы народов Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

старший преподаватель кафедры русского языка и межкультурной коммуникации факультета гуманитарных и социальных наук

Лада Никитична Анипкина

lada-i-dima@mail.ru
Российский университет дружбы народов Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации факультета гуманитарных и социальных наук

Елена Викторовна Полякова

lelya2008-72@mail.ru
Российский университет дружбы народов Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания филологического факультета

  • Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: Изд-во МГУ, 1997.
  • Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
  • Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2010.
  • Лещук Н.С. Психологические особенности восприятия рекламы подростками: дисс. … канд. психол. наук. М.: МГОУ, 2002.
  • Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2012.
  • Пирогова Ю.К. Имплицитная информация как средство коммуникативного воздействия и манипулирования. (На материале реклам и PR-сообщений) // Проблемы прикладной лингвистики / РАН. Ин-т языкозн. М., 2001. С. 209-227.
  • Щенникова Н.В. Влияние рекламных текстов на языковое сознание современного подростка (13-15 лет): Психолингвистический аспект: автореф. дисс. … канд. филол. наук. М.: МГОУ, 2016.

Просмотры

Аннотация - 26

PDF (Russian) - 20


© Щенникова Н.В., Анипкина Л.Н., Полякова Е.В., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.