The socio-economic situation in South Africa in the early 2000-ies

Cover Page

Abstract


The article describes political changes, unstable economic development and the difficult social situation in the country after the fall of the apartheid regime. South Africa’s raw materials orientation in the international division of labor and the weak development of manufacturing industries due to the narrow domestic market and lack of investment are shown. The factors that reduce economic growth rates have been identified: low investment activity in the country, declining volumes of foreign investment, a backward structure of industrial production in which extractive industries dominate, rising unemployment, low levels of education, and health care. The characteristic of the catastrophic stratification of South African society, the position of the white minority is given. The place of the country in the international division of labor is shown. Considered the main sectors of the economy of South Africa, among them: industry, agriculture, financial sector and transport network. After the abolition of the apartheid regime, South Africa retained in its foreign trade an emphasis on the export of mineral raw materials, coal and metallurgy products. Today, South Africa faces a number of serious socio-economic problems, generated both by the legacy of apartheid and by the influence of modern factors, both internal and external, that directly affect the country's economy and mutually aggravate each other. Second, a low level of education is a major socio-economic problem in South Africa. It takes a countdown from the days of apartheid, when the broad masses of a non-full population were either completely illiterate or received an education of poor quality. Thirdly, a serious problem is the glaring level of social stratification and poverty, which has been preserved since the days of apartheid.


Введение После изменения политического режима и отказа по существу от англо-саксонской системы экономическое и социальное положение в ЮАР резко ухудшилось. Снизилось участие страны в мировом хозяйстве, сократились инвестиции в отрасли хозяйства и уровень их кредитования. Резко упали производительность труда и объемы производства в промышленности и сельском хозяйстве (Емельянов, 2012). Узость внутреннего рынка, невысокие доходы населения, наличие избыточной, но низкоквалифицированной рабочей силы, сырьевая направленность отраслей хозяйства, отказ от англосаксонского правового законодательства не создают предпосылок экономического роста и возврата страны в ранг «точки роста» на африканском континенте. Обзор литературы С начала 2000-х годов страны Африки, в том числе и ЮАР, обладая значительными природными ресурсами и прежде всего минеральными, представляют все больший экономический интерес для нашей страны. Экономика, политика, социальные проблемы стран региона являются сферой исследования научных институтов и организаций, таких как Институт Африки РАН, Институт мировой экономики и международных отношений РАН, МГИМО МИД России и др. Разработке африканской проблематики посвящены работы А.А. Архангельской (Архангельская, 2012), А.Л. Емельянова (Емельянов, 2012), В.Н. Шитова (Шитов, 2010, 2017 ), В.Г. Шубина (Шубин, 2013 ) и др. Методы и подходы Внутриэкономическое и социальное положение в ЮАР, отношения страны с другими странами в начале XXI века существенно изменились. Для выявления и характеристики происшедших изменений использованы методы анализа и синтеза междисциплинарных показателей, а также методы дедукции и теоретический анализ. Основная часть К концу 1990-х годов правящая элита ЮАР взяла курс на отмену апартеида в стане. Этому послужило сдерживание интеграции ЮАР в мировое сообщество как в политической, так и в экономической сферах. Страна вышла из Британского Содружества, с 1974 г. перестала принимать участие в работе Генеральной Ассамблеи ООН. Антирасистские общественные движения в странах мира устраивали бойкоты южноафриканским товарам, введение экономических санкций со стороны США привело к запрету предоставления кредитов и инвестиций в ЮАР, экспорта высокотехнологичной продукции, отказу от закупок южноафриканского сырья (урановых руд, золота, каменного угля). Обострились социальные проблемы. За период 1980- 1994 гг. выросла безработица с 9,2 до 23 %, а по неофициальным данным, этот показатель составил более 45 %, росла преступность, отмечалось падение производительности труда. Нарастала волна национально-освободительного движения чернокожего населения, часто принимавшая формы террора. Все это дестабилизировало внутриполитическую и экономическую обстановку в стране. Поэтому правительство белого меньшинства взяло курс на отмену режима апартеида и демократизацию южноафриканского общества, что, по мнению правящей элиты, позволило бы добиться отмены экономических санкций, больше интегрировать страну в мировое хозяйство, активизировать участие чернокожего и цветного населения в экономической жизни страны. Предполагалось, что отмена ограничительных барьеров в быту, передвижении, бизнесе, образовании, занятости снизит протестные настроения чернокожего населения (Емельянов, 2015). При этом белое меньшинство полагало, что, занимая командные высоты в экономике и политике страны, даже после свертывания режима апартеида и передачи значительной политической власти чернокожему населению, оно не утратит своего доминирования. В 1994 году в результате свободных выборов к власти в ЮАР пришел Африканский национальный конгресс (АНК), была принята новая конституция, что ознаменовало конец апартеида. В первые годы после смены режима страна сохранила диверсифицированную экономику. Так, в 2015 году ВВП составил 315 млрд долл. (3-е место в Африке), что почти в 3 раза больше аналогичного показателя в 1974 году1. Структура экономики страны соответствовала структуре развитых стран. Например, доля сферы услуг составила 69 %, доля сельского хозяйства - 2 %, доля промышленности - 29 %. Ведущей материальной отраслью хозяйства оставалась промышленность, в структуре которой на долю добывающих отраслей приходилось 8 % ВВП (в 1980-е годы в среднем около 14 % ВВП), на отрасли обрабатывающей промышленности - 13 % ВВП. Основными отраслями промышленности являлись горнодобывающая, металлургия, тяжелое машиностроение, нефтепереработка, производство минеральных удобрений, текстильная и пищевая. В соответствии с государственной программой была создана автомобильная промышленность, ориентированная на экспорт, при участии иностранных инвесторов Ford, Toyota, Nissan, General Motors, Fiat, MAN, Volkswagen. Вместе с тем наметились кризисные явления в электроэнергетике. Если в 1994 году ее мощности были избыточны на 20 %, то к началу 2000-х годов с ростом потребления электроэнергии как в промышленности, так и в коммунальном хозяйстве ее мощности увеличились недостаточно, что привело к падению производства на 2 % в этот период. Производство электроэнергии в ЮАР составляет 4,5 млрд. кВт·ч, а по ее потреблению страна находится на 15-м месте в мире. Основой электроэнергетики являются тепловые станции, которые генерируют 84 % всей электроэнергии, в том числе 7 % атомной. Государственная компания Eskom производит 95 % электроэнергии страны. В топливно-энергетическом балансе доминирует уголь, поэтому компания уделяет внимание развитию альтернативной электроэнергетики. Планируется строительство генерирующих мощностей с использованием солнечной и ветровой энергии, энергии приливов и отливов, а также строительство 6 ядерных реакторов. Интерес к этому атомному проекту проявил «Росатом». 1 Statistics by the CIA. URL: https://www.cia.gov/library/publications/resources/the-worldfactbook/geos/sf.html (дата обращения: 12.02.2019). Что касается продукции электротехнической, электронной, авиационной промышленности, производства удобрений, то они ориентированы на экспорт в страны африканского региона, так как качество продукции не отвечает уровню рынков развитых стран. В конце 1990-х годов были сделаны попытки развить экспортно ориентированные производства в текстильной и швейной промышленности, куда было вложено около 900 млн долл. Но эти попытки не оправдались. Получила успешное развитие целлюлозно-бумажная промышленность, которая в 2015 году вышла на внешние рынки. Удерживают свои позиции в производстве и экспорте винодельческая, сахарная и плодоконсервная отрасли. Развитие сельского хозяйства ЮАР шло преимущественно по «европейскому» пути. Именно европейцы заложили основу аграрного сектора вследствие собственного уровня развития и отсутствия «конкуренции» со стороны местных племен. Сложилась фермерская система хозяйства. В отрасли занято 4 % населения, немногим более 10 % территории страны пригодны для возделывания сельхозкультур. Особенностями агроклиматических ресурсов являются малое количество осадков, ограниченность поверхностных вод, обилие соли в почве. В стране всего 12 млн га плодородных земель. Республика - лидер африканского региона по производству сельскохозяйственной продукции, полностью обеспечивает себя продовольствием и является одним из ведущих мировых экспортеров сельскохозяйственной продукции. ЮАР - лидер в производстве главной зерновой культуры Африки - кукурузы (23,5 % регионального производства), занимает 2-е место по производству пшеницы - 21 % регионального производства, единственный в регионе производитель ржи, а также производит 12 % редкого для Африки ячменя. При этом достаточно слабо развито производство традиционных для Африки зерновых культур - сорго, просо, не распространено производство клубнеплодовых - ямса, батата, маниоки. Абсолютным лидером ЮАР является по производству фруктов (яблок, груш, персиков, нектаринов) и винограда. Ведущие позиции страна занимает по производству цитрусовых - грейпфрутов, лимонов, а также травяного чая (rooibos tea). Страна является лидером в производстве продукции животноводства. По производству мяса говядины на долю ЮАР приходится 20 %, свинины - 25 %, бройлеров - 53 %. Страна занимает 4-е место в мире по настригу шерсти и производит 50 % мирового мохера. Республика занимает лидирующие позиции в регионе в морском рыболовстве. Крушение апартеида и приход к власти черного большинства сделали фермеров почти беззащитными. Несправедливо лишенные политических прав и возможностей, чернокожие жители ЮАР искренне считают, что белые украли у них землю, и теперь пытаются «вернуть свое». Работать эти люди на белых фермеров все чаще отказываются, учащаются случаи насилия, убийства фермеров, поджога их имущества и разграбления самих ферм (в первом десятилетии ХХI века число подобных случаев увеличивалось почти трехкратно каждый год). При этом правительство негласно поддерживает эти преступления. В итоге число фермеров уменьшилось с 1994 года в 9 раз, что немедленно привело к падению производства, замене многих сельскохозяйственных продуктов иностранными аналогами. Сфера услуг представляет собой динамично развивающийся сектор экономики ЮАР. Особо выделяются финансовая сфера (крупная биржа в Йоханнесбурге, четыре крупных банка) и туризм (с 2010-х годов стабильно занимает 1-е место в Африке южнее Сахары). В 2015 году в страну прибыло 8,9 млн туристов. Для повышения привлекательности страны для бизнеса и туризма были проведены такие крупные мероприятия, как Чемпионат мира по футболу (2010 г.), V Саммит БРИКС в Дурбане (2013), саммиты Африканского союза в 2002 (Дурбан) и 2015 (Йоханнесбург) годах. Сохранилась и развивается в ЮАР транспортная сеть. По протяженности железных дорог страна занимает 13-е место в мире и 1-е в Африке (около 21 тыс. км, из них электрифицировано 45 %), по протяженности автомобильных дорог - 10-е место в мире и 1-е в Африке (747 тыс. км, из них с твердым покрытием - 21 %). Крупнейшие морские порты - Кейптаун, Дурбан, Порт-Элизабет. В ЮАР 566 аэропортов (11-е место в мире и 1-е место в Африке), из них 144 с забетонированными взлетными полосами. ЮАР в мировой экономике После запуска процесса отмены апартеида в начале 1990-х годов ЮАР восстановила нормальные политические и экономические отношения со странами мира. Число торговых партнеров ЮАР с 1992 по 2015 год выросло с 163 до 225. Их география существенно расширилась: если в начале 1990-х годов основными торговыми партнерами были США, страны Западной Европы и Япония, то в последнее время в их число вошли такие крупные страны, как Китай и Индия. ЮАР вступила во всемирные организации - ВТО (1995 г.), G20 (1999 г.), БРИКС (2011 г.). Расширились контакты с африканскими странами: в 1994 г. ЮАР вступила в региональные интеграционные группировки - Африканский Союз и Сообщество развития юга Африки; в 2015 г. Нигерия заняла 4-е место среди партнеров ЮАР по импорту, поставляя в страну нефть и природный газ. После отмены режима апартеида ЮАР в своей внешней торговле сохранила акцент на экспорт минерального сырья, каменного угля и продукции металлургии: в 2015 г. в структуре южноафриканского экспорта главное место занимали сталь и железо (7,1 %), каменный уголь (5,7 %) и необработанная платина (4,3 %), а всего доля сырья в экспорте составляла 25,9 %, полуфабрикатов - 33,9 %. На первый взгляд, это выглядит логично, учитывая собственную богатую сырьевую базу. Ведь страна занимает 9-е место в мире по запасам каменного угля, 2-е место по запасам хромовых руд, 3-е место по запасам золота, 1-е место по запасам платины и марганцевых руд, 5-е место по запасам алмазов и урановых руд. Кроме того, в стране избыток низкоквалифицированной и дешевой рабочей силы. Однако в современном мире этот путь сопряжен с большим риском. Во-первых, мировые цены на сырье и металлы, начав падать во второй половине ХХ века, вероятно, сохранят эту тенденцию и в ХХI веке, несмотря на кратковременные их подъемы, как было в 2002-2007 годах. Именно к этому периоду относится стремительный рост ВВП ЮАР с 115,5 до 300 млрд долл. Падение цен на сырьевые товары связано с уменьшением материалои энергоемкости промышленного производства в странах мира. В целом экспорт ЮАР упал с 107,9 до 69,6 млрд. долл.2 Поскольку внутренний рынок сырья в ЮАР невелик, по мере снижения спроса падают и объемы производства в добывающей промышленности. Например, в 2015 году добыча угля и золота снижались. Во-вторых, недостаточное развитие высокотехнологичного машиностроения и химической промышленности приводит ЮАР к зависимости от импорта этих товаров. В 2015 году машины и оборудование составили 37 % импорта. Высокотехнологичные товары имеют существенно большую добавленную стоимость, чем сырье, поэтому в условиях снижения цен на сырье торговый баланс ЮАР после отмены апартеида был отрицательным. В условиях узости внутреннего рынка вследствие невысоких доходов населения и сырьевой экспортной ориентации отраслей хозяйства экономический рост был весьма нестабилен. ВВП в период 1995-2002 годов снизился с 155 до 115,5 млрд долл. В период 2011-2015 годов также отмечалось падение ВВП с 416,4 до 314,5 млрд долл., а в национальной валюте годовой прирост ВВП в эти годы упал с 3,3 до 1,63 %3. Одной из важнейших причин отмены апартеида была нехватка поступлений прямых иностранных инвестиций в южноафриканскую экономику изза санкций. К началу 2000-х годов их объем возрос в силу богатых сырьевых ресурсов ЮАР, дешевой рабочей силы и невысоких налогов, сниженных правительством, и в 2015 году составил 125 млрд долл., то есть около 40 % ВВП страны. Это отразилось прежде всего на таких отраслях производства, как автомобилестроение и добывающая промышленность. В то же время их не хватает для проведения геологоразведки и разработки новых месторождений, например, разведка марганцевых руд ведется не в полную силу именно из-за недостатка инвестиций в этой отрасли. Электроэнергетика ЮАР не может обеспечить потребности страны из-за недостатка средств для расширения производства. Слабое развитие высокотехнологичных отраслей промышленности сдерживается недостатком инвестиций в них. В целом в реальный сектор экономики поступает лишь около половины всех инвестиций, так как инвестиции в основной капитал составляют 20,1 % ВВП ЮАР, а остальное уходит в сферу финансов. Причин, по которым инвесторы не рискуют вкладывать свои средства в реальный сектор экономики ЮАР, несколько. Например, по сравнению с Пакистаном, Индонезией, Нигерией и некоторыми другими развивающимися странами здесь выше доля малоквалифицированной рабочей силы, относительно небольшой объем внутреннего рынка и большие риски на рынках стран Африки, куда идет значительная часть южноафриканской продукции. Стоит отметить, что после отмены апартеида южноафриканский капитал начал активную экспансию на мировые рынки и в первую очередь в страны тропической Африки. Инвестиции ЮАР в экономики зарубежных стран в 2016 г. оцениваются в 168,2 млрд долл. Чаще всего южноафриканские инве- 2 Statistics by the CIA. URL: https://www.cia.gov/library/publications/resources/the-worldfactbook/geos/sf.html (дата обращения 12.02.2019). 3 Там же. сторы вкладываются в добывающую промышленность Ганы, Мали, Намибии, Танзании и в инфраструктуру Зимбабве и Мозамбика. Социально-экономические проблемы ЮАР В период своего демократического развития ЮАР столкнулась с рядом серьезных социально-экономических проблем, порожденных как наследием апартеида, так и влиянием современных факторов (внутренних и внешних.) Эти проблемы напрямую воздействуют на экономику страны и, более того, взаимно усугубляют друг друга. Основной социально-экономической проблемой ЮАР, безусловно, является ставшая хронической безработица, особенно среди чернокожего населения (в 2009 г. при общей доле безработных в 24 % доля безработных среди черных составила около 30 %, а в целом черные составляют порядка 90 % безработных). С 1985 года по настоящее время она никогда не опускалась ниже 15 %, а в 2015 году этот показатель составил 25,4 %4. Демократизация и включение ЮАР в мировой рынок сначала улучшили положение на рынке труда, благодаря притоку иностранных инвестиций и отмене ограничений для черных и цветных, но затем безработица снова начала расти и ныне составляет порядка 30 %. В ходе демократизации южноафриканского общества развилось мощное профсоюзное движение среди черных и цветных, которое способствовало повышению оплаты труда членам профсоюзов, а бизнес был вынужден уменьшить количество рабочих мест (Шитов, 2016). Ведущие отрасли южноафриканской экономики, в прошлом требовавшие большого количества малоквалифицированной рабочей силы, в настоящее время, благодаря автоматизации, нуждаются в меньшем количестве рабочих, а такие трудоемкие отрасли, как текстильная и швейная не получают развития из-за конкуренции с развивающимися странами Азии, где рабочая сила дешевле и квалифицированнее. Спады производства в вышеуказанных отраслях еще больше усугубляют безработицу. Кроме того, низкий уровень образования большинства населения ЮАР мешает им в трудоустройстве. Хроническая безработица отстраняет от участия в экономике миллионы трудоспособных людей, ведет к нищете, высокому уровню преступности и огромным расходам государства на социальное обеспечение, Другой крупной социально-экономической проблемой ЮАР является низкий уровень образования. Она берет отсчет со времен апартеида, когда широкие массы неполноправного населения либо вовсе были неграмотными, либо получали образование плохого качества. Благодаря развернутой в начале 1990-х годах реформе образования, направленной на распространение грамотности и образованности среди темнокожего населения, в 2015 году грамотными были уже 94 % населения, но качество образования по-прежнему остается низким. Так, лишь 15 % выпускников школ поступают в вузы. В период 1994 - начала 2000-х годов около 2 млн квалифицированных рабочих покинули страну и уехали работать преимущественно в развитые англоязычные страны. Следует отметить и значительную эмиграцию белых юж- 4 2015 World Development Indicators. Table 2.5. Washington: The World Bank, 2015. ноафриканцев в этот период - более 1 млн человек покинули страну, а именно они составляли основную часть высококвалифицированных специалистов5. Следующая серьезная проблема - вопиющий уровень социального расслоения и нищеты, сохранившийся со времен апартеида. Коэффициент Джини в этой стране составляет 0,625, что является одним из самых высоких показателей имущественного расслоения в мире. За чертой бедности проживает 36 % населения ЮАР. Надо признать, что расширение экономических и социальных возможностей для черных и цветных привело к вхождению представителей этих расовых групп в средний класс. Но после отмены апартеида появились белые, живущие за чертой бедности, их численность составляет 500 тыс. человек. Ситуация усугубляется тем, что в государственные организации белым дорога напрочь закрыта, за исключением очень востребованных специальностей, например, инженеров, электриков, медиков. Статус дискриминируемых по цвету кожи белые получили постепенно с отменой апартеида и проведением политики «экономической реабилитации» чернокожего населения, которая заключалась в намеренном увеличении чернокожего населения в любой сфере занятости и в сокращении сотрудников с белым цветом кожи. Это - закрепленная законом практика. Пока что белое меньшинство по-прежнему удерживает мощные позиции в контроле над экономикой ЮАР. Особенно ярко это проявляется в земельном вопросе: 70 % земли в стране принадлежит белым, несмотря на земельную реформу по перераспределению земли, провозглашенную АНК в начале 1990-х годов. Но и здесь проявляются негативные явления. Фермерство в ЮАР создает порядка 60 тыс. рабочих мест и обеспечивает страну продовольствием. Но именно фермеры в настоящее время подвергаются наиболее частым грабежам и физическому насилию вплоть до убийства. Причина - «промывание мозгов» правительством. Если фермерство в стране будет уничтожено (как в Зимбабве), то экономика ЮАР придет в упадок. Нищета и безработица - благодатная почва для социальной напряженности. Наиболее ярко она проявляется в высоком уровне преступности в ЮАР. Число убийств на 10 тыс. населения в 2015 году составило 32 человека (в среднем около 50 человек в день). Некоторые виды преступлений носят социально-расовый подтекст, например, нападения на сельскохозяйственные фермы и убийства их белых хозяев. Социальная напряженность проявляется также и в забастовочной активности профсоюзов. Однако нынешняя социальная напряженность не идет ни в какое сравнение с ситуацией конца 1980-х - начала 1990-х годов, когда в ЮАР имели место вооруженные столкновения между властями и различными экстремистскими группировками, а число убийств на 10 тыс. населения превышало 75 человек. Неблагоприятна для экономики ЮАР и ситуация со здравоохранением. Его низкий уровень для неполноправного населения в годы апартеида привел в 1990-е годы к вспышке эпидемии ВИЧ-инфекции, которая длится и по сей день. Это повлекло за собой падение средней ожидаемой продолжительности жизни с 62 лет в 1992 году до 51 года в 2005 году. В 2015 году этот 5 Мировая экономика и международные экономические отношения / под ред. А.С. Булатова. М.: КНОРУС, 2017. С. 625. показатель составил 63 года, однако около 7 млн южноафриканцев (в основном черных) по-прежнему ВИЧ-инфицированы. Также в ЮАР высок риск заболевания кишечными инфекциями, тифом, гепатитом. Правительство реализует государственные программы по обеспечению сельской местности, заселенной в основном темнокожими, санитарными удобствами и электричеством. Хотя до успеха далеко - в 2015 году санитарными удобствами были обеспечены 66,4 % населения. В целом расходы на здравоохранение составляют 9 % ВВП, но здравоохранение ЮАР сталкивается с острой нехваткой врачей (в 2015 году 0,78 на 1000 населения), что во многом вызвано эмиграцией белых специалистов. В заключение следует сказать, что демократизация южноафриканского общества позволила ЮАР глубже интегрироваться в мировой рынок, получить иностранные инвестиции и самой вести экономическую экспансию в странах тропической Африки, став региональной державой как в военнополитическом, так и в экономическом смысле. Однако объективная конъюнктура мирового рынка оставляет за ЮАР положение сырьевого придатка развитых и ведущих развивающихся стран. Гораздо труднее обстоят дела со внутренней социально-экономической ситуацией. Прогресс в этой области, несомненно, есть. Например, формирование среднего класса выходцами из ранее неполноправных слоев населения, но он весьма ограничен. Недостаточны пока успехи в образовании, здравоохранении, создании новых рабочих мест, борьбе с преступностью. Как итог, социальная напряженность хотя и не доходит до точки взрыва, но сохраняет высокий уровень. Заключение В заключение следует отметить следующее. Проведение политики правящим режимом, направленной на сдерживание интеграции страны в мировое сообщество, привело к сокращению предоставления кредитов и инвестиций, запрету ввоза в страну высокотехнологичной продукции и вывоза из страны значительной части сырьевой продукции. Темпы экономического развития упали до 2 %. Резко ухудшилось положение белых фермеров. Правительство негласно поддерживает тенденцию вытеснения их с земли, что привело к уменьшению их числа в 9 раз с конца 1990-х годов и в результате - к падению сельскохозяйственного производства. Обострились социальные проблемы. Так, уровень безработицы приближается к 25 %, растет преступность. В стране низкий уровень образования и, как следствие, низкий уровень квалификации трудовых ресурсов.

Irina B Mitrofanova

Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation

Author for correspondence.
Email: mitrofanovaib@mail.ru
76 Vernadskogo prospect, Moscow, 119454, Russian Federation

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of World Economy Department

Vladimir L Liozner

School No. 1948 “Linguist-M”

Email: liozner@mail.ru
64 Novocheremushkinskaya St., bldg. 2, Moscow, 117420, Russian Federation

teacher of geography, School No. 1948 “Linguist-M”.

  • Arkhangel'skaya A.A. (2012). Vneshnyaya politika demokraticheskoy YUAR [Foreign policy of democratic South Africa]. Moscow, Institut Afriki RAN Publ. 264 p. (In Russ.)
  • Kosukhin N.D. (2009). Politika razvitiya Afriki [Politics of African development]. Moscow, RUDN University. 394 p. (In Russ.)
  • Robinson D., Atsemoglu D. (2016). Pochemu odni strany bogatye, a drugiye bednye. Proiskhozhdeniye vlasti, protsvetaniya i bednosti [Why are some countries rich and others poor. The origin of power, prosperity and poverty]. Moscow, AST Publ. 693 p. (In Russ.)
  • Shitov V.N. (2010). Faktory i tendentsii v stranakh Afriki k yugu ot Sakhary [Factors and trends in sub-Saharan Africa]. Moscow, MGIMO-University Publishing Agency. 148 p. (In Russ.)
  • Shitov V.N. (2017). Ekonomicheskoye prostranstvo ekvatorial'noy Afriki [Economic space of Equatorial Africa]. Moscow, MGIMO-University Publishing Agency. 127 p. (In Russ.) Shubin V.G. (2013). Goryachaya “kholodnaya voyna”: afrikanskiy yug (1960–1990) [The hot “cold war”: African South (1960–1990).]. Moscow, Institut afrikanskikh issledovaniy Publ. 368 p. (In Russ.)
  • Statistics by the CIA. Retrieved from https://www.cia.gov/library/publications/resources/theworld-factbook/geos/sf.html
  • Yemel'yanov A.L. (2012). Postkolonial'naya istoriya Afriki k yugu ot Sakhary [Postcolonial history of Africa South of the Sahara]. Moscow, MGIMO-University Publishing Agency. 492 p. (In Russ.)
  • Yemel'yanov A.L. (2015). Imitatsiya demokratii: afrikanskaya versiya [Imitation democracy: African version]. Novaya i sovremennaya istoriya, (5), 104–124. (In Russ.)
  • Yemel'yanov A.L. (2017). Sotsialisticheskaya oriyentatsiya v Afrike: istoricheskiy opyt [Socialist orientation in Africa: a historical experience]. Novaya i sovremennaya istoriya, (1), 100–108. (In Russ.)

Views

Abstract - 42

PDF (Russian) - 23

PlumX


Copyright (c) 2019 Mitrofanova I.B., Liozner V.L.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.