EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES IN BELARUS:TRENDS AND DIRECTIONS OF STREAMS

Cover Page

Abstract


The article discusses some types of student migration and methodological approaches to its study. As well as analyzed the global trends of educational migration and the development of this process in the Republic of Belarus in the period 1999-2014. In addition, identified the main participants involved in exchange and the factors contributing to the involvement of academic migrants in the Republic of Belarus.


Введение Одной из характерных тенденций развития современной системы образования является стремительный рост студенческой миграции. На протяжении всего ХХ века масштабы академической мобильности и учебной миграции во всем мире постоянно возрастали. Но именно на рубеже ХХ и ХXI веков этот вид мобильности становится массовым глобальным явлением. Республика Беларусь наглядно демонстрирует возрастающую студенческую мобильность: наблюдается рост как входящей, так и исходящей учебной миграции. С 2005 по 2014 годы в Беларуси получили образование более 100 тыс. иностранных студентов. Понятия «образовательная / учебная миграция», «академическая мобильность». Виды студенческой миграции В международной практике учета миграции перемещения студентов и стажеров выделяют в самостоятельную категорию, поскольку эта миграция выполняет вполне определенную социальную функцию, связанную с интернационализацией образования и развитием высокопрофессиональных ресурсов, представляющих, по сути, интеллектуальный глобальный капитал общества (Рязанцев С.В., Ткаченко М.Ф., 2010). ЮНЕСКО определяет категорию иностранных студентов как лиц, допущенных для прохождения конкретной программы обучения в учреждениях высшей школы страны, гражданами которой они не являются. Эта миграция классифицируется как временная, ограниченная периодом времени, необходимым для прохождения учебного курса. Такие мигранты, как правило, получают специальные студенческие (не иммиграционные) визы, которые часто предусматривают право въезда с сопровождающими членами семьи и ограниченные возможности трудоустройства (Рязанцев С.В., Ткаченко М.Ф., 2010). В рамках международной образовательной миграции выделяют долгосрочную и краткосрочную формы. Под долгосрочной формой обучения понимают переезд за рубеж в целях получения образования по полному циклу одного или нескольких уровней высшего образования. Такая форма образовательной миграции предполагает получение соответствующего диплома или степени (отсюда и англоязычное наименование degree mobility). Именно эта форма образовательной миграции наиболее массова в современном мире. Нередко эту форму мобильности еще называют «вертикальной». Краткосрочная или академическая мобильность предполагает временное обучение в зарубежном высшем учебном заведении в течение, как правило, одногодвух семестров. Эта форма мобильности называется кредитной (credit mobility). К этому типу мобильности относится временный переезд студентов, преподавателей, исследователей и академических администраторов в другие страны. Краткосрочную мобильность часто называют «горизонтальной». Однако выезд за рубеж для получения диплома может рассматриваться и в качестве академической мобильности, но только в случае, если он осуществляется на основе международного договора. Статья 121 Кодекса об образовании Республики Беларусь дает определение академической мобильности. Ее ключевой признак - временное пребывание за рубежом с обязательным возвращением. Для реализации академической мобильности должен быть заключен договор, который может быть межвузовским, межведомственным, межправительственным, либо договором под обучение студента или аспиранта 1 . Методика исследования и источники статистической информации Анализ текущей ситуации и прогнозирование тенденций в области образовательной миграции затрудняются недостаточной эффективностью современных методик статистической оценки миграционных потоков. Л. Леденева отмечает проблему отсутствия достоверной информации о различных категориях населения, выезжающего на учебу, вызванную тем, что часто студенты обучаются не полный академический год, участвуют в программах обмена, и поэтому их численность может не отражаться в статистике обучающихся исходя из правил определенного университета страны-реципиента (Леденева Л.И., 2009). Среди факторов, снижающих точность знаний об образовательной миграции, следует выделить: - несовпадение дат и периодов подсчета количества иностранных студентов и слушателей за определенный период в различных странах; - различия в принципах подсчета студентов, обучающихся в вузах разной формы собственности; - нехватку сведений о деятельности негосударственных организаций и центров, работающих на рынке международных образовательных услуг. Для сбора полной информации о международной студенческой миграции все принимающие страны подают данные о количестве принятых студентов, указывая пол и страну происхождения. Затем данные обобщаются, подсчитывается количество выбывших и прибывших студентов для каждой страны. Однако фактическое количество лиц, участвующих в международной студенческой миграции, как правило, гораздо выше, так как многие студенты учатся за границей не полный академический год, или участвуют в программах обмена, которые не требуют регистрации. Страна происхождения студента может быть определена несколькими различными способами. Например, на основе места жительства, гражданства или страны, в которой были получены определенные образовательные квалификации. ЮНЕСКО, ОЭСР и Евростат договорились, что для измерения международной мобильности в области образования, страной происхождения студента считается та страна, в которой он получил прежнее образование. Если страны не имеют возможности представить данные в соответствии с этим требованием, то за страну происхождения принимается страна постоянного места жительства или, в крайнем случае, страна гражданства. ОЭСР а также Евростат в качестве международных студентов учитывают лишь тех студентов, которые пересекли границу страны своего происхождения в целях получения высшего образования сроком на полный учебный год или более (так называемая «кредитная мобильность» не учитывается). Для оценки объемов международной студенческой миграции ЮНЕСКО использует следующие показатели мобильности. 1. Въездная миграция (входящий поток): - количество прибывших студентов; - коэффициент въездной мобильности: отношение числа въехавших студентов к общему числу студентов принимающей страны. 2. Выездная миграция (исходящий поток): - количество выехавших студентов; - коэффициент выездной мобильности: отношение числа выехавших студентов к общему числу студентов отдающей страны; - общий (валовый) коэффициент выезда - количество выехавших студентов по отношению к общему числу населения страны в возрасте третичного образования. 3. Сальдо образовательной миграции: разница между числом въехавших и выехавших студентов (как правило, в международной статистике для расчета показателя нетто-миграции студентов принимается разность численности иностранных студентов в данной стране и студентов из данной страны за рубежом на конкретный год). Таким образом, учет мобильных студентов затруднен, однако принимаются меры, направленные на реализацию возможностей анализа студенческих миграционных потоков и выявления основных тенденций. Образовательная миграция в современном мире С 1965 по 2010 годы количество иностранных студентов выросло с 0,8 до 4,1 млн, что составляет 1,8% от общего числа учащихся высших учебных заведений. В настоящее время их прирост составляет около 100 тыс. человек в год (рис. 1). Согласно прогнозам ЮНЕСКО, к 2025 году количество иностранных студентов достигнет 7,5 млн. С 1965 по 2010 годы количество иностранных студентов выросло с 0,8 до 4,1 млн, что составляет 1,8% от общего числа учащихся высших учебных заведений. В настоящее время их прирост составляет около 100 тыс. человек в год (рис. 1). Рис. 1. Динамика численности иностранных студентов в мире в 1975-2010 годы (Fig. 1. Dynamics of the number of foreign students in the world in 1975-2010) Источник: Институт статистики ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. URL: http://uis.unesco.org/ (дата обращения: 24.11.2016). Страны довольно сильно различаются по масштабам студенческой мобильности. Так, в 2013 году на шесть стран, которые принимали иностранных студентов, приходилась практически половина мобильных студентов: США (19%), Великобритания (10%), Австралия (6%), Франция (6%), Германия (5%) и Российская Федерация (3%). Наибольшее количество иностранных студентов приезжает на учебу в другие страны из Китая (712,2 тыс. человек), Индии (181,9 тыс. человек), Германии (119,1 тыс. человек), Республики Кореи (116,9 тыс. человек) и Франции (84,1 тыс. человек). Есть также и страны, которые имеют большее количество студентов, обучающихся за границей, чем у себя дома: Андорра, Бермудские острова, Люксембург, Монсеррат, Сан-Марино, Сейшельские острова. Доля иностранных студентов, как правило, выше на более высоких ступенях высшего образования. В среднем по странам ОЭСР 24% студентов докторантуры и аспирантуры - иностранные. Важную роль в активизации студенческой мобильности в Европе сыграл Болонский процесс, в котором академическая мобильность была определена в качестве одной из шести целей. В 2012 году в Бухаресте была принята «Стратегия развития мобильности в ЕПВО до 2020 года». Этот документ подтвердил значение мобильности как одной из важнейших задач Болонского процесса. Особое внимание было обращено на баланс входящей и исходящей мобильности, противодействие «утечки мозгов». В частности, было предложено создавать стипендиальные программы, поощряющие возвращение студентов получивших образование в других странах, стимулировать граждан ЕС преподавать и проводить исследования в развивающихся странах. Таким образом, основные тенденции международной учебной миграции и мирового рынка образовательных услуг следующие: стремительной рост объемов студенческой миграции; опережение роста численности иностранных студентов, получающих высшее образование по сравнению с ростом численности всех студентов в мире; сосредоточение половины всех иностранных студентов в мире в 5 странах; появление новых участников в сфере высшего образования, увеличение доли иностранных студентов из стран Азии и Западной Европы (Алексеева Е.Н., 2012). Рынок образовательных услуг в Беларуси Отличительной чертой развития национальной системы образования Беларуси, как и других стран Европы в эпоху глобализации, является интенсивно расширяющееся международное сотрудничество высших учебных заведений и, как следствие, - рост студенческой миграции и академической мобильности студентов, преподавателей, ученых, административных работников. Наблюдается рост, как входящей, так и исходящей мобильности. По данным ЮНЕСКО, в 2014 году в Беларусь на обучение прибыло 14 924 студента (по данным Белстата - 14 796). По сравнению с предыдущим годом число прибывших студентов выросло на 9%. В последнее время значительно расширилась география стран происхождения учебных мигрантов. В республику едут учиться из 117 стран мира (ЮНЕСКО). Главным образом из Центральной Азии, Центральной и Восточной Европы, Восточной Азии. В 2014-2015 учебном году 55% иностранных студентов были представлены выходцами из Туркменистана, 14% - из России, 10% - из Китая (рис. 2). При этом доля выходцев из Центральной Азии стремительно растет. Этот рост обусловлен в основном за счет студентов из Туркменистана. Увеличилось количество иностранных студентов из Восточной Азии и Африки. Рис. 2. Структура иностранных студентов (по стране происхождения), прибывших на обучение в Беларусь в 2013 году, % (Fig. 2. The structure of foreign students (by country of origin) who arrived for training in Belarus in 2013, %) Источник: Институт статистики ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. URL: http://uis.unesco.org/ Соотношение цены и качества белорусского образования является сегодня привлекательным для потенциальных студентов из ряда стран, в первую очередь СНГ и Азии. Стоимость обучения на самых престижных факультетах не превышает 3000-4000 долл. США в год. Однако указанное конкурентное преимущество не является исключительным достоянием Республики Беларусь: конкурентами Беларуси в данной ценовой нише являются вузы Украины и России, которые также стремятся выйти на международный рынок образовательных услуг. Следует отметить, политика Беларуси направлена на увеличение числа иностранных студентов. Это связано с рядом причин: 1. Вступление Беларуси в Болонский процесс. 2. Снижение наполняемости белорусских ВУЗов из-за сокращения в настоящее время численности молодежи в возрастной группе 16-29 лет. 3. Финансовая прибыль, получаемая при обучении иностранных студентов. 4. Налаживание межгосударственных связей. Также Беларусь заинтересована трудоустраивать высококвалифицированных иностранных студентов. Целевой группой, как правило, являются русскоговорящие студенты и студенты из стран СНГ, так как они легче интегрируются в белорусское общество, обладая общими для постсоветского пространства культурными особенностями. Заключение Экспорт образовательных услуг имеет для страны экономический эффект: вопервых экономию на детском периоде жизни будущих абитуриентов; во-вторых, доход от продажи образовательных услуг; и, наконец, в-третьих, приобретение молодого, уже интегрированного в принимающий социум и должным образом подготовленного нового члена общества. Учебная миграция в целом способствует развитию и укреплению политических, экономических, культурных, научно-технических контактов Республики Беларусь со странами-поставщиками студенческих мигрантов. Учебные мигранты не только приносят финансовую прибыль, но и способствуют укреплению позитивного образа Беларуси в мире.

L E Tihonova

Belarusian State University

Author for correspondence.
Email: tihonovale@mail.ru
Nezavisimosti Ave., 4, Minsk, Republic of Belarus, 220030

Doctor of Economics, Professor, Professor of Department of International management, Belarusian State University, Minsk (Belarus)

L V Fokeeva

Belarusian State University

Email: fokeeva@tut.by
Nezavisimosti Ave., 4, Minsk, Republic of Belarus, 220030

PhD (Geography), Associate Professor of the Department of international tourism, Faculty of international relations, Belarusian State University, Minsk (Belarus)

N A Kormilchik

Belarusian State University

Email: natasha_kormilchik@mail.ru
Nezavisimosti Ave., 4, Minsk, Republic of Belarus, 220030

Student of the Faculty of Geography, Belarusian State University, Minsk (Belarus)

  • Alekseeva E.N. Osobennosti i perspektivy obrazovatel’noj migracii v ehpohu global’nyh transformacij // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18: Sociologiya i politologiya. 2012. № 4. S. 113—136. (In Russ).
  • UNESCO Institute of Statistics http://uis.unesco.org/ (In Russ).
  • Itogovye dokumenty Buharestskih forumov. Buharestskoe kommyunike. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.bsu.by/Cache/Page/172223.pdf (In Russ).
  • Kodeks Respubliki Belarus› ob obrazovanii ot 13 yanvarya 2011 g. № 243-Z. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://etalonline.by/?type=text&regnum=Hk1100243#load_text_none_1_ (In Russ).
  • Ledeneva L.I. Rossijskih studentov za rubezhom nikto tochno ne schitaet // Demoskop Weekly. 2009. № 387—388. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.demoscope.ru/weekly/2009/0387/tema01.php (In Russ).
  • Ryazancev S.V., Tkachenko M.F. Mirovoj rynok truda i mezhdunarodnaya migraciya: ucheb. posobie. M.: Izd-vo «Ekonomika», 2010. S. 303. (In Russ).
  • Sozdanie obshcheevropejskogo prostranstva vysshego obrazovaniya. Kommyunike Konferencii Ministrov, otvetstvennyh za Vysshee obrazovanie, v Berline 19 sentyabrya 2003 g. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.bsu.by/Cache/Page/172293.pdf (In Russ).
  • Statistical Tables Introduction. UNESCO Institute for Statistics. Access mode: http://en.unesco.org/gem-report/sites/gem-report/files/Intro_full_1.pdf

Views

Abstract - 1571

PDF (Russian) - 197


Copyright (c) 2017 Tihonova L.E., Fokeeva L.V., Kormilchik N.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.