INFLUENCE ECOLOGICALLY UNFAVORABLE ENVIRONMENTAL HEALTH YOUNGER GENERATION

  • Authors: Ladnova G.G., Kurochitscaya M.G., Silyutina V.V., Frolova N.V.
  • Issue: No 4 (2016)
  • Pages: 105-108
  • Section: Articles
  • URL: http://journals.rudn.ru/ecology/article/view/14486
  • Retraction date: 15.10.2018
  • Retraction reasons description:

    Reason for retraction: very significant amount of duplication in later material; incorrect repetition of the results of a previously published study; the contribution of the “new” authors is unclear, since the content of the material of the new article is not significantly expanded

Abstract


The results of studies on the influence of ecologically unfavorable environment on the health of school children aged 7-14 years. A correlation was established between the health and the state of malnutrition, lack of sleep, stay in the fresh air and physical activity. Displaying equity risk factors involved in reducing the indicators of health of schoolboys.

В последние десятилетия после промышленного спада производства 90-х годов вновь обострились проблемы антропогенного воздействия на окружающую сре- ду, что вызывает обоснованную тревогу по поводу происходящих серьезных по- следствий для природных экосистем и здоровья большинства населения России.Многие ученые отмечают, что только за последние 5 лет общая заболеваемость детей увеличилась на 21,6%, растет число детей и подростков, имеющих хрони- ческую патологию и инвалидность по причине перенесенных заболеваний, что снижает и даже исключает возможность выбора и освоения ряда профессий [1; 2].В связи с этим одной из важнейших задач современной науки является раз- работка профилактических мероприятий, снижающих влияние экологических факторов риска на окружающую среду и здоровье населения. Однако разработка таких мероприятий не может проводиться без объективной оценки среды обита- ния, оказывающей существенное влияние на формирование здоровья, посколь- ку состояние здоровья есть результат его взаимодействия с окружающей средой [3; 4; 5].Целью исследования являлось изучение влияния экологических факторов ри- ска окружающей среды на формирование заболеваемости возрастной группы школьников 7-14 лет, проживающих в г. Орле.Для достижения поставленной цели применен комплекс современных эколо- гических, физико-химических, медико-статистических методов исследований. Оценка экологической ситуации проводилась в соответствии с методическими рекомендациями ГКСЭМ РФ №01-19/17-7 от 26.02.1996 г. «Комплексное опре- деление антропотехногенной нагрузки на водные объекты, почву, атмосферный воздух в районах селитебного освоения» в течение 5 лет (2010-2014 гг.). При ис- следовании фактического питания школьников были использованы 24-часовой метод и метод анализа частоты потребления пищи в течение недели. Исследова- ния фактического питания проводились методом анкетирования в трех школах105Вестник РУДН, серия Экология и безопасность жизнедеятельности, 2016, № 4города 2 раза в год в течение весеннего и осеннего периода с 2013 по 2014 гг. Группы наблюдения были сформированы в школах, которые располагались в разных районах города. Состояние здоровья школьников оценивали на основании их общей и впервые выявленной заболеваемости. Оценка состояния здоровья проводилась по формам текущей отчетности ЛПУ (форма № 12у). Анализ забо- леваемости проводился в соответствии с «Руководством по международной ста- тистической классификации болезней, травм и причин смертности» 10-го пере- смотра.Статистическая обработка материалов исследования проведена на ПЭВМ типа«Pentium IV» с использованием программы Microsoft Office, Excel 2007. Оценка различий сравнительных величин проводилась по t-критерию Стьюдента. Изуче- ние взаимосвязи между показателями проведено с использованием корреляци- онного анализа.Изучение особенностей экологической ситуации г. Орла на основе определе- ния комплексной техногенной нагрузки на окружающую среду показало, что приоритетным фактором, вносящим более 30% вклада в общую химическую на- грузку, является загрязнение атмосферного воздуха.Приоритетными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются выбросы автотранспорта (86,8%), объем которых ежегодно растет. В структуре выбросов в атмосферу преобладают формальдегид - 13,6%, оксид углерода - 5,5%. Величина показателя комплексного загрязнения атмосферного воздуха составляет (Катм) 2,36.Качество питьевой воды является неудовлетворительным по содержанию же-леза (1,8 ПДК). Отмечается незначительное превышение показателей мутности на 0,1 ПДК, низкое содержание фтора. Суммарный среднемноголетний ком- плексный показатель питьевой воды (Кводы) равен 2,0.Состояние почвенного покрова в городе по данным экологических обследо-ваний и лабораторных исследований удовлетворительное. Загрязнение почвы ряда территорий солями тяжелых металлов носит локальный характер (свинец - 1,3-3,2 ПДК; медь - 1,4-2,8 ПДК; цинк - 1,5-10,2 ПДК). Радиационный фон в городе формируется преимущественно за счет природных радионуклидов.Проблема оснащения образовательных учреждений современной мебелью чрезвычайно актуальна в связи с ее определяющей ролью в формировании так называемых «школьных болезней» - это нарушение осанки, сколиозы, наруше- ния органов зрения [6]. За последние 15 лет мебель приобреталась единичными комплектами, очень часто без учета роста детей, что привело к росту распростра- ненности сколиозов среди учащихся. Эколого-гигиеническая оценка учебных образовательных учреждений города показала, что треть из них не отвечает тре- бованиям (по Российской Федерации - 24,8%). Наименее благоприятной была оценка оборудования учебной мебелью в соответствии с требованиями возраст- ной эргономики, светового режима, организации питания, режима дня.Фактором риска образа жизни учащихся независимо от формы обучения яв- ляется несбалансированное питание. Здоровье может быть достигнуто и сохра- нено только при условии полного удовлетворения физиологических потребностей106Ладнова Г.Г., Курочицкая М.Г., Силютина В.В. и др. Влияние экологически неблагополучной...в энергии и пищевых веществах. Любое отклонение от так называемой формулы сбалансированного питания приводит к определенному нарушению функций организма, особенно если эти отклонения достаточно выражены и продолжи- тельны во времени. Вопросы качественного и сбалансированного питания име- ют большое значение еще и потому, что процесс усвоения пищи и превращения ее в необходимую для жизнедеятельности энергию является одним из основных механизмов взаимодействия человека с окружающей средой [6]. Выявленная нами корреляционная зависимость нарушений в здоровье от неполноценного питания (r = 0,96) это подтвердила. Кроме этого, была выявлена корреляционная зависи- мость между состоянием здоровья и недостаточными сном (r = 0,91), пребыва- нием на свежем воздухе (r = 0,89), двигательной активностью (r = 0,72).Региональные особенности состояния здоровья школьников определяются выявленными болезнями риска, которые имеют тенденцию к росту. Это болезни системы пищеварения, кровообращения, крови и кроветворных органов, врож- денные аномалии, новообразования, что подтверждается исследованиями других авторов [2; 6].При определении долевого участия рассматриваемых факторов (окружающая среда, среда обучения и образ жизни) в снижении показателей здоровья учащих- ся выявлено, что на долю факторов риска образа жизни приходится 51,8%, на факторы риска обучающей среды - 28,6%, на окружающую среду - 19,65%.В связи с вышеизложенным для решения проблем по укреплению здоровья школьников приоритетной задачей должно быть создание научно обоснованной региональной системы профилактики здоровья, включающей комплексное из- учение факторов риска окружающей и учебной среды, образа жизни с целью раз- работки профилактических мероприятий; совместной работы экологов, врачей, педагогов, родителей, администрации регионов, а также активное использование просветительской работы по формированию мотивации здорового образа жизни.

G G Ladnova

Federal State Budgetary Educational Institution of Higner Education«Orel State University named after I.S. Turgenev»

Komsomolskaya str., 95, Orel, Russia, 302026

M G Kurochitscaya

Federal State Budgetary Educational Institution of Higner Education«Orel State University named after I.S. Turgenev»

Komsomolskaya str., 95, Orel, Russia, 302026

V V Silyutina

Federal State Budgetary Educational Institution of Higner Education«Orel State University named after I.S. Turgenev»

Komsomolskaya str., 95, Orel, Russia, 302026

N V Frolova

Federal State Budgetary Educational Institution of Higner Education«Orel State University named after I.S. Turgenev»

Komsomolskaya str., 95, Orel, Russia, 302026

Views

Abstract - 830

PDF (Russian) - 1


Copyright (c) 2016 Ладнова Г.Г., Курочицкая М.Г., Силютина В.В., Фролова Н.В.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.